НОД по познавательному развитию для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект НОД на примере познавательно-исследовательской детской деятельности. Используется пособия и методические рекомендации «По планете шаг за шагом» Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х ч. Образовательные программы для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Научные руководители – академик РАО, доктор психол. наук Д.И. Фельдштейн , член-корр. РАО, доктор пед. наук, проф. Р.Н. Бунеев; научный редактор и составитель О.В.Чиндилова- М. :Баласс, 2017. - (Образовательная система «Школа 2100»). Алгоритм проекта предлагается авторами программы и представлен в форме таблицы.
1) исходя из темы (дня, недели, месяца и др.) и недавно полученных первичных представлений выбираются объекты исследования;
2) подбираются методы исследования (анализ, наблюдение, измерение, сравнение, опыт, эксперимент, синтез, моделирование, и др.)
3) формулируется цель воспитателя (чего хочет достичь воспитатель в результате данной деятельности детей);
4) формулируется тему НОД и описывается исследование;
5) прогнозируется цель, которую могут поставить дети (за чем захотят понаблюдать и др.);
6) подбирается игровая или жизненная ситуация, мотивирующая к данному виду деятельности (мотивационный этап);
7) продумываются вопросы, подводящие ребенка к осознанию или формулированию цели деятельности (ориентировочный этап);
8) формулируются задачи (шаги по достижению цели) для каждого этапа деятельности; соотнесите задачи с соответствующими образовательными областями;
9) продумываются действия детей на каждом этапе деятельности;
10) продумываются закрепляющее задание в форме отчёта о результатах исследования (исполнительский этап);
11) продумываются вопросы для подведения итогов (исполнительский этап);
12) формулируются вопросы для рефлексии (что сегодня особенно понравилось, запомнилось, было особенно трудно, особенно интересно и т.д.);
13) продумываются, что можно предложить детям для самостоятельной деятельности (перспективный этап).
Возраст детей | 5-6 лет | ||
Тема дня, недели и др. | Парад Победы | ||
Объекты исследования | Техника трех родов войск (морской, наземный и воздушно-космический) | ||
Методы исследования | Наблюдение, анализ, сравнение. | ||
Цель воспитателя | Сформировать первичные представления о воздушно-космическом роде войск | ||
Исследование (название и краткое описание) | Детям необходимо из общего числа изображений различной боевой техники отобрать и рассортировать по внешнему строению и техническим характеристикам-образу поражения врага на наземную, морскую и воздушно-космическую военную технику. | ||
Предполагаемая цель ребёнка | Подготовить к параду Победы все рода войск. | ||
Игровая ситуация для мотивационного этапа | Знакомый пограничный пес Тобик сообщает ребятам о прибытии на вокзал военного эшелона с военной техникой. Она должна принять участие в параде, посвященному Дню Победы. Необходимо помочь военным разгрузить вагоны, рассортировать технику и разместить по разным гарнизонам в зависимости от вида родов войск. | ||
Вопросы, подводящие ребенка к цели | Состоится ли в нашем городе парад Победы? Кто может помочь военным? Как это сделать? Что нам для этого нужно? | ||
Этапы деятельности | Действия детей | Задачи | Образовательные области |
Мотивационный этап | Выражают желание помочь военным | Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание. | Социально-коммуникативное развитие |
Выражают желание рассортировать военную технику по разным гарнизонам. Рассматривают две схемы-эмблемы (наземная-черта с травой, морская-извилистая волна) и изображения техники на картинках, выполняют сортировку техники. Затрудняются при определении места ракетным установкам, самолетам и вертолетам. Ни к одной схеме-эмблеме картинки не подходят. | Стимулировать познавательную мотивацию, развивать любознательность | Познавательное развитие | |
Вступают в диалог. Обсуждают технические характеристики и способы поражения врага этой техникой. Обсуждают образ схем. Обращаются за помощью к педагогу. | Развивать речь как средство общения | Речевое развитие | |
Ориентировочный этап | Осознают и принимают цель: добыть необходимую информацию, создать новую эмблему-схему, определить место ракетным установкам, самолетам и вертолетам. | Воспитывать самостоятельность и целенаправленность | Познавательное развитие |
Формируют цель ключевыми словами | Развивать речь как средство общения | Речевое развитие | |
Исполнительский этап | Работают в парах и тройками. Уважительно относятся к военным-защитникам Отечества, к память о Великой отечественной войне, ветеранам | Развивать общение и взаимодействие со сверстниками и взрослым. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своему Отечеству, о социально культурных ценностях нашего народа, гордость за военно-технические достижения нашего оружия. | Социально-коммуникативное развитие |
Воспринимают информацию наглядную и речевую о формировании воздушно-космических войсках и их назначении во время Великой отечественной войне, о легендарной машине- «Катюши» и роли в защите Отечества в настоящее время. Планируют изображение схемы-эмблемы воздушно-космическим войскам. Рассматривают, анализируют технику и сортируют по видам родов войск в разные гарнизоны. | Формировать первичные представления о трех видах родов войск. Создать условия для распознавания, определения по внешнему строению и техническим характеристикам-образу поражения врага наземной, морской и воздушно-космической военной техники. | Познавательное развитие | |
Называют военную технику, ее боевые характеристики, обсуждают детали своих действий, делают предположения, задают вопросы взрослому и друг другу, отвечают на вопросы педагога. | Обогащать активный словарь, развивать связную грамматически правильную речь. | Речевое развитие | |
Выполняют изображение схемы. Изображают движениями парад Победы с участием различных родов войск. | Развивают крупную и мелкую моторику рук и тела, координацию движений | Физическое развитие | |
Проявляют эмоции и воображение. | Создание условий для эстетического отношения к окружающему миру. | Художественно-эстетическое развитие | |
Рефлексивный этап | Выражают эмоции по итогам деятельности. | Создавать условия для становления положительного отношения к совместной общественно значимой деятельности. | Социально-коммуникативное развитие |
Отвечают на вопросы. | Развивать связную монологическую и диалогическую речь | Речевое развитие | |
Подведение итогов совместной деятельности, получение удовольствия от выполнения определенных умственных усилий для достижения цели, осознание реализации поставленной задачи | Создание условий от осуществления осознания получения конечного результата. | Познавательное развитие | |
Перспективный этап | Выражают желание узнать больше о защитниках Отечества, героях ВОВ, возможность выполнения макета военного полигона и проведения игры «Военный биатлон» | Формировать готовность к совместной деятельности; создание условий для воспитания самостоятельности и целенаправленности. | Социально-коммуникативное развитие |
Вопросы для подведения итогов | Состоялся ли в городе парад Победы? Какие рода войск в нем участвовали? Как поражается враг наземными войсками, морскими и воздушно-космическими? | ||
Задание на закрепление | Показать движениями и объяснить словами действия той или иной военной машины. | ||
Вопросы для рефлексии | Что новое узнали? Чему научились? Как помогли военным? Какие трудности были в выполнении задания? Что помогло преодолеть эти трудности? Что больше всего понравилось? | ||
Перспективный этап | Расспросить у родственников о службе их в армии. Выяснить, кто из них принимал участие в военных действиях. Принести семейные фотографии по теме. Подготовить рассказ одногруппникам о своем герое. Создать конструкторское бюро для выполнения макета военного полигона. Подобрать имеющиеся и выполнить недостающие атрибуты к игре. Организация проведения сюжетно-ролевой игры «Военный биатлон». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательному развитию для детей 5-6 лет в рамках городского «Фестиваля занятий по патриотическому воспитанию детей», посвященного дню Победы.
Форма занятия (телемост и экскурсия по городу) и его содержание способствуют развитию познавательного интереса у детей, социализации ребенка, проявлению нравственно-патриотических качеств и реал...
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности c элементами квеста по образовательным областям «Физическое развитие» и «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему: «Подарок Сарпике»
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, спереди, сзади) и на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа....
Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательной игры - путешествия по образовательной области «познавательное развитие» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет на тему: «Огородные помощники»
Цель: Развивать познавательные интересы детей, используя бросовый материал в игровой форме....
Статья по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной деятельности"
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы...
Методическая разработка по образовательной области «Познавательное развитие» для детей с задержкой психического развития подготовительного к школе возраста
Методическая разработка по образовательной области «Познавательное развитие» для детей с задержкой психического развития подготовительного к школе возраста1. Сенсорное развитие...
Конспект интегрированного занятия по развитию математических представлений и познавательному развитию для детей старшей группы с ТНР «Космическое путешествие»
Расширять элементарные знания о космосе...