Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Солнце, Земля и другие планеты»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия
по познавательному развитию в старшей группе
«Солнце, Земля и другие планеты»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №124
Конспект занятия
по познавательному развитию в старшей группе
«Солнце, Земля и другие планеты»
воспитатель Фомина А.И.
Калининград
2015г.
Программное содержание: сформировать у детей представление о Солнечной системе. Обогатить знания детей о нашей планете Земля. Подготовить детей к элементарному осмыслению основных географических понятий: ось Земли, глобус, орбита, атмосфера. Побуждать детей в процессе экспериментальной деятельности к творчеству. Формировать навыки речевого общения. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к планете Земля и ко всему живому.
Предварительная работа: чтение книг, в том числе детских энциклопедий, посещение планетария, наблюдение за Солнцем на улице, за вечерним небом, звёздами, Луной, рассматривание иллюстраций на тему космоса, беседы по соответствующей теме.
Оборудование и материалы: схема Солнечной системы, глобус, пластилиновый человечек, карточки «День и ночь», лампа, аудиозаписи.
Литература
- Гризик Т.И. Познаю мир. М.: Просвещение, 2004г.
- «Дошкольная педагогика» №2, 2008г. Нищева В. Цикл занятий по формированию у дошкольников первичных представлений о звёздах и планетах.
- Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М.: 2006г.
- «Обруч» №1, 2003г. Смирнова Л. Мини-планетарий.
- Фастов А.В. Астрономия в картинках. М., 2002г.
Ход занятия
Звучит музыка Грига «Утро».
В. Дети, послушайте, пожалуйста, музыкальное произведение. Что напоминает вам это произведение (какое действие)? (ответы детей) Ребята, вы заметили, какой сегодня солнечный день (если пасмурно, сказать детям, чтоб представили солнечный день)! Подставьте под солнечные лучики свои лица и ладошки. Солнце нам дарит свет и тепло. Чувствуете? Ребята, что вы знаете о Солнце? (ответы детей)
В. В какое время суток мы можем увидеть Солнце? (ответы детей)
В. В какое время года Солнце бывает на небе больше всего? (ответы детей)
В. А почему зимой мы редко видим Солнце? (ответы детей)
В. ребята, а можно ли ночью встретиться с Солнцем? (ответы детей)
В. А что мы с вами можем увидеть на чистом вечернем небе в хорошую погоду? (ответы детей)
В. Так, кто из вас может сказать, что такое Солнце? (ответы детей)
В. Ребята, на какой планете мы с вами живём? (ответы детей)
В. Чтобы лучше рассмотреть нашу Землю, давайте посмотрим на глобус. Кто мне из вас подскажет: «Что такое глобус?" (ответы детей)
В. Мы живём на планете Земля. Земля – это одна из планет Солнечной системы. Солнце постоянно вращается вокруг своей оси. Вокруг Солнца вращаются планеты – твёрдые холодные шары. Наша планетная система не случайно называется Солнечной, ведь именно Солнце является её сердцем, её основой. Планеты тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Всего вокруг Солнца вращается девять планет, девять остывших небесных тел и тысячи мелких астероидов (малых планет), множество комет. Вокруг некоторых больших планет вращаются планеты помельче – их спутники. Все они образуют Солнечную систему. В центре, которой находится Солнце. Послушайте ребята стихотворение:
Мы тему урока давайте наметим
Планеты у Солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт
Встречаем мы Землю рядом с Луной,
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер – из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Малы и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон
Вот мы и прошли планетарный закон.
В. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг Солнца. (Показ на схеме Солнечной системы) Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий, затем идёт Венера, потом наша Земля, далее вращается планета Марс, за ним великан Юпитер, далее Сатурн, Уран, Нептун и последняя планета – кроха Плутон. Солнце оказывает большое влияние на планеты. Та планета, которая ближе к Солнцу, получает больше тепла и там очень жарко. На планетах, отдалённых от Солнца, тепла, солнечных лучей поступает меньше и там холоднее.
В. Ребята, посмотрите ещё раз на изображение Солнечной системы и скажите: «Все ли планеты одинаковы по размеру?» (ответы детей)
В. Правильно, размеры планет разные, но все они значительно меньше Солнца. У каждой планеты, за исключением Меркурия и Венеры, есть свои спутники. Какой спутник есть у планеты Земля? (ответы детей)
В. Правильно, Луна является естественным спутником Земли. Чтобы лучше рассмотреть нашу планету и её спутник давайте вместе отправимся в космос. Под «космическую» музыку дети выполняют различные движения, имитирующие полёт в открытом космосе. При этом воспитатель произносит:
Мы друзей хороших в космосе нашли,
И друзьям своим мы вместе помогли
Мы парим как ласточки в небесной темноте,
Звёздами любуемся в тишине.
По окончании музыки дети садятся на стульчики.
В. Ребята, Земля единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь. А почему именно на нашей планете есть жизнь? (ответы детей) После того, как дети скажут, что на Земле есть воздух, воспитатель говорит: «Наша планета вся окружена воздухом. С высоты она кажется полностью голубой, поэтому мы и называем Землю голубой планетой». Так почему же из космоса наша планета видится голубой? (ответы детей)
В. Ребята, а как вы думаете, может ли человек жить на Луне? (ответы детей)
В. Ребята, сегодня мы рассмотрели строение Солнечной системы. Подумайте и скажите, наша Земля движется или стоит на месте? (ответы детей)
В. Как это происходит, можно представить с помощью опыта. Предложить ребёнку взять в руки маленький резиновый мяч (голуб. цвета). Другой ребёнок берёт в руки большой мяч (жёлт. цвета). Ребёнок с жёлтым мячом – Солнце, ребёнок с голубым мячом – Земля. На полу обозначить шнуром траекторию движения Земли вокруг Солнца. Предложить ребёнку с голубым мячом медленно обходить ребёнка с жёлтым мячом по шнуру, одновременно совершая оборот вокруг себя.
В. Наблюдая за Солнцем на прогулках, в чём ребята вы убедились? (ответы детей сопровождаются показом карточек «День-ночь»)
В. Сейчас мы убедимся в том, как происходит смена дня и ночи. В этом нам поможет опыт. Представьте, что лампа – это Солнце, а глобус – макет нашей планеты. Найдём на глобусе место, где мы живём, и поместим туда «человечка». Планета Земля вращается не только вокруг Солнца, она постоянно вертится вокруг своей оси (моделируем соответствующую ситуацию). Наш «человечек» оказывается то на свету, то в темноте: на ту часть глобуса, которую освещает Солнце, приходит день, на противоположную – ночь.
В. Что из этого следует? (ответы детей)
После нашего опыта, чтобы наши глазки не заболели, так как смотрели н7а яркий свет, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Солнышко с тучками в прятки играло
(закрыть, открыть глаза)
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, чёрные тучки
(глазки вправо, влево)
Лёгких – 2 штучки, (глаза вверх)
Тяжёлых – 3 штучки (глаза вниз)
Тучки попрощались, тучек не стало
(Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло.
(Широко открыть глаза).
В. Вот такая у нас с вами планета Земля. Для всех живущих на ней людей Земля – как мама. И люди должны любить и беречь Землю, как любят и берегут маму. О нашей прекрасной планете написано много стихов, вот одно из них написал В. Орлов «Дом под крышей голубою»
Словно крыша над землёю голубые небеса.
А под крышей голубою – реки, горы и леса,
Океаны, пароходы, и поляны и цветы,
Страны все, и все народы и, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом.
Под одною голубою общей крышей мы живём.
Дом под крышей голубой и просторный, и большой
Дом кружится возле Солнца, чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце осветить оно могло…
В. А сейчас ребята после нашего необычного путешествия в космос, где мы узнали много интересного, нам необходимо вернуться назад. Ребята, скажите, что именно нового мы узнали сегодня? Понравилось ли вам наше путешествие? Что особенно было интересно? (ответы детей)
В. Правильно, а сейчас давайте превратимся в облака и отправимся домой по голубому небу белыми облаками. Звучит песня «Облака» Дети выполняют движения под музыку.
В. В заключение нашего путешествия по Солнечной системе я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему: «Моя голубая планета Земля» во второй половине дня. Занятие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Солнце,Земля и другие планеты"
Конспект занятия в подготовительной группе знакомит детей с планетой Земля, её спутником _Луна и другими планетами, их расположением в Солнечной системе, с показом опыта смены дня и ночи, игр и физкул...
Игра - путешествие «В гости к Звездочету» (Солнце, Земля и другие планеты)
Конспект проведения организованной образовательной деятельности.Игра - путешествие «В гости к Звездочету» (Солнце, Земля и другие планеты)Программное содержание:- дать детям первоначальные элементарны...
по познавательному развитию в подготовительной группе «Земли Российской преданные дети, Бессмертными вы стали на планете… »
Уважаемые воспитатели, перед вами конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Земли Российской преданные дети,Бессмертными вы стали на планете… » В 2015 год...
НООД по познавательному развитию в старшей группе. «Земля — живая планета».
Тема: «Земля – живая планета».Программное содержание.1. Уточнить представление детей о Солнечной системе: о Земле (на Земле есть жизнь – растения,...
Конспект на ООД по познавательному развитию в подготовительной группе ""Мы все- жители планеты Земля"
Обобщение и систематизация знаний и представлений детей о планете Земля....
«Солнце, Земля и другие планеты» презентация
laquo;Солнце, Земля и другие планеты» презентация...
НОД в старшей группе «Солнце, Земля и другие планеты»
НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Солнце, Земля и другие планеты»ссылка: https://www.maam.ru/detskijsad/nod-solnce-zemlja-i-drugie-planety.html...