Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Вода не имеет формы» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Клименко Надежда Евгеньевна

 В предлагаемом материале детей знакомим с увлекательной исследовательской деятельностью, знакомим со свойствами воды, и в игровом процессе экспериментируем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimenko_konspekt_opyt_no_3.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательнойдеятельности

по теме: «Вода не имеет формы» старшая группа

Второй уровень сложности

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.

Цель: познавать мир через исследовательскую деятельность, экспериментирование с водой.

Задачи:

 1. Образовательные:

Ознакомление детей со свойством воды:

- отсутствие собственной формы;

 - развивать навыки проведения опыта.

2.Воспитательные:

- умение работать в группе;

- отстаивать собственное мнение;

-  прививать бережное отношение к воде.

3. Развивающие:

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме деятельности.

Методические приемы:

Игровой (внесение игрового персонажа Знайки)

Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы. Вода» (релаксация).

Загадки и стихотворения о воде.

Наглядный (иллюстрации к загадкам о разных состояниях воды в природе,).

Практический (опыты).

Словесный (беседа, рассказ воспитателя, вопрос- ответ).

Предварительная работа:беседа на тему «Вода в жизни человека»,

чтение художественных произведений по теме, загадывание загадок, поговорок о воде,рассматривание альбомов «Вода в природе»,«Вода и ее состояния», наблюдение за водой во время прогулки, чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, отгадывание загадок о воде, прослушивание аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.

Материал (на каждого ребенка): 2 пластиковых стаканчика (разного размера), вода, блюдце, бумажная салфетка.

Демонстрационный материал: емкости разной формы для воды, вода, глобус, аудиозапись «Звуки воды»

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Основная часть.

Заключительная часть.

Знайка:

Понравилось ли вам

 как мы сегодня поиграли;

 -что вы нового узнали?

Ребята что в опыте было сложно?

 Кому бы вы хотели рассказать о результатах эксперимента?

А дома, вы повторите эти опыты покажите своей семье?

Что вы сегодня узнали нового о воде?

Воспитатель:А теперь давайте закроем глазки и послушаем музыкальное произведение «Звуки природы»

Воспитатель:

А теперь мы улыбнемся

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим «До свидания!»

Скажем Знайке приходи к нам еще, узнать и рассказать, что новое!                           До свидания Знайка!

Содержание

Обратная связь

на высказывание детей

(Воспитатель одевает ростовую куклу Знайку и начинает от первого лица диалог)

-Здравствуйте ребята! Девочки и мальчики! Я сегодня к вам пришел в гости, вы меня узнаете?

- Давайте громко поприветствуем друг друга!

- Я вам принес такое интересную штуку, которая называется модель земного шара! А вы знаете как можно этот предмет назвать это другим словом?

Как вы думаете, что это за предмет?

Если дети затрудняются в узнавании персонажа:

- меня зовут Знайка, я живу в Солнечном городе!

Если дети узнают и называют:

- правильно! Это я, Знайка!

- как хорошо, что вы сразу меня узнали!

Если дети затрудняются:

- предлагаю вспоминать всем вместе.

Если дети активно отвечают:

-Правильно это глобус – модель нашей планеты Земли!

- какие вы сообразительные!

Знайка читает стихотворение:

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

-как вы думаете, что хотел сказать поэт в своем стихотворении?

Если дети затрудняются:

- по-моему, если подумать хорошенько, то сразу станет все понятно!

Если дети активно включаются в обсуждение:

- Здорово! Какие вы сообразительные и внимательные!

2 этап: способствуем планированию деятельности

2 этап: способствуем планированию деятельности

Содержание

Обратная связь

на высказывание детей

Воспитатель:Давайте с вами рассмотрим карту мира на глобусе. Посмотрите, какого цвета на карте больше всего?

Дети:Синего, голубого.

Знайка:А как вы думаете, что на карте изображают голубым цветом?

Дети : Воду!

Знайка:Голубой и синий цвет – это цвет воды. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Для чего нужна вода?А для чего нужна вода человеку?

Дети: поливать растения, пить, стирать, варить пищу, мыться, плавать…

Знайка:Правильно, ребята, без воды нет жизни на земле.

-Человек при помощи воды готовит, стирает, поливает растения, пьет, умывается.

«Если руки ваши в ваксе,

Если нанос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без воды».

Воспитатель:Ребята, давайте вспомним, в каком состоянии бывает вода в природе? Отгадайте загадки про разные состояния воды. А Знайка, проверит ваши знания.

 «Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

Стоит Травинка.

Висит Слезинка.

(Росинка.)

Жидкое состояние – это жидкость, дождь, роса.

"Дыма" просто океан. Над землёй стоит (туман).

«Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе». (Облако)

Был водой, теперь летаю.

С виду я туман напоминаю.(Пар)

Газообразное состояние – пар, облако, туман.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло (Лед)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

Скачут по дорожке

Белые горошки. (Град)

Твердое состояние – лед, снег, град (показ иллюстраций).

Знайка: Какие вы Угадайки!  Все правильно разгадали. А теперь давайте подвигаемся, проведем маленькую физминутку:

Тихо плещется вода,

Мы плывем по теплой речке (плавные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда. (потягивание, руки вверх)

Мы из речки вылезаем

Чтоб обсохнуть, погулять (ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох

Мы садимся на песок (дети приседают)

Воспитатель:ребята, в месте соЗнайкойприглашаю вас в нашу лабораторию. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Правильно, нельзя кричать, мешать друг другу. Но можно смотреть, слушать и выполнять задания опытов.

Сейчас мы с вами будем проводить опыт с водой.

Опыт : Вода – жидкость, она не имеет формы.

Воспитатель:Давайте вспомним, что вода – жидкость. На ваших столах стоят два стакана, один с водой. Перелейте воду из одного стакана в другой. Получилось? Это доказывает, что вода – жидкость.

- Ребята, смотрите, у меня в руках деревянный кубик. Если я его буду ставить в разные места он форму не изменит. А если я перелью воду из стаканчика в блюдце, она примет форму блюдца. Если перелить из маленького стакана воду в большой вода примет форму большого стакана.

 Вывод: вода не имеет формы.

Если дети активно включаются в обсуждение:

- Ой-ёй-ёй! Вот это да! Как много вы знаете.

Если ребята затрудняются:

- Предлагаю вспоминать всем вместе.

Если дети предлагают вариант «приклеить на ватман»:

- Классная идея! Мы сможем рассказать Бурячку и даже показать всё.  

Если дети предлагают взять за основу альбомный лист:

- Это вариант. Но, мне кажется, что Кремль большой, он может не поместиться на маленьком листе. Нет у нас листов побольше?

Если дети ничего не предлагают:

- Ребята, а вот если мы всё-всё, что вы сейчас вспомнили о нашей стране, зарисуем и приклеим на этот большой лист? Интересно будет Бурячку изучать нашу большущую аппликацию?

- Здорово! Отличный фон!

Если дети обращают внимание на то, что башни белого цвета:

- Значит, вы тоже заметили!

Если ребята затрудняются:

- По-моему, когда Бурячок показывал нам Кремль, он был какого-то другого цвета! Кто помнит какого?

Если дети предлагают раскрасить:

- Тоже об этом подумала.

Если дети не предлагают раскрасить:

- Может быть, раскрасим Кремль?

- Отличный план!

Если дети перечисляют: клей, карандаши, салфетка:

- Согласна, по-моему, мы готовы начать.

Если дети затрудняются:

- Чем будем раскрашивать? Чем приклеим?

- Возьмите то, что необходимо для работы. Мне уже не терпеться начать!

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь

на высказывание детей

- ребята, я приглашаю вас в нашу лабораторию.

- давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

- правильно, нельзя кричать, мешать друг другу. Но можно смотреть, слушать и выполнять задания опытов.

- сейчас мы с вами будем проводить опыт с водой.

 Проведение опыта : Вода – жидкость, она не имеет формы.

- давайте вспомним, что вода – жидкость.

На ваших столах стоят два стакана, один с водой. Перелейте воду из одного стакана в другой.

Получилось? Это доказывает, что вода – жидкость.

- Ребята, смотрите, у меня в руках деревянный кубик. Если я его буду ставить в разные места он форму не изменит. А если я перелью воду из стаканчика в блюдце, она примет форму блюдца. Если перелить из маленького стакана воду в большой вода примет форму большого стакана.

 Вывод: вода не имеет формы

Получится очень красиво! Как настоящий!

- (Имя ребенка), отличная идея обвести башню, классно придумано!

Если дети делятся своими знаниями:

- Как много вы знаете, ребята!

Если дети затрудняются с ответом:

- Хотите, расскажу?

- Будьте внимательны!

- Точно!

- С часами только одна башня.

- (Имя ребёнка), покажи ребятам свою башню. Как она называется?

- Отлично! Ты внимательный!

- (Имя ребёнка), точно!

- Нашлась! (Имя ребёнка), покажи ребятам свою башню.

- Интересный вариант.

- Очень может быть.

- Вы работаете очень дружно, я думаю, у нас все получится!

- Если нужна помощь - обращайтесь, мы все готовы помочь.

- Здорово! Пойдёмте вместе.

- Ребята, кто ещё раскрашивает башни, не спешите.

Если дети замечают, что башни не соединены стеной:

- Какие вы внимательные!

Если не обратили внимание:

- Ребят, мы с вами восстанавливаем кремлевскую стену, но что-то на крепость пока не похоже. Почему?

Если поступает предложение дорисовать:

- Согласна! Нужна тебе помощь или справишься сам(а)?

Если дети затрудняются:

- Предлагаю посмотреть в альбоме, как выглядит стена, возможно, мы сможем нарисовать сами.

Если дети вспоминают про флаг:

- Точно! Бурячок нам его показывал.

Если нет:

- А какие символы у нашей страны?

Если дети затрудняются:

- Ребята, подскажите, пожалуйста, последовательность цветов флага Российской Федерации.

Если дети легко справляются:

- Получилось весело!

- Здорово!

- Тогда, вперёд!

- Согласна!

- Точно в это место?

- По-моему, очень красиво получается!

- Как вам?

- Отлично наш Московский Кремль почти готов!

- Мы определились, клеить будем вот сюда!

- (Имена детей), вы здорово потрудились! Очень аккуратно склеили флаг!

- Отлично!

- Ничего, все мы иногда ошибаемся.

- Как быстро вы нашли!

- Я очень рада, что ты, (имя ребёнка), так быстро запомнил название башен Кремля.

- Здорово!

- Согласна!

- По-моему, он у нас как настоящий! Бурячок будет рад!

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

- Понравилось ли вам

 как мы сегодня поиграли;

 -что вы нового узнали?

-Кому бы вы хотели рассказать о результатах эксперимента?

-а дома, вы повторите эти опыты покажите своей семье?

- давайте закроем глазки и послушаем музыкальное произведение «Звуки природы»

- а теперь, мы улыбнемся

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим «До свидания!»

-мы узнали, что вода не имеет формы.

- она льется!

- да, вы меня приятно удивили своими знаниями!

- ребята что в опыте было сложно?

- не пролить воду!

- согласна!

- маме и папе.

- покажу всем!

- отлично, сразу видно, что вы все очень старались!

- Было и правда очень интересно слушать как звучит музыка воды!

- приходи к нам еще, узнать и рассказать, что-то новое!                          

- до свидания Знайка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Вода - источник жизни"

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Вода - источник жизни"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ В САДУ, ЧТОБ СО ВСЕМИ БЫТЬ В ЛАДУ?»

В активном игровом и коммуникативном взаимодействии с Незнайкой, дети обозначили правила бесконфликтного общения с окружающими людьми, помогли Незнайке наладить доброжелательные взаимоотношения с друз...

Методическая разработка НОД на тему: «Природа дарит чудеса» в старшей группе (от 5 до 6лет)

Тема НОД: «Природа дарит чудеса»Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие (ознакомление с природой)Цель: Формирование у детей знаний о природных...

Методическая разработка образовательной деятельности по математическому развитию детей для старшей группы.

Методическая разработка образовательной деятельности по математическому развитию детей для старшей группыТема: «Геометрические фигуры»Цель: - продолжать учить сравнивать предметы по форме...

Методическая разработка с элементами опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Марсианину о воде»

Методическая разработка с элементами опытно-экспериментальной деятельности на тему "Марсианину о воде". Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познават...

Методическая разработка- лэпбук по теме: «Права и обязанности детей, старшей группы».

Цель этого лэпбука- познакомить детей с понятиями слов «право», «конвенция», рассмотреть с детьми разные направления....