Образовательная игра «Лягушка-путешественница»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Игру «Лягушка-путешественница» можно использовать при изучении с детьми разных природных зон. В путешествие по природным зонам земли можно отправить любое животное.
Данная игра может быть использована педагогами ДОУ как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и самостоятельной деятельности детей.
Дидактическая игра позволяет расширить и систематизировать знания детей по теме «Природные зоны». В игровой форме дети закрепляют знания о животном мире природных зон, климатических условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
образовательная игра | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная игра «Лягушка-путешественница»
Возраст детей: 6-7 лет
Задачи игры:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о различных климатических зонах земного шара и их особенностях
2.Закрепить представления детей об условиях жизни, растениях и животных различных природных зон (тундры, пустыни, Арктики, моря, леса).
3.Устанавливать взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в природных зонах.
Развивающие:
1.Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
2. Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
1.Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Материалы и оборудование: карты с изображением разных сред обитания (тундры, пустыни, Арктики) и карточки на липучке с изображением животных и птиц обитающих в этих природных зонах. Арктика: белый медведь, морж, тюлень, полярная сова, касатка. Тундра: северный олень, лемминг, песец, россомаха, заяц-беляк. Пустыня: верблюд, лисичка феник, тушканчик, кобра, игуана.
Предварительная работа:
Чтение сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»;
Беседа о животных Арктики, их особенностях, повадках;
Беседа «Как животные приспосабливаются к зиме»;
Беседа о животных тундры;
Чтение художественной литературы о животных и растениях, обитающих в различных природных зонах;
Показ презентации «Арктика»
Воспитатель: Ребята, недавно мы прочитали сказку «Лягушка путешественница». Давайте вспомним сказку.
- Почему лягушка захотела полететь вместе с утками?
-Как утки отнеслись к её желанию?
-Какой способ путешествия придумала лягушка?
-Как чувствовала себя лягушка в полёте?
-Смогла ли лягушка попасть на юг? Почему?
-Чем заканчивается сказка?
Воспитатель: Предлагаю вам пофантазировать и придумать продолжение сказки. Давайте представим, что лягушка-путешественница не захотела оставаться жить в своем болоте, а решила отправиться искать себе новый дом. Опустились на берег утки. Рассказала им лягушка о своей мечте.
Утки предложили лягушке помощь в поиске нового дома.
Две утки взяли в клювы прутик, а лягушка ухватилась ртом за серединку и вся стая поднялась в воздух. Хотите отправиться в путешествие вместе с ней? Начинаем наше путешествие!
Перенесли утки лягушку в Арктику.
Воспитатель показывает картину с изображением Арктики. По центру прикрепляет лягушку.
Воспитатель: Встретили лягушку-путешественницу жители Арктики. Каких животных она может встретить в холодной Арктике?
Из предложенных карточек дети выбирают и называют тех животных, которых можно встретить в данной среде (белый медведь, полярная сова, морж, тюлень, косатка)
Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке с изображением жителя Арктики и рассказать от его имени лягушке, о том, как они приспособились к жизни в холодной Арктике. Воспитатель дает образец рассказа от имени белого медведя.
Воспитатель берет карточку с изображением белого медведя и прикрепляет на картину с арктическим пейзажем.
Воспитатель: Первым вышел навстречу гостье, хозяин Арктики - белый медведь.
-Здравствуй лягушка-путешественница! Я белый медведь - самый крупный хищник в мире. Живу я только на севере, в Арктике. Белая шуба помогает мне подкарауливать добычу, делает меня незаметным. На обед я больше всего люблю есть блюда из тюленей. У меня теплый густой мех и толстый слой подкожного жира, который не дает мне замерзнуть. Снизу мои лапы покрыты густой шерстью – что-то вроде шерстяных носков. Поэтому я могу ходить по снегу и по льду. Я умею хорошо плавать и могу часами находиться в ледяной воде.
Воспитатель: Есть ли у нашей гостьи такие приспособления к жизни в Арктике как у медведя? Есть ли у лягушки густой мех и подкожный жир? (Ответы и предположения детей).
Воспитатель предлагает ребенку, взявшему карточку с изображением моржа прикрепить ее рядом с белым медведем и рассказать лягушке о своей жизни в Арктике. При необходимости воспитатель дополняет ответ ребенка.
Примерный вариант ответа ребенка:
Здравствуй лягушка-путешественница! Я морж! Я очень большой и сильный. На морде у меня два клыка. При помощи этих клыков я защищаюсь от врагов, нападаю даже на белого медведя, а также пропахиваю дно, вытаскивая ракушки, осьминогов, кальмаров, которые живут в морской воде. Кожа у меня толстая, крепкая. Толстый подкожный слой жира защищает меня от холода и помогает держаться на плаву.
Воспитатель: Есть ли у лягушки такие же приспособления к жизни в Арктике как у моржа? (Ответы детей и предположения детей)
Воспитатель предлагает ребенку, взявшему карточку с изображением тюленя прикрепить ее на картину с арктическим пейзажем и рассказать о жизни этого животного в Арктике.
Примерный вариант ответа ребенка:
Здравствуй лягушка-путешественница! Я тюлень. Мое любимое блюдо рыба Я умею хорошо плавать и нырять. Вместо лап у меня ласты. Передние ласты действуют как вёсла, а задние – как руль. В снегу я выкапываю укрытия. В них я прячусь от врагов и от сильных морозов. В своем укрытии я проделываю отверстия для того чтобы дышать. Большую часть времени я провожу в воде. От холода меня защищает толстый слой подкожного жира и густой непромокаемый мех.
Воспитатель: Есть ли у лягушки такие же приспособления к жизни в Арктике как у тюленя? Сможет ли она жить в такой холодной воде?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает ребенку взявшему карточку с изображением полярной совы прикрепить ее на карточку с арктическим пейзажем и рассказать о жизни этой птицы в Арктике.
Примерный вариант ответа ребенка:
Здравствуй лягушка-путешественница! Я полярная сова. Я живу круглый год в Арктике. Мои любимые блюда - лемминги, зайцы, горностаи.
Белый цвет перьев делает меня почти не заметной на снегу. Длинные перья растут очень густо и почти закрывают клюв, а перьев на ногах так много, что они становятся похожими на валенки. Все это помогает мне переносить самые суровые морозы.
Воспитатель: Сможет ли лягушка также хорошо прятаться от врагов? Есть ли у лягушки теплое и густое оперенье?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает ребенку взявшему картинку с изображением касатки прикрепить ее на карточку с арктическим пейзажем и рассказать о ее жизни в Арктике.
Примерный вариант ответа ребенка:
Здравствуй лягушка-путешественница! Я касатка! Я сильная и крупная хищница. Охочусь рыбу, тюленей, моржей, кальмаров.
Воспитатель: Как приспособились животные Севера к сильным холодам? Почему они не замерзают? Сможет лягушка остаться жить в Арктике? (Предположения детей)
Вывод воспитателя: Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает их.
Для того, чтобы убедиться в этом воспитатель предлагает провести опыт. Воспитатель: Подойдите к столу. На столе - емкость с водой. Опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капельки с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.
Вывод воспитателя: Животные не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что они покрыты слоем жира, который и не дает намокнуть теплому меху, который греет их в холодной воде.
Воспитатель: Сможет лягушка остаться жить в Арктике? (Предположения детей)
Вывод воспитателя: У лягушки нет таких приспособлений для жизни в холодной Арктике, поэтому она не сможет жить здесь. Давайте попрощаемся с жителями Арктики: белым медведем, моржем, тюленем, полярной совой, касаткой и вместе с лягушкой-путешественницей отправимся дальше на поиски нового дома.
По такому же принципу проводится игра при изучении природных зон «Тундра», «Пустыня» и других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству «Летят перелетные птицы» по мотивам сказки М.Гаршина «Лягушка-путешественница»
Задачи нод: обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки. Продолжать учить переда...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Лягушка - путешественница»
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшей группы, направленных на развитие речевого творчества....
Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений в средней группе. Тема: «Лягушка - Путешественница"
Цель: Учить ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по длине....
Дидактическая игра/игровое пособие на развитие связной речи детей дошкольного возраста «Лягушка – путешественница
Методика использования дидактической игры/игрового пособия.Примеры дидактических игр с использование дидактического пособия...
Сценарий игры-драматизации по мотивам сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Развитие интереса к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровое действие....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками группы кратковременного пребывания ДОУ «Лягушка-Путешественница»
Конспект НОД знакомит воспитанников группы раннего возраста с наземным, воздушным, водными видами транспорта....
Музыкальное итоговое занятие «Удивительное путешествие лягушки» по мотивам сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» для детей 5-7 лет.
Музыкальное итоговое занятие «Удивительное путешествие лягушки»по мотивам сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» для ...