Педагогический проект "На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Обостренное внимание к экологическим проблеммам существует давно и приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает водная среда, которая имеет большое значение в жизни растений, животных, человека. Загрязнение водной среды - это одна из больших проблем, как в стране, так и в нашей Республике. Возникла идея создания проекта - "На воде и под водой, жизнь увидим мы с тобой". Проект строился на воспитании у детей чувства любви к рекам, озерам, родникам, но нельзя любить реку не зная о ней ничего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_proekta.docx | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой»
Шаихова Галина Трофимовна,
воспитатель,
Климец Надежда Анатольевна,
воспитатель,
Савчиц Анна Вячеславовна,
заместитель заведующего
МДОУ «Детский сад №65 общеразвивающего вида».
1. Паспорт проекта «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой».
Вид проекта (по Л.С. Киселевой) – групповой
Тип проекта - познавательно-творческий
Классификация проекта(по В.Н.Буркову)– среднесрочный
Продолжительность проекта: 17.06. 2013-02.08.2013
Участники проекта – воспитатели старшей группы №10
- заместитель заведующего по ВОР
- родители и воспитанники старшей группы №10 «Улыбка».
2. Постановка проблемы.
Обостренное внимание к экологическим проблемам существует давно и приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает водная среда, которая имеет большое значение в жизни растений, животных, человека. Загрязнение водной среды – это одна из больших проблем, как в стране, так и в нашей Коми республике.
Детский сад – это образовательное учреждение, обеспечивающее социально-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, физкультурно-оздоровительное развитие детей. Огромное влияние на формирование личности каждого ребенка имеет и экологическое образование, которое тем или иным образом взаимосвязано с каждым из вышесказанных направлений. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без усилий усваивают комплекс экологических знаний, осваивают представления о связях и социуме, о многообразии ценностей природы Земли.
В летний период, организуя образовательную работу с детьми, провели развлечение « Вода, вода, кругом вода….». В ходе беседы о воде, рассматривания иллюстраций с разными видами водной стихии, наблюдая в природе за реками Ухта и Чибью, у детей возникли вопросы:
- Откуда появляется вода? Что будет, если на Земле закончится вода?
- Откуда начинается река? Где она заканчивается?
- Зачем нужны болота, если они опасны? Почему животный мир водоёмов везде разный?
После просмотра фотопрезентации «Крик о помощи»(приложение № 1), где дети увидели загрязненные, заросшие травой, высыхающие водоёмы, у них появилось желание больше узнать о водной среде, заботиться о всём живом и привлечь к помощи родителей.
Так возникла идея создания проекта - «На воде и под водой, жизнь увидим мы с тобой» и определилась творческая группа проекта, участниками которой стали заместитель заведующего по ВОР, воспитатели, дети и родители старшей группы № 10.
Проект строился на воспитании у детей чувства любви к рекам, озерам, родникам, но нельзя любить реку не зная о ней ничего. Это позволило сформировать цель и задачи проекта. 1.
3. Цель проекта:
Направить образовательный процесс на повышение уровня представлений о водной среде и охране природы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Формировать у детей потребность в стремлении повышать экологическую
культуру, познавательный интерес к водоемам.
- Развивать знания детей о животном и растительном мире водоемов.
- Обогащать знания о возникновении реки, о взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы в экосистеме реки.
- Расширять представления детей старшего дошкольного возраста о реках родного края
- Углубить представления о водных видах транспорта.
- Пробудить у детей и родителей желание включаться в познавательно-исследовательскую деятельность, стремление самостоятельно находить ответы на вопросы, решать проблемные ситуации, отражать свои впечатления о водоёмах в продуктивных видах деятельности.
- Воспитывать в детях бережное отношение к природе, глубже и ярче почувствовать красоту рек и озер.
4. Планируемые результаты проекта.
- Повышение уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о водной среде, растительном и животном мире водоемов, о реках родного края.
- Участие родителей воспитанников в совместных с детьми творческих мероприятиях.
- Повышение педагогической компетентности родителей в ознакомлении ребенка
с водоемами и их значением в жизни растений, животных, человека.
- Формирование банка методического обеспечения, направленного на приобщение воспитанников и их семей к изучению водной среды и бережного отношения к природе.
- Создание продукта совместной деятельности «Ландшафт реки».
5. Риски проекта:
- Недостаток методического обеспечения по ознакомлению воспитанников с водной стихией и по созданию предметно-развивающей среды для развития проектной деятельности.
- Отсутствие интереса к формированию экологической культуры детей и недостаточная активность и участите родителей в совместной творческой деятельности.
6. Механизм осуществления проекта.
Первый этап (17.06.13 – 21.06.13) – информационно - аналитический
Задачи данного этапа:
- Осуществить диагностику и проанализировать уровень знаний детей о водоемах, растительном и животном мире водоёмов.
- Изучить уровень осведомленности родителей о водной среде.
- Изучить педагогический опыт, направленный на знакомство детей и родителей с водоемами родного края и обитателями водоемов.
Второй этап (24.06.13 – 28.06.13) – информационно – моделирующий
Задачи данного этапа:
- Разработать план мероприятий, направленных на достижение поставленной цели
и задач проекта.
- Подобрать информацию, художественную и методическую литературу,
иллюстрации, фотографии, видеоматериалы.
Третий этап (01.07.13 – 26.07.13) – практический
Задачи данного этапа:
- Информировать родителей о реализации проектной деятельности «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой».
- Создать развивающий уголок в группе «Водная стихия»
- Осуществить образовательную деятельность по проекту «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой».
- Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
- Оформить продукт проекта в форме коллективной работы «Ландшафт реки» и представить его вниманию родителей.
Четвертый этап (29.07.13 – 02.08.13) – контрольно - аналитический
Задачи данного этапа:
- Выявить уровень знаний детей о водоемах; о животном и растительном мире водоемов.
- Проанализировать участие родителей в проектной деятельности и уровень их компетентности о водной среде.
- Ознакомить родителей с методическим обеспечением, которое направлено для изучения водной среды: с художественной и методической литературой, с презента- циями , творческими работами детей, фотографиями о совместной деятельности педагогов и воспитанников;
Пятый этап (05.08.13) – презентационный
Задачи данного этапа:
- Представить вниманию родителей и педагогов презентацию с формами работы с детьми в проектной деятельности «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой», продукт проекта «Ландшафт реки».
7. Распределение деятельности по этапам проекта:
Этапы/сроки реализации | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 этап Информационно-аналитический | -проведение диагностики детей по выявлению уровня знаний о водоёмах (приложение №2) -изучение уровня осведомленности родителей о водной среде (приложение №3) - определение плана мероприятий в работе с детьми и родителями. | 17.06.-21.06. | Заместитель заведующего по ВОР, воспитатели группы №10 |
2 этап Информационно-моделирующий | - разработка плана мероприятий, направленных на достижение поставленной цели и задач проекта (приложение №4) -подбор информации, методической и художественной литературы, видеоматериала, фотографий. | 24.06. -28.06. | Заместитель заведующего по ВОР, воспитатели группы №10 |
3 этап Практический | -информирование родителей о реализации проекта «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой» -реализация мероприятий с детьми по проекту «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой». (приложение №4). -совместная творческая деятельность родителей с детьми (приложение № 5) -оформление продукта проекта «Ландшафт реки» (приложение № 6) | 01.07.-26.07.13 | Воспитатель группы №10, родители, воспитанники группы. |
4 этап Контрольно-аналитический | -изучение уровня знаний детей о водной среде(приложение № 7) -изучение педагогической компетентности родителей о водной среде и активного участия в процессе проектной деятельности (приложение №8) | 29.07. - 02.08. | Воспитатель группы №10, родители, воспитанники группы. |
5 этап презентационный | - оформление и представление презентации проекта и продукта проекта «Ландшафт реки» (приложение № 9) | 05.08. | Заместитель заведующего по ВОР, воспитатели группы №10 |
Практический этап проекта «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой» ( см. приложение № 4 ) состоит из мотивационного, проблемно– деятельностного и творческого этапов. Данная логика работы над проектом представлена в учебно-методическом пособии А.М.Вербенец «Планирование и организация образовательного процесса ДОУ по примерной основной общеобразовательной программе «Детство».
Реализация практического этапа проекта рассчитана на четыре недели образовательной деятельности, которая включает время, отведенное на:
- организацию различных видов детской деятельности (вне НОД);
- образовательную деятельность, в ходе режимных моментов;
- самостоятельную детскую деятельность;
- взаимодействие с родителями воспитанников.
Формы взаимодействия с детьми:
Беседы, наблюдения, экскурсии, игровая деятельность, восприятие музыкальных произведений, чтение художественной литературы, продуктивно-творческая деятельность, инсценировка, просмотр фото-презентаций: «Путешествие с Капитошкой», «Реки родного края», «Водный вид транспорта», создание альбомов.
Формы взаимодействия с родителями:
Анкетирование, беседы, папки-передвижки с познавательной информацией, оформление фото-стенда «Летние впечатления», задания по сбору материала о водоемах и оформление альбомов, совместные экскурсии к водоёмам, творческая деятельность с детьми, конкурс на лучшую памятку-призыв и плакаты в защиту водоёмов «Сохраним природу», оформление семейной презентации «Водная стихия».
8. Результативность реализации проекта.
Использование проектного метода позволило сочетать интересы всех участников проекта:
- педагоги имели возможность проявить свои творческие способности и профессиональную позицию в проектной деятельности;
- родители имели возможность активно участвовать в процессе экологического воспитания;
- деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, потребностями.
Диагностика экологического развития (см. приложение № 7) показала, что в процессе проектной деятельности у воспитанников:
- повысился уровень знаний о водной среде, растительном и животном мире водоемов;
- повысился уровень представлений о реках родного края;
-повысилась самостоятельная активность детей по экологическому развитию в разных видах деятельности;
На основании полученных результатов, мы можем сделать вывод, что данный проект помог осуществить основную цель, направленную на повышение уровня представлений о водной среде, сформировать осознанное отношение к водоемам и взаимосвязях в жизни и природе у детей старшего дошкольного возраста.
Наши риски не оправдались: в течении реализации проекта было подобрано разнообразное методическое обеспечение, создана необходимая предметно-развивающая среда и условия для развития проектной деятельности. Свои впечатления и эмоции о подводном мире, растениях, красоту рек, дети отразили в рисунках, поделках и в итоге был создан продукт проекта «Ландшафт реки». По данным анкетирования можно утверждать, что родители стали более ответственно и осознанно относиться к роли экологического образования в развитии ребенка. Участие родителей в совместной деятельности с детьми в проекте указывает на понимание важности в воспитании в детях доброты и человечности, бережного отношения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитания чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"
Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...
"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"
Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...
Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».
Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Педагогическое проектирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками,решающее задачи. Пропедевтики проектных умений.Тема "Свойства воды"
Тема"Свойства воды"...
Педагогический проект по экологическому воспитанию "Вода- это жизнь" для детей старшего дошкольного возраста на 2018-2019 учебный год.
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды с...
Паспорт педагогического проекта первая младшая группа " Водичка- водичка"
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. По...