Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Вода не имеет формы» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В предлагаемом материале детей знакомим с увлекательной исследовательской деятельностью, знакомим со свойствами воды, и в игровом процессе экспериментируем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klimenko_konspekt_opyt_no_3.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка образовательнойдеятельности
по теме: «Вода не имеет формы» старшая группа
Второй уровень сложности
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.
Цель: познавать мир через исследовательскую деятельность, экспериментирование с водой.
Задачи:
1. Образовательные:
Ознакомление детей со свойством воды:
- отсутствие собственной формы;
- развивать навыки проведения опыта.
2.Воспитательные:
- умение работать в группе;
- отстаивать собственное мнение;
- прививать бережное отношение к воде.
3. Развивающие:
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме деятельности.
Методические приемы:
Игровой (внесение игрового персонажа Знайки)
Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы. Вода» (релаксация).
Загадки и стихотворения о воде.
Наглядный (иллюстрации к загадкам о разных состояниях воды в природе,).
Практический (опыты).
Словесный (беседа, рассказ воспитателя, вопрос- ответ).
Предварительная работа:беседа на тему «Вода в жизни человека»,
чтение художественных произведений по теме, загадывание загадок, поговорок о воде,рассматривание альбомов «Вода в природе»,«Вода и ее состояния», наблюдение за водой во время прогулки, чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, отгадывание загадок о воде, прослушивание аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.
Материал (на каждого ребенка): 2 пластиковых стаканчика (разного размера), вода, блюдце, бумажная салфетка.
Демонстрационный материал: емкости разной формы для воды, вода, глобус, аудиозапись «Звуки воды»
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Основная часть.
Заключительная часть.
Знайка:
Понравилось ли вам
как мы сегодня поиграли;
-что вы нового узнали?
Ребята что в опыте было сложно?
Кому бы вы хотели рассказать о результатах эксперимента?
А дома, вы повторите эти опыты покажите своей семье?
Что вы сегодня узнали нового о воде?
Воспитатель:А теперь давайте закроем глазки и послушаем музыкальное произведение «Звуки природы»
Воспитатель:
А теперь мы улыбнемся
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим «До свидания!»
Скажем Знайке приходи к нам еще, узнать и рассказать, что новое! До свидания Знайка!
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
(Воспитатель одевает ростовую куклу Знайку и начинает от первого лица диалог) -Здравствуйте ребята! Девочки и мальчики! Я сегодня к вам пришел в гости, вы меня узнаете? - Давайте громко поприветствуем друг друга! - Я вам принес такое интересную штуку, которая называется модель земного шара! А вы знаете как можно этот предмет назвать это другим словом? Как вы думаете, что это за предмет? | Если дети затрудняются в узнавании персонажа: - меня зовут Знайка, я живу в Солнечном городе! Если дети узнают и называют: - правильно! Это я, Знайка! - как хорошо, что вы сразу меня узнали! Если дети затрудняются: - предлагаю вспоминать всем вместе. Если дети активно отвечают: -Правильно это глобус – модель нашей планеты Земли! - какие вы сообразительные! |
Знайка читает стихотворение: Я обнял глобус – шар земной. Один над сушей и водой. В руках моих материки Мне тихо шепчут: «Береги». В зеленой краске лес и дол. Мне говорят: «Будь с нами добр». Не растопчи ты нас, не жги, Зимой и летом береги». Журчит глубокая река, Свои лаская берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги». И птиц, и рыб я слышу всех: «Тебя мы просим, человек. Ты обещай нам и не лги. Как старший брат нас береги». Я обнял глобус – шар земной, И что-то сделалось со мной. И вдруг шепнул я: «Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу» -как вы думаете, что хотел сказать поэт в своем стихотворении? | |
Если дети затрудняются: - по-моему, если подумать хорошенько, то сразу станет все понятно! Если дети активно включаются в обсуждение: - Здорово! Какие вы сообразительные и внимательные! | |
2 этап: способствуем планированию деятельности |
2 этап: способствуем планированию деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Воспитатель:Давайте с вами рассмотрим карту мира на глобусе. Посмотрите, какого цвета на карте больше всего? Дети:Синего, голубого. Знайка:А как вы думаете, что на карте изображают голубым цветом? Дети : Воду! Знайка:Голубой и синий цвет – это цвет воды. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Для чего нужна вода?А для чего нужна вода человеку? Дети: поливать растения, пить, стирать, варить пищу, мыться, плавать… Знайка:Правильно, ребята, без воды нет жизни на земле. -Человек при помощи воды готовит, стирает, поливает растения, пьет, умывается. «Если руки ваши в ваксе, Если нанос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды- Жить нельзя нам без воды». Воспитатель:Ребята, давайте вспомним, в каком состоянии бывает вода в природе? Отгадайте загадки про разные состояния воды. А Знайка, проверит ваши знания. «Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь) Стоит Травинка. Висит Слезинка. (Росинка.) Жидкое состояние – это жидкость, дождь, роса. "Дыма" просто океан. Над землёй стоит (туман). «Пушистая вата плывёт куда-то, Чем вата ниже, тем дождик ближе». (Облако) Был водой, теперь летаю. С виду я туман напоминаю.(Пар) Газообразное состояние – пар, облако, туман. Мост - как синее стекло: Скользко, весело, светло (Лед) Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег) Скачут по дорожке Белые горошки. (Град) Твердое состояние – лед, снег, град (показ иллюстраций). Знайка: Какие вы Угадайки! Все правильно разгадали. А теперь давайте подвигаемся, проведем маленькую физминутку: Тихо плещется вода, Мы плывем по теплой речке (плавные движения руками) В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. (потягивание, руки вверх) Мы из речки вылезаем Чтоб обсохнуть, погулять (ходьба на месте) А теперь глубокий вдох Мы садимся на песок (дети приседают) Воспитатель:ребята, в месте соЗнайкойприглашаю вас в нашу лабораторию. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Правильно, нельзя кричать, мешать друг другу. Но можно смотреть, слушать и выполнять задания опытов. Сейчас мы с вами будем проводить опыт с водой. Опыт : Вода – жидкость, она не имеет формы. Воспитатель:Давайте вспомним, что вода – жидкость. На ваших столах стоят два стакана, один с водой. Перелейте воду из одного стакана в другой. Получилось? Это доказывает, что вода – жидкость. - Ребята, смотрите, у меня в руках деревянный кубик. Если я его буду ставить в разные места он форму не изменит. А если я перелью воду из стаканчика в блюдце, она примет форму блюдца. Если перелить из маленького стакана воду в большой вода примет форму большого стакана. Вывод: вода не имеет формы. | Если дети активно включаются в обсуждение: - Ой-ёй-ёй! Вот это да! Как много вы знаете. Если ребята затрудняются: - Предлагаю вспоминать всем вместе. |
Если дети предлагают вариант «приклеить на ватман»: - Классная идея! Мы сможем рассказать Бурячку и даже показать всё. Если дети предлагают взять за основу альбомный лист: - Это вариант. Но, мне кажется, что Кремль большой, он может не поместиться на маленьком листе. Нет у нас листов побольше? Если дети ничего не предлагают: - Ребята, а вот если мы всё-всё, что вы сейчас вспомнили о нашей стране, зарисуем и приклеим на этот большой лист? Интересно будет Бурячку изучать нашу большущую аппликацию? - Здорово! Отличный фон! | |
Если дети обращают внимание на то, что башни белого цвета: - Значит, вы тоже заметили! Если ребята затрудняются: - По-моему, когда Бурячок показывал нам Кремль, он был какого-то другого цвета! Кто помнит какого? Если дети предлагают раскрасить: - Тоже об этом подумала. Если дети не предлагают раскрасить: - Может быть, раскрасим Кремль? | |
- Отличный план! Если дети перечисляют: клей, карандаши, салфетка: - Согласна, по-моему, мы готовы начать. Если дети затрудняются: - Чем будем раскрашивать? Чем приклеим? - Возьмите то, что необходимо для работы. Мне уже не терпеться начать! | |
3 этап: способствуем реализации детского замысла | |
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
- ребята, я приглашаю вас в нашу лабораторию. - давайте вспомним правила поведения в лаборатории. - правильно, нельзя кричать, мешать друг другу. Но можно смотреть, слушать и выполнять задания опытов. - сейчас мы с вами будем проводить опыт с водой. Проведение опыта : Вода – жидкость, она не имеет формы. - давайте вспомним, что вода – жидкость. На ваших столах стоят два стакана, один с водой. Перелейте воду из одного стакана в другой. Получилось? Это доказывает, что вода – жидкость. - Ребята, смотрите, у меня в руках деревянный кубик. Если я его буду ставить в разные места он форму не изменит. А если я перелью воду из стаканчика в блюдце, она примет форму блюдца. Если перелить из маленького стакана воду в большой вода примет форму большого стакана. Вывод: вода не имеет формы | |
Получится очень красиво! Как настоящий! - (Имя ребенка), отличная идея обвести башню, классно придумано! Если дети делятся своими знаниями: - Как много вы знаете, ребята! Если дети затрудняются с ответом: - Хотите, расскажу? - Будьте внимательны! - Точно! - С часами только одна башня. - (Имя ребёнка), покажи ребятам свою башню. Как она называется? - Отлично! Ты внимательный! - (Имя ребёнка), точно! - Нашлась! (Имя ребёнка), покажи ребятам свою башню. - Интересный вариант. - Очень может быть. - Вы работаете очень дружно, я думаю, у нас все получится! - Если нужна помощь - обращайтесь, мы все готовы помочь. | |
- Здорово! Пойдёмте вместе. - Ребята, кто ещё раскрашивает башни, не спешите. Если дети замечают, что башни не соединены стеной: - Какие вы внимательные! Если не обратили внимание: - Ребят, мы с вами восстанавливаем кремлевскую стену, но что-то на крепость пока не похоже. Почему? Если поступает предложение дорисовать: - Согласна! Нужна тебе помощь или справишься сам(а)? Если дети затрудняются: - Предлагаю посмотреть в альбоме, как выглядит стена, возможно, мы сможем нарисовать сами. Если дети вспоминают про флаг: - Точно! Бурячок нам его показывал. Если нет: - А какие символы у нашей страны? Если дети затрудняются: - Ребята, подскажите, пожалуйста, последовательность цветов флага Российской Федерации. Если дети легко справляются: - Получилось весело! - Здорово! - Тогда, вперёд! | |
- Согласна! - Точно в это место? - По-моему, очень красиво получается! - Как вам? - Отлично наш Московский Кремль почти готов! - Мы определились, клеить будем вот сюда! - (Имена детей), вы здорово потрудились! Очень аккуратно склеили флаг! - Отлично! - Ничего, все мы иногда ошибаемся. - Как быстро вы нашли! - Я очень рада, что ты, (имя ребёнка), так быстро запомнил название башен Кремля. - Здорово! - Согласна! - По-моему, он у нас как настоящий! Бурячок будет рад! | |
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности | |
- Понравилось ли вам как мы сегодня поиграли; -что вы нового узнали? -Кому бы вы хотели рассказать о результатах эксперимента? -а дома, вы повторите эти опыты покажите своей семье? - давайте закроем глазки и послушаем музыкальное произведение «Звуки природы» - а теперь, мы улыбнемся Крепко за руки возьмемся И друг другу на прощанье Мы подарим «До свидания!» | -мы узнали, что вода не имеет формы. - она льется! - да, вы меня приятно удивили своими знаниями! - ребята что в опыте было сложно? - не пролить воду! - согласна! - маме и папе. - покажу всем! - отлично, сразу видно, что вы все очень старались! - Было и правда очень интересно слушать как звучит музыка воды! - приходи к нам еще, узнать и рассказать, что-то новое! - до свидания Знайка! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Вода - источник жизни"
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Вода - источник жизни"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ В САДУ, ЧТОБ СО ВСЕМИ БЫТЬ В ЛАДУ?»
В активном игровом и коммуникативном взаимодействии с Незнайкой, дети обозначили правила бесконфликтного общения с окружающими людьми, помогли Незнайке наладить доброжелательные взаимоотношения с друз...
Методическая разработка НОД на тему: «Природа дарит чудеса» в старшей группе (от 5 до 6лет)
Тема НОД: «Природа дарит чудеса»Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие (ознакомление с природой)Цель: Формирование у детей знаний о природных...
Методическая разработка образовательной деятельности по математическому развитию детей для старшей группы.
Методическая разработка образовательной деятельности по математическому развитию детей для старшей группыТема: «Геометрические фигуры»Цель: - продолжать учить сравнивать предметы по форме...
Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы по теме «Секреты здоровья»
Цель: формирование у детей субъектной позиции созидателя своего здоровья....
Методическая разработка с элементами опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Марсианину о воде»
Методическая разработка с элементами опытно-экспериментальной деятельности на тему "Марсианину о воде". Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познават...
Методическая разработка- лэпбук по теме: «Права и обязанности детей, старшей группы».
Цель этого лэпбука- познакомить детей с понятиями слов «право», «конвенция», рассмотреть с детьми разные направления....