Полезные ископаемые
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Попова С.А.

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_poleznye_iskopaemye-2018_vg.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 25 «Маячок»

Фрунзенского района г. Саратова

Конспект

организованной образовательной деятельности

Тема: «Полезные ископаемые»

 

        

        Саратов - 2018

        

        

Конспект организованной образовательной деятельности

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема: «Полезные ископаемые».

Образовательная область: познавательное развитие (с элементами опытно-экспериментальной деятельности).

Цель: создавать условия для формирования представлений воспитанников о полезных ископаемых, их свойствах, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам России и родного края.

Задачи:

  1. образовательные: формировать первичное представление воспитанников о полезных ископаемых и их свойствах. Познакомить с профессией геолог, понятиями «полезные ископаемые», «недра Земли».
  2. развивающие: развивать умение детей самостоятельно с помощью опыта определять свойство растворяемости соли в воде и нерастворяемости в воде песка; самостоятельно делать умозаключения; развивать внимание, мышление, воображение, двигательную активность, сенсорные способности; развивать интерес к рисованию на песке, к полезным ископаемым.
  3. воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, бережное отношение к полезным ископаемым как к богатству Земли.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, опытно-экспериментальная, двигательная.

Оборудование и материалы: презентация, проектор, экран для презентации, посылка с набором полезных ископаемых (песок, глина, мел, уголь, соль); карточки с изображением полезных ископаемых, раздаточный материал, на каждого ребенка по 2 пластиковых стаканчика наполовину заполненных водой, 1 стаканчик с солью, 1 стаканчик с песком, пластиковые ложечки, песок в ёмкостях, планшеты для рисования песком, влажные салфетки.

Предварительная работа: разучивание физминутки «Мы геологами станем!», пальчиковой гимнастики «Дружные пальчики».

Используемые источники информации:

  • Интернет ресурсы – свободная энциклопедия «Википедия»;
  • «Методика детского экспериментирования» Л.В.Рыжова, СПб., 2015г.;
  • «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., 2002г.;
  • «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, СПб., 1998г.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Мотивация детей на изучение нового материала

Приветствие взрослых.

Приветствие «Ласковые имена».

Давайте поприветствуем друг друга по кругу, называя при этом соседа ласково, по имени. Я начну: «Здравствуй, Сонечка!» и т.д.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Знакомство с полезными ископаемыми, профессией геолог

Деятельность педагога

Деятельность детей

Воспитатель показывает детям посылку: «Ребята, сегодня я получила посылку. Давайте сейчас с вами посмотрим, что в ней находится?».

1. Воспитатель достает из коробки песок. Что это?

Передают друг другу, рассматривают. Песок

Какой он?

Мелкий, сыпучий, твердый, бывает разного цвета.

Как вы думаете, где его можно применить?

Высказывания детей…

(добавляют в строительный материал, играют, делают постройки, сыпят на скользкую дорогу…)

2. Воспитатель достает из коробки глину. Что это?

Глина

Какая она?

Твердая, но если ее смешаем с водой – пластичная, серая, бывает разного цвета…

Где её можно применить?

Изготавливать посуду, сувениры, кирпичи…

3. Воспитатель достает из коробки мел. Что это?

Мел

Какой он?

Белый, твердый, пачкает...

Где его можно применить?

Рисовать, белить деревья, красить забор…

4. Воспитатель достает из коробки уголь. Что это?

Уголь

Какой он?

Черный, твердый, блестящий…

Где его можно применить?

Растапливают печь, используют в производстве стержней для карандашей…

5. Воспитатель достает из коробки соль. Что это?

Соль

Какая она?

Белая, соленая, твердая, мелкая…

Где её можно применить?

Добавляют в пищу, делают соляные ванны, сыпят на скользкую дорогу…

Перечислите, что перед нами?

Песок, глина, соль, мел, уголь, соль.

Это всё богатства нашей Земли. Если они очень важны в природе, в хозяйственной деятельности и приносят пользу человеку, то какие они?

Размышления детей: нужные полезные …

Правильно, полезные. К ним нужно относиться бережно, так как они могут закончиться.

Они находятся в недрах Земли, то есть в земле, и чтобы добыть их нужно приложить немалые усилия. Как вы думаете, что нужно сделать? Как их достать из земли?

Размышления детей: копать землю, искать…

Мы их достаем из земли, и они приносят пользу, как можно все эти материалы назвать?

Правильно все это называется полезные ископаемые.

Высказывания и размышления детей: полезные ископаемые.

Есть такая профессия, люди которой занимаются поиском полезных ископаемых и их изучением. Может быть, вы знаете, как называют людей данной профессии?

Эта профессия называется геолог.

Высказывания детей…

Геолог — очень интересная профессия. Они живут в палатках, носят с собой инструменты, тяжелые рюкзаки с продуктами и вещами. Пешком они проходят сотни километров — в тайге, горах, тундре. Геолог должен уметь работать с картой и пользоваться компасом. Они отправляются на изыскания не поодиночке, а целыми экспедициями. В экспедициях они помогают друг другу. Спускаются в пещеры и находят золото, алмазы, изумруды, и другие драгоценные камни и металлы.

Может кто-то из вас захочет в будущем стать геологом.

Высказывания детей…

Правильно! Молодцы!

  1. Физминутка «Мы геологами станем!»

Мы геологами станем

Да? Да!

Хлопок над головой

Будут все гордиться нами

Да? Да!

Хлопок над головой

Что ждет нас впереди?

Высокая гора

Показ руками

Бурная река

Показ руками

Её не обойдешь

Топают ногами

Её не пролетишь

Крылья

Надо напрямик:

Мы все сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели

Да? Да!

Хлопок над головой

Отдохнули?

Продолжим работу.

  1. Игра с карточками

Что перед вами изображено?

Глина, соль, песок, уголь, мел.

Как назвать это назвать?

Полезные ископаемые.

Поочередно, начиная с … нужно подойти к столу, взять любую карточку и определить к какому полезному ископаемому мы можем отнести изображение на карточке

На моей карточке изображено…, я считаю, что … можно отнести к ПИ …

Молодцы!

  1. Практическая деятельность

А теперь предлагаю вам пройти к столам.

Обратите внимание, что перед вами?

Дети перечисляют увиденное (стаканчики с водой, соль, песок, ложечки).

  • Как вы думаете, что будет, если соль опустить (насыпать) в стакан с водой?

Высказывания детей…

(раствориться, исчезнет…)

Почему?

Давайте проведем эксперимент.

Аккуратно наберите в ложечку немного соли и опустите её в стаканчик с водой, перемешайте.

Дети проводят эксперимент

Что произошло?

Соль исчезла, растворилась.

Почему? Какой мы можем сделать вывод?

Соль растворяется в воде.

Правильно, соль растворяется в воде.

  • А как вы думаете, что будет, если песок опустить (насыпать) в стакан с водой?

Высказывания детей…

Почему?

Давайте проведем эксперимент.

Аккуратно наберите в ложечку песок и опустите её в стаканчик с водой, перемешайте.

Дети проводят эксперимент

Что произошло?

Песок остался, он не растворился в воде.

Почему? Какой мы можем сделать вывод?

Песок не растворяется в воде.

Какой мы с вами можем сделать вывод, проведя эти два эксперимента?

Соль в воде растворяется, а песок не растворяется.

Молодцы!

  1. Подготовка к рисованию на песке

А теперь предлагаю вам пройти за столы.

Что видите перед собой?

Песок

Песок это удивительный материал.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила обращения с песком.

1. Не кидаться  песком и не раскидывать его (можешь попасть в глаза себе и другим)!

2. Нельзя пробывать песок на вкус и есть его (песок нельзя есть)!

3. Нельзя вдыхать песок (можешь задохнуться)!

4. После игры или работы с песком нужно обязательно помыть руки.

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»

В гости к пальчику большому

(выставляют вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому

(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,

(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний,
Он мизинчик-малышок

(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)

Постучался о порог.

(кулачками стучат друг о дружку)

Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

(параллельно соединили подушечки пальцев обеих рук, сделали «замочек», вращение «замочка»)

  1. Рисование на песке

Сначала заготовим фон. Посмотрите, как нужно это делать. Набираю в кулак песок и из него через мизинец высыпаю песок от угла к углу (показывает). Насыпали. Чтобы выровнять поверхность песка, нужно немного и аккуратно потрясти планшет, не поднимая его.

Теперь можно приступать делать фон…

Фон готов.  

Дети насыпают песок на планшет.

А что будем рисовать, сначала нужно отгадать загадку.

1. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?

Солнце

Правильно, солнце. Рисуем двумя указательными пальцами солнце.

Дети рисуют двумя указательными пальцами солнце.

Ровняем поверхность.

Дети готовят фон.

2. Пушистая лошадка,

А может бегемот,
А может просто ватка
Над нами вдаль плывет…

Облако

Рисуем одним указательным пальцем облако.

Дети рисуют одним указательным пальцем облако.

Ровняем поверхность.

Дети готовят фон.

3. В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе,
Чайки кружатся над… 

морем

Рисуем мизинцем море, волны…, двумя мизинцами чаек

Дети рисуют мизинцем море, волны, двумя мизинцами чаек

Ровняем поверхность.

Дети готовят фон.

Потренировались?

А теперь я вам предлагаю изобразить то, что мы рисовали по отдельности.

Дети рисуют картину.

Молодцы! Как красиво у вас получилось!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия

Ребята, что сегодня вы узнали нового?

Высказывания детей…

Было ли для вас это интересным?

Что вам понравилось больше?

Молодцы, ребята, мне понравились ваши интересные ответы, ваша находчивость…

Выберите солнышко, которое сегодня отражает ваше настроение.

Дети выбирают соответствующее солнышко.

Спасибо!

Желаю вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Самое полезное ископаемое"

Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира"...

Соль полезное ископаемое

Занятие по ознакомлению с окружающим миром...

Детям о полезных ископаемых.Базальт.

Краткое описание,распространение и применение человеком....

Мел - полезное ископаемое Брянской области.

Краткое описание, распространение и применение....

"Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые"

-Сбор информации и иллюстративного маетриала о камнях и их использовании;-Сбор камней для создания коллекции;-Чтение уральских сказов Павла Бажова;-Научные опыты(из чего сделана Земля,исчезающий мел, ...

Картотека - "Полезные ископаемые Кемеровской области"

Картотека - " Полезные ископаемые Кемеровской области"...