Беседы
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»
Беседа с детьми старшей группы
Составитель:
С. А.Гребнева,
воспитатель ВКК
Г.Полевской
Цель: Закрепление знаний детей о родном городе.
Задачи:
- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам родного города.
- Расширить, активизировать и уточнить словарь детей по теме "Город".
Оборудование: иллюстрации родного города и его достопримечательностей, компьютерная презентация «Мой город»
Ход беседы:
Чтение стихотворения.
Я по городу хожу,
Я про город расскажу,
Поликлиника, аптека,
Магазин, библиотека,
Много здесь жилых домов,
И деревьев и цветов.
Землю роет эксковатор-
Строят здесь кинотеатр.
Школа, ресторан, музей...
Город нужен для людей.
(Смиртнова Л.Н.)
Беседа с детьми.
Слайд 1
-Как называется наш родной город в котором мы живем?
В нашем путешествии породному городу нам будут помогать наши верные друзья книги, иллюстрации, слайды.
Наш город не очень большой, но в нем есть много улиц больших и маленьких. Каждая улица имеет свое название.
-Кто может назвать улицу, на которой находится наш детский сад?
- Кто знает название улицы на которой, расположен ваш дом?
В нашем городе есть замечательные места.
Слайд 2
-Это музей. Он может рассказать нам о прошлом.
Слайд 3
-Еще в нашем городе есть памятники, воинам, сражавшимся за нашу Родину. У памятника Воину-освободителю зимой и летом горит вечный огонь, который напоминает нам о тяготах войны.
Слайд 4
-Люди разных профессий стараются, чтобы наш город был чистым и опрятным. Давайте назовем профессии ваших родителей.
Упражнение "Чего много в городе?"
Воспитатель раздаёт картинки детям и спрашивает: "Чего много в городе?"(дети отвечают и показывают свою картинку). Ответы детей разные: улиц, дорог, светофоров и т.д.
Слайд 5.
Какими красивыми словами можно описать наш город? (красивый, чистый, уютный и т.д.)
Физкультминутка: «Путешествуем по улицам города»
Цель: уметь воспроизводить образ пластично, эмоционально окрашивая его; дифференцировать свои мышечные ощущения, управлять ими; использовать знания о городе в создании игрового образа. Ходьба по узкой улочке по одному, по широкому проспекту в колонне по двое, по трое, по площади — по кругу; ходьба на носочках с вытянутыми вверх руками — высотные дома; подметаем улицы, катаемся на велосипедах в сквере, на лодках на пруду , качаемся на качелях, прыгаем на батуте в цирке-, идем скользящим шагом, как трамвай по рельсам, разбегаемся в разные стороны, как транспорт по своим маршрутам, застываем на месте по сигналу светофора и т.п.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»
Беседа с детьми старшей группы
Составитель:
С. А.Гребнева,
воспитатель ВКК
Г.Полевской
У каждого человека есть малая Родина, для нас – это наш Полевской. Любовь к родному городу, гордость за свою малую родину, интерес к его истории, уважение к людям, к культурному наследию – вот, что нужно прививать нашим детям, маленьким гражданам Полевского, поскольку своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он свыкается, сживается, которая впитывается с «молоком матери».
В настоящее время в нашем городе усилия педагогов направлены на сохранение культурносозидательной функции образования. Содержание дошкольного образования определяет создание необходимых психолого - педагогических условий для формирования и развития основ духовной культуры личности ребёнка, а именно: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших наш удивительный город.
Можно с радостью отметить рост интереса дошкольников к истории города. Знание истории и культуры своего народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если знакомить его с этим, начиная с детства.
Содержание деятельности: Начальные представления о символическом значении изображений на гербе и флаге города, перечисление символических изображений на гербе и флаге: зелёный каменный цветок, коронованная золотая ящерица, 8- конечная звезда, знак Венеры; проявление интереса к историческим событиям, объектам знаково - символического содержания: значки, монеты, флаги, гербы; приобщение к культуре своего отечества.
Цель: Формировать уважительное отношение к символике родного города, понимание того, что символы призваны объединять людей, живущих в одном городе.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с гербом и флагом г. Полевского, его историей, углубить представления о родном городе.
Развивающие: Развивать навыки разговорной речи: ясно выражать свои мысли, отвечать полными предложениями на поставленные вопросы; активизировать, уточнить и дополнить словарный запас (герб, символы, стела, следопыты); развивать культуру речевого общения.
Воспитывающие: Воспитывать чувство гордости за свой город, его жителей, уважение к символике города.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Оборудование: ширма с гербами и флагами России и Свердловской области, карта Свердловской области со значками гербов городов области, воротнички – полоски белого, синего, красного цвета, на обратной стороне которых изображение знаков герба Полевского, макет стелы, вывеска «Музей», бумажный щит для герба и знаки: кольцо, соединённое с крестом, восьмиконечная звезда, каменный цветок и ящерка; выставка гербов Свердловской области; фотографии медеплавильного, железоделательного завода (старые фото, фото П. П. Бажова; аудиозапись.
Воспитатель: Дети, мы с вами продолжаем разговор на тему «С чего начинается Родина?
- Пожалуйста, ваши рассуждения, с чего же начинается Родина для каждого человека?
- Я считаю, что Родина- это наш город.
- А еще мы говорили, что семья это тоже Родина, потому что это самое родное.
Воспитатель: Все вы, дети, правы. Родина - это место, где родился человек.
У каждой страны, области есть свои отличительные знаки или символы. Назовите, какие символы вы знаете?
Дети: Отличительными знаками или символами являются герб, флаг, гимн.
Воспитатель: Города имеют гербы, рассмотрите их и расскажите, что интересного вы заметили?
- Все ли они одинаковые?
Дети: Они отличаются по форме, картинкам, цветам.
Воспитатель: В гербе изображают самое главное для города - события, достопримечательности, то, чего нет в других городах; по гербу можно догадаться, чем занимаются его жители.
Воспитатель: Люди, которые отправляются в поход в различные города, чтобы собрать материал о каких-то исторических событиях называются следопыты.
Сегодня мы с вами следопыты и задание у нас узнать еще об одном из городов Уральского края.
Воспитатель: наш город находится от г. Екатеринбурга, главного города нашей области, в 47 км на юго-западе.
- Каким видом транспорта будем добираться, ваши предложения?
Дети предлагают: на автобусе, пешком, железной дорогой, на маршрутке.
Беседа об истории герба. (выставляется макет стелы).
Воспитатель: Дети, обратите внимание, при въезде в любой город устанавливается специальный знак, он называется стела. Повторите, это новое для вас слово. На этом знаке можно прочитать название города, дату его появления и увидеть герб или одну из частей герба.
- Кто сможет прочитать название города?
Дети: Город называется Полевской.
Воспитатель: Появился город в 1718 году.
-В очень далекие времена жители нашего города нашли ценное полезное ископаемое, а называлось оно - руда. Построили завод и стали в огне плавить руду, чтобы получить металл. Этот металл назывался медью, а завод медеплавильным. Теперь на этом месте находится машиностроительный завод. На заводских слитках меди ставили (показываю) вот такую печать завода - кольцо, соединенное с крестом. Этот знак вошел в герб нашего города .
Позже в нашем городе появился завод, где изготовляли железо. Он так и назывался - железоделательный. На своей продукции рабочие ставили отличительный знак завода - это восьмиконечная звезда, которая называлась северной звездой. Сейчас это знаменитый в стране Северский трубный завод.
В нашем городе родился и жил знаменитый уральский писатель П. П. Бажов. О природных богатствах нашего города он писал в своих сказах. Его знаменитый каменный цветок и золотая ящерка стали главным украшением герба.
Воспитатель: Мы с вами узнали об отличительных знаках города Полевского.
- Как по-другому сказать, что у города появилось?
Дети: У города появился символ и он установлен на стеле.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли у города Полевского флаг?
Воспитатель: Что общего у флага и герба?
Дети: Знаки, они являются символами города Полевского.
Воспитатель: Теперь можно возвратиться обратно к карте, к тому месту, где мы с вами начали разговор.
На карте появился герб.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»
Беседа с детьми старшей группы
Составитель:
С. А.Гребнева,
воспитатель ВКК
Г.Полевской
Цель и задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».
Ход беседы:
Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.
Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.
Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.
Мигрирующие животные.
Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных.
«Разве у нас такие водятся?» - спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?
Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.
Что же это за животные такие?
Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.
Зимняя спячка.
Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.
Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.
Не спящие зимой дикие животные.
Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.
Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.
Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух
Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы
Составитель:
С. А.Гребнева,
воспитатель ВКК
Г.Полевской
Цель: создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
Задачи:
познакомить с элементами русского национального костюма: женского и мужского, символикой вышивки;
обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов: рубаха, сарафан, кокошник, передник, косоворотка, порты, онучи, лапти, кепка;
расширять кругозор, закреплять знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки);
развивать мелкую моторику, художественные навыки, творческое воображение, любознательность, эстетический вкус, познавательную активность.
воспитывать у детей интерес и уважение к родной культуре и историческому прошлому своегонарода, желание поддерживать народные традиции.
Материал: куклы мальчик и девочка одеты в русские костюмы, ноутбук, телевизор или проектор, электронная презентация, шаблоны рубахи мужской для мальчиков и женского сарафана для девочек, цветные фломастеры и карандаши.
Ход занятия
I часть. Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы и добрые молодцы! (поклон детям). С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – это пожелание доброго здоровья.
Давайте мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
Девочки поклонитесь мальчикам: «Здравствуйте, добрые молодцы!»
Мальчики с поклоном девочкам: «Здравствуйте, красны девицы!»
Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)
На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый, поэтому и «добрый молодец». А «красны девицы, потому, что слово «красная»означало красивая девушка в нарядной одежде.
- А для чего нам нужна одежда? (ответы детей). А знаете, как в старину называли одежду? Её называли оболочкой. А одеваться – значит облачаться. Одежда укрывает наше тело от непогоды, холода и солнца с одной стороны, а с другой – выражает представление о красоте. Сегодня мы познакомимся с вами с русской народной одеждой и символами, которыми их украшали. А помогут мне мои помощники, вот они - красна девица Алёнушка и добрый молодец Иванушка. Давайте рассмотрим, в чём они одеты.
- Ребята, какие элементы женской одежды вы узнали и можете назвать? (дети называют элементы национального костюма).
В: Совершенно верно, женщины на Руси носили: рубаху, сарафан, лапти. Рубаха – важная часть женской одежды, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан или юбку (понёву) и передник, также расшитые узором. На голову надевали платок или кокошник. На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, она должна была волосы убирать под платок.
Рассмотрим мужской костюм (дети называют элементы национального костюма). Основой мужского костюма тоже была рубаха, она доходила до колен.
- Кто из вас знает, как называлась такая рубаха? (ответ детей-рубаха-косоворотка).
- Кто догадался, почему она так называется? (ответы детей).
Да действительно, она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – портки. Портки заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Лапти – это плетённая обувь, плели их из лыка дерева липы. Ещё лапти плели из бересты – берёзовой коры. Это были праздничные лапти.
II часть. Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть разные варианты женского и мужскогонародного костюма. (Дети садятся на стулья, включается презентация).
Как вы считаете, кто шил, создавал одежду? (ответы детей). Всю одежду женщины шили и украшали сами для себя, для своих родных, поэтому и называлась она народной. Предлагаю вам сейчас украсить свою одежду. А какую, вы узнаете, отгадав загадки. Сначала отгадывают девочки:
Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовется (Сарафан).
Загадка для мальчиков:
Рукав длинный иль короткий,
Планка иль косоворотка.
На груди – кармашки.
Что это? (Рубашка).
Молодцы, загадки отгадали, приглашаю вас в мастерскую, где вы сами сможете создать свой вариант одежды. (Дети проходят дальше и садятся за столы, девочки отдельно от мальчиков).
III часть. Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что одежду по вороту, рукавам, подолурусские мастерицы украшали вышивкой. В старину знаки на вышивке имели особое значение. Например, извилистая или ломанная линия – это знак воды. На что похож этот знак?(на волны, на реку). Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. Квадрат или ромб – земля, засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил. Каждый цвет в одежде обозначает что-тосвое: красный – благополучие, хорошую жизнь, символ праздника; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.
Чтобы подготовить пальчики, сначала проведём пальчиковую гимнастику, я вас познакомлю с русской народной потешкой «На блины»:
Стала Маша гостей созывать: (хлопки в ладоши на каждое слово).
- И Иван приди (подушечка полусогнутого указательного пальца правой руки мягко покачивает подушечку большого пальца левой руки,
И Степан приди (покачивает подушечку указательного пальца,
Да и Андрей приди (покачивает подушечку среднего пальца,
Да и Матвей приди (покачивает подушечку безымянного пальца,
А Митрошечка: ну, пожалуйста! (покачивает подушечку мизинца на каждое слово - 4 раза).
Стала Маша гостей угощать: (хлопки в ладоши на каждое слово).
- И Ивану блин (левая рука ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечку большого пальца раскрытой ладони,
И Степану блин (нажимает на подушечку указательного пальца,
И Андрею блин (нажимает на подушечку среднего пальца,
И Матвею блин (нажимает на подушечку безымянного пальца,
А Митрошечке – мятный пряничек (нажимает на каждое слово-4 раза).
Стала Маша гостей провожать: (хлопки в ладоши на каждое слово).
- Прощевай, Иван (загибаем большой палец левой руки,
Прощевай, Степан (загибаем указательный палец левой руки,
Прощевай, Андрей (загибаем средний палец левой руки,
Прощевай, Матвей (загибаем безымянный палец левой руки,
А ты, Митрошечка, моя крошечка,
Да ты побудь со мной ещё немножечко (пальцы правой руки поглаживают по очереди мизинчик).
Ну что, размяли пальчики? Теперь приступайте к работе. На столе перед вами образцы вышивки, но вы придумайте каждый свой узор и украсьте одежду по вороту, рукавам и подолу с помощью цветных карандашей или фломастеров.
IV часть. Творческие работы детей. Подведение итогов.
Воспитатель: Девочки, мальчики, покажите мне и друг другу свои работы. Какие вы молодцы! Такие замечательные сарафаны и рубахи у вас получились!
Что нового для себя вы сегодня узнали? В чем сходство и различие женского и мужского костюма? Что означала вышивка на одежде?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы
Составитель:
С. А.Гребнева,
воспитатель ВКК
Г.Полевской
Цель: формирование умений создавать декоративную композицию на объемной форме.
Задачи:
1) Обучающие:
· познакомить детей с искусством миниатюры на яйце, с различными приемами украшения пасхального яйца;
· обучать декоративному оформлению пасхальных яиц;
· уточнять представления о композиции и элементах декора.
2) Развивающие:
Развивать:
·самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств оформления;
· чувство композиции;
· образное мышление, творческое воображение.
3) Воспитательные:
· прививать чувство уважения к народным традициям;
· воспитывать чуткое отношение к близким, желание порадовать их своим подарком.
Оборудование и материалы к занятию:
Демонстрационный материал: украшенные пасхальные яйца, иллюстрации с изображениям расписных яиц и элементами узоров.
Раздаточный материал: формы для декоративной росписи (яйца), гуашь, кисточки, фломастеры, маркеры, бумажные полотенца, влажные салфетки, баночка с водой, подставки для яиц.
Предварительная работа: беседа о русских народных праздниках и традициях россиян. Изготовление и украшение подставок для яиц.
Формы организации детей на занятии: подгрупповая (10 человек), индивидуальная.
Ход НОД:
1.Организационно-мотивационный этап
Воспитатель: Ребята проходите.
Сюрпризный момент (воспитатель и дети подходят к столу, на котором лежат 2 яйца: обыкновенное и раскрашенное пасхальное)
- Посмотрите, что за чудо
Положил нам кто-то в блюдо? (ответы детей)
- Да, это яйца. Я предлагаю вам сесть и посмотреть, чем они отличаются? (садятся, ответы детей)
- Вы правы. Это (показывает) это обыкновенное куриное яйцо. И оно - настоящее чудо. Из него с приходом весны зарождается новая жизнь. Яйцо – символ Солнца и Жизни.
А второе яйцо не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Беседа про Пасху
- Символом какого праздника является расписное яйцо? (Пасхи) Кто из вас хотел бы рассказать об этом празднике? (высказывания детей)
- Действительно, Пасха – это самый главный весенний праздник у всех христиан. С давних пор - еще со времен наших предков и до наших дней – его отмечают очень торжественно и весело. Праздник продолжается целую неделю. Во время пасхальной недели принято ходить в гости, угощаться куличами, блинами, дарить друг другу подарки и обмениваться крашенными яйцами.
2. Этап целеполагания
- Ребята, вы догадались, чем мы сегодня займемся? (ответы детей) Верно, мы сегодня узнаем об искусстве украшения яиц и будем сами украшать пасхальные яйца.
Украшенное яйцо-замечательный подарок. Хотите порадовать своих родных? Для кого из близких вы будете делать сувенир? (Ответы детей)
Проблемная ситуация
- Ребята, а какие яйца мы будем раскрашивать? Где же мы их возьмем? А если бы у нас сейчас были яйца, мы бы украшали их сырыми или вареными? Почему не стоит украшать сырые яйца?
- Предлагаю вам сегодня украшать пустые яйца. Я уже приготовила их, заранее через дырочки выдула из них белок и желток.
3. Этап обсуждения общего плана деятельности
- Приглашаю вас в мастерскую. (дети садятся за столы)
- С чего мы начнем работу? (ответы детей) Сначала яйцо нужно загрунтовать – покрыть краской определенного цвета, а затем, когда краска подсохнет, эту основу мы украсим узорами.
- Для того, чтобы удобнее было закрашивать яйцо, можно использовать палочки. Аккуратно вставьте их в отверстие яйца. Теперь оно легко поворачивается (дети самостоятельно грунтуют поверхность яйца, после чего влажными салфетками протирают руки). Теперь нужно подсушить их.
- А пока они сохнут давайте побольше узнаем об искусстве оформления пасхальных яиц. Приглашаю вас на выставку.
(рассматривание сувенирных пасхальных яиц и иллюстраций)
- Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц. Мастера делали их из дерева, фарфора, глины, кости, расписывали различными красками, украшали их бисером, лентами, драгоценными камнями и даже золотом и серебром. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.
Пасхальные яйца могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы, до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке.
Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.
- Посмотрите, как можно расписать яйца, сколько существует различных способов украшения яйца: (на магнитной доске образцы расписных бумажных яиц) растительные узоры: листочки, веточки, цветочки, орнамент: полосочки, кружочки, точки, колечки; сюжетные и пейзажные картинки и тд.
Здесь есть готовые образцы, когда вы будете украшать свое яйцо, можете использовать их в работе, а можете придумать узоры сами.
Тренинг:
- А теперь, давайте возьмемся за руки и я вам расскажу главную тайну росписи:
На Руси считалось, что садясь расписывать яйца, мастера должны иметь чистые помыслы, делать это с открытым добрым сердцем и большой любовью. Если делать это от всей души, то получиться прекрасное творенье. Чувствуете, как тепло моих рук передается вам? А теперь садитесь за столы и подумайте прежде, чем приступить к работе. Что чувствует ваша душа? Что говорит ваше сердце, ваши чувства? Какой узор просится на ваше яйцо?
-Приглашаю вас в мастерскую (воспитатель и дети садятся за столы)
4. Этап осуществления деятельности
- Посмотрите, ребятки, здесь есть всё необходимое для вашего творчества: красивые краски, удобные тоненькие кисточки, ватные палочки, фломастеры и маркеры, маленькие цветочки, различные пасхальные наклейки, клей. В работе вам поможет ваша фантазия и образцы для рисования. Желаю вам успешной работы!
Самостоятельная работа детей. Оказание педагогом индивидуальной помощи в ходе оформления изделия. Музыкальное сопровождение
- Ребята, напоминаю, что вы можете его украсить, нарисовав цветочки, волнистые линии, полоски, точки, геометрические фигуры, даже -церковь или придумать и нарисовать свою пейзажную картинку. Не забывайте про солнышко и солнечные узоры.
- Можете смотреть на образцы расписанных яиц.
- Расписывайте и думайте о том, для кого вы готовите свой сувенир, (так в старину делали). Пока держите в руках яйцо мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.
По окончании работы дети выкладывают сувениры на заранее изготовленные подставки.
Один из детей рассказывает стихотворенье
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
5. Рефлексивно-результативный этап
- У нас с вами получилась настоящая выставка сувениров.
Вы старались, вы трудились, и яички на славу у вас получились!
Чем замечательны ваши сувениры?
О чем вы думали, когда готовили их?
С какими чувствами украшали пасхальные яйца?
Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими пожеланиями в праздник Пасхи. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.
Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...
Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...
Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.
Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...
Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"
Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна
Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так, С.И. Ожегов определял патр...