Проект "Вот насекомые-всем нам знакомые"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать интерес детей и развить познавательную активность, но и показать взаимосвязь всех живых существ в природе. И таким образом, сформировать осознанное экологическое поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vot_nasekomye-vsem_nam_znakomye.docx | 45.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Вот насекомые – всем нам знакомые!
Летом везде, куда ты ни пойдешь,
Ты их заметишь, увидишь, найдешь.
Кто- то над ухом летает-жужжит,
Кто- то по ветке зеленой бежит,
Кто под листочком, кто под травинкой.
Ты поищи их на этой картинке!
Если увидишь их - запоминай:
Только смотри, а рукой не хватай!
Проект «Вот насекомые – всем нам знакомые!».
Актуальность темы:
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним.
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: кратковременный (с 03.06.2013г. по 30.06.2013г.).
По количеству участников: групповой (старшая группа)
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.
Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого его уникальность.
Образовательная область: экологическое воспитание.
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
3. Воспитание бережного отношения к природе;
4.Развивать эмоциональную отзывчивость; 5.Развивать коммуникативные навыки;
Планируемый результат: Систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас; различать насекомых по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Методы и формы работы:
- наблюдения
- беседы
- рассматривание иллюстраций
- настольные игры
- подвижные игры
- пальчиковые гимнастики
- дидактические игры
- заучивание стихотворений, пословиц
Этапы реализации проекта:
I. Организационный:
- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.
II. Деятельный:
Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?
Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых луга.
Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых живущих на лугу.
III. Заключительный:
В качестве итогового мероприятия можно провести выставку рисунков «Насекомые луга», развлечение.
В приложениях представлен методический материал по теме проекта.
Краткое содержание проекта «Вот насекомые- всем нам знакомые»
Авторы проекта: Грицук М.Н. – воспитатель
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный Проблема: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?» Прогнозирование: вызвать интерес к насекомым, желание им помочь и оберегать. | Исследовательская деятельность детей. Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые? Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было насекомых?» | Поставить цель, исходя из интересов и потребностей. Вовлечь дошкольников в решении проблемы. Определить задачи и предполагаемый результат проекта. Обратиться за консультациями к узкими специалистам детского сада. Собрать материал, информацию. Дать домашние задания родителям и детям. | Содействовать детям в сборе информации о насекомых. |
Деятельностный Выявить, как насекомые приспосабливаются к жизни в определенной экосистеме, прийти к выводу, что в экосистеме все взаимосвязано. | Театрализованная деятельность «Муха - Цокотуха» Подвижные игры Ручной труд из бросового материала «Полянка насекомых» «На лугу» - коллективная аппликация Изобразительная деятельность «Бабочка»; | Проведение дидактических и подвижных игр. Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые». Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме. Проведение намеченных мероприятий. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта. Презентация «Эти милые букашки» Подбор развивающих, дидактических игр по теме «Насекомые» Рекомендации родителям по оформлению книжек-малышек. | Содействовать детям в воплощении замысла через наблюдения, рассматривании насекомых во время прогулок, беседы. |
Завершающий Презентация продуктов проекта | Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. | Оформление выставки детских поделок «Удивительный мир насекомых» Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых» Презентация проекта. | Содействовать фантазии и словотворчеству детей, помогать в подборе материала для оформления книжек – малышек о насекомых. |
Осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком, сопереживание, сочувствие, содействие. |
Планирование по проекту:
«Вот насекомые- всем нам знакомые»
Познавательно-исследовательская деятельность
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?».
Просмотр мультфильма «Путешествие муравьишки» по сказке В. Бианки
Просмотр м/ф «Стрекоза и муравей» по басням Крылова
Просмотр презентации «Неизведанный мир насекомых»
Просмотр презентации «Жизнь насекомых»
Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя»
Наблюдение и рассматривание насекомых через лупу.
Наблюдение за насекомыми. Как передвигаются насекомые?
Наблюдение за насекомыми (муравей).
Наблюдение за жуками
Наблюдение за пауком.
Рассматривание изображений насекомых на иллюстрациях в книгах и альбомах.
Решение проблемных ситуаций: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?» Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)
«Счастливый жучок»- чтение рассказа Г. Скрябицкого
«Лесные хоромы» - чтение сказки М. Михайлова
Чтение стихов о насекомых.
"Тараканище", "Муха-цокотуха" К. Чуковский
В. Татарников «Зажжужала тут оса».
П. Синявский «Штрашная иштория».
Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
В. Митько «Я кузнечика ловил».
Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
В. Бианки «Приключения муравьишки».
К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».
В. Песков «Лечебница под сосной».
Чтение рассказа «Как появляется бабочка» Коммуникативная деятельность
(Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками0
Беседы:
«Что мы знаем о насекомых?»
«Шестиногие малыши»
«Где зимуют насекомые?»
«Безопасность в природе»
Рассказ воспитателя «Таинственные превращения»;
«Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок
Составление описательного рассказа о насекомых;
Игровая деятельность
(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)
Дидактические игры:
«Кто что умеет делать», «На полянке», «Бабочки», «Узнай, во что превратится гусеница», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?»
Игры с Лунтиком («Кто не относится к насекомым», «На какую букву начинается», «От большего к меньшему», «Помоги пчёлке построить соты»)
«Узнай насекомое», Игра-драматизация по сказке «Муха-цокотуха».
Творческие игры с игрушками насекомыми Изобразительная деятельность
(рисование, лепка, аппликация)
«На лугу» - коллективная аппликация
Изобразительная деятельность «Поляна бабочек»;
Раскраски по теме «Насекомые»
«Улитки и гусеницы» - лепка
Рисование «Обведи насекомое по трафарету и раскрась».
Объёмная аппликация «Бабочка»
Двигательная деятельность
(овладение основными движениями0
Подвижные игры:
«Медведь и пчёлы»
«Бабочки и кузнечики»
«Жуки»
«Ласточки и мошки»
Игра малой подвижности «Кузнечики, пчёлы, жуки»
Подвижная игра с речевым сопровождением
«Добрый жук»
Мини-игры на создание образа, «Какое насекомое я изображаю».
Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»
П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности) (см. картотеку).
П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).
П/игра «Проймай комара». (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).
П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств).
Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности)
Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание).
Продуктивная деятельность
(конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
«Полянка насекомых» из бросового материала.
Конструирование из счётных палочек «Стрекоза»
Оригами «Бабочка»
Аппликация. Практическая ситуация «Стрекоза на лугу» (уточнить представления о среде обитания насекомых; закреплять навыки работы с бумагой; развивать творчество, мелкую моторику, глазомер; продолжать упражнять детей в вырезании овала из прямоугольника; воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца)
Художественное творчество: Аппликация. Практическая ситуация «Гусеница» (расширять кругозор детей; познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность).
Художественное творчество: Рисование «Летите, бабочки» (уточнить представления детей о насекомых, познакомить детей с техникой монотипией, показать возможности создания необычных фактур на бумаге).
Художественное творчество: Рисование. «Не обижайте муравья». Познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», развивать интерес к самостоятельному сочинительству (придумать новую концовку для сказки), фантазию; закреплять умение передавать строение тела муравья, соблюдая пропорции. Воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие к окружающим; вызывать эмоциональный отклик на красоту полевых цветов, отражать в рисунке свои впечатления, передавая форму строения цветка.
Художественное творчество: Лепка. Практическая ситуация «Жук» (познакомить с новым видом лепки из глины; продолжать формировать навык лепки, используя свои знания и умения; закреплять умение передавать строение тела насекомого, его пропорции; развивать образное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность)
Трудовая деятельность
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
Подбор коллекции насекомых игрушечных муляжей.
Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.
Помощь взрослым в изготовлении декораций к спортивно-познавательному мероприятию, украшению зала.
Музыкальная деятельность
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
«Полёт шмеля» прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова
Передача образов насекомых в движениях под музыку.
Режимные моменты
(интеграция разных видов деятельности)
Гимнастика для глаз «Стрекоза»
Пальчиковая гимнастика «Жук», «Сороконожки», «Пчела».
Физкультминутка «Божьи коровки», «Пауки»
Артикуляционная гимнастика «Оса».
Формы взаимодействия с семьей
«Как привить любовь к природе» - папка-передвижка.
Творческое домашнее задание для детей и родителей: о любимом насекомом оформить книжку - малышку, используя рисунки, фотографии.
«Первая помощь при укусах насекомых» - информация в уголке здоровья.
Наблюдение за насекомыми во дворе, на даче, в деревне…
Выводы
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.
По итогам работы было отмечено:
- Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга.
- На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
В.Сухомлинский.
«Пусть будут соловей и жук»
В саду пел Соловей. Его песня была прекрасна. Он знал, что его песню любят люди и поэтому смотрел с гордостью на цветущий сад, на яркое синее небо, на маленькую Девочку, которая сидела в саду и слушала его песню. А рядом с Соловьем летал большой рогатый Жук. Он летал и жужжал. Соловей прервал свою песню и говорит с досадой Жуку: - Прекрати свое жужжание. Ты не даешь мне петь. Твое жужжание не нужно никому, и вообще, лучше бы, если бы тебя, жука, вообще не было. Жук с достоинством ответил: - Нет, Соловей, без меня, Жука, тоже мир невозможен, как и без тебя, Соловья. - Вот так мудрость! -- рассмеялся Соловей.- 3начит, ты тоже нужен людям? Вот спросим у девочки, она скажет, кто нужен людям и кто не нужен. Полетели Соловей и Жук к Девочке, спрашивают: - Скажи, Девочка, кого нужно оставить в мире - Соловья или Жука? - Пусть буду и Соловей и Жук, - ответила Девочка - И подумав, добавила: - Как же можно без Жука? |
Виктор Юзефович Драгунский
«Он живой и светится»
Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было...
И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались тёмные облака - они были похожи на бородатых стариков...
Мне захотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял её сидеть на песке и скучать.
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:
- Здорово!
И я сказал:
- Здорово!
Мишка сел рядом и взял в руки самосвал.
- Ого!
- сказал Мишка.
- Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?
Я сказал:
- Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее. Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.
Тут Мишка говорит:
- Не дашь самосвал?
Я говорю:
- Отвяжись, Мишка!
Тогда Мишка говорит:
- Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.
Я говорю:
- Сравнил Барбадос с самосвалом...
А Мишка:
- Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?
Я говорю:
- Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
- Ты его заклеишь.
Я даже рассердился:
- А плавать где? В ванной? По вторникам?
И Мишка опять надулся. А потом говорит:
- Ну, была не была! Знай мою доброту! На! И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки.
- Ты открой её, - сказал Мишка, - тогда увидишь!
Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.
- Что это, Мишка, - сказал я шёпотом, - что это такое?
- Это светлячок, - сказал Мишка.
- Что, хорош? Он живой, не думай.
- Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму...
И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит моё сердце и чуть-чуть колет в носу, как будто хочется плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.
Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:
- Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
- Я, мама, променял его. Мама сказала:
- Интересно! А на что?
Я ответил:
- На светлячка! Вот он, в коробочке живёт. Погаси-ка свет!
И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.
Потом мама зажгла свет.
- Да, - сказала она, - это волшебство! Но всё-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
- Я так долго ждал тебя, - сказал я, - и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
- А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
- Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..
Бианки Виталий
Красная горка
Виталий Валентинович Бианки
Красная горка
Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домком.
- Чик, - сказала Чирика на воробьином языке, - Чик, а где же мы устроим себе гнездо? Ведь все дупла в нашем саду уже заняты.
- Эка штука! - ответил Чик, тоже, конечно, по-воробьиному. - Ну, выгоним соседей из дому и зай-мём их дупло.
Он очень любил драться и обрадовался такому удобному случаю показать Чирике свою удаль. И, раньше чем робкая Чирика успела его остановить, он сорвался с ветки и помчался к большой рябине с дуплом. Там жил его сосед такой же молодой воробей, как Чик.
Хозяина около дома не было.
"Заберусь в дупло, - решил Чик, - а когда прилетит хозяин, буду кричать, что он хочет отбить у меня дом. Слетятся старики - и вот зададим соседу!"
Он и забыл совсем, что сосед женат и жена его уже пятый день мастерит гнездо в дупле.
Только Чик просунул в дырку голову, - рраз! - кто-то больно щёлкнул его по носу. Пискнул Чик и отскочил от дупла. А сзади уже мчался на него сосед.
С криком сшиблись они в воздухе, упали на землю, сцепились и покатились в канаву.
Чик дрался на славу, и соседу его приходилось уже плохо. Но на шум драки со всего сада слетелись старики воробьи. Они сейчас же разобрали, кто прав, кто виноват, и задали Чику такую встрёпку, что он не помнил, как и вырвался от них.
В себя пришёл Чик в каких-то кустах, где прежде ему никогда не случалось бывать. Все косточки у него ныли.
Рядом с ним сидела перепуганнаяЧирика.
- Чик! - сказала она так грустно, что он, верно бы, расплакался, если б только воробьи умели плакать. - Чик, мы теперь никогда больше не вернёмся в родной сад! Где мы выведем теперь детей?
Чик и сам понимал, что ему нельзя больше попадаться на глаза старикам воробьям: они забьют его насмерть. Всё-таки он не хотел показать Чирике, что трусит. Поправил клювом свои растрёпанные пёрышки, немножко отдышался и сказал беспечно:
- Эка штука! Найдём себе другое место, ещё получше.
И они отправились куда глаза глядят - искать себе новое место для житья.
Только вылетели они из кустов, как очутились на берегу весёлой голубой реки. За рекой поднималась высокая-высокая гора из красной глины и песка. Под самой вершиной обрыва виднелось множество дырок и норок. У больших дырок сидели парочками галки и рыжие соколки-пустельги; из маленьких норок то и дело вылетали быстрые ласточки-береговушки. Целая стая их лёгкой тучкой носилась над обрывом.
- Смотри, как у них весело! - сказала Чирика. - Давай и мы устроим себе гнездо на Красной горке.
Чик с опаской поглядел на соколков и галок. Он думал: "Хорошо береговушкам: они сами копают себе норки в песке. А мне чужое гнездо отбивать?" И снова у него заныли сразу все косточки.
- Нет, - сказал он, - тут мне не нравится: такой шум, прямо оглохнуть можно.
И они полетели дальше. Дальше была роща, а за рощей - домик с дощатым сараем.
Чик и Чирика опустились на крышу сарая. Чик сразу заметил, что тут нет ни воробьёв, ни ласточек.
- Вот где житьё-то! - радостно сказал он Чирике. - Гляди, сколько разбросано по двору зерна и крошек. Мы будем тут одни и никого к себе не пустим.
- Чш! - шикнула Чирика. - Смотри, какое страшилище там, на крыльце.
И правда: на крыльце спал толстый Рыжий Кот.
- Эка штука! - храбро сказал Чик. - Что он нам сделает? Гляди, вот как я его сейчас!..
Он слетел с крыши и так стремительно понёсся на Кота, что Чирика даже вскрикнула.
Но Чик ловко подхватил у Кота из-под носа хлебную крошку и - раз-раз! опять уже был на крыше.
Кот даже не шевельнулся, только приоткрыл один глаз и зорко поглядел на забияку.
- Видела? - хвастал Чик. - А ты боишься!
Чирика не стала с ним спорить, и оба принялись искать удобное место для гнезда.
Выбрали широкую щель под крышей сарая. Сюда принялись они таскать сначала солому, потом конский волос, пух и перья.
Не прошло и недели, как Чирика положила в гнездо первое яичко - маленькое, всё в розовато-бурыхпестринках. Чик был так рад ему, что сложил даже песенку в честь своей жены и самого себя:
Чирик, Чик-чик,
Чирик, Чик-чик,
Чики-чики-чики-чики,
Чики, Чик, Чирик!
Песенка эта решительно ничего не значила, зато её так удобно было распевать, прыгая по забору.
Когда в гнезде стало шесть яичек. Чирика села их высиживать.
Чик полетел собирать для неё червячков и мух, потому что теперь её надо было кормить нежной пищей. Он замешкался немного, и Чирике захотелось поглядеть, где он.
Только она высунула нос из щели, как с крыши протянулась за ней рыжая лапа с растопыренными когтями. Рванулась Чирика - и целый пучок перьев оставила в когтях у Кота. Ещё чуть-чуть - и была бы её песенка спета.
Кот проводил её глазами, запустил в щель лапу и выволок разом всё гнездо целый ком соломы, перьев и пуха. Напрасно кричала Чирика, напрасно подоспевший Чик смело кидался на Кота, - никто не пришёл им на помощь. Рыжий разбойник преспокойно съел все шесть их драгоценных яичек. Ветер поднял пустое лёгкое гнездо и скинул его с крыши на землю.
В тот же день воробьи навсегда покинули сарай и переселились в рощу, подальше от Рыжего Кота.
В роще им скоро посчастливилось найти свободное дупло. Они снова принялись таскать солому и целую неделю трудились, строили гнездо.
В соседях у них жили толстоклювый и франтоватый Щегол со Щеглихой, пёстрые Мухолов с Мухоловкой. У каждой пары был свой дом, пищи хватало всем, но Чик успел уже подраться с соседями - просто так, чтобы показать им, какой он храбрый и сильный.
Только Зяблик оказался посильней его и хорошо потрепал забияку. Тогда Чик стал осторожней. Он уже не лез в драку, а только топорщил перья и задиристо чирикал, когда мимо пролетал кто-нибудь из соседей. За это соседи на него не сердились: они и сами любили похвастать перед другими своей силой и удалью.
Жили спокойно, пока вдруг не стряслась беда.
Первый поднял тревогу Зяблик. Он жил дальше других от воробьёв, но Чик услышал его громкое тревожное: рюм-пиньк-пиньк! рюм-пиньк-пиньк!
- Скорей, скорей! - крикнул Чик Чирике. - Слышишь: Зяблик запинькал опасность!
И правда: кто-то страшный к ним приближался. После Зяблика закричал Щегол, а там и Пестрый Мухолов. Мухолов жил всего за четыре дерева от воробьёв. Если уж он увидел врага, - значит, враг был совсем близко.
Чирика вылетела из дупла и села на ветку рядом с Чиком. Соседи предупредили их об опасности, и они приготовились встретить её лицом к лицу.
В кустах мелькнула пушистая рыжая шерсть, и лютый враг их - Кот - вышел на открытое место. Он видел, что соседи уже выдали его воробьям и ему теперь не поймать Чирику в гнезде. Он злился.
Вдруг кончик его хвоста зашевелился в траве, глаза прищурились: Кот увидел дупло. Что же, ведь и полдюжины воробьиных яиц - неплохой завтрак. И Кот облизнулся. Он вскарабкался на дерево и запустил в дупло лапу.
Чик и Чирика подняли крик на всю рощу. Но и тут никто не пришёл к ним на помощь. Соседи сидели по своим местам и громко кричали от страха. Каждая пара боялась за свой дом.
Кот зацепил когтями гнездо и вытащил его из дупла.
Но в этот раз он пришёл слишком рано: яиц в гнезде не оказалось, сколько он ни искал.
Тогда он кинул гнездо и сам спустился на землю. Воробьи провожали его криком.
У самых кустов Кот остановился и обернулся к ним с таким видом, точно хотел сказать:
"Погодите, миленькие, погодите! Никуда вы от меня не денетесь! Устраивайте себе новое гнездо, где хотите, выводите птенцов, а я приду и слопаю их, да и вас заодно".
И он так грозно фыркнул, что Чирика вздрогнула от страха.
Кот ушёл, а Чик с Чирикой остались горевать у разорённого гнезда. Наконец Чирика сказала:
- Чик, ведь через несколько дней у меня непременно будет новое яичко. Летим скорей, найдём себе местечко где-нибудь за рекой. Там уж Кот не достанет нас.
Она и не знала, что через реку есть мост и что Кот частенько хаживает по этому мосту. Чик этого тоже не знал.
- Летим, - согласился он. И они полетели.
Скоро очутились они под самой Красной горкой.
- К нам, к нам летите! - кричали им береговушки на своём, на ласточкином языке. - У нас на Красной горке житьё дружное, весёлое.
- Да, - крикнул им Чик, - а сами драться будете!
- Зачем нам драться? - отвечали береговушки. - У нас над рекой мошек на всех хватает, у нас на Красной горке пустых норок много - выбирай любую.
- А пустельги? А галки? - не унимался Чик.
- Пустельги ловят себе в полях кузнечиков и мышей. Нас они не трогают. Мы все в дружбе.
И Чирика сказала:
- Летали мы с тобой, Чик, летали, а краше этого места не видели. Давай тут жить.
- Что ж, - сдался Чик, - раз норки у них есть свободные и драться никто не будет, можно попробовать.
Подлетели они к горе, и верно: ни пустельги их не тронули, ни галки.
Стали норку себе по вкусу выбирать: чтобы и не очень глубокая была, и вход пошире. Нашлись такие две рядом.
В одной они гнездо выстроили и Чирика высиживать села, в другой Чик ночевал.
У береговушек, у галок, у соколков - у всех давно уже вывелись птенцы. Одна Чирика терпеливо сидела в тёмной своей норке. Чик с утра до ночи таскал ей туда еду.
Прошло две недели. Рыжий Кот не показывался. Воробьи уж и забыли о нём.
Чик с нетерпением ждал птенцов. Каждый раз, как притаскивал он Чирике червяка или муху, он спрашивал её:
- Тукают?
- Нет ещё, не тукают.
- А скоро будут?
- Скоро, скоро, - терпеливо отвечала Чирика.
Однажды утром Чирика позвала его из норки:
- Лети скорей: один тукнул! Чик сейчас же примчался в гнездо. Тут он услышал, как в одном яйце птенчик чуть слышно тукал в скорлупу слабым клювиком. Чирика осторожно помогла ему: надломила скорлупку в разных местах.
Прошло несколько минут, и птенчик показался из яйца - крошечный, голый, слепой. На тоненькой-тоненькой шейке моталась большая голая голова.
- Да какой он смешной! - удивился Чик.
- Совсем не смешной! - обиделась Чирика. - Очень хорошенький птенчик. А тебе нечего тут делать, бери вот скорлупки да закинь их куда-нибудь подальше от гнезда.
Пока Чик относил скорлупки, выклевался второй птенчик и начал постукивать третий.
Вот тут-то и началась тревога на Красной горке.
Из своей норки воробьи услышали, как пронзительно вдруг закричали ласточки.
Чик выскочил наружу и сейчас же вер-нулся с известием, что Рыжий Кот карабкается по обрыву.
- Он видел меня! - кричал Чик. - Он сейчас будет здесь и вытащит нас вместе с птенцами. Скорей, скорей летим прочь отсюда!
- Нет, - грустно ответила Чирика. - Никуда я не полечу от маленьких моих птенчиков. Пусть будет, что будет.
И сколько ни звал Чик, она и с места не тронулась.
Тогда Чик вылетел из норки и стал, как сумасшедший, кидаться на Кота. А Кот лез и лез по обрыву. Тучей вились над ним ласточки, с криком летели на выручку к ним галки и пу-стельги.
Кот быстро вскарабкался наверх и уцепился лапой за край норки. Теперь ему оставалось только просунуть другую лапу за гнездом и вытащить его вместе с Чирикой, птенцами и яйцами.
Но в эту минуту одна пустельга клюнула его в хвост, другая - в голову и две галки ударили в спину.
Кот зашипел от боли, повернулся и хотел схватить птиц передними лапами. Но птицы увернулись, и он кубарем покатился вниз. Ему не за что было уцепиться: песок сыпался вместе с ним, и чем дальше, тем скорей, чем дальше, тем скорей...
Птицам стало уже не видно, где Кот: с обрыва неслось только облако красной пыли. Плюх! - и облако остановилось над водой. Когда оно рассеялось, птицы увидели мокрую кошачью голову посредине реки, а сзади поспевал Чик и клевал Кота в затылок.
Кот переплыл реку и выбрался на берег. Чик и тут от него не отстал. Кот был так напуган, что не посмел схватить его, задрал мокрый хвост и галопом помчался домой.
С той поры ни разу не видели на Красной горке Рыжего Кота.
Чирика спокойно вывела шестерых птенцов, а немного погодя и ещё шестерых, и все они остались жить в свободных ласточкиных гнёздах.
А Чик перестал задирать соседей и крепко подружился с ласточками.
Список литературы
1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М.: ВАКО, 2008.
5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.
6. Танасийчук В. Энтомология в картинках. М.: Издательство «Детская литература», 1980.
7. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»
- Развивать мыслительные операции, самоконтроль, классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....
Компьютерная презентация "Насекомые всем нам знакомые".
Цель:Дать детям знания о насекомых, активизировать словарь названиями насекомых, вызвать интерес к живой природе.Цель: Закрепить интерес детей с помощью сравнения настоящих насекомых, и насекомых из...
Проект «КОСМОС знакомый и не знакомый».
Интерес детей к космосу, определил тему проекта «КОСМОС знакомый и не знакомый». Это одно из познавательных направлений, всегда интересных детям....
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Знакомимся с профессией ветеринара» (с использованием пособия «Знакомимся с профессиями» под ред. Антонова М.В.) (подготовительная группа)
Знакомство с профессией ветеринара....
Самоанализ занятия "Знакомая и не знакомая соль"
Самоанализ занятия "Знакомая и не знакомая соль"...
Физкультурный досуг (средняя группа) «Насекомые - всем нам знакомые!»
Совершенствовать двигательные умения и навыкиЗакреплять знания о насекомыхРазвивать речь, зрительную память, творческие способности...