«Мир неживой природы » (камни)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Волкова Варвара Валерьевна

Программное содержание:

Образовательные задачи: Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные задачи: Способствовать развитию эстетического вкуса. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома. Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Демонстрационный и раздаточный материал.

Фотографии, картины гор и горных ландшафтов, ящик ощущений, набор схем – рисунков, набор камней, лупы , стакан с водой, ложка, большой поднос, салфетки, коробка с ячейками, маракасы.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное   образовательное учреждение

Михневский центр развития ребенка – детский сад «Зернышко»

Ступинского муниципального района

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

 по ознакомление с природой 

( познавательное развитие)

                               на тему: «Мир неживой природы » (камни)

(подготовительная группа « Колосок»)

                                                                              Подготовила и провела:

                                                                                      воспитатель  

                                                                                       Волкова В.В.

                                             

23 мая 2017г

Программное содержание:

Образовательные задачи: Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные задачи: Способствовать развитию эстетического вкуса. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома. Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Демонстрационный и раздаточный материал.

Фотографии, картины гор и горных ландшафтов, ящик ощущений, набор схем – рисунков, набор камней, лупы , стакан с водой, ложка, большой поднос, салфетки, коробка с ячейками, маракасы.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

                                                     Ход ООД

Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки.

Начнем наше занятие. Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.

Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

Воспитатель задает играющему вопросы: Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

- А где можно их встретить? (везде)

- У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

- А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал, Сибирь, Крым (показ на карте).

- А что вы знаете о камнях? (ответы детей).

- Дети, а где в природе мы можем увидеть камни? (в земле, воде).

- А как узнать, что этот камень речной, а этот – морской? (морские камни – гладкие, такими их сделали морские волны, а речные – неровные, с острыми углами).

- Оказывается, что камни имеют много разных свойств и сейчас мы с вами проделаем опыты. (Дети проходят к столам)

Я прошу вас удобно садиться за столы.

Воспитатель: Сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать  

Надо на носочки встать

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Опыт № 8. Звук.

- Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?

Воспитатель: Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).

- Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней) Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. Воспитатель дарит детям коробку с ячейками и предлагает создать коллекцию камней у себя в группе. Ребята! Наше занятие подошло к концу. Всё что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план занятий в группе младшего возраста по теме «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой»

Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного о...

Перспективный план занятий в группе младшего возраста по теме «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой»

Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного о...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ: « ЗНАКОМСТВО С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ: ПЕСОК, ВОДА, КАМНИ»

Закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой. Формирования представлений о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; в...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект ООД "Неживая природа. Удивительный мир камней."

Данная организованная образовательная деятельность проводится с детьми старшей группы по познавательному развитию (экологическое воспитание) и решает следующие задачи:Образовательные задачи: познакоми...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...

«Неживая природа: камни» (подготовительная к школе группа)

Программные задачи:Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершав...