Конспект ООД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utyug.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной организованной образовательной деятельности
в старшей группе по ФЦКМ (предметный мир)
«Путешествие в прошлое предметов»
Цель: Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов, происхождение которых имеют историческое значение и побуждение к совместной деятельности на основе использования информации, полученной на занятии.
Программные задачи:
Создать условия для закрепления знаний детей о достижении человечества и их историческое прошлое– утюг.
Систематизировать знания о свойствах и действиях различных предметов-предшественников утюга.
Развивать внимание, воображение логическое мышление, память через дидактические игры, развивать мыслительную и речевую деятельность.
Формировать безопасное поведение в быту и социуме, умение устанавливать причинно-следственные связи, разгадывать загадки, делать выводы.
Воспитывать самостоятельность, активность, познавательный интерес, желание больше узнать о жизни людей раньше.
Воспитывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.
Методы и приемы: игровые, познавательные, беседа, постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрения.
Предварительная работа
Подборка материала с изображениями прошлого предметов- утюга, беседы на тему «Чем был предмет раньше», «Как нужно вести себя в общественных местах». Заучивание стихов о утюге, Дид/игры «Хорошо – плохо», загадывание загадок о предметах домашнего обихода.
Материал: компьютер, презентация «Время и вещи. Утюг», предметы из музея: различные утюги, посылочная коробка, папка «История утюга»
Ход
Мотивация
Воспитатель: Ребята, в нашу группу прислали посылку. Попробуете отгадать, что в ней лежит?
Ответы детей.
Воспитатель: А чтобы легче было отгадывать послушайте загадку.
В полотняной стране,
По реке простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Воспитатель: Посмотрим, что лежит в посылке, угадали вы или нет?
В посылке лежит утюг старинного образца
Воспитатель: Правильно это утюг. Но не обычный. А что в нем необычного?
Почему вы так думаете? Как вы думаете, где в наше время можно встретить старинные вещи и узнать о них?
Подвести детей к ответу (в музее)
Воспитатель: А вы знаете как нужно себя вести в музее?
Ответы детей (нельзя разговаривать, толкаться, если нужно, что то спроси нужно поднять руку, в музее руками ничего трогать нельзя.)
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в путешествие в музей? А можно ли попасть в музей, не выходя из детского сада?
Ответы детей
Воспитатель: Мы сейчас переместимся в музей с помощью нашего экрана. Повторяйте за мной.
«Три раза вокруг себя обернись и в музее окажись!»
Слайд 1-2
Воспитатель: Добро пожаловать в музей
Давайте сядем поудобнее и приготовимся слушать, что же интересного можно узнать об утюге.
Слайд 3
«Когда то давным-давно, когда не было ваших родителей и даже ваших дедушек и бабушек, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в реке, они ее отжимали, тщательно встряхивали, расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху плоским камнем и оставляли на некоторое время».
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли разглаживалась одежда под тяжелым камнем? А удобно это было?
Ответы детей (нужно было найти большой камень, одежда плохо разглаживалась, мог начаться дождик)
Слайд 4
Воспитатель: «Прошло немного времени и люди стали пользоваться скалкой, на которую наматывали мятое белье (показ рубеля). Толстой плашкой с зарубками и рукоятью передвигали вперед-назад по намотанной на скалку вещи. Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. Такое гладильное приспособление называлось «рубель». Мастера – резчики украшали рубели причудливыми узорами». (Предложить детям попробовать погладить белье рубелем).
Воспитатель: Хорошо ли разглаживалось белье таким способом? (нет)
- Ребята, я с вами согласна. Таким гладильным орудием нельзя было хорошо разгладить одежду, оставалось много складок. Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать – уставали руки. Скажите ребята рубелем лучше было гладить, чем камнем?
Ответы детей
Слайд 5
Воспитатель: Люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой- нибудь тяжелый и к тому же горячий предмет. Так появились литые утюги - они были тяжелые, подошву утюга нужно было разогревать. Удобные были такие утюги? Почему?
Слайд 6-8
Воспитатель: Потом придумали угольный утюг. Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угли. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Угольные утюги тоже были тяжелые и еще им необходимо было непрерывно размахивать.
Воспитатель: Как вы думаете, удобно было пользоваться угольным утюгом? (нет)
Почему? (нужны были постоянно горячие угли, углями можно было обжечься, угли могли упасть на одежду)
Воспитатель: Изготавливали такие утюги вручную, при литье их украшали орнаментом, и стоили они очень дорого. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку. Наличие утюга в доме считалось признаком достатка и благополучия. Иногда утюг выставляли на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения, и он с гордостью демонстрировался гостям.
Глажка угольным утюгом превращалась в физическое упражнение. Я предлагаю вам поиграть в игру
Игра- эстафета «Кто быстрее наполнит утюг углем»
Дети делятся на две команды. Их задача на лопатке перенести «угли» в угольный утюг. Чья команда быстрее справится с заданием, та и выигрывает.
Слайд 9
Воспитатель: Но время стремительно летело вперед. Человек стремился как-то облегчить свой труд и придумал много вещей, которые помогали ему. В конце XIX века стали производить газовые утюги. Принцип их работы был тот же, что и у газовых плит: утюг разогревался от горящего газа. В корпус такого утюга была вставлена металлическая трубка, подсоединённая другим концом к газовому баллону, а на крышке утюга располагался насос. С помощью насоса газ загонялся в нутро утюга, где, сгорая, нагревал гладильную подошву.
Слайд 10
Спиртовой утюг. Устроен он был по принципу керосиновой ламы: поверхность утюга нагревалась спиртом, который наливался внутрь и поджигался. Достоинство такого утюга было в том, что разогревался он быстро, весил не очень много, его можно было использовать как дорожный вариант. Вот только стоил такой утюг слишком дорого.
Слайд 11
Существовал и водяной утюг. По сути, чайник-утюг. К его платформе сверху приваривается чайник: одновременно можно и воду греть, и белье гладить, чтобы не тратить почем зря драгоценное тепло.
Слайд 12-13
Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагреть электрическим током. Это были простейшие электрические утюги. Сначала их нагревали, потом отключали и только после этого гладили. Затем люди придумали регулятор, которым можно контролировать температуру нагревания. А сейчас современным утюгом можно даже отпаривать вещи. Такие утюги называют паровые».
Воспитатель: Вот такие этапы прошел утюг, прежде чем стал удобным, легким, практичным.
Леонелла знает про утюг красивое стихотворение, давайте ее послушаем.
Не игра
Шагалиева Галина
Маша с куклою играла,
Платье новое помяла.
Взять хочу утюг у мамы,
Но она мне отказала.
Брать утюг тебе нельзя -
Он не детская игра.
Может он детей обжечь,
И горяч он, словно печь.
А чтоб не было огня,
Только как поглажу я,
Отключу его всегда.
Крошка, все ты поняла?
С мамой спорить я не стала,
Детский утюжок достала.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы как надо пользоваться утюгом? Какие правила безопасности необходимо соблюдать?
1 не оставлять утюг включенным.
2 ставить на специальную подставку.
3 не пользоваться утюгом без взрослых.
4 не наливать воду во включенный утюг.
5 нельзя оставлять утюг на вещах.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Чем был раньше? » (игра с мячом)
Дети становятся в круг, передают друг другу мяч, я называю любой предмет, например,
Книга – деревом лужа- дождем
Велосипед – железом; мука - пшеницей
Стол – деревом; дрова- деревом
Хлеб – мукой; платье - тканью
Дуб – желудем; кирпич –песком
Корова – теленком; сосулька- водой
Бабочка – гусеницей;
Дом – кирпичами;
Очки – стеклом;
Снег– водой
В посылке еще, что то есть, посмотрим? Это альбом для рассматривания о истории утюга. Положим его в книжный уголок и будем рассматривать.
Рефлексия:
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в прошлое предметов.
Понравилось путешествие? Что больше всего понравилось?
Расскажите своим родителям, что вам больше всего понравилось на занятии
Воспитатель: Девочки нам постирали кукольное белье. Берите гладильные доски и утюги надо погладить и постелить белье куклам. А мальчики помогут мне убрать материал после занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....