Педагогический проект "На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шаихова Галина Трофимовна

Обостренное внимание к экологическим проблеммам существует давно и приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает водная среда, которая имеет большое значение в жизни растений, животных, человека. Загрязнение водной среды - это одна из больших проблем, как в стране, так и в нашей Республике. Возникла идея создания проекта - "На воде и под водой, жизнь увидим мы с тобой". Проект строился на воспитании у детей чувства любви к рекам, озерам, родникам, но нельзя любить реку не зная о ней ничего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой»

                                                                                                      Шаихова Галина Трофимовна,

                                                                                                                           воспитатель,

Климец Надежда Анатольевна,

воспитатель,

                                                                                             Савчиц Анна Вячеславовна,

заместитель заведующего

                                                         МДОУ «Детский сад №65 общеразвивающего вида».

                                                       

1. Паспорт проекта «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой».    

Вид проекта (по Л.С. Киселевой) – групповой

      Тип проекта -  познавательно-творческий

Классификация проекта(по В.Н.Буркову)– среднесрочный

Продолжительность проекта: 17.06. 2013-02.08.2013

Участники проекта – воспитатели старшей группы №10

                                     -  заместитель заведующего по ВОР

                                           -  родители и воспитанники старшей группы №10 «Улыбка».

2. Постановка проблемы.

Обостренное внимание к экологическим проблемам существует  давно и приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает водная среда, которая имеет большое значение в жизни растений, животных, человека. Загрязнение водной среды – это одна из больших проблем, как в стране, так и в нашей Коми республике.                                                                                                                                

Детский сад – это образовательное учреждение, обеспечивающее социально-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, физкультурно-оздоровительное развитие детей. Огромное влияние на формирование личности каждого ребенка имеет и экологическое образование, которое тем или иным образом взаимосвязано с каждым из вышесказанных направлений. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без усилий усваивают комплекс экологических знаний, осваивают представления о связях и социуме, о многообразии ценностей природы Земли.

В летний период, организуя образовательную работу с детьми,  провели развлечение « Вода, вода, кругом вода….». В ходе беседы о воде, рассматривания иллюстраций с разными видами водной стихии, наблюдая в природе за реками Ухта и Чибью, у детей возникли вопросы:

- Откуда появляется вода? Что будет, если на Земле закончится вода?

- Откуда начинается река? Где она заканчивается?

- Зачем нужны болота, если они опасны? Почему животный мир водоёмов везде разный?

         После просмотра фотопрезентации «Крик о помощи»(приложение № 1), где дети увидели загрязненные, заросшие травой, высыхающие водоёмы, у них появилось желание больше узнать о водной среде, заботиться о всём живом и привлечь к помощи родителей.

            Так возникла идея создания проекта - «На воде и под водой, жизнь увидим мы с тобой» и определилась творческая группа проекта, участниками которой стали заместитель заведующего по ВОР, воспитатели, дети и родители старшей группы № 10.

Проект строился на воспитании у детей чувства любви к рекам, озерам, родникам, но нельзя любить реку не зная о ней ничего. Это позволило сформировать цель  и задачи проекта.                                                                                                                                           1.

3. Цель проекта:

     Направить образовательный процесс на повышение уровня представлений о водной среде и  охране природы у детей старшего дошкольного возраста.                                                              

                                                                                                                                                         

Задачи проекта:

  • Формировать у детей потребность в стремлении повышать экологическую

        культуру,  познавательный интерес к водоемам.

  • Развивать знания детей о животном и растительном мире водоемов.

  • Обогащать знания о возникновении  реки, о взаимосвязи и взаимозависимости живой и  неживой природы в  экосистеме реки.

  • Расширять представления детей старшего дошкольного возраста о реках родного края

  • Углубить  представления о водных видах транспорта.

  • Пробудить у детей и родителей желание включаться в познавательно-исследовательскую деятельность, стремление самостоятельно находить ответы на вопросы, решать проблемные ситуации, отражать свои впечатления о водоёмах в продуктивных видах деятельности.

  • Воспитывать в детях бережное отношение к природе, глубже и ярче почувствовать красоту рек и озер.

 4. Планируемые результаты проекта.

  • Повышение уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о водной среде, растительном и животном мире водоемов, о реках родного края.

  •  Участие родителей воспитанников в совместных с детьми творческих   мероприятиях.

  • Повышение педагогической компетентности родителей в ознакомлении ребенка

с водоемами и их значением в жизни растений, животных, человека.

  • Формирование банка методического обеспечения, направленного на приобщение воспитанников и их семей к  изучению водной среды и   бережного отношения к природе.

  • Создание продукта совместной деятельности «Ландшафт реки».

    5. Риски проекта:

  • Недостаток методического обеспечения  по ознакомлению воспитанников с водной стихией и  по созданию предметно-развивающей среды для развития проектной деятельности.                                                                                                                      
  • Отсутствие интереса к формированию экологической культуры детей  и недостаточная активность и участите родителей в совместной творческой деятельности.

   

    6. Механизм осуществления проекта.

     Первый этап (17.06.13 – 21.06.13) – информационно - аналитический

     Задачи данного этапа:

  • Осуществить диагностику  и проанализировать уровень знаний детей о водоемах, растительном и животном мире   водоёмов.

  • Изучить уровень осведомленности родителей о водной среде.

  • Изучить педагогический опыт, направленный на знакомство детей и родителей с водоемами родного края и  обитателями водоемов.

   Второй этап (24.06.13 – 28.06.13) – информационно – моделирующий

   Задачи данного этапа:

  • Разработать план мероприятий, направленных на достижение поставленной цели

                 и  задач проекта.

  • Подобрать информацию, художественную и методическую литературу,

       иллюстрации,  фотографии, видеоматериалы.

   Третий этап (01.07.13 – 26.07.13) – практический

    Задачи данного этапа:

  • Информировать родителей  о реализации проектной деятельности «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой».
  • Создать  развивающий уголок в группе «Водная стихия»

  • Осуществить образовательную деятельность по проекту «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой».

  • Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность с детьми.

  • Оформить продукт проекта в форме  коллективной работы «Ландшафт реки» и представить его вниманию родителей.

    Четвертый этап (29.07.13 – 02.08.13) – контрольно - аналитический

    Задачи данного этапа:

  • Выявить уровень знаний детей о водоемах; о животном и растительном мире водоемов.

  • Проанализировать участие родителей в проектной деятельности и уровень их компетентности о водной среде.

  • Ознакомить родителей с методическим обеспечением, которое направлено для изучения водной среды: с художественной и методической литературой, с презента- циями , творческими работами детей, фотографиями о  совместной деятельности педагогов и воспитанников;

    Пятый этап (05.08.13) – презентационный

    Задачи данного этапа:

  • Представить вниманию родителей и педагогов  презентацию с  формами  работы с детьми в проектной деятельности «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой», продукт проекта  «Ландшафт реки».

     7. Распределение деятельности по этапам проекта:

Этапы/сроки реализации

                  Мероприятия

        Сроки

Ответственный

      1 этап

Информационно-аналитический

-проведение диагностики детей по выявлению уровня знаний о водоёмах (приложение №2)

 -изучение уровня осведомленности родителей о водной среде (приложение №3)

- определение плана мероприятий в работе с детьми и родителями.

17.06.-21.06.

Заместитель заведующего по ВОР, воспитатели группы №10

      2 этап

Информационно-моделирующий

- разработка плана мероприятий, направленных на достижение поставленной цели и задач проекта (приложение №4)

-подбор информации, методической и художественной литературы, видеоматериала, фотографий.

24.06. -28.06.

Заместитель заведующего по ВОР, воспитатели группы №10

      3 этап

Практический

-информирование родителей о реализации проекта «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой»

-реализация мероприятий с детьми по проекту «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой».

(приложение №4).

-совместная творческая деятельность родителей с детьми

(приложение № 5)

-оформление продукта проекта «Ландшафт реки» (приложение № 6)

01.07.-26.07.13

Воспитатель группы №10,

 родители,

воспитанники

группы.

4 этап

Контрольно-аналитический

-изучение уровня знаний детей о водной среде(приложение № 7)

-изучение педагогической компетентности  родителей  о водной среде и активного  участия в процессе проектной деятельности (приложение №8)

29.07. - 02.08.

Воспитатель группы №10,

 родители,

воспитанники

группы.

5 этап

презентационный

-  оформление и представление презентации проекта и продукта проекта «Ландшафт реки» (приложение № 9)

05.08.

Заместитель заведующего по ВОР, воспитатели группы №10

Практический этап проекта «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой» ( см. приложение № 4  ) состоит из мотивационного, проблемно– деятельностного и творческого этапов. Данная логика работы над проектом представлена в учебно-методическом пособии А.М.Вербенец «Планирование и организация образовательного процесса ДОУ по примерной основной общеобразовательной программе «Детство».

 Реализация практического этапа проекта  рассчитана   на четыре  недели образовательной деятельности, которая включает время, отведенное на:

- организацию различных видов детской  деятельности (вне НОД);

- образовательную деятельность, в ходе режимных моментов;

- самостоятельную детскую деятельность;

- взаимодействие с родителями воспитанников.

Формы взаимодействия с детьми:

Беседы, наблюдения, экскурсии, игровая деятельность, восприятие музыкальных  произведений, чтение художественной литературы, продуктивно-творческая деятельность, инсценировка, просмотр фото-презентаций: «Путешествие с Капитошкой», «Реки родного края»,  «Водный вид транспорта»,  создание альбомов.  

Формы взаимодействия с родителями:

Анкетирование, беседы, папки-передвижки с познавательной информацией, оформление фото-стенда «Летние впечатления», задания по сбору материала о водоемах и оформление альбомов, совместные экскурсии к водоёмам, творческая деятельность с детьми, конкурс на лучшую памятку-призыв и плакаты в защиту водоёмов «Сохраним природу», оформление семейной презентации «Водная стихия».

8. Результативность реализации проекта.

          Использование проектного метода позволило сочетать интересы всех участников проекта:

- педагоги имели возможность проявить свои творческие способности и профессиональную позицию в проектной деятельности;

- родители имели возможность активно участвовать в процессе экологического воспитания;

- деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, потребностями.

Диагностика экологического развития (см. приложение № 7) показала, что в процессе проектной деятельности у воспитанников:

- повысился уровень знаний о водной среде, растительном и животном мире водоемов;

- повысился уровень представлений о реках родного края;

 -повысилась самостоятельная активность детей по экологическому развитию в разных видах деятельности;

             На основании полученных результатов, мы можем сделать вывод, что данный проект помог осуществить  основную  цель, направленную на  повышение уровня представлений о водной среде, сформировать осознанное отношение к водоемам и взаимосвязях в жизни и природе у детей старшего дошкольного возраста.

Наши риски не оправдались: в течении реализации проекта было подобрано разнообразное методическое обеспечение, создана необходимая предметно-развивающая среда и условия для развития проектной деятельности. Свои впечатления и эмоции  о подводном мире, растениях, красоту рек, дети отразили в рисунках, поделках и  в итоге был создан продукт проекта «Ландшафт реки». По данным анкетирования можно утверждать, что родители стали более ответственно и осознанно  относиться к роли экологического образования в развитии ребенка. Участие родителей в  совместной деятельности с детьми в проекте указывает на понимание важности в воспитании в детях доброты и человечности, бережного отношения к природе, к людям, к самому себе, видения  прекрасного, воспитания чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.                    

                                                                                                                         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».

Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Вода- это жизнь" для детей старшего дошкольного возраста на 2018-2019 учебный год.

   Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды с...

Паспорт педагогического проекта первая младшая группа " Водичка- водичка"

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. По...

Международный день воды. О.Д.«Вода — это жизнь»

1. Познакомить детей со свойствами воды.2. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.3. Формировать навыки проведения л...