Конспект ООД подготовительной группы опытно- экспериментальной деятельности " В гостях у профессора Всезнайкина"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Корнева Лидия Николаевна

Цель: Закрепить и расширить представления детей о значимости органов чувств, для жизнедеятельности человека;

Познакомить с новым веществом – крахмалом и его свойствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД подготовительной группы опытно-экспериментальной деятельности «В гостях у профессора Всезнайкина»

Цель: Закрепить и расширить представления детей о значимости органов чувств, для жизнедеятельности человека;

Познакомить с новым веществом – крахмалом и его свойствами.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления детей о том, кто такие ученые, о назначении «научной лаборатории» и культуре поведения в ней.

-создать условия для формирования представлений о свойствах крахмала, познакомить детей со свойствами крахмала;

- изучить один из способов получения крахмала и обнаружения его в других продуктах питания;

- активизировать познавательный интерес к исследовательской деятельности.

- закрепить знания детей о функции органов чувств, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.

Развивающие:

- уточнять и расширять знания детей о продуктах питания и их свойствах через опытно-экспериментальную деятельность;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- Развивать любознательность, речевую и мыслительную активность, стремление к поисково-познавательной деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный, практический (опыты, эксперименты).

Предварительная работа:

- ознакомительные беседы об органах чувств;

- чтение энциклопедической литературы

- дидактические игры«Что изменилось»«Угадай по голосу»«Чудесный мешочек», "Изучаем наше тело"

Оборудование: мольберт, картинки с изображением органов чувств, продукты питания в тарелочках: сахар, в прозрачных емкостях соль, мука, крахмал: картофель и колбаса; хлеб и яблоко, огурец; непроливайки с раствором йода, пипетки.

Ход:

I. - Ребята, кто из вас знает, что такое наука? Наука - это познание. Это изучение различных предметов, явлений.

- А кто такие ученые?

Ученые - это люди, изучающие окружающий нас мир. Они занимаются научной деятельностью: исследуют, изучают природу, явления и различные предметы, наблюдают за происходящим в мире, задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них. А как же ученые находят ответы на свои вопросы?

Ученые проводят разные опыты. исследуют различные предметы. Все опыта они проводят в исследовательских лабораториях.

А вы хотите побывать в научной лаборатории?

Ну тогда я приглашаю вас в одну из таких лабораторий.

Для этого закройте глаза произнести волшебные слова: Раз-два-три, отвернись и в учёных превратись. (надеваю халат, очки и превращаюсь в профессора Всезнайкина)

- Здравствуйте, я профессор Всезнайкин! Я приглашаю вас ребята, в свою научную лабораторию и предлагаю вам стать моими помощниками, научными сотрудниками.

Вы согласны? Ну тогда:

Подними ладошки выше и сложи над головой.

Что же вышло? Вышла крыша. А под крышей – мы с тобой.

(Дети складывают руки над головой)

Подними ладошки выше,

А потом сложи другой. Кто же вышел?

Вышли гуси – Вот один, а вот другой,

(Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук)

Подними ладошки выше и сложи перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик. Мостик крепкий и прямой.

Вот по этому «мостику» мы как будто переходим в нашу лабораторию и садимся на стульчики. Я должен познакомить вас с правилами поведения в научной лаборатории.

1. Не шуметь, не отвлекаться, не мешать свершать научные открытия.

2. Не выкрикивать и не перебивать своего товарища, уметь выслушивать научные тенденции.

3. Если кому-либо из научных сотрудников захочется рассказать о своем открытии, то сделать это нужно так, чтобы все остальные поняли о чем говорится, то есть четким полным предложением.

II. И так начинаем работу нашей научной лаборатории.

Перед вами, на столе, стоят (прозрачные) емкости, в которых находится вишне похожее вещество.

- почему, я сказала, что содержимое в емкостях вещество внешне похоже? (потому, в каждой емкости вещество белого цвета)

-А как вы догадались? Правильно, нам подсказали наши глаза, органы зрения.

- А что мы можем сказать о запахе вот например, этого вещества. Как узнать чем пахнет содержимое в первой емкости? Правильно, об этом нам расскажет наш орган обоняния, то есть наш нос. (работа подгруппы детей)

Но нюхать нужно очень осторожно, не опускать нос в емкость, не подносить слишком близко стакан к носу, (познакомить с правилом, как можно узнать запах содержимого, в какой либо емкости)

- А еще у нас, ребята, есть орган слуха. Это наши уши (работа подгруппы детей). И они нам сейчас подсказывают, что мы не чего не слышим (подносим емкости к уху, а значит не одно из данных веществ, не производит ни какого шума.

-А теперь, давайте посмотрим на наши пальчики. Вот эти мягкие подушечки, которые находятся на конце каждого пальчика, называются органами осязания. Повторите это слово все вместе – орган осязания.

Для них сегодня предстоит нелегкая работа. И чтобы органы осязания справились с ней, нам необходимо им помочь, размять, разогреть каждый пальчик

Раз, два, три, четыре, пять - (ладони вместе, пальчики касаются поочередно друг руга)

Будем пальчики считать – (одновременно пальцы каждой руки поочередно с силой надавливают на подушечку большого пальца)

Этот пальчик – дедушка (массаж большого пальца)

Этот пальчик - бабушка, (массаж указательного пальца)

Этот пальчик – папочка (массаж среднего пальца)

Этот пальчик – мамочка (массаж безымянного пальца)

А вот этот пальчик – я (массаж мизинца)

Вот и вся моя семья. (ладони вместе)

Опыт 1

А сейчас к столу подойдут научные сотрудники….(работа подгруппы детей). Мы им завязываем глаза. И с завязанными глазам. Наши ученые должны обследовать содержимое емкости, которую мы им предложим и рассказать нам, что почувствовали их органы осязания.

1. – это вещество на ощупь сыпучее. Оно зернистое, состоит из кристалликов. (сахар)

2. – это вещество тоже сыпучее, зернистое, состоит из кристалликов (соль)

3. – это вещество мягкое, пушистое, сыпучее. (мука)

4. – и это вещество мягкое, пушистое, сыпучее. (крахмал)

Вывод, что же рассказали нам органы?

На столе стоит четыре емкости, и в каждой емкости находится белое по цвету (ставим красные фишки, сыпучее, не имеющее запаха вещество. Это соль, сахар и мука. И вещество, название которого мы не смогли установить. Давайте, поставим его пока в сторонку.

Как можно одним словом назвать все то, что находится в емкостях? Соль, сахар, мука – что это? (продукты питания)

Но на ощупь эти продукты отличаются друг от друга (синяя фишка). Соль и сахар кристаллические на ощупь, а мука мягкая, пушистая.

А сейчас, ребята я вам расскажу еще об одном органе. Орган вкуса. Он находится у нас во рту. Вы сможете назвать его, если отгадаете загадку«Всегда во рту, а не проглотишь»«Если б не было его, не сказал бы ничего»

Как вы думаете, какую работу выполняет наш язык? (определяет вкусовые качества пищи)

Возьмите все зеркальце, откройте рот и высуньте язык. Какой он? (Язык шершавый, на нем расположены вкусовые сосочки, которые покрыты слизистой оболочкой Вкусовые сосочки, помогают определять вкус пищи)

Давайте с помощью вкусовых сосочков или вкусовых рецепторов попробуем определить, что же за продукт находится в той или другой емкости. (кончиком языка, дети (вызываю по очереди) пробуют с чайной ложки тот или иной продукт)

Вывод:

С помощью наших органов чувств (показываю на таблице) мы смогли определить что в емкости № 1 находится сахар, № 2- соль, № 3 –мука

Физминутка

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро - быстро поморгаем

И немножечко потрем!

Чтобы уши не болели

Разомнём мы их сначала (Пальцами мягко разминаем ушную раковину)

Все сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем (Пальцами сгибают ухо и отпускают его)

По уху пальчиком ведем (Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины)

И ладошкой их прижмем,

Сильно-сильно разотрем. (Ладонями энергично растирают уши)

Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок. И ещё разок.

А потом вприсядку, а потом вприсядку,

А потом вприсядку, и снова - по порядку.

Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок. И ещё разок.

Побежим мы по дорожке раз, два, три!

И похлопаем в ладошки раз, два, три!

И покрутим головами раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами раз, два, три

III. А сейчас я хочу познакомить вас, ребята, с веществом которое находится в стакане под № 4

Посмотрите еще раз, это сыпучее вещество белого цвета, не имеющее запаха, без вкуса, скрипучее на ощупь. (ребенок помогает)

Это вещество тоже относится к продуктам питания и называется – крахмал. Вы когда-нибудь слышали это слово. Знаете что такое крахмал? Вот это и будет вопрос, который мы должны задать самим себе и найти на него ответ.

1. Посмотрите, что у меня в руках (картошка)

2. Если я возьму картошку и натру ее на терке, то у меня получится вот такая кашица.

3. Берем стакан с прозрачной водой и добавим эту кашицу в стакан с водой, размешиваем ложкой – что видим? (вода помутнела, стала не прозрачная)

4. А теперь отставим его в сторонку и подождем.

А пока поиграем с нашей картошкой Игра называется «Горячая …».

5. Что случилось с нашей не прозрачной и мутной водой? Она отстоялась. Осадок упал на дно, а вода снова стала прозрачной.

6. Давайте сольем эту воду в пустой стакан. Что на дне? (выкладываем крахмал ложечкой на тарелку)

Это крахмал. Он сейчас мокрый и поэтому не рассыпается. Но когда высохнет, станет таким же сыпучим и скрипящим, как и в нашей емкости.

Вывод: проведя наш опыт мы выяснили, что крахмал содержится в картошке. А в каких еще продуктах содержится крахмал? Чтобы узнать это, надо провести еще ряд опытов.

1. Вот у меня есть бутылочка, в ней находится… Прочитайте, что? Правильно – йод. Йод – это раствор которым обрабатывают ранки. Вот он нам сейчас и поможет узнать, в каких еще продуктах содержится крахмал. (капаю капельку йода в тарелочку на крахмал.) Что вы видите (синее пятно). Произошла химическая реакция.

Вывод: При соприкосновение с йодом. крахмал становится синим.

Это еще одно открытие в нашей с вами научной лаборатории

2. Посмотрите, у меня на столе, есть еще ряд продуктов. Это огурец, белый хлеб, яблоко, колбаса. Хотите проверить, есть ли крахмал в этих продуктах.

Ну тогда приступаем к проведению следующего опыта(работа подгруппы детей) .

Вывод делают дети (Я капнул капельку йода на кусочек … и выяснил, что в нем есть или нет крахмал.)

Ребята, а вы знаете, для чего людям нужен крахмал, где его используют?

Крахмал используют в кулинарии, при приготовление различных блюд, выпечки тортов. Его используют как компонент лекарства, добавляют в таблетки.

Крахмалом можно накрахмалить салфетки, рубашки, сварить клейстер.

А еще из нег можно приготовить очень вкусный кисель. Хотите попробовать.

Берем крахмал, насыпаем в кастрюлю. Добавляем сахар, смородинного варения и заливаем все кипятком. Размешиваем и плотно закрываем крышкой, немного подождем и можно будет пробовать наш ароматный кисель.

А пока - Раз, два, три отвернись

И в детишек превратись

Снимаю халат, очки. Дети садятся на стульчики.

Понравилось вам быть научными сотрудниками?

Что нового вы узнали, работая в научной лаборатории? Мы провели ряд исследований и узнали много интересного о разных продуктах питания, в том числе о крахмале.

Как можно получить крахмал в домашних условиях.

А сейчас все улыбнемся,

Крепко за руки возьмёмся.

И на прощание,

Скажем всем мы до свиданья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка" Хочу все знать" подготовительная группа ( опытно-экспериментальная деятельность )

Перспективный план кружка “Хочу все знать “(подготовительная группа)«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в прир...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» (ФЭМП) и опытно-экспериментальной деятельности «В гостях у Сказки» (во второй младшей группе)

В ходе занятия дети знакомятся  с геометрической фигурой овал и цифрой 5.  Формируются  представления о порядковом значении чисел в пределах 5; закрепляются  умения отвечать на воп...

Занятие в подготовительной группе Опытно-экспериментальная деятельность на тему: "Вода. Свойства воды"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка — детский сад №383»Приволжского района города Казани...

Конспект занятия НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «В лаборатории профессора Чудакова»

Цель: Создать условия для познавательно – исследовательской деятельности детей, через экспериментальную деятельность с природными красителями....

Опытно-экспериментальная деятельность "В лабораторию к профессору Почемучкину "

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «В лабораторию к профессору Почемучкину »...