Песочная фантазия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Песок - уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок - лучший материал. Когда ребенок касается песка, на пляже или в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx | 26.86 КБ |
esse_o_peske_itog.docx | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 «Павушка»
143988, Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1
тел.: 8 498 785-75-75
E-mail:madou_ds22@mail.ru
Конспект по организованной образовательной деятельности
«Песочный город»
Подготовлено:
Воспитателями МАДОУ д/с № 22:
I кв. категория: Кожухова Л.В.
высшая кв. категория: Нарзыкулова Э.А.
г. Балашиха, 2019
Конспект по организованной образовательной деятельности
«Песочный город»
Цель: Формировать у детей представления о свойствах песка.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду; показать детям, что песок состоит из очень мелких частиц - зёрнышек-песчинок);
2. Развивать: а) познавательную активность детей в процессе экспериментирования; б) связную речь, мышление, внимание, наблюдательность;
3. Расширять, обогащать словарный запас детей словами песок-песчинка, конус, песочные часы, лупа; «сыпучий», «липкий».
4. Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.
5. учить детей сооружать различные постройки в песке — дома, здания, мосты; учить планировать процесс возведения постройки; учить работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Использовать следующие технологии:
- личностно-ориентированная технология - наблюдения, экспериментальная деятельность.
- здоровье сберегающая технология - физкультминутка.
Предварительная работа: Беседы по темам: «Откуда пришли к нам часы?», «Песок. Где можно найти песок?». Рассматривание фотографий с видами построек из песка. Наблюдение и игры с песком на прогулке.
Оборудование: Фотокарточки по теме «Где можно увидеть песок?», песок, стакан с водой, формочки, лупы, ключ, палочка от мороженого, трубочки для коктейлей, песочные часы, клей, кисточки, чистый лист бумаги, подносы, конверт, почтовая коробка, обручи, музыкальное сопровождение: «Шум ветра», «Пение птиц».
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель:
Здравствуй, солнце красное,
Здравствуй, утро ясное.
Здравствуй, наш песочек,
Желтенький дружочек!
-Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. На посылке написано, что эта посылка нам: «Детский сад Павушка. Старшая группа. От Незнайки.»
Посмотрим, что там? (письмо, мешочек с песком и части мозаики).
- Ребята, Незнайка нам прислал письмо, давайте я вам его прочту.
«Дорогие ребята, я решил отправиться в путешествие. Объехал много стран, и вот сейчас попал в такую страну, где много того, что я вам отправил в мешочке. Я не знаю, что это такое. Исследуйте, пожалуйста, его и отправьте мне ответ, где я нахожусь. Незнайка.»
Воспитатель: Ребята, что нам нужно сделать, чтобы помочь Незнайке? (открыть мешочек)
- Давайте откроем скорее мешочек и узнаем, что же нам отправил Незнайка. (открываю, высыпаю на плоское блюдо).
- Ребята, что это? (песок).
Воспитатель: Давайте сначала подумаем, где можно увидеть песок? Где его есть много? (на пляже, в песочнице, в пустыне). Верно. (повесить картины)
- Что же такое песок? Об этом мы узнаем и обследуем его в нашей лаборатории.
Подойдите все к первому столу.
2. Практическое экспериментирование.
Воспитатель: - И, так, мои помощники, давайте начнём изучение песка.
Опыт №1. Из чего состоит песок?
Воспитатель: - Ребята, как можем узнать из чего состоит песок? (мы должны его рассмотреть). Верно.
- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? (нам поможет лупа). Правильно.
-Давайте рассмотрим. И что вы видите? Из чего он состоит? Песок состоит из песчинок, и у песчинок разная форма.
- Давайте возьмём песок в руки. Что чувствуете? (песок сыпучий). Правильно.
Вывод: Итак, из чего состоит песок? (из песчинок). Какой он? (сыпучий).
Опыт №2. Песок сухой и мокрый.
- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)
- От чего сухой песок превращается в мокрый? (от дождя)
Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать? (налить воды). Правильно.
-А, теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту.
Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус. (дети пробуют). Получается? (да)
-А, теперь с сырым. (дети пробуют) Получается? (нет)
- Ребята, как думаете почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись).
Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.
-Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить куличики)
Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет.
Опыт № 3. Следы на песке.
- Мои помощники переходим к следующему столу. (на столе лежит палочка от мороженого, ключ и плоская ёмкость с песком.)
- Полина, возьми, пожалуйста, ключ в руку и брось его легонько в песок. Влад возьми палочку и тоже брось в песок.
- И, что же осталось на песке? (убираю предметы)
Дети: Остались следы.
Воспитатель: Правильно. Все предметы оставляют следы.
- Ребята, чем-то эти следы отличаются друг от друга или нет?
Дети: Да, от ключа след глубже?
Воспитатель: - Как вы думаете почему? (ключ тяжелее палочки) Верно.
- Ребята, а кто может оставлять следы на песке? (люди, животные, транспорт и т.д.) Правильно.
Давайте перейдём к следующему столу и рассмотрим фотографию. (на столе лежит фото песка в пустыне)
-А кто же здесь оставил узоры на песке? (ветер)
Опыт №4. Движение песка.
-Когда дует ветер, он переносит песок с одного места на другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Ещё говорят «песок движется».
Давайте и мы сейчас превратимся в ветерок и будем дуть на песок через трубочку. Легонько дуем. (дуем сперва на сухой песок, а затем на сырой).
-Какой песок нам удалось легко сдуть? (сухой)
- Почему мы не смогли сдвинуть с места сырой песок? (песчинки склеились и он стал тяжёлым). Верно.
Вывод: Песок двигается.
3. Физминутка. «Ветер»
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель: - Молодцы ребята! У нас остался ещё один эксперимент.
4. Эксперимент: Песочные часы.
- Ребята, на следующем столе есть один предмет. Посмотрите.
-Кто знает, как этот предмет называется? (песочные часы)
-Что вы знаете о песочных часах? (состоит из двух сосудов, которые соединены между собой узким каналом, через который из верхнего сосуда песок просыпается в нижний. Время зависит от того сколько песка в этих часах).
Давайте проследим, за тем, как будет песок пересыпаться.
- А теперь попробуем сделать своими руками песочные часы. Наберите песок в ладошку, и тихонько начните сыпать его. Чем больше песка в ладошке, тем дольше времени песок будет просыпаться.
-Молодцы! У всех всё получилось.
5. Подвижная игра: «Ветер»
Все дети в домиках (домики-обручи, на каждого ребёнка). Когда погода хорошая (играет музыка-пение птиц, дети гуляют, радуются, прыгают. А, как подует сильный ветер (включается музыка – шум ветра, дети прячутся в домики. Но с каждым разом домиков становится всё меньше (убираются обручи). Кто не успел забежать в домик, значит «ветер сдул». Игра проводится 3-4 раза.
-Молодцы, ребята!
-Ребята, мы исследовали песок, и очень много о нём узнали. Но, мы не нашли ещё один ответ. Что-то ещё нас попросил узнать Незнайка? Кто помнит? (попросил узнать, где он находится). Верно.
-Надо заглянуть в коробочку. Может быть я что-то пропустила. (заглядываю в коробку-посылку).
-Действительно, здесь ещё что-то есть.
6. Сюрпризный момент: «Собери мозаику».
Воспитатель: - Давайте посмотрим, что это? (раскладываю на столе).
-Ребята, это части от мозаики, его надо нам собрать. Если у нас всё получится, то мы узнаем, где находится Незнайка. (дети собирают)
- Что у нас получилось? Где находится Незнайка? (в пустыне)
- Молодцы, ребята! Нам надо поскорее эту мозаику приклеить на чистый лист бумаги, вложить в конверт и отправить ему. (письмо вкладываем в конверт).
- Я вечером отправлю письмо Незнайке.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю построить «Песочный город» Воспитатель: Из какого песка легче строить — из сухого или из влажного?
Дети: Из влажного.
Воспитатель: Какой сегодня песок в нашей песочнице? Потрогайте.
Дети: Влажный.
Воспитатель: Значит, его песчинки будут хорошо слипаться. Давайте-ка все вместе построим песочный город.
Нас сегодня ждет песочек
Чистый, свежий, золотой.
Залезай сюда, дружочек:
Хочешь рой, а хочешь строй.
Дети и воспитатель обсуждают, как будет выглядеть песочный город. Сначала нужно решить, где он будет располагаться — на равнине или на горе. Может быть, под горой. Конечно, сооружать город на местности, где есть возвышенности и впадины, интереснее, чем просто на ровном месте.
Все большие города строили на холмах. Москву, самый главный город нашей страны, когда-то построили на семи холмах. А наш город раскинется на горах. Пусть вот здесь будет высокая гора. Здесь — горка поменьше. Вот там можно вырыть карьер. Рядом с карьером — равнина, ровное место. Здесь можно расположить аэродром. Между горами может бежать дорога для машин. В горе нужно прорыть для нее тоннель. Самая главная башня города будет установлена на высокой горе. Между горами хорошо бы построить мост. А под мостом будто бы течет река.
Дети и воспитатель (приговаривают):
В ручейке вода струится,
В речке плещется вода.
Мы водою будем мыться,
Без воды нам никуда.
Воспитатель: Вот наш город. В городе много улиц, высокие дома, по дорогам ездят машины.
Городок наш песочный,
Ты стоишь над рекой.
Ты уютный, красивый,
Хоть не очень большой.
Воспитатель предлагает детям придумать название городу и улицам, пофантазировать, чем могут заниматься живущие в городе люди. Если бы дети могли превратиться в песочных человечков, в каком месте города им хотелось бы жить? Почему? Вечером воспитатель может предложить детям нарисовать песочный город и его жителей, а потом устроить вывеску рисунков и записать рассказы детей о своих городах.
5. Рефлексия.
-Ребята, что хотели сделать в начале занятия? Что было сложно, а что легко? Что узнали о песке? Что вы можете рассказать родителям о свойствах песка? (из чего состоит песок? какой он? (сыпучий, липкий). а какой песок бывает сыпучим? (сухой). а какой песок бывает липким? (сырой). что может делать песок с помощью ветра? (двигаться)
- Спасибо вам большое, моим помощникам. Вы молодцы!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 «Павушка»
143988, Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1
тел.: 8 498 785-75-75
E-mail:madou_ds22@mail.ru
ЭССЕ «Песочный город»
Подготовлено:
Воспитателями МАДОУ д/с № 22:
высшая кв. категория: Нарзыкулова Э.А., Кудрявцева Е.Г.
I кв. категория: Кожухова Л.В.
г. Балашиха, 2019
ЭССЕ «Песочный город»
Однажды теплым солнечным днем Незнайка решил отправиться в очередное путешествие. Он долго думал, куда бы ему отправится. И ему в этом помог глобус. Незнайка лих крутанул шар и ткнул наугад пальцем. Выбор ему очень понравился и Незнайка стал собираться в дорогу. Когда он прибыл на место, то увидел горы. «Не может быть!», ахнул Незнайка, кругом была манная крупа. «Фантастика», подумал Незнайка и отправился на прогулку по сказочным горам. Когда он шагал, под его ногами «манная каша» прогибалась под его ногами, он чувствовал, как его ноги наступают на что-то тёплое и сыпучее и оставляет за ним след. Незнайка решил потрогать эту сыпучую крупу и когда он взял ее в ладонь, она стала рассыпаться сквозь его пальцы, то тогда он понял, что она сухая и сыпучая и она может оставлять след. В этот момент повеял ветерок, и эта крупа стала развеиваться и там, где были его следы уже исчезли. Солнце светило всё сильнее и Незнайке очень захотелось пить. Когда он пил воду из бутылки, то капли падали на эту крупу. Незнайка заметил, что крупа поменяла цвет и тот участок куда попала вода уже не была сыпучей, а наоборот, она склеилась. Он понял, что из этой крупы можно что-то строить. «Эх, как жаль, что я не знаю наверняка что же это за сказочная крупа, как называется, но я точно знаю место, где мне помогут. Нужно найти ближайшее интернет-кафе и написать письмо в детский сад «Павушка». Ребята в детском саду каждый день познают что-то новое и интересное, они точно подскажут что это такое».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Песочные фантазии"
Мастер - класс для педагогов ДОУ...
песочная фантазия
Краткие сведения о песочной терапии .Основные рекомендации по работе с песком....
Отчет "Неделя песочных фантазий"
Прошла неделя песочных фантазий и мы подготовили отчет, получился очень интересный материал...
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....
Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Программа по песочной терапии, разработанная для работы в детском саду со средним и старшим возрастом....