Игра - путешествие «В гости к Звездочету» (Солнце, Земля и другие планеты)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект проведения организованной образовательной деятельности.
Игра - путешествие «В гости к Звездочету» (Солнце, Земля и другие планеты)
Программное содержание:
- дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы (Каждая планета вращается по своей орбите. Орбита это путь планеты вокруг Солнца);
- дать представление об уникальности Земли (На ней есть воздух (атмосфера), много воды, достаточно тепла и света, поэтому на Земле есть жизнь – существуют разные растения, животные и много людей.);
- подвести к пониманию необходимости беречь и любить Землю, а также всех, кто не ней живет.
Оборудование (материалы ):
Схематическое изображение Солнечной системы, глобус, теллурий, модели с изображением Солнца и планет Солнечной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_zvezdochetu_konspekt.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация задач образовательной области «Познание»
Конспект проведения организованной образовательной деятельности.
Игра - путешествие «В гости к Звездочету»
(Солнце, Земля и другие планеты)
Конспект составили:
Старший воспитатель Волкова О.Н.
Воспитатель Косолапова Е.Г.
Программное содержание:
- дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы (Каждая планета вращается по своей орбите. Орбита это путь планеты вокруг Солнца);
- дать представление об уникальности Земли (На ней есть воздух (атмосфера), много воды, достаточно тепла и света, поэтому на Земле есть жизнь – существуют разные растения, животные и много людей.);
- подвести к пониманию необходимости беречь и любить Землю, а также всех, кто не ней живет.
Оборудование (материалы ):
Схематическое изображение Солнечной системы, глобус, теллурий, модели с изображением Солнца и планет Солнечной системы.
Звучит мелодия из к/фильма «красная Шапочка» (песенка Звездочета).
Выходит Звездочет. Он в задумчивости расхаживает по залу и что-то бормочет. «О, простите, мои юные друзья, я так увлекся, что совсем не заметил вас. Дело в том, что мой друг звездочет прислал мне удивительно сложную загадку, над которой я размышляю уже второй день. Может быть вы мне поможете разгадать ее?» (Ответы детей).
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
(Ответы детей)
Звездочет: - Как вы догадались, что это Солнце? (Ответы детей)
Звездочет: - А что такое Солнце? (Это раскаленный шар, звезда, только очень большая, которая посылает во все стороны огромное количество тепла и света).
Звездочет: - В какое время суток мы можем увидеть Солнце? (Утром, днем, в светлое время суток).
Звездочет: - А где же Солнце бывает ночью? (Ночью Солнце освещает на другой стороне планеты).
Звездочет: - А что мы с вами можем увидеть на чистом вечернем небе в хорошую погоду? (Звезды, Луну).
Звездочет: - Верно, я как Звездочет, люблю наблюдать за ними с помощью этого прибора. А вы, ребята, знаете, как он называется? (Телескоп). (Предложить посмотреть в телескоп).
Звездочет: - Почему мы не видим звезды в светлое время суток? Куда они исчезают? (Звезды и Луна не исчезают с неба никогда, мы не видим их днем, потому что солнечный свет намного ярче звездного. Ведь Солнце находиться к нам намного ближе, чем остальные звезды).
Звездочет: - Вы абсолютно правы, мои юные астрономы. Да, да именно астрономы. Ведь именно так сейчас называют тех, кто изучает звезды. Ведь именно поэтому вы здесь. Правда? А раньше астрономов называли Звездочетами.
Звездочет: - Вы правы. Солнце – это очень-очень большая звезда, которая находиться далеко от нас, огромный горячий шар. Оно посылает во все стороны большое количество тепла и света. Это самая близкая звезда, но не единственная звезда на небе. Посмотрите на карту звездного неба (показывает карту звездного неба). Видите как много звезд на нем. Но самая яркая звезда – это Солнце. Потому что другие звезды находятся от нас еще дальше, чем Солнце.
(фото звездного неба)
Опыт с фонариком:
Звездочет: - У меня в руках современное изобретение – электрический фонарик. Какой свет у фонарика – яркий или тусклый? (Ответы детей).
Звездочет: - Свет яркий, вам даже хочется зажмуриться. А теперь отойдите подальше, в самый конец зала и посмотрите, какой свет будет от вашего фонарика. (Свет стал почти невиден).
Вывод: Вот так и света звезд не видно днем, потому что солнечный свет очень яркий.
Звездочет: – Что нужно иметь, чтобы смотреть на солнце? Смотреть на Солнце без специальных приборов нельзя. Чтобы защитить глаза от яркого солнечного света, люди надевают солнцезащитные очки.
Звездочет: - Что ж, Солнце – это прекрасная звезда, которая дарит нам свой свет и тепло. Благодаря ей на нашей планете появилась жизнью. А как называется планета на которой мы живем? (Земля).
(фото Солнечной системы)
Звездочет: - Да, мы живем на Земле. Земля – это одна из планет Солнечной системы. Вы удивлены? Сейчас я все объясню. Слушайте и смотрите. Вокруг Солнца против часовой стрелки вращаются планеты – твердые, холодные шары. (Показать на часах движение против часовой стрелки). Они тоже огромные, но гораздо меньше Солнца. Всего вокруг Солнца вращается 8 планет-гигантов, тысячи малых планет-карликов, астероидов и много комет. Еще совсем недавно считалось, что этих планет 9. Но несколько лет назад, ученые-астрономы признали планету – Плутон планетой карликом, т.е. одной из тысячи малых планет.
Мы тему беседы давайте наметим:
Планеты у Солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит свой хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной,
И огненный Марс, что кружит над Землей.
За ними Юпитер – из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние две едва различимы,
Малы и холодны, но их отличим мы.
Уран, и Нептун в телескоп еле виден нам он
Вот мы и прошли планетарный закон.
(Дети подходят к схеме, иллюстрировавшую Солнечную систему).
Звездочет: - Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг Солнца (Показать на схеме) в виде круга или овала. Все они образуют солнечную систему, в центре которой, находиться Солнце.
Игра «Найди свое место в солнечной системе»:
- Представьте на минуту, что вы планеты солнечной системы. У каждого из вас в руках изображение планеты солнечной системы. На полу нарисованы орбиты планет солнечной системы. У каждой орбиты указан свой номер, такой же номер имеет изображение планеты, которую вы держите в руках. Вашей планете нужно найти свое место на орбите.
- В центре солнечной системы находится Солнце. (Воспитатель предлагает детям, символизирующим Солнце занять свое место).
- Планеты по местам. (Дети занимают свое место на орбите выстроившись в одну линию).
- Прежде чем начать движение, напоминаю, что вращаются планеты не как попало, а так, словно катаются по одной тарелочке. Причем все они кружатся в одну сторону. Если смотреть со стороны Северного полюса, то против часовой стрелки.
- ВНИМАНИЕ! Начинаем вращение. (Звучит космическая музыка).
- Остановились. Но напоминаю вам, что движение планет не останавливается никогда. А теперь верните планеты на свои орбиты (на плакат).
- Покажите, третью по счету планету от Солнца. Как она называется? (Это планета Земля)
(Дети садятся)
(фото Земля – голубой шар)
Звездочет: - Посмотрите на экран, вы узнаете эту планету? (Ответы детей)
Звездочет: - Эту фотографию сделали космонавты из космоса, именно такой они увидели Землю из иллюминаторов своих космических кораблей.
Звучит космическая музыка. (Звездочет подходит к телескопу, смотрит в него).
Звездочет: - Мои юные друзья, я вижу….. нет, не может быть. Это настоящее чудо! К нам стремительно приближается космический объект.
Звучит музыка «Маленький принц» исп. Валерия
Появляется мальчик в костюме Маленького принца
Звездочет: - Кто ты, милое дитя?
Маленький принц: - Меня зовут Маленький принц.
Звездочет: - Откуда ты?
Маленький принц: - Я живу на очень маленькой, и очень красивой планете. Но мне ужасно не хватает друзей. Вот я и отправился в путешествие. Может быть, на какой-нибудь далекой планете я найду себе друзей, а кроме того, в путешествии узнаешь много нового. Я успел побывать на 6 планетах и хотел уже вернуться домой. Но на одной из планет очень серьезный ученый сказал мне: «Посети планету Земля, у нее неплохая ре-пу-та-ци-я!» Очень сложное и непонятное слово.
Звездочет: - Маленький принц, репутация – это значит мнение. У нас на самом деле удивительная планета. И в этом ты скоро сам убедишься. А еще, я уверен, что на Земле ты обязательно найдешь себе много друзей. Правда ребята? (Ответы детей).
Маленький принц: - Как здорово! Я с удовольствием останусь с вами.
Звездочет: - Что ж, замечательно. Садись вместе с ребятами и ты узнаешь много нового и интересного о нашей планете. Ребята, и ты Маленький принц, посмотрите еще раз, как прекрасна наша Земля!
Маленький принц: - Действительно, я заметил это из космоса. Такой сверкающий голубой шар!
Звездочет: - Верно. А как вы думаете, почему Земля на фотографии сделанной из космоса голубого цвета? (Ответы детей)
(фото Земля – голубой шар)
Звездочет: - Вам было трудно догадаться. Я вам подскажу. Голубой наша планета кажется из-за атмосферы, т.е. воздуха который ее окружает. Белоснежные полюса Земли (Северный и Южный) сверкают в отражении солнечного света.
(фото Земли на которой видны моря и океаны)
Звездочет: - Из космоса видны океаны и моря, и высокие горы, и зеленые пространства лесов, и желто-песочные пустыни. Земля – особенная планета. На планете Земля есть жизнь. Как вы думаете, почему на нашей планете есть жизнь? Что нужно для жизни и растениям, и животным, и человеку? (Воздух, вода, солнечный свет и тепло, пища).
Звездочет: - Вы правы, Земля – планета, на которой есть воздух, много воды, тепла и пищи. Поэтому жить здесь очень хорошо.
Звездочет: - Ребята, давайте еще раз посмотрим на строение солнечной системы. Мы уже знаем, что Земля вращается вокруг Солнца, делает один оборот вокруг солнца за один год.
(фото: Смена времен года)
Звездочет: - Движение нашей планеты вокруг Солнца приводит к смене времен года. На смену зиме приходит весна, за весной лето, за летом осень, за осенью снова зима.
Звездочет: - А как вы думаете, почему после дня следует ночь, а затем опять приходит день и так все время? (Ответы детей)
Звездочет: - Это потому, что Земля, имеющая форму шара, (Воспитатель показывает глобус) вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Вы узнаёте этот предмет? (Глобус)
Что такое глобус? (Это модель Земли).
Звездочет: Подойдите ко мне. Земная ось (Показывает) – это такая воображаемая линия, которая проходит через северный и южный полюсы.
(фото: Смена дня и ночи)
Звездочет: - Вращаясь, Земля подставляет Солнечным лучам то один, то другой бочок. Та сторона Земли, которая в это время обращена к Солнцу, светлая, и там день, а другая сторона в это время темная, т.е. находится в тени – там ночь. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки, т.е. 24 часа. Земля движется медленно, поэтому и день не сразу сменяется ночью, а постепенно темнеет, т.е. наступает вечер, а потом ночь, затем потихоньку светлеет – это время называется утром, а затем наступает день – самое светлое время суток.
Звездочет: Давайте проведем опыт. Представим, что свет лампы – это солнечный свет. Глобус – модель Земли.
Звездочет: - Как называется наша страна? (Россия). Покажите ее на глобусе. Как называется столица нашей Родины? (Москва). У меня в руках фигурка человека. Назовем его (Ответы детей). Он живет в Москве. Его мы поставим в точку, которой изображена Москва на глобусе.
Звездочет: - А с другой стороны, в США живет мальчик. Как мы его назовем? (Ответы детей). (Воспитатель закрывает фигурку человека в данной точке. Воспитатель устанавливает глобус таким образом, чтобы свет от лампы падал на полушарие,…..России).
Звездочет: - Какое время суток сейчас в Москве? (День). Что делает Саша? (Играет). Какое время суток в Америке? Что делает Джек?
(Звездочет поворачивает глобус в тень от Солнца)
Звездочет: Какое время суток теперь в Москве? (Ночь).Что делает Саша? (Спит). А в США? (День) Что делает Джек? (Спит).
Звездочет: - Я буду вращать глобус, а вы говорите, где наступает ночь, а где – день?
Звездочет: - Значит за сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси. Это движение и приводит к смене дня и ночи.
Звездочет: - Вот такая удивительная наша планета Земля.
Маленький Принц: - Вот здорово! А моя планета такая маленькая, что для того чтобы лишний раз посмотреть на закат мне достаточно переставить стул на несколько шагов.
Звездочет: - Маленький Принц, наша планета Земля такая большая, такая красивая. Тебе здесь очень понравится. Оставайся с нами и ребята с тобой подружились.
Маленький Принц: - Ваша Земля действительно прекрасна. И я бы с удовольствием остался с вами, но я очень люблю свою маленькую планету. А на прощание хочу сказать: «Земля – это ваш дом, который надо любить и беречь. Есть такое твердое правило: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
Звездочет: - Мы запомним это правило. Правда, ребята?
Маленький Принц: До свидания, ребята!
Дети: - Мы будем ждать тебя.
Звучит музыка «Маленький принц»
Звездочет: - «Земля – это наш дом, его надо любить и беречь.» - сказал Маленький Принц на прощание.
(Звездочет вывешивает плакат)
Звездочет: - Чтобы Земля стала еще красивее, нужно…. (Ответы детей Звездочет записывает)
Звездочет: Все ваши слова я записал, вы заберете эту памятку с собой, чтобы всегда об этом помнить.
Дети: - Звездочет, в подарок для тебя мы приготовили стихотворение.
(фото: Земля)
В.Орлова «Дом под крышей голубой»
Словно крыша голубая над Землей – голубые небеса.
А под крышей голубой реки, горы и леса,
Океаны и равнины, и поляны, и цветы,
Страны все и все народы, и, конечно, я и ты.
Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жилье,
Потому что на планете всё твое и всё мое.
И пушистые снежинки, и река и облака,
И травинки, и тропинки, и вода из родника.
Дом кружится возле Солнца, чтобы было нам тепло,
Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могл,
Чтобы жили мы на свете, не ругаясь, не грубя,
Как хорошие соседи или добрые друзья.
Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом.
Под одною общей крышей в этом доме мы живем.
Звездочет: - Когда вы станете взрослыми, постарайтесь сделать так, чтобы Земля – общий дом всех народов и стран, стала еще лучше, чем сейчас.
Звучит музыка «Песенка Звездочета»
Звездочет: - Что ж, нам пора прощаться. Меня ждет мой телескоп и мои звезды. До встречи друзья. Но, я думаю, мы не раз с вами встретимся. Вас ждет еще множество новых открытий.
Литература:
- Т.Н.Зенина «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами» (подготовительная группа) Пед. Общество России. М. 2006г.
- А.В. Лукьянова «Настоящая астрономия для мальчиков и девочек». М.
Интелект-Центр -2007г.
- 3. Г.П. Шалаева ООО «Филологическое общество» «Слово» «Наша
планета».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Солнце,Земля и другие планеты"
Конспект занятия в подготовительной группе знакомит детей с планетой Земля, её спутником _Луна и другими планетами, их расположением в Солнечной системе, с показом опыта смены дня и ночи, игр и физкул...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Солнце, Земля и другие планеты»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Солнце, Земля и другие планеты»...
«Солнце, Земля и другие планеты» презентация
laquo;Солнце, Земля и другие планеты» презентация...
презентация " Солнце,земля и другие планеты."
Презентация....
НОД открытого занятия "Солнце,Земля и другие планеты".
Дать детям элементарные представления о строении Солнечной системы....
Солнце, земля и другие планеты
Солнце, земля и другие планеты...