Полезные ископаемые
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25 «Маячок»
Фрунзенского района г. Саратова
Конспект
организованной образовательной деятельности
Тема: «Полезные ископаемые»
Саратов - 2018
Конспект организованной образовательной деятельности
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема: «Полезные ископаемые».
Образовательная область: познавательное развитие (с элементами опытно-экспериментальной деятельности).
Цель: создавать условия для формирования представлений воспитанников о полезных ископаемых, их свойствах, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам России и родного края.
Задачи:
- образовательные: формировать первичное представление воспитанников о полезных ископаемых и их свойствах. Познакомить с профессией геолог, понятиями «полезные ископаемые», «недра Земли».
- развивающие: развивать умение детей самостоятельно с помощью опыта определять свойство растворяемости соли в воде и нерастворяемости в воде песка; самостоятельно делать умозаключения; развивать внимание, мышление, воображение, двигательную активность, сенсорные способности; развивать интерес к рисованию на песке, к полезным ископаемым.
- воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, бережное отношение к полезным ископаемым как к богатству Земли.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, опытно-экспериментальная, двигательная.
Оборудование и материалы: презентация, проектор, экран для презентации, посылка с набором полезных ископаемых (песок, глина, мел, уголь, соль); карточки с изображением полезных ископаемых, раздаточный материал, на каждого ребенка по 2 пластиковых стаканчика наполовину заполненных водой, 1 стаканчик с солью, 1 стаканчик с песком, пластиковые ложечки, песок в ёмкостях, планшеты для рисования песком, влажные салфетки.
Предварительная работа: разучивание физминутки «Мы геологами станем!», пальчиковой гимнастики «Дружные пальчики».
Используемые источники информации:
- Интернет ресурсы – свободная энциклопедия «Википедия»;
- «Методика детского экспериментирования» Л.В.Рыжова, СПб., 2015г.;
- «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., 2002г.;
- «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, СПб., 1998г.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
- Мотивация детей на изучение нового материала
Приветствие взрослых.
Приветствие «Ласковые имена».
Давайте поприветствуем друг друга по кругу, называя при этом соседа ласково, по имени. Я начну: «Здравствуй, Сонечка!» и т.д.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Знакомство с полезными ископаемыми, профессией геолог
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Воспитатель показывает детям посылку: «Ребята, сегодня я получила посылку. Давайте сейчас с вами посмотрим, что в ней находится?». | |
1. Воспитатель достает из коробки песок. Что это? | Передают друг другу, рассматривают. Песок |
Какой он? | Мелкий, сыпучий, твердый, бывает разного цвета. |
Как вы думаете, где его можно применить? | Высказывания детей… (добавляют в строительный материал, играют, делают постройки, сыпят на скользкую дорогу…) |
2. Воспитатель достает из коробки глину. Что это? | Глина |
Какая она? | Твердая, но если ее смешаем с водой – пластичная, серая, бывает разного цвета… |
Где её можно применить? | Изготавливать посуду, сувениры, кирпичи… |
3. Воспитатель достает из коробки мел. Что это? | Мел |
Какой он? | Белый, твердый, пачкает... |
Где его можно применить? | Рисовать, белить деревья, красить забор… |
4. Воспитатель достает из коробки уголь. Что это? | Уголь |
Какой он? | Черный, твердый, блестящий… |
Где его можно применить? | Растапливают печь, используют в производстве стержней для карандашей… |
5. Воспитатель достает из коробки соль. Что это? | Соль |
Какая она? | Белая, соленая, твердая, мелкая… |
Где её можно применить? | Добавляют в пищу, делают соляные ванны, сыпят на скользкую дорогу… |
Перечислите, что перед нами? | Песок, глина, соль, мел, уголь, соль. |
Это всё богатства нашей Земли. Если они очень важны в природе, в хозяйственной деятельности и приносят пользу человеку, то какие они? | Размышления детей: нужные полезные … |
Правильно, полезные. К ним нужно относиться бережно, так как они могут закончиться. | |
Они находятся в недрах Земли, то есть в земле, и чтобы добыть их нужно приложить немалые усилия. Как вы думаете, что нужно сделать? Как их достать из земли? | Размышления детей: копать землю, искать… |
Мы их достаем из земли, и они приносят пользу, как можно все эти материалы назвать? Правильно все это называется полезные ископаемые. | Высказывания и размышления детей: полезные ископаемые. |
Есть такая профессия, люди которой занимаются поиском полезных ископаемых и их изучением. Может быть, вы знаете, как называют людей данной профессии? Эта профессия называется геолог. | Высказывания детей… |
Геолог — очень интересная профессия. Они живут в палатках, носят с собой инструменты, тяжелые рюкзаки с продуктами и вещами. Пешком они проходят сотни километров — в тайге, горах, тундре. Геолог должен уметь работать с картой и пользоваться компасом. Они отправляются на изыскания не поодиночке, а целыми экспедициями. В экспедициях они помогают друг другу. Спускаются в пещеры и находят золото, алмазы, изумруды, и другие драгоценные камни и металлы. | |
Может кто-то из вас захочет в будущем стать геологом. | Высказывания детей… |
Правильно! Молодцы! |
- Физминутка «Мы геологами станем!»
Мы геологами станем Да? Да! | Хлопок над головой |
Будут все гордиться нами Да? Да! | Хлопок над головой |
Что ждет нас впереди? Высокая гора | Показ руками |
Бурная река | Показ руками |
Её не обойдешь | Топают ногами |
Её не пролетишь | Крылья |
Надо напрямик: Мы все сможем, всё сумеем И своей достигнем цели Да? Да! | Хлопок над головой |
Отдохнули? Продолжим работу. |
- Игра с карточками
Что перед вами изображено? | Глина, соль, песок, уголь, мел. |
Как назвать это назвать? | Полезные ископаемые. |
Поочередно, начиная с … нужно подойти к столу, взять любую карточку и определить к какому полезному ископаемому мы можем отнести изображение на карточке | На моей карточке изображено…, я считаю, что … можно отнести к ПИ … |
Молодцы! |
- Практическая деятельность
А теперь предлагаю вам пройти к столам. Обратите внимание, что перед вами? | Дети перечисляют увиденное (стаканчики с водой, соль, песок, ложечки). |
| Высказывания детей… (раствориться, исчезнет…) |
Почему? | … |
Давайте проведем эксперимент. Аккуратно наберите в ложечку немного соли и опустите её в стаканчик с водой, перемешайте. | Дети проводят эксперимент |
Что произошло? | Соль исчезла, растворилась. |
Почему? Какой мы можем сделать вывод? | Соль растворяется в воде. |
Правильно, соль растворяется в воде. | |
| Высказывания детей… |
Почему? | … |
Давайте проведем эксперимент. Аккуратно наберите в ложечку песок и опустите её в стаканчик с водой, перемешайте. | Дети проводят эксперимент |
Что произошло? | Песок остался, он не растворился в воде. |
Почему? Какой мы можем сделать вывод? | Песок не растворяется в воде. |
Какой мы с вами можем сделать вывод, проведя эти два эксперимента? | Соль в воде растворяется, а песок не растворяется. |
Молодцы! |
- Подготовка к рисованию на песке
А теперь предлагаю вам пройти за столы. Что видите перед собой? | Песок |
Песок это удивительный материал. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила обращения с песком. | 1. Не кидаться песком и не раскидывать его (можешь попасть в глаза себе и другим)! 2. Нельзя пробывать песок на вкус и есть его (песок нельзя есть)! 3. Нельзя вдыхать песок (можешь задохнуться)! 4. После игры или работы с песком нужно обязательно помыть руки. |
- Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
В гости к пальчику большому | (выставляют вверх большие пальцы) |
Приходили прямо к дому | (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук) |
Указательный и средний, | (названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно) |
Безымянный и последний, | (мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак) |
Постучался о порог. | (кулачками стучат друг о дружку) |
Вместе пальчики-друзья, | (параллельно соединили подушечки пальцев обеих рук, сделали «замочек», вращение «замочка») |
- Рисование на песке
Сначала заготовим фон. Посмотрите, как нужно это делать. Набираю в кулак песок и из него через мизинец высыпаю песок от угла к углу (показывает). Насыпали. Чтобы выровнять поверхность песка, нужно немного и аккуратно потрясти планшет, не поднимая его. | |
Теперь можно приступать делать фон… Фон готов. | Дети насыпают песок на планшет. |
А что будем рисовать, сначала нужно отгадать загадку. 1. Ну-ка, кто из вас ответит: | Солнце |
Правильно, солнце. Рисуем двумя указательными пальцами солнце. | Дети рисуют двумя указательными пальцами солнце. |
Ровняем поверхность. | Дети готовят фон. |
2. Пушистая лошадка, А может бегемот, | Облако |
Рисуем одним указательным пальцем облако. | Дети рисуют одним указательным пальцем облако. |
Ровняем поверхность. | Дети готовят фон. |
3. В нём солёная вода. | морем |
Рисуем мизинцем море, волны…, двумя мизинцами чаек | Дети рисуют мизинцем море, волны, двумя мизинцами чаек |
Ровняем поверхность. | Дети готовят фон. |
Потренировались? А теперь я вам предлагаю изобразить то, что мы рисовали по отдельности. | Дети рисуют картину. |
Молодцы! Как красиво у вас получилось! |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Рефлексия
Ребята, что сегодня вы узнали нового? | Высказывания детей… |
Было ли для вас это интересным? | … |
Что вам понравилось больше? | … |
Молодцы, ребята, мне понравились ваши интересные ответы, ваша находчивость… | |
Выберите солнышко, которое сегодня отражает ваше настроение. | Дети выбирают соответствующее солнышко. |
Спасибо! Желаю вам удачи! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Самое полезное ископаемое"
Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира"...
Соль полезное ископаемое
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Детям о полезных ископаемых.Базальт.
Краткое описание,распространение и применение человеком....
Мел - полезное ископаемое Брянской области.
Краткое описание, распространение и применение....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Полезные ископаемые нашего Белгородского края»
Рассказать детям о полезных ископаемых нашего родного края...
"Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые"
-Сбор информации и иллюстративного маетриала о камнях и их использовании;-Сбор камней для создания коллекции;-Чтение уральских сказов Павла Бажова;-Научные опыты(из чего сделана Земля,исчезающий мел, ...
Картотека - "Полезные ископаемые Кемеровской области"
Картотека - " Полезные ископаемые Кемеровской области"...
- Мне нравится (1)