Проект "Вот насекомые-всем нам знакомые"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Грицук Марина Николаевна

Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать интерес детей и развить познавательную активность, но и показать взаимосвязь всех живых существ в природе. И таким образом, сформировать осознанное экологическое поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vot_nasekomye-vsem_nam_znakomye.docx45.18 КБ

Предварительный просмотр:

Вот насекомые – всем нам знакомые!

Летом везде, куда ты ни пойдешь,

Ты их заметишь, увидишь, найдешь.

Кто- то над ухом летает-жужжит,

Кто- то по ветке зеленой бежит,

Кто под листочком, кто под травинкой.

Ты поищи их на этой картинке!

Если увидишь их - запоминай:

Только смотри, а рукой не хватай!

Проект «Вот насекомые – всем нам знакомые!».

Актуальность темы: 

Насекомые  – самая многочисленная группа животных.  Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать -  зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить   правильному отношению к ним.

Тип проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: кратковременный  (с 03.06.2013г. по 30.06.2013г.).

По количеству участников: групповой (старшая группа)

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.

Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого его уникальность.

Образовательная область: экологическое воспитание.

 Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи:

1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

3. Воспитание бережного отношения к природе;

4.Развивать эмоциональную отзывчивость;                                                                                          5.Развивать коммуникативные навыки;

Планируемый результат:                                                                                   Систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас; различать насекомых по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к насекомым. 

Методы и формы работы:

- наблюдения

- беседы

- рассматривание иллюстраций

- настольные игры

- подвижные игры

- пальчиковые гимнастики

- дидактические игры

- заучивание стихотворений, пословиц

Этапы реализации проекта:

I. Организационный:

- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.

- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.

- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.

- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.

- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.

II. Деятельный:

Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?

Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых луга.

Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых живущих на лугу.

III. Заключительный:

В качестве итогового мероприятия можно провести выставку рисунков «Насекомые луга», развлечение.

В приложениях представлен методический материал по теме проекта.

Краткое содержание проекта «Вот насекомые- всем нам знакомые»

Авторы проекта: Грицук М.Н. – воспитатель

                                                             

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

Проблема: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?»

Прогнозирование: вызвать интерес к насекомым, желание им помочь и оберегать.

Исследовательская деятельность детей.

 Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было насекомых?»

Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

Вовлечь дошкольников в решении проблемы.

Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

Обратиться за консультациями к узкими специалистам детского сада.

Собрать материал, информацию.

Дать домашние задания родителям и детям.

Содействовать детям в сборе информации о насекомых.

Деятельностный

Выявить, как насекомые приспосабливаются к жизни в определенной экосистеме, прийти к выводу, что в экосистеме все взаимосвязано.

Театрализованная деятельность «Муха - Цокотуха»

Подвижные игры

Ручной труд из бросового материала «Полянка насекомых»

«На лугу» - коллективная аппликация

Изобразительная деятельность «Бабочка»;

Проведение дидактических и подвижных игр.

Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».

 Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.

 Проведение намеченных мероприятий.

Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.

Презентация «Эти милые букашки»

Подбор развивающих, дидактических игр по теме «Насекомые»

Рекомендации родителям по оформлению книжек-малышек.

Содействовать детям в воплощении замысла через наблюдения, рассматривании насекомых во время прогулок, беседы.

Завершающий

Презентация продуктов проекта

Продукт деятельности готовят к презентации.

 Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 Оформление выставки детских поделок «Удивительный мир насекомых»

Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»

Презентация проекта.

Содействовать фантазии и словотворчеству детей, помогать в подборе материала для оформления книжек – малышек о насекомых.

Осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком, сопереживание, сочувствие, содействие.

Планирование по проекту:

«Вот насекомые- всем нам знакомые» 

Познавательно-исследовательская деятельность

(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?».

Просмотр мультфильма «Путешествие муравьишки» по сказке В. Бианки

Просмотр м/ф «Стрекоза и муравей» по басням Крылова

Просмотр  презентации «Неизведанный мир насекомых»

Просмотр презентации «Жизнь насекомых»

Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя»

Наблюдение и рассматривание насекомых через лупу.

Наблюдение за насекомыми. Как передвигаются насекомые?

Наблюдение за насекомыми (муравей).

Наблюдение за жуками

Наблюдение за пауком.

Рассматривание изображений насекомых на иллюстрациях в книгах и альбомах.

Решение проблемных ситуаций: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?»        Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)

«Счастливый жучок»- чтение рассказа Г. Скрябицкого

«Лесные хоромы» - чтение сказки М. Михайлова

Чтение стихов о насекомых.

"Тараканище", "Муха-цокотуха" К. Чуковский

В. Татарников «Зажжужала тут оса».

П. Синявский «Штрашная иштория».

 Ян Бжехва  «Муравей», «Комар».

Н. Нищева «На ромашке – две букашки».

 В. Митько «Я кузнечика ловил».

Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».

 В. Бианки «Приключения муравьишки».

 К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».

 В. Песков «Лечебница под сосной».

 Чтение рассказа «Как появляется бабочка»        Коммуникативная деятельность

(Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками0

Беседы:

 «Что мы знаем о насекомых?»

 «Шестиногие малыши»

 «Где зимуют насекомые?»

«Безопасность в природе»

Рассказ воспитателя «Таинственные превращения»;

«Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок

Составление описательного рассказа о насекомых;

Игровая деятельность

(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)

Дидактические игры:

«Кто что умеет делать», «На полянке», «Бабочки»,  «Узнай, во что превратится гусеница», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?»

Игры с Лунтиком («Кто не относится к насекомым», «На какую букву начинается», «От большего к меньшему», «Помоги пчёлке построить соты»)

«Узнай насекомое», Игра-драматизация по сказке «Муха-цокотуха».

Творческие игры с игрушками насекомыми        Изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация)

«На лугу» - коллективная аппликация

Изобразительная деятельность «Поляна бабочек»;

Раскраски по теме «Насекомые»

«Улитки и гусеницы» - лепка

Рисование «Обведи насекомое по трафарету и раскрась».

Объёмная аппликация «Бабочка»

Двигательная деятельность

(овладение основными движениями0

Подвижные игры:

«Медведь и пчёлы»

 «Бабочки и кузнечики»

 «Жуки»

«Ласточки и мошки»

Игра малой подвижности «Кузнечики, пчёлы, жуки»

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Добрый жук»

Мини-игры на создание образа, «Какое насекомое я изображаю».

Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»

П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности) (см. картотеку).
П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).

 П/игра «Проймай комара». (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).
П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств).
Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности)
 Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание).

Продуктивная деятельность 

(конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

«Полянка насекомых» из бросового материала.

Конструирование из счётных палочек «Стрекоза»

Оригами «Бабочка»

Аппликация. Практическая ситуация «Стрекоза на лугу» (уточнить представления о среде обитания насекомых; закреплять навыки работы с бумагой; развивать творчество, мелкую моторику, глазомер; продолжать упражнять детей в вырезании овала из прямоугольника; воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца)
 Художественное творчество: Аппликация. Практическая ситуация «Гусеница» (расширять кругозор детей; познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность).
Художественное творчество: Рисование «Летите, бабочки» (уточнить представления детей о насекомых, познакомить детей с техникой монотипией, показать возможности создания необычных фактур на бумаге).
Художественное творчество: Рисование. «Не обижайте муравья». Познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», развивать интерес к самостоятельному сочинительству (придумать новую концовку для сказки), фантазию; закреплять умение передавать строение тела муравья, соблюдая пропорции. Воспитывать  интерес к природе, доброту, сочувствие к окружающим; вызывать эмоциональный отклик на красоту полевых цветов, отражать в рисунке свои впечатления, передавая форму строения цветка.
Художественное творчество: Лепка. Практическая ситуация «Жук» (познакомить с новым видом лепки из глины; продолжать формировать навык лепки, используя свои знания и умения; закреплять умение передавать строение тела насекомого, его пропорции; развивать образное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность)
Трудовая деятельность

 самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

Подбор коллекции насекомых  игрушечных муляжей.

Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.

Помощь   взрослым в изготовлении декораций к спортивно-познавательному мероприятию, украшению зала.

Музыкальная деятельность

(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

«Полёт шмеля» прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова

Передача образов насекомых в движениях под музыку.

Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности)

Гимнастика для глаз «Стрекоза»

Пальчиковая гимнастика «Жук», «Сороконожки», «Пчела».

Физкультминутка «Божьи коровки», «Пауки»

Артикуляционная гимнастика  «Оса».

Формы взаимодействия с семьей

«Как привить любовь к природе» - папка-передвижка.

Творческое домашнее задание для детей и родителей: о любимом насекомом оформить книжку - малышку, используя рисунки, фотографии.

«Первая помощь при укусах насекомых» - информация в уголке здоровья.

Наблюдение за насекомыми во дворе, на даче, в деревне…

Выводы

В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети  понимают и осознают, насколько значимы насекомые  в природе.

По итогам работы было отмечено:

  • Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.                             В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга.
  • На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

В.Сухомлинский.

«Пусть будут соловей и жук»

В саду пел Соловей. Его песня была прекрасна. Он знал, что его песню любят люди и поэтому смотрел с гордостью на цветущий сад, на яркое синее небо, на маленькую Девочку, которая сидела в саду и слушала его песню.

А рядом с Соловьем летал большой рогатый Жук. Он летал и жужжал. Соловей прервал свою песню и говорит с досадой Жуку:

- Прекрати свое жужжание. Ты не даешь мне петь. Твое жужжание не нужно никому, и вообще, лучше бы, если бы тебя, жука, вообще не было.

Жук с достоинством ответил:

- Нет, Соловей, без меня, Жука, тоже мир невозможен, как и без тебя, Соловья.

- Вот так мудрость! -- рассмеялся Соловей.- 3начит, ты тоже нужен людям? Вот спросим у девочки, она скажет, кто нужен людям и кто не нужен.

Полетели Соловей и Жук к Девочке, спрашивают:

- Скажи, Девочка, кого нужно оставить в мире - Соловья или Жука?

- Пусть буду и Соловей и Жук, - ответила Девочка - И подумав, добавила: - Как же можно без Жука? 

Виктор Юзефович Драгунский

«Он живой и светится»

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было...

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались тёмные облака - они были похожи на бородатых стариков...

Мне захотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял её сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

- Здорово!

И я сказал:

- Здорово!

Мишка сел рядом и взял в руки самосвал.

- Ого!
- сказал Мишка.
- Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

- Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее. Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.

Тут Мишка говорит:

- Не дашь самосвал?

Я говорю:

- Отвяжись, Мишка!

Тогда Мишка говорит:

- Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.

Я говорю:

- Сравнил Барбадос с самосвалом...

А Мишка:

- Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

- Он у тебя лопнутый.

А Мишка:

- Ты его заклеишь.

Я даже рассердился:

- А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

- Ну, была не была! Знай мою доброту! На! И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки.

- Ты открой её, - сказал Мишка, - тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

- Что это, Мишка, - сказал я шёпотом, - что это такое?

- Это светлячок, - сказал Мишка.
- Что, хорош? Он живой, не думай.

- Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму...

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит моё сердце и чуть-чуть колет в носу, как будто хочется плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

- Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

- Я, мама, променял его. Мама сказала:

- Интересно! А на что?

Я ответил:

- На светлячка! Вот он, в коробочке живёт. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.

Потом мама зажгла свет.

- Да, - сказала она, - это волшебство! Но всё-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

- Я так долго ждал тебя, - сказал я, - и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

- А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

- Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Бианки Виталий

Красная горка

Виталий Валентинович Бианки

Красная горка

Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домком.

- Чик, - сказала Чирика на воробьином языке, - Чик, а где же мы устроим себе гнездо? Ведь все дупла в нашем саду уже заняты.

- Эка штука! - ответил Чик, тоже, конечно, по-воробьиному. - Ну, выгоним соседей из дому и зай-мём их дупло.

Он очень любил драться и обрадовался такому удобному случаю показать Чирике свою удаль. И, раньше чем робкая Чирика успела его остановить, он сорвался с ветки и помчался к большой рябине с дуплом. Там жил его сосед такой же молодой воробей, как Чик.

Хозяина около дома не было.

"Заберусь в дупло, - решил Чик, - а когда прилетит хозяин, буду кричать, что он хочет отбить у меня дом. Слетятся старики - и вот зададим соседу!"

Он и забыл совсем, что сосед женат и жена его уже пятый день мастерит гнездо в дупле.

Только Чик просунул в дырку голову, - рраз! - кто-то больно щёлкнул его по носу. Пискнул Чик и отскочил от дупла. А сзади уже мчался на него сосед.

С криком сшиблись они в воздухе, упали на землю, сцепились и покатились в канаву.

Чик дрался на славу, и соседу его приходилось уже плохо. Но на шум драки со всего сада слетелись старики воробьи. Они сейчас же разобрали, кто прав, кто виноват, и задали Чику такую встрёпку, что он не помнил, как и вырвался от них.

В себя пришёл Чик в каких-то кустах, где прежде ему никогда не случалось бывать. Все косточки у него ныли.

Рядом с ним сидела перепуганнаяЧирика.

- Чик! - сказала она так грустно, что он, верно бы, расплакался, если б только воробьи умели плакать. - Чик, мы теперь никогда больше не вернёмся в родной сад! Где мы выведем теперь детей?

Чик и сам понимал, что ему нельзя больше попадаться на глаза старикам воробьям: они забьют его насмерть. Всё-таки он не хотел показать Чирике, что трусит. Поправил клювом свои растрёпанные пёрышки, немножко отдышался и сказал беспечно:

- Эка штука! Найдём себе другое место, ещё получше.

И они отправились куда глаза глядят - искать себе новое место для житья.

Только вылетели они из кустов, как очутились на берегу весёлой голубой реки. За рекой поднималась высокая-высокая гора из красной глины и песка. Под самой вершиной обрыва виднелось множество дырок и норок. У больших дырок сидели парочками галки и рыжие соколки-пустельги; из маленьких норок то и дело вылетали быстрые ласточки-береговушки. Целая стая их лёгкой тучкой носилась над обрывом.

- Смотри, как у них весело! - сказала Чирика. - Давай и мы устроим себе гнездо на Красной горке.

Чик с опаской поглядел на соколков и галок. Он думал: "Хорошо береговушкам: они сами копают себе норки в песке. А мне чужое гнездо отбивать?" И снова у него заныли сразу все косточки.

- Нет, - сказал он, - тут мне не нравится: такой шум, прямо оглохнуть можно.

И они полетели дальше. Дальше была роща, а за рощей - домик с дощатым сараем.

Чик и Чирика опустились на крышу сарая. Чик сразу заметил, что тут нет ни воробьёв, ни ласточек.

- Вот где житьё-то! - радостно сказал он Чирике. - Гляди, сколько разбросано по двору зерна и крошек. Мы будем тут одни и никого к себе не пустим.

- Чш! - шикнула Чирика. - Смотри, какое страшилище там, на крыльце.

И правда: на крыльце спал толстый Рыжий Кот.

- Эка штука! - храбро сказал Чик. - Что он нам сделает? Гляди, вот как я его сейчас!..

Он слетел с крыши и так стремительно понёсся на Кота, что Чирика даже вскрикнула.

Но Чик ловко подхватил у Кота из-под носа хлебную крошку и - раз-раз! опять уже был на крыше.

Кот даже не шевельнулся, только приоткрыл один глаз и зорко поглядел на забияку.

- Видела? - хвастал Чик. - А ты боишься!

Чирика не стала с ним спорить, и оба принялись искать удобное место для гнезда.

Выбрали широкую щель под крышей сарая. Сюда принялись они таскать сначала солому, потом конский волос, пух и перья.

Не прошло и недели, как Чирика положила в гнездо первое яичко - маленькое, всё в розовато-бурыхпестринках. Чик был так рад ему, что сложил даже песенку в честь своей жены и самого себя:

Чирик, Чик-чик,

Чирик, Чик-чик,

Чики-чики-чики-чики,

Чики, Чик, Чирик!

Песенка эта решительно ничего не значила, зато её так удобно было распевать, прыгая по забору.

Когда в гнезде стало шесть яичек. Чирика села их высиживать.

Чик полетел собирать для неё червячков и мух, потому что теперь её надо было кормить нежной пищей. Он замешкался немного, и Чирике захотелось поглядеть, где он.

Только она высунула нос из щели, как с крыши протянулась за ней рыжая лапа с растопыренными когтями. Рванулась Чирика - и целый пучок перьев оставила в когтях у Кота. Ещё чуть-чуть - и была бы её песенка спета.

Кот проводил её глазами, запустил в щель лапу и выволок разом всё гнездо целый ком соломы, перьев и пуха. Напрасно кричала Чирика, напрасно подоспевший Чик смело кидался на Кота, - никто не пришёл им на помощь. Рыжий разбойник преспокойно съел все шесть их драгоценных яичек. Ветер поднял пустое лёгкое гнездо и скинул его с крыши на землю.

В тот же день воробьи навсегда покинули сарай и переселились в рощу, подальше от Рыжего Кота.

В роще им скоро посчастливилось найти свободное дупло. Они снова принялись таскать солому и целую неделю трудились, строили гнездо.

В соседях у них жили толстоклювый и франтоватый Щегол со Щеглихой, пёстрые Мухолов с Мухоловкой. У каждой пары был свой дом, пищи хватало всем, но Чик успел уже подраться с соседями - просто так, чтобы показать им, какой он храбрый и сильный.

Только Зяблик оказался посильней его и хорошо потрепал забияку. Тогда Чик стал осторожней. Он уже не лез в драку, а только топорщил перья и задиристо чирикал, когда мимо пролетал кто-нибудь из соседей. За это соседи на него не сердились: они и сами любили похвастать перед другими своей силой и удалью.

Жили спокойно, пока вдруг не стряслась беда.

Первый поднял тревогу Зяблик. Он жил дальше других от воробьёв, но Чик услышал его громкое тревожное: рюм-пиньк-пиньк! рюм-пиньк-пиньк!

- Скорей, скорей! - крикнул Чик Чирике. - Слышишь: Зяблик запинькал опасность!

И правда: кто-то страшный к ним приближался. После Зяблика закричал Щегол, а там и Пестрый Мухолов. Мухолов жил всего за четыре дерева от воробьёв. Если уж он увидел врага, - значит, враг был совсем близко.

Чирика вылетела из дупла и села на ветку рядом с Чиком. Соседи предупредили их об опасности, и они приготовились встретить её лицом к лицу.

В кустах мелькнула пушистая рыжая шерсть, и лютый враг их - Кот - вышел на открытое место. Он видел, что соседи уже выдали его воробьям и ему теперь не поймать Чирику в гнезде. Он злился.

Вдруг кончик его хвоста зашевелился в траве, глаза прищурились: Кот увидел дупло. Что же, ведь и полдюжины воробьиных яиц - неплохой завтрак. И Кот облизнулся. Он вскарабкался на дерево и запустил в дупло лапу.

Чик и Чирика подняли крик на всю рощу. Но и тут никто не пришёл к ним на помощь. Соседи сидели по своим местам и громко кричали от страха. Каждая пара боялась за свой дом.

Кот зацепил когтями гнездо и вытащил его из дупла.

Но в этот раз он пришёл слишком рано: яиц в гнезде не оказалось, сколько он ни искал.

Тогда он кинул гнездо и сам спустился на землю. Воробьи провожали его криком.

У самых кустов Кот остановился и обернулся к ним с таким видом, точно хотел сказать:

"Погодите, миленькие, погодите! Никуда вы от меня не денетесь! Устраивайте себе новое гнездо, где хотите, выводите птенцов, а я приду и слопаю их, да и вас заодно".

И он так грозно фыркнул, что Чирика вздрогнула от страха.

Кот ушёл, а Чик с Чирикой остались горевать у разорённого гнезда. Наконец Чирика сказала:

- Чик, ведь через несколько дней у меня непременно будет новое яичко. Летим скорей, найдём себе местечко где-нибудь за рекой. Там уж Кот не достанет нас.

Она и не знала, что через реку есть мост и что Кот частенько хаживает по этому мосту. Чик этого тоже не знал.

- Летим, - согласился он. И они полетели.

Скоро очутились они под самой Красной горкой.

- К нам, к нам летите! - кричали им береговушки на своём, на ласточкином языке. - У нас на Красной горке житьё дружное, весёлое.

- Да, - крикнул им Чик, - а сами драться будете!

- Зачем нам драться? - отвечали береговушки. - У нас над рекой мошек на всех хватает, у нас на Красной горке пустых норок много - выбирай любую.

- А пустельги? А галки? - не унимался Чик.

- Пустельги ловят себе в полях кузнечиков и мышей. Нас они не трогают. Мы все в дружбе.

И Чирика сказала:

- Летали мы с тобой, Чик, летали, а краше этого места не видели. Давай тут жить.

- Что ж, - сдался Чик, - раз норки у них есть свободные и драться никто не будет, можно попробовать.

Подлетели они к горе, и верно: ни пустельги их не тронули, ни галки.

Стали норку себе по вкусу выбирать: чтобы и не очень глубокая была, и вход пошире. Нашлись такие две рядом.

В одной они гнездо выстроили и Чирика высиживать села, в другой Чик ночевал.

У береговушек, у галок, у соколков - у всех давно уже вывелись птенцы. Одна Чирика терпеливо сидела в тёмной своей норке. Чик с утра до ночи таскал ей туда еду.

Прошло две недели. Рыжий Кот не показывался. Воробьи уж и забыли о нём.

Чик с нетерпением ждал птенцов. Каждый раз, как притаскивал он Чирике червяка или муху, он спрашивал её:

- Тукают?

- Нет ещё, не тукают.

- А скоро будут?

- Скоро, скоро, - терпеливо отвечала Чирика.

Однажды утром Чирика позвала его из норки:

- Лети скорей: один тукнул! Чик сейчас же примчался в гнездо. Тут он услышал, как в одном яйце птенчик чуть слышно тукал в скорлупу слабым клювиком. Чирика осторожно помогла ему: надломила скорлупку в разных местах.

Прошло несколько минут, и птенчик показался из яйца - крошечный, голый, слепой. На тоненькой-тоненькой шейке моталась большая голая голова.

- Да какой он смешной! - удивился Чик.

- Совсем не смешной! - обиделась Чирика. - Очень хорошенький птенчик. А тебе нечего тут делать, бери вот скорлупки да закинь их куда-нибудь подальше от гнезда.

Пока Чик относил скорлупки, выклевался второй птенчик и начал постукивать третий.

Вот тут-то и началась тревога на Красной горке.

Из своей норки воробьи услышали, как пронзительно вдруг закричали ласточки.

Чик выскочил наружу и сейчас же вер-нулся с известием, что Рыжий Кот карабкается по обрыву.

- Он видел меня! - кричал Чик. - Он сейчас будет здесь и вытащит нас вместе с птенцами. Скорей, скорей летим прочь отсюда!

- Нет, - грустно ответила Чирика. - Никуда я не полечу от маленьких моих птенчиков. Пусть будет, что будет.

И сколько ни звал Чик, она и с места не тронулась.

Тогда Чик вылетел из норки и стал, как сумасшедший, кидаться на Кота. А Кот лез и лез по обрыву. Тучей вились над ним ласточки, с криком летели на выручку к ним галки и пу-стельги.

Кот быстро вскарабкался наверх и уцепился лапой за край норки. Теперь ему оставалось только просунуть другую лапу за гнездом и вытащить его вместе с Чирикой, птенцами и яйцами.

Но в эту минуту одна пустельга клюнула его в хвост, другая - в голову и две галки ударили в спину.

Кот зашипел от боли, повернулся и хотел схватить птиц передними лапами. Но птицы увернулись, и он кубарем покатился вниз. Ему не за что было уцепиться: песок сыпался вместе с ним, и чем дальше, тем скорей, чем дальше, тем скорей...

Птицам стало уже не видно, где Кот: с обрыва неслось только облако красной пыли. Плюх! - и облако остановилось над водой. Когда оно рассеялось, птицы увидели мокрую кошачью голову посредине реки, а сзади поспевал Чик и клевал Кота в затылок.

Кот переплыл реку и выбрался на берег. Чик и тут от него не отстал. Кот был так напуган, что не посмел схватить его, задрал мокрый хвост и галопом помчался домой.

С той поры ни разу не видели на Красной горке Рыжего Кота.

Чирика спокойно вывела шестерых птенцов, а немного погодя и ещё шестерых, и все они остались жить в свободных ласточкиных гнёздах.

А Чик перестал задирать соседей и крепко подружился с ласточками.

Список литературы
1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М.: ВАКО, 2008.
5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.
6. Танасийчук В. Энтомология в картинках. М.: Издательство «Детская литература», 1980.
7. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

- Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...

Компьютерная презентация "Насекомые всем нам знакомые".

Цель:Дать детям знания о насекомых, активизировать словарь названиями насекомых, вызвать интерес к живой природе.Цель: Закрепить интерес детей с помощью сравнения настоящих насекомых, и насекомых из...

Проект «КОСМОС знакомый и не знакомый».

Интерес детей к космосу, определил тему проекта «КОСМОС знакомый и не знакомый». Это одно из познавательных направлений, всегда интересных детям....

Самоанализ занятия "Знакомая и не знакомая соль"

Самоанализ занятия "Знакомая и не знакомая соль"...

Физкультурный досуг (средняя группа) «Насекомые - всем нам знакомые!»

Совершенствовать двигательные умения и навыкиЗакреплять знания о насекомыхРазвивать речь, зрительную память, творческие способности...