Родительское собрание «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Проведение собрания поможет формированию у родителей представлений о развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
(слайд1) Родительское собрание «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Предмет математики настолько серьёзен, что надо
не упускать случая, сделать его занимательным.
Б. Паскаль
(слайд2) Цель: способствовать формированию у родителей представлений о развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
План проведения:
1. выступление воспитателя (изучение математики в старшем дошкольном возрасте);
2. демонстрация методов обучения детей математике старшего возраста;
3. сообщить родителям о знаниях, которые должны быть у ребенка к концу учебного года;
4. выступление логопеда;
5. общие вопросы;
6. итог собрания.
(слайд3) Актуальность проблемы
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
В современном мире начало школьного обучения сдвинулось к шести годам, жизнь ребенка наполнена обилием информации, сейчас повышено внимания к компьютеризации, процесс обучения становиться более интенсивным.
В связи с этим у родителей появляется стремление, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. А надо ли это делать? Сегодня мы расскажем, что узнают, чем занимаются наши дети на занятиях по математике.
(слайд4) Невозможно переоценить значение развития элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Дети:
- Осваивают умственные действия - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию, систематизацию
- Учатся решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
- Формируются умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
- Познают пространственные отношения между предметами, учатся устанавливать соответствующие связи, знакомятся с формой предметов, их величиной.
- Воспитывается познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
(слайд5) Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. У дошкольников есть большая потребность в игре и желание играть. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, взрослый воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
(слайд6) Обучение математике в старшей группе идет в нескольких направлениях:
- Счет, знакомство с числами и цифрами
- Работа с множествами
- Ориентировка во времени и пространстве
- Знакомство с геометрическими фигурами
- Игры, задачи на логическое мышление
(слайд7) Количество и счет
В старшей группе детей учат считать в приделах 10. Предметы в количестве до пяти надо учить ребенка видеть, не считая. Учимся считать молча, про себя. В зависимости от возможностей детей.
Мы учимся считать: прямым (количественным) счетом, обратным, порядковым, считаем в заданных интервалах. Необходимо уточнить представления о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, от расстояния и пространственного расположения. Дети должны уметь считать предметы, расположенные по вертикали, кругу, в виде числовых фигур. Необходимо учить детей считать, начиная с любого указанного предмета в любом направлении (справа налево, слева направо, сверху вниз) при этом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды. А вот считая предметы по порядку, необходимо условиться, с какой стороны надо начать счет, так как именно от этого зависит результат счета.
(слайд8) Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов. Знакомимся с составом чисел до 5(показ)
Знакомимся с соседями числа, маленький и большой братец.
Параллельно с показом образования числа детей знакомят с цифрами. Детям объясняют, что цифра нужна, чтобы обозначить число. Произнося число, мы его не видим, а записав – видим его. С помощью чисел мы считаем, а с помощью цифр записываем. Соотнося определенную цифру с числом, воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение цифры, проанализировать его и сопоставить с уже знакомыми цифрами. Дети делают образные сравнения (единица, как солдатик; цифра восемь похожа на снеговика, на матрешку-неваляшку; единица и семь похожи, только у цифры семь есть «козырек» и т. п.). Знакомим с цифрами первого десятка (с цифрами от 1 до 5 дети уже познакомились в средней группе).
(слайд9) Особое внимание заслуживает «запись» числа 10. Она состоит из двух цифр – единицы и нуля. Цифра 0 есть, числа 0 нет. Объясняем детям, что цифр всего 10 (0123456789), а с помощью их мы можем записать много, много чисел.
В старшей группе мы не рисуем цифры, но если вы это делаете дома, то необходимо показать детям правильный алгоритм их написания (показ презентации, памятки)
(слайд 10) Игры с пальчиками.
(слайд11-13) Программа старшей группы предусматривает сравнение двух множеств, знать, какое из чисел больше, а какое меньше, как из неравенства сделать равенство, а из равенства сделать неравенство. Сравниваем множества. Сначала ставим между ними знаки равно, не равно. Затем переходим к знакомству со знаками больше, меньше. Все это проходит последовательно, с усложнением (слайд)
(слайд14) Ознакомление с геометрическими фигурами
Закрепляем знания о геометрических фигурах. Плоские: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, ромб, трапеция. Объемные: (тела) шар, куб, цилиндр, пирамида, параллелограмм, призма, конус ( показ) В старшей группе детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, обруч, тарелка – круг; крышка стола, стена, пол – прямоугольник; платочек – квадрат; косынка – треугольник; стакан – цилиндр. Определять геометрическую форму в предметах дети могут, рассматривая картинки, окружающие предметы групповой комнаты, оборудование участка.
(слайд15) Рассматриваем похожие фигуры, находим сходство и разницу. Учимся видеть из каких плоских геометрических фигур состоят объемные. В подготовительной группе- «паспорт» фигуры. Подготовка к основам геометрии. Находим на ощупь (чудесный мешочек – показ). Учимся называть фигуры словами, состоящими из двух основ. Считаем количество углов- 5, добавляем слово «угол»- пяти угольник и т.д. Называем все фигуры, которые входят в понятие «четырехугольник».
Детей старшего дошкольного возраста можно подвести к элементарному обобщению знакомых фигур по разным признакам. Для этого каждый ребенок получает конверт с набором геометрических разного размера и цвета. Детям дается задание сгруппировать фигуры по признаку величины, независимо от формы; по признаку формы, независимо от величины и цвета; по цвету, независимо от формы и величины; выделить две группы: округлые и угольные фигуры. При выполнении задания дети должны сопровождать свои действия описанием.
Чтобы у ребенка не возникало неверного представления о геометрической фигуре, как фигуре определенного внешнего вида, мы работаем с геометрическими фигурами разной конфигурации (равносторонние, равнобедренные, прямоугольные и др. треугольники; четырехугольники разного вида – квадраты, прямоугольники, ромбы). Это позволит детям научиться осознано, выделять основные признаки геометрических фигур.
Набор мелких геометрических фигур можно использовать в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Ребенку даются задания разной сложности. Например:
Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)
Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
Работа по собственному замыслу (просто человека)
Овладение пространственными и временными представлениями
В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко.
Новая задача – научить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенок должен выполнять задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был волк, а сзади медведь; сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Никита и т.д.
Кроме того, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы заяц, слева от куклы пирамида; впереди Ани окно, над головой Ани лампа. Использовать в речи: над, под, за, перед, после, до, сзади, спереди.
Развивая у детей правильную ориентацию в пространстве, следует понимать, что дошкольники должны не только устанавливать собственное положение в пространстве и ориентацию предмета относительно собственного тела, но и все, что связано с положением любого тела в пространстве, на плоскости и на линии (показ)
Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени.
Дети знают части суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь), начинают различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера.
В старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна. Цвета радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
На каждом занятии по математике мы отводим 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели. Для этого к детям задаем вопросы:
— Какой сегодня день недели?
— Какой день недели был вчера?
— Какой день недели будет завтра?
— Какое время суток последует за вечером? И др.
Но и в повседневной жизни необходимо задавать детям вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?». Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе. Четверг – называется так, потому что он четвертый день недели, а среда – в середине недели, пятница – пятый день и т.д.
Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют пословицы, загадки в которых упоминаются те или иные числительные.
Предлагаю вам отгадать:
- 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (ветряная мельница.)
- Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)
- На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу? (Стол.)
- 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.)
- Для пяти мальчиков - пятеро чуланчиков, а выход один? (Перчатка.)
- 8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук.)
Задание для родителей: кто больше знает пословиц с числами.
Беда не приходит одна
От любви до ненависти, один шаг.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Один раз в год и палка стреляет.
Одна голова хорошо, а две лучше.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
Два сапога – пара
Обещанного три года ждут.
Заемное три года ждут, на четвертый забывают.
Пятое колесо в машине.
Бешеной собаке и пять километров не круг.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глаза.
Лучше десять виновных оправдать, чем одного невинного осудить.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Если есть сто рублей - будет много друзей.
Сто рублей есть, так и правда твоя.
Верный друг лучше сотни слуг.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Занимательные математические вопросы, задачи шутки способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
Решаем с родителями:
- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей. (3.) и др.
- 6 ног, 2 головы, 2 руки, 1 хвост
- На березе было 3 ветки, на каждой ветке росло 3 яблока. Сколько всего выросло яблок?
При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
- Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
- Если правая рука справа, то левая… (слева.)
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.
Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме. Сначала дети откладывают счетные палочки, затем считают на пальцах, потом в уме.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
2 - под березой,
1 - у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их сможет сосчитать?
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка.
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры, они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами.
(слайд17) Советы родителям:
- Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
- Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
- Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
- Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
- Не ругайте, а учите!
- Помощь при выполнении заданий должна быть в форме совета.}
- Объясняйте ребѐнку, что его неудачи – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал.
- Чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель собрания: способствовать формированию у родителей представлений о развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы: Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Современные тенденции: - н ачало школьного обучения с шести лет, о билие информации, получаемой ребенком, п овышение внимания к компьютеризации, ж елание сделать процесс обучения более интенсивным В следствии этого, с тремление родителей, как можно раньше научить ребенка считать, решать задачи, узнавать цифры.
Значение развития элементарных математических представлений в дошкольном возрасте Дети осваивают умственные действия - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию, систематизацию Учатся решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Формируются умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Познают пространственные отношения между предметами, учатся устанавливать соответствующие связи, знакомятся с формой предметов, их величиной. Воспитывается познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело…Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А. С. Макаренко «Игра практически с древних времён выступает как форма обучения» Ян Коменский «Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста» Мишель де Монтень
Обучение математике в старшей группе идет в нескольких направлениях: Счет, знакомство с числами и цифрами Работа со множествами Ориентировка в пространстве и времени Знакомство с геометрическими фигурами Игры, задачи на логическое мышление
Счет: количественный (прямой) : вопрос «Сколько?»; обратный; порядковый: вопрос «Какой по счету?», «На каком месте стоит?»; счет в заданных интервалах; -счет в разных направлениях
Цифровой ряд 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 897 12 70 5 87 600 1000 390000 7 8 1
Рисуем цифры правильно
Играем с пальчиками
Работа с множествами
Задания с усложнениями
Знаки больше, меньше, равно
15 3 1 Сосчитай
Советы родителям: Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность. Не ругайте, а учите! Помощь при выполнении заданий должна быть в форме совета. Объясняйте ребенку, что его неудачи – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал. Чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
Предварительный просмотр:
В свободное время.
Постоянно решайте с детьми логические задачи, задачи на смекалку.
- В садике гулял павлин. Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
- Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра)
- На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино, и весёлый Чиполлино. Сколько всех игрушек?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько хвостов у четырех котов?
- Сколько ног у воробья?
- Сколько лап у двух медвежат?
- Сколько в комнате углов?
- В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки — 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки, в каждом углу по кошке - показать на наглядном материале.)
- Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
- 7 мальчиков расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (7 дорожек.)
- Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2 кг.)
- Что тяжелее 1 кг. ваты или 1 кг. железа?
- Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле? (8 бельчат — объяснить.)
- Ко мне пришли гости, разулись. На коврике осталось стоять 6 туфлей. Сколько было гостей? (3)
- Из-за забора выглядывает 8 кошачьих лап. Сколько кошек спряталось за забором? (2)
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ ЦИФР
ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ ЦИФР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родительского собрания «Особенности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»
Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года.Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуетс...
План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...
Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область...
Родительское собрание «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Цель - способствовать формированию у родителей представлений о развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста....
Родительское собрание «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...