«Неживая природа: камни» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Волкова Варвара Валерьевна

Программные задачи:

Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni.docx539.39 КБ
Файл kamni.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Михневский детский сад общеразвивающего вида «Цветик-семицветик»

городского округа Ступино Московской области

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

 по ознакомление с природой 

( познавательное развитие)

                               на тему: «Неживая природа: камни»

(подготовительная к школе группа)

                                                                              Подготовила и провела:

                                                                                      воспитатель  

                                                                                       Волкова В.В.

                                             

 апрель 2023г

Программное содержание:

Программные задачи:

Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.

Развивающие:

Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, логическое мышление.

Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы.

 Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения.

Способствовать развитию слухового восприятия.

Способствовать развитию эстетического вкуса.

Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Воспитательные:

 Воспитывать эмоционально-положительное отношение к своей познавательной деятельности, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Демонстрационный и раздаточный материал.

Фотографии, картины гор и горных ландшафтов, мешочек   ощущений, набор камней,  лупы, стакан с водой, ложка, большой поднос, салфетки, мультимедийное оборудование, гуашь разных цветов,  простой карандаш, баночки с водой, камни  средней величины, кисточки, ватные палочки

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок».

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

                                                     Ход ООД:

Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки.

Начнем наше занятие. Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.

Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит волшебный мешочек ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к мешочку. Просовывают руку   и ощупывают предмет. 

Воспитатель: Это живой предмет? Он тяжелый? Твердый или мягкий? Гладкий или шероховатый? Вы догадались, что это?

Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

Воспитатель задает играющему вопросы:

Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, крепкий и др.) 

Воспитатель: А где можно их встретить? (везде)

У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

Воспитатель: А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал, Сибирь, Крым (показ на карте).

Воспитатель обращает внимание на поднос с камнями.

Воспитатель: Ребята, вы узнали, что это за камни? Я сейчас проверю: загадаю вам загадку.

Молотком шахтёр стучит,

Камень чёрный добывает.

Он потом в печи горит,

Дом зимой наш согревает

 (Каменный уголь)

Воспитатель: Правильно, это каменный уголь: его добывают в шахтах, он чёрного цвета, лежит в земле пластами. Найдите среди этих камней уголь. 

Послушайте вторую загадку:

Шустрый зайчик скачет в поле

На доске в обычной школе.

Пишет цифры, предложенья,

И задач больших решенье.

Воспитателю помог

Белый маленький…

(Мелок)

Воспитатель: Правильно, это мел. Им рисуют, пишут буквы, он белого цвета. Найдите мел среди этих камней. (Дети находят)

Воспитатель: Сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями какого цвета и формы у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий, круглый, овальный и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель (показывает восклицательный знак и спрашивает) «Все камни одинакового размера?» – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?

(Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать  

Надо на носочки встать

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим камни.

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: Что интересного вы увидели, ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети.

Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

 Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Опыт № 8. Звук.

Воспитатель: Стукнем камнями друг о  дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?

Воспитатель: Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей).  Я хочу вам, ребята показать фильм о горах, который называется «Подарок небес».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).

Воспитатель: Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней). Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения.

Воспитатель: Ребята я вам хочу предложить побыть тоже мастерами по камню. И расписать наши камни в разноцветные цвета.

Дети гуашью расписывают камни в стиле мозаики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШКОЛА ОБМЕНА ОПЫТОМ «ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРОЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «НЕЖИВАЯ ПРИРОДА: КАМНИ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА) ВОСПИТАТЕЛЬ: ВОЛКОВА В.В.

Слайд 2

РАССМАТРИВАНИЕ КАМНЕЙ ЧЕРЕЗ ЛУПУ

Слайд 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ КАМНЕЙ

Слайд 4

ПЛАВУЧЕСТЬ – КАМНИ ТОНУТ

Слайд 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСА КАМНЕЙ

Слайд 6

РОСПИСЬ КАМНЕЙ

Слайд 7

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий КВН «Юные знатоки природы» для подготовительных к школе групп

Сформировать у детей знания, навыки о природе.                                 ...

Сценарий КВН «Юные знатоки природы» для подготовительных к школе групп

Сценарий КВН «Юные знатоки природы» для подготовительных к школе группУсловия:1.Команда детей -6 человек...

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе...

Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группы

Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группыВыполнила:воспитательЗахлебная Людмила Евгеньевна...

Учебно-тематический план по экспериментированию с живой и неживой природой в подготовительной к школе группе (6-7 лет).

Учебно-тематический план по экспериментированию с живой и неживой природой в подготовительной к школе группе (6-7 лет).Воспитатель: Карпенко Олеся Романовна № п/пТема занятияПримерное содержаниеК...

Конспект НОД «Труд в уголке природы» в подготовительной к школе группе «Ухаживаем за комнатными растениями нашей группы»

Задачи:Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. 2. Развивать интересе к комнатным растениям ( фиалка, драцена, лимонник, фикус...