«Неживая природа: камни» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Программные задачи:
Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamni.docx | 539.39 КБ |
kamni.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Михневский детский сад общеразвивающего вида «Цветик-семицветик»
городского округа Ступино Московской области
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по ознакомление с природой
( познавательное развитие)
на тему: «Неживая природа: камни»
(подготовительная к школе группа)
Подготовила и провела:
воспитатель
Волкова В.В.
апрель 2023г
Программное содержание:
Программные задачи:
Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
Развивающие:
Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, логическое мышление.
Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы.
Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения.
Способствовать развитию слухового восприятия.
Способствовать развитию эстетического вкуса.
Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
Воспитательные:
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к своей познавательной деятельности, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Демонстрационный и раздаточный материал.
Фотографии, картины гор и горных ландшафтов, мешочек ощущений, набор камней, лупы, стакан с водой, ложка, большой поднос, салфетки, мультимедийное оборудование, гуашь разных цветов, простой карандаш, баночки с водой, камни средней величины, кисточки, ватные палочки
Предварительная работа.
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок».
Словарная работа.
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Ход ООД:
Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки.
Начнем наше занятие. Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.
Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит волшебный мешочек ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к мешочку. Просовывают руку и ощупывают предмет.
Воспитатель: Это живой предмет? Он тяжелый? Твердый или мягкий? Гладкий или шероховатый? Вы догадались, что это?
Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.
Воспитатель задает играющему вопросы:
Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
Воспитатель: А где можно их встретить? (везде)
У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.
Воспитатель: А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал, Сибирь, Крым (показ на карте).
Воспитатель обращает внимание на поднос с камнями.
Воспитатель: Ребята, вы узнали, что это за камни? Я сейчас проверю: загадаю вам загадку.
Молотком шахтёр стучит,
Камень чёрный добывает.
Он потом в печи горит,
Дом зимой наш согревает
(Каменный уголь)
Воспитатель: Правильно, это каменный уголь: его добывают в шахтах, он чёрного цвета, лежит в земле пластами. Найдите среди этих камней уголь.
Послушайте вторую загадку:
Шустрый зайчик скачет в поле
На доске в обычной школе.
Пишет цифры, предложенья,
И задач больших решенье.
Воспитателю помог
Белый маленький…
(Мелок)
Воспитатель: Правильно, это мел. Им рисуют, пишут буквы, он белого цвета. Найдите мел среди этих камней. (Дети находят)
Воспитатель: Сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями какого цвета и формы у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий, круглый, овальный и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель (показывает восклицательный знак и спрашивает) «Все камни одинакового размера?» – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
(Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино - потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать
Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим камни.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: Что интересного вы увидели, ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети.
Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Опыт № 6: Определение температуры.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Опыт № 7. Плавучесть.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Опыт № 8. Звук.
Воспитатель: Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?
Воспитатель: Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей). Я хочу вам, ребята показать фильм о горах, который называется «Подарок небес».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).
Воспитатель: Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней). Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения.
Воспитатель: Ребята я вам хочу предложить побыть тоже мастерами по камню. И расписать наши камни в разноцветные цвета.
Дети гуашью расписывают камни в стиле мозаики.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАССМАТРИВАНИЕ КАМНЕЙ ЧЕРЕЗ ЛУПУ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ КАМНЕЙ
ПЛАВУЧЕСТЬ – КАМНИ ТОНУТ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСА КАМНЕЙ
РОСПИСЬ КАМНЕЙ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий КВН «Юные знатоки природы» для подготовительных к школе групп
Сформировать у детей знания, навыки о природе. ...
Сценарий КВН «Юные знатоки природы» для подготовительных к школе групп
Сценарий КВН «Юные знатоки природы» для подготовительных к школе группУсловия:1.Команда детей -6 человек...
Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе
Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе...
Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (подготовительная к школе группа)
перспективный план...
Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группы
Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группыВыполнила:воспитательЗахлебная Людмила Евгеньевна...
Учебно-тематический план по экспериментированию с живой и неживой природой в подготовительной к школе группе (6-7 лет).
Учебно-тематический план по экспериментированию с живой и неживой природой в подготовительной к школе группе (6-7 лет).Воспитатель: Карпенко Олеся Романовна № п/пТема занятияПримерное содержаниеК...
Конспект НОД «Труд в уголке природы» в подготовительной к школе группе «Ухаживаем за комнатными растениями нашей группы»
Задачи:Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. 2. Развивать интересе к комнатным растениям ( фиалка, драцена, лимонник, фикус...