Знакомство с трудом лесника
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кирейчева Елена Васильевна

расширить знания детей о лесе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnik.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по природному миру в старшей группе:

«Знакомство с трудом лесника»

Цели: расширить знания детей о лесе.

Задачи:

обучающие: формировать умения детей отвечать на вопросы воспитателя, дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе;

развивающие: развивать наблюдательность, память;

воспитательные: воспитывать уважение к труду лесника, способствовать экологическому и эстетическому воспитанию детей.

Интеграция образовательных областей:

  1. Познание
  2. Речевое развитие
  3. Художественно-эстетическое развитие
  4. Социально-коммуникативное развитие
  5. Физические развитие

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Лес»

Беседа «Правила друзей природы»

Дидактическая игра «Загадки и отгадки» (по теме)

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Материал и оборудование: глобус, иллюстрации картин художников о лесе, карточки-символы о правилах поведения в лесу.

Ход занятия:

Воспитатель: В начале нашего занятия послушайте рассказ О.Дмитриева «Что такое лес»

Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? — подумал он— Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок — и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка-лесовичка.

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек одни сухие стволы.

— Что случилось? — удивился художник— Почему засох мой лес?

— Какой же это лес? — вдруг услышал художник— Тут одни только деревья.

Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает:

— Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?

— Правильно, — согласился художник, — такого быть не может.

И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были красивые кустарники, а среди зеленой травы множество ярких цветов.

— Вот теперь хорошо,— похвалил сам себя художник, — вот теперь получился настоящий лес.

Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

— А это потому, что ты забыл нарисовать грибы,— сказал лесовичок.

— Да, позабыл,— согласился художник.— Но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил нечасто.

— Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно.

И художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.

— А потому лес гибнет,— сказал лесовик,— что нет в нем насекомых.

Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

«Ну, теперь все в порядке»,— решил художник и, полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то.

А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.

Художник подошел к картине… и вдруг отшатнулся. Все на ней — и земля, и стволы, и ветви деревьев — было покрыто полчищами жуков и гусениц.

Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины — казалось, вот-вот упадет. И вид у него был грустный-прегрустный.

— Это ты виноват,— закричал художник,— ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!

— Конечно,— сказал старичок-лесовичок,— конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.

— Что же делать?! — в отчаянии воскликнул художник.— Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?

Никогда,— сказал старичок,— если не нарисуешь птиц. Потому что лес не может быть без птиц.

Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, лесовичок сказал:

— Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб…

— Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь все есть.

— Не все,— сказал лесовик.— Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку.

— Нет! — решительно заявил художник.

— Нарисуй,— твердо сказал лесовик.

И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку… Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, попискиванье, фырканье.

— Вот теперь это настоящий лес,— сказал из темноты лесовичок, — теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это — лес.

Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево и его не было видно в густой траве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей так, что их совершенно невозможно увидеть. Ведь живут же в нем тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать. А еще живут в лесу удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и живут правдивые истории, очень похожие на сказки!

Воспитатель: А, теперь посмотрите на наш земной шар. Большая часть земли покрыта лесами. Леса – это главное богатство планеты.

Леса бывают разными. Какими?

Ответы детей:

- смешанные, когда встречаются все деревья;

- хвойные темные леса (тайга);

- березовые рощи, где растут березы;

- сосновые боры, там приятно пахнет смолой.

Воспитатель: Правильно.

Психологическая разгрузка.

Воспитатель предлагает разместиться поудобнее, закрыть глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое.

Звучит музыка (пение птиц).

Воспитатель: Продолжаем наше занятие.

Леса дают всему живому целительный воздух для дыхания. В лесах обитает множество птиц, животных. Люди используют древесину для изготовления мебели, бумаги, для создания других промышленных изделий.

А сейчас физкультминутка.

Руки подняли и помахали –

                                           Это деревья в лесу.

                                           Локти согнули, кисти встряхнули –

                                           Ветер сбивает росу.

                                           Плавно руками помашем –

                                           Это к нам птицы летят

                                           Как они сядут, покажем –

                                          Крылья мы сложим назад.

                                   (Дети выполняют движения по тексту)

Воспитатель: Растет население планеты. Все больше земли приходится отводить под сельское хозяйство, поэтому лес вырубают и используют освободившиеся земли для пастбищ, где пасется скот; для полей, где выращивают хлеб, овощи; для садов и виноградников. Маленькие деревни превращаются в села, села – в города. Люди дома и необходимые для жизни постройки, вокруг крупных городов отводятся большие площади под дачные участки. В лесах прокладывают железные дороги, находят полезные ископаемые, где начинается их добыча, а значит, и развивается производство. Все это необходимо людям. Однако лесов становится все меньше и меньше. Лес необходимо беречь. Есть на земле очень важные нужные профессии людей, которые защищают и сохраняют лес.

    Познакомьтесь со стихотворением Л.Зеленской «Лесник»:

Ходит по лесу лесник,

Он шагать в лесу привык,
Здесь ему, совсем, как дома,

Всё давным–давно знакомо.
Взгляд лесничего остёр:

Тут недавно был костёр –

Под ветвями тлеет жар,

Не досмотришь, и – пожар.
Там, красавица – сосна.

Почему она грустна?
Причинил ей много бед

Жук зловредный – короед.
Нужно дерево спасти,

Короеда извести.
Дальше заяц грыз в яру

Молодой ольхи кору.
Погоди, ушастый плут,

Скоро пойман будешь тут!
Дальше, дальше… долог путь!

Должен всюду заглянуть,

Всё обследовать.

Лесник, он бродить в лесу привык.
Знает он не зря в лицо

Каждый куст и деревцо.

   Кто же такие лесники? Лесники – это люди, хорошо знающие всех обитателей леса и старающиеся им в трудное время. Их основное дело – забота о лесе.

   Лесники – важные для леса люди. Они заботятся о лесе – берегут его от пожара, помогают животным в трудную минуту – зимой в бескормицу, весной в половодье.  Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых деревьев, борются с браконьерами.

   Вы, дети и мы, взрослые можем как-то помочь лесникам?

Ответы детей: Да, мы не должны забывать правила поведения в лесу.

       (выставляются карточки – символы)

  1. Ветки не ломать, деревья не качать, ни травинку, ни лист не рвать.
  2. Стараться не шуметь, а не то лес испугается, и мы не узнаем ни одной тайны.
  3. Не разрушать муравейники, и не трогать гусениц, лягушек, ужей – звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
  4. Не разводить костров – от маленького костра может быть большой пожар.

В конце занятия воспитатель произносит вместе с детьми:

                             Нор звериных

                             Птичьи гнезда

                             Разорять не будем никогда.

                             Пусть птенцам и маленьким зверятам

                             Живётся с нами радостно всегда!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ООД Конспект занятия "Знакомство с профессией лесника"

Развитие интереса у дошкольников к профессии лесника....

План-конспект НОД Тема: «Знакомство с профессией - лесник»

Цель: расширение и систематизация представлений детей о профессиях,        людей, которые защищают природу Хабаровского края.Задачи:1. Уточнить знания детей о профес...

конспект НОД "Знакомство с трудом лесника"

Конспект НОД "Знакомство с трудом лесника" для старшего дошкольного возраста с использованием методики Монтессори...

конспект НОД "Знакомство с трудом лесника"

Конспект НОД "Знакомство с трудом лесника" для детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Монтессори...

Знакомство с профессией Лесник

Цель :дать детям представление о профессии лесник;познакомить с род деятельности этой профессии; учить любить и беречь природу ;повторить элементарные правила поведения в лесу .Развивать связгую речь ...

Конспект занятия "Знакомство с профессией лесник"

Цель: Знакомство детей с профессией лесник.Задачи:1. Начать формирование знаний о труде лесника и его значении.2. Расширять представление об использование даров леса в жизни человека.3. Развивать...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: "Знакомство с профессией лесник"

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: "Знакомство с профессией лесник"...