Конспект по экспериментальной деятельности "Эти удивительные камни" (в рамках методической темы)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект по экспериментальной деятельности "Эти удивительные камни" знакомит со свойствами камней, формирует элементарные представления о разнообразии камней, развивает познавательную исследовательскую активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе

«Эти удивительные камни»

Цель:

-познакомить детей со свойствами камней, продолжать знакомство с тем, как человек использует камни;

-развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов, содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);

-вызвать интерес к коллекционированию.

Оборудование: наборы камней, деревянных брусков, емкости с водой, лупы (на каждого ребенка.) пластилин.

Ход занятия:

1.3дравствуйте, ребята! Я профессор Почемучка  и поэтому я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории? Ответы детей: (опыты, изучают предметы, их свойства)

Вос-ль: Правильно, в лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов. А что сегодня мы будем изучать, нам поможет узнать ящик ощущений. Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в ящике ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы.

Кто- хочет быть ведущем и отвечать на наши вопросы? (Если все дети захотели быть ведущим, ведущего выбирают считалкой) Вопросы: Это живое или неживое? Это съедобное или нет? Холодное или теплое? Плотное или рыхлое? Тяжелое или легкое? Этот предмет гладкий или шершавый? Дети, вы догадались, что находится в ящике ощущений? Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

 А в стройке годится на тысячи лет.

Он может быть мелкий в ладошке лежать.

Тяжелый, большой одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?( Камень).

Вос-ль: Как вы догадались, что это камень. Что вам помогло, какие строки из стихотворения? Ответы детей.

 Вос-ль: Молодцы! А кто из вас знает правила поведения в лаборатории? (Не шуметь, не кричать, аккуратно обращаться с посудой и др. приборами) Какие вы молодцы все знаете!!! Предлагаю пройти в лабораторию, где мы будем изучать свойства Чего? (Камней)

2.Вос-ль: Господа, ученые занимайте свои рабочие места.

Форма, цвет, размер. Вос-ль: у вас у всех лежат камешки. Рассмотрите их внимательно, можно взять в руки, потрогать. Как вы считаете, они одинаковые или разные. Ответы детей: (разные),

Вос-ль: А чем же они отличаются? (размером, формой, цветом). Я заранее приготовила для вас специальные картинки, которые помогут запомнить вам свойства камней. На доску вывешивается рисунок. Давайте, еще раз вспомним, чем отличаются камни, почему они разные а поможет нам картинка. Камни разные потому, что у них разные цвет, форма, размер.

Твердость Вос-ль: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей). Вос-ль: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло (пластилин изменил форму, а почему потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. И эта картинка обозначает, что камни твердые. На доску вывешивается рисунок.

Прочность Вос-ль: Ребята, а сейчас мы проверим прочные у нас камни или нет. А как мы можем это проверить. Может какой -то предмет на вашем столе подскажет вам о том, как проверить прочность. ( стукнуть молотком) Вос-ль: И что же произошло?( Камни остались невредимы). Какой вывод мы можем сделать. Камни прочные.

Тяжелый. Вос-ль: Ребята, что произойдет с камнем и бруском дерева, если мы бросим их в воду? (Ответы детей) А почему вы так думаете? Предлагаю с помощью опыта проверить ваши предположения. Опустите в емкость с водой один любой камень и брусок дерева. Что произошло? деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый).

Где используются камни. Вос-ль: Ребята, а вы знаете где человек использует камни?( в строительстве дорог, украшения, лечение).( ответы детей). Правильно, ребята! Еще давным- давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов.

Заключительная (закрепление пройденного материала).

Вос-ль: Дети, предлагаю вам, пройти к доске, где мы еще раз вспомним о свойствах камней, а картинки нам в этом помогут. Начнем с того, что камни какие? (разные, твердые прочные, тяжелые) Чем они отличаются? (по цвету, форме, размеру ).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  «Вы, наверное, устали»

Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.)

И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.)

Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед.)

И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.)

Пошипели, помолчали

И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.)

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали. (Ходьба на месте.)

Выросли деревья в поле

Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд -

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Вос-ль: ребята, кому были интересны задания и он справился- возмет себе красный камешек, а кому было трудно- возмет себе желтый камешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Удивительные камни"Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....

Открытое занятие по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи:Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большо...

Конспект по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Конспект по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

middot;        Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.·        Развивать познавательную активность ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению ка...