Сценарий итогового мероприятия "Путешествие Капельки и её друзей" в рамках проекта "Рыба - сахалинское богатство!"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Подойницына Елена Валерьевна

Обобщение и закрепление полученных природоведческих знаний в рамках проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»

г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Сценарий

итогового мероприятия

«Путешествие Капельки и её друзей»

 в рамках информационно-исследовательского проекта «Рыба – сахалинское богатство!»

детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ д/с № 2 «Сказка»

Дата проведения: 01.03.2019 г.

Разработала: воспитатель первой квалификационной категории

Подойницына Елена Валерьевна


Холмск

2019 г.

 Цель: обобщение и закрепление полученных природоведческих знаний в рамках проектной деятельности.

Задачи:

- создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость;

 - закрепить знания о круговороте воды в природе;

 - о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;

 - о значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему    миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе; об охране природы.

 - закрепить умение выполнять правила поведения на природе;

 - видеть, выделять и решать проблемы; ставить цель; анализировать объект и явление; выделять существенные признаки и связи; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; делать выводы;

- воспитывать любовь к природе, самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, готовность оказать помощь через игровую деятельность, инсценировки.

Материалы и оборудование: куклы-персонажи для настольного театра: Капелька, тётушка Капля, Кислородик; картинки с изображением диких животных и птиц; ящик с шариками для сухого бассейна; скакалка; схема жизненного цикла лосося; маски хищников и разных видов лосося.

Ход мероприятия (дети передвигаются вместе с педагогом по импровизированному руслу реки начиная  от магнитной доски с методическим пособием «Круговорот воды в природе», далее по сценарию)

Воспитатель. Я приглашаю вас в путешествие по реке с очень интересными персонажами,  об одном из них  я вам сейчас расскажу…  (рассказ воспитателя с демонстрацией персонажа- куклы Капельки) 

 «Знакомство с Капелькой»

Высоко-высоко в голубом-голубом небе, в пушистом и белом облачке жила-была капелька воды. Она была очень маленькая, такая маленькая, ну совсем малюсенькая, и поэтому её и назвали ласково Капелькой. Капельке очень нравился её домик–облачко. Домик был непростой – он любил путешествовать, а с ним путешествовала и Капелька. Ей нравилось наблюдать, как под облачком проплывали луга, поля, леса, речки и моря, высокие горы и даже иногда попадались пустыни. Замечательно! Уютно и красиво! Плывёшь себе на мягком пушистом облачке с подружками капельками и любуешься красотой Земли!  

Воспитатель. А как вы думаете ребята, почему облачко становится Большим облаком, а затем Дождевой тучей? (предполагаемые ответы детей.)

Воспитатель. Тучи были большими, тяжёлыми и неповоротливыми, и ветру теперь приходилось дуть очень сильно, чтобы они передвигались по небу. Однажды, совсем случайно, одна туча столкнулась с другой, и что тут началось! Дети на земле услышали… (ответ детей - гром)! От этого столкновения домики-тучки прохудились, и капельки-путешественницы (ответ детей - полетели вниз). Они падали вниз на землю и очень-очень радовались! Радовались новым приключениям.

А вместе с капельками радовались ...?

Дети. Деревья, листочки, зайчики, птички и букашки! Всем было очень хорошо!

Воспитатель. Больше всех радовались дети, они прыгали по лужам и радостно кричали:

Дети.  Дождь! Ура! Дождь!

Воспитатель. Что такое Ручеёк? (ответы детей)

Вот это было путешествие! Первый раз Капелька летела самостоятельно. И не по небу, а сверху вниз. Шлёп! И наша Капелька плюхнулась в небольшой ручеёк. Как истинная путешественница она с интересом осмотрелась. Непривычное место! Вокруг много других капелек: и таких маленьких как она, и больших.

Т. Капля.  Осторожней! Совсем незачем толкаться! - услышала Капелька чей-то ворчливый голос.

Капелька. Простите! Меня зовут Капелька, и я здесь новенькая.

Т. Капля. А меня зовут тётушка Капля

Тётушка Капля была милой большой каплей. Они подружились с тётушкой, и та с удовольствием отвечала на все её вопросы.

Подвижная русская народная игра «Ручеёк»

Дети становятся парами держась за руки, руки подняты вверх «аркой», получается своеобразный тоннель. Тот, у кого нет пары проходит через «тоннель» и выбирает понравившегося игрока, и проводя его до конца «тоннеля» останавливается в конце, поднимая вверх руки. Оставшийся без пары повторяет действия первого игрока.

Воспитатель. А зачем природе нужна река? Что значит – Чистая и Здоровая река? (ответы детей)

Рассказ детей о реке.

Ребенок. Многие здоровые реки с чистой водой, независимо от их величины, могут быть домом для рыб. В нашу реку каждый год из моря приходят лососи. В море, богатом пищей, они кормятся, а в реке – размножаются.

Ребенок. Экологически здоровые реки ценные, но они уязвимые. Они легко разрушаются, когда люди вырубают лес по берегам реки, выстраивают дома, сбрасывают мусор, сливают ядовитые вещества и загрязнённые воды заводов, разрушают берега добычей полезных ископаемых и прокладыванием дорог. Обычно в экологически здоровой реке вода прохладная и очень чистая, на дне лежат разноцветные камушки.

Ребенок.  В нездоровой реке везде ил, он оседает на отложенную икру рыб, мешая дышать. Икринки могут погибнуть.

Ребенок. Почва по обеим сторонам здоровой реки выступает в качестве гигантской губки. Когда идёт дождь, то вода попадает на землю, а затем потихонечку просачивается через почву в реку. Тень, которую дают деревья и другие растения, растущие рядом с рекой, помогает поддерживать прохладную температуру воды. В воде живут растения, рыбы, насекомые. Их называют водными организмами, и им нужна прохладная вода для выживания.

Воспитатель. Кто «живет» на растениях, растущих вдоль реки?

Ребенок.  Это насекомые. Они питаются листьями и ветками растений, растущих вдоль речки. Иногда они падают в воду и сами становятся пищей для рыб. Подёнки и другие насекомые, которые опускаются на поверхность воды, чтобы отложить яйца, поедаются рыбами. Из некоторых яиц насекомых вылупляются личинки, которые тоже становятся пищей для рыб. Эти личинки живут на дне реки среди камней.

Ребенок. Насекомыми питаются речные рыбы и молодь рыб, которые проводят в реке только часть жизни. Тихоокеанские лососи, например, приходят в реки из океана на нерест. Попадая в пресную воду, они перестают питаться. А вот подрастающие лососи кормятся в реке, чтобы набраться сил и отправиться в море. Если в реке много еды, то некоторые лососи долго не уходят в море, а часть из них навсегда остаются в реке.

Воспитатель. Что значит – «полезный» и «опасный» мусор?

 Ребенок. Мусор бывает разный. Вот притопленное дерево. Оно в реке вовсе не лишнее. Когда рыба идёт на нерест, она отдыхает или прячется от хищников под стволом притопленного дерева или в его ветках. Когда выведутся мальки, то и для них такие завалы будут убежищем, и там будет скапливаться пища. Если дерево перекроет всю реку, то рыба попытается его обойти или перепрыгнуть. Лосось может двигаться очень быстро, в два раза быстрее, чем бегает человек. А выпрыгивать лосось может на высоту 3-4 метров.

Ребенок. Куски корней, упавшие деревья и крупные камни - это естественные препятствия, которые преодолевает только сильная рыба. А значит, её потомство тоже будет сильным и выносливым.

        Но бывает и другой мусор – это пластик, бытовые приборы или старые машины. Если рыба попытается пробраться через такое препятствие, то она может пораниться о железо и погибнуть.

Ребенок. Лососи обычно возвращаются на нерест в ту же самую реку, где они вывелись из икры. Путешествуя вверх по реке, они используют энергию, накопленную за время жизни в океане. Через несколько дней после нереста взрослый лосось умирает, отдавая питательные вещества своего тела реке, где родился он сам.

Дидактическая игра «Природный и бытовой мусор»

Ребята делятся на 2 команды. Им предлагаются картинки с изображением объектов природы, бытовой техники, мебели, посуды и разнообразных жидкостей. Детям необходимо классифицировать предметы по понятиям «Полезный для природы мусор» и «Опасный для природы мусор». Выигрывает команда быстрее справившаяся с заданием.

Воспитатель.  А как вы понимаете выражение «Красивый лосось»?

Ребенок. Форма тела лососей приспособлена к движению в быстрой воде. Тело стройное, покрытое мелкой чешуей. Бока и брюшко в море и при заходе в реки серебристого цвета, спина темная. Хищник, смотрящий на рыбу сверху, видит темную спину, которая сливается по цвету с глубокой толщей воды или дном реки. Если смотреть снизу, белое брюхо сливается со светлым цветом водной поверхности. Плавники помогают рыбе плавать. Маленький и мягкий жировой плавник- самый отличительный признак лососей. У лососей на теле, голове и плавниках расположены пятна. Все виды различаются размером, цветом и расположением пятен. В пресной воде лососи приобретают брачный наряд: тело уплощается, окраска становится ярче, у самцов челюсти искривляются, на них вырастают большие зубы.

Пазлы «Собери лосося». Детям предлагается разрезанные картинки несколько видов разных рыб. Необходимо поделиться на группы по несколько человек, выложить и назвать собранную рыбу, не перепутав детали пазла.

Воспитатель.   А почему лосось так важен для природы?

Ребенок. Лосось - даёт людям ценные сведениями о состоянии рек: если рыба не пришла в реку, значит в ней не всё благополучно и реке срочно нужна помощь. Лососями питаются множество животных, птиц, насекомых и даже других рыб. Народы многих стран связаны с Великой серебряной рыбой.

Ребенок. Люди, с давних времён, населяющие побережье Тихого океана, всегда добывали лосося. Они почитали его и относились с уважением к природе. Не брали больше того, что могли использовать. Из кожи рыб шили одежду, из кости делали иглы. Мясом рыбы питались сами и кормили домашних животных. Устраивали праздники в честь первой пойманной рыбы, сочиняли сказки, в которых героями были – лососи!

Инсценировка «Встреча с Кислородиком» (с помощью персонажа из настольного театра)

Капелька -Ой! Ой! Какие красивые шарики! Их так много! А кто ими будет играть? (от восторга даже закружилась).

Кислородик. 

Это не шарики, а икринки. Сейчас ты наблюдаешь нерест – это процесс  воспроизводства лосося. 

Капелька. Простите. А вы кто?

Кислородик. Позвольте представиться. Я - Кислород!

 Капелька. Кислород?

 Воспитатель. Капелька с восхищением смотрела на нового знакомого. Он был очень-очень забавным – такой маленький и кругленький! И кого-то напоминал.

Капелька. Будем знакомы. Я - Капелька. И вы мне кого-то напоминаете.

Кислородик.  Всё очень просто - ты капелька воды, а я капелька кислорода. Мы с тобой родственники.

Капелька. Как это родственники? Раньше мне не говорили, что у меня есть родственники.

Кислородик. Посуди сама, без тебя всё засохнет и, значит, не будет жить. А без меня никто не сможет дышать и, значит, жить! Поняла? Без капельки воды и капельки кислорода жизни нет!

Капелька. А что Вы здесь делаете? Кто Вами здесь дышит?

Кислородик. Мною дышат растения, насекомые, рачки, рыба. Сейчас я особо нужен! Если будет недостаточно кислорода для икринок, то маленькие рыбки погибнут. У меня очень ответственная работа.

Воспитатель. Капелька с уважением посмотрела на пузырёк Кислорода, но не смогла удержаться от новых вопросов.

Капелька. А самка уже отложила икру, или она еще готовит новое гнезда?

Кислородик. На одном участке самка может выкопать и отложить икру в несколько гнезд в течение нескольких дней.

Капелька. Посмотрите, посмотрите, рыбки так устали, что хотят спать! Вон как зевают!

Кислородик. Нет, они не хотят спать. Когда самец прогоняет всех конкурентов, он присоединяется к самке в гнезде. Он располагается рядом с самкой и медленно двигается против нее. Он часто открывает рот, «зевая». Когда самка готова отложить икру, она тоже широко открывает рот, чтобы противостоять потоку и помочь себе еще глубже зарыться в гнездо. Наконец, оба быстро трясут хвостами и выпускают икру и молоки.

Капелька. Кислородик, посмотрите, зачем же мама лосось закапывает такие красивые икринки?

Кислородик. Когда самка выпускает икру, она укрывает ее галькой, чтобы защитить. Самка откладывает икру в одно, два или три гнезда и засыпает их галькой. В результате образуется нерестовый бугор.

Воспитатель. Самка защищает гнезда даже после смерти. Её яркое тело лежит около нерестового бугра и показывает другим самкам, что здесь гнездо - рыть нельзя.

Подвижная игра «Шарики в гнезде»

Дети делятся на 2 команды: первая – охраняет «гнездо», вторая его «разоряет». Задача первой команды не дать разорить «гнездо», они собирают шарики и возвращают их назад, вторая команда должна разорить «гнездо» - забрать из него как можно больше шариков-«икринок», но и не отдать те, что уже забрали. Выигрывает команда у которой окажется больше «икринок»

 Воспитатель. Зачем реке погибшая рыба?

Ребенок. Тихоокеанские лососи нерестятся лишь один раз в жизни. И самцы, и самки лосося погибают в течение нескольких дней после нереста. Их туши плывут вниз по течению, цепляются за корни и ветви, устилают речные косы или идут ко дну реки.

Животные-падальщики, такие как медведи, чайки, вороны и орланы, другие рыбы, насекомые, растения, молодь лосося, ракообразные питаются мертвым лососем, так что они сохраняют своей гибелью жизнь другим.

Развитие икринок. Жизненный цикл (работа со схемой)

Икринка                     Личинка                                 Малёк  

Пестрятка                                                         Смолт

Воспитатель. Ребята предлагаю вам представить себя маленькими рыбками. И вот началось очень опасное и интересное путешествие. Осторожно смолты стали спускаться вниз по реке. Капелька то и дело предупреждала их об опасности.

Капелька - Осторожно! Вас поджидает большая рыба! У неё такие большие зубы!

Воспитатель. И маленькие лососи-дети быстро прятались под поваленные деревья или укрывались в его ветках. А голодная хищница не могла их достать! От зорких глаз птиц укрывались смолты под листом белокопытника. Однажды маленькие рыбки пожаловались Капельке, что они очень устали и им плохо.

Встревоженная капелька спросила Кислородика:

Капелька. Что нам делать? Как помочь маленьким рыбкам?

Кислородик. В реке очень мало воды. Давно не было дождя, да зима была неснежная, вот реки и обмелели. Солнце сильно прогрело воду, и кислорода стало меньше.

Капелька. Где же нам найти место, чтобы была тень? Возможно, надо продолжить наше путешествие?

Два ребенка (говорят хором). К сожалению, мы не сможем продолжить путь, нам очень нужно сильное течение, чтобы быстрей добраться до устья, а река сильно обмелела. Пока нет дождя, будем ждать.

Капелька (им даёт совет). Надо поискать затенённое место, там будет прохладней. Но по берегам реки все деревья вырублены! Кто же это сделал?

 Кислородик (говорит с грустной интонацией). Это сделали люди. Они вырубают деревья вдоль рек. Когда погибают деревья, исчезает кислород и многие жизни, связанные с жизнью дерева. В реке плавали щепки и ветки, брошенные после рубки леса. Этот древесный мусор впитывал из воды кислород. Новый же не вырабатывался, потому что на берегу не было деревьев с зелёными листьями. Рыбкам было тяжело дышать.

Воспитатель. Несколько дней мальки лосося провели в ожидании дождя. Капельке было грустно смотреть, как маленькие беззащитные рыбки стайками медленно плавают в небольших углублениях на дне реки. Многие из них держались из последних сил. Капелька и Кислородик пытались помочь им как могли. И вот Капелька услышала радостные голоса своих подружек!

- Капелька! Капелька! Здравствуй, Капелька! Кап! Кап! Кап! - и они со смехом плюхались в речку, на листочки, на цветочки! Как все обрадовались! Очень быстро река стала наполняться водой, освобождая из плена молодых лососей.

Капелька. Спасибо! Спасибо! Спасибо, мои милые друзья!

Воспитатель. От дождя берега, не закреплённые корнями деревьев, начало смывать в реку. Они обваливались и загрязняли воду. Рыбки скорее устремились к чистому морю. И тут их ожидало новое испытание…

 Воспитатель.  Кто такие «Рыболовы» и «Браконьеры»?

Ребёнок. Люди, которые ловят рыбу на удочку или сетью в море в определённом количестве, и имеют разрешение на вылов рыбы - это рыбаки! Они ловят рыбу в том количестве, которое необходимо для еды.

Воспитатель. И всё-таки избежать потерь среди друзей-рыбок не получилось – рыбакам удалось поймать самых любопытных и беспечных рыбок.

Ребенок. Рыбаки-браконьеры перекрывают реку сетями, и спастись от них нет никакой возможности, используют разные "варварские" способы ловли. Браконьеры вылавливают рыбу для того, чтобы выпотрошить икру, а саму рыбу бросают где придётся.  Они рыбачат ради денег.

Подвижная игра «Удочка»

Дети стоят по кругу, в центре – водящий со скакалкой. Водящий крутит скакалку по полу, а дети подпрыгивают. Тот, кто не успел подпрыгнуть и зацепился за скакалку, считается пойманной «рыбой».

Воспитатель.   Что такое Запруда и кто её делает? (ответы детей)

Воспитатель. Река делает поворот, и воды становится больше, но что-то не так - течение воды замедлилось. На реке играют дети. Они увлечённо мастерят запруду. Запруда получилась высокая и прочная. У маленьких лососей не было никакой возможности преодолеть это препятствие. Мальчишки внимательно всматривались в толщу воды и, когда увидели косяк молоди, бросились его ловить! Как испугались рыбки! Наловив немного рыбы, мальчишки бросили её на берег (она им была не нужна – слишком маленькая) и побежали играть дальше.

Перепуганные рыбёшки сбились в стайку и спрашивали, то у Капельки, то у Кислородика, как же им выбраться из западни. Вода прибывала, и скоро запруда дала течь. Затем Капелька со своими подружками поднатужились и прорвали стену (разбираем импровизированную запруду). Освобождённые рыбки очень радовались!  Все так переживали за молодых лососей!

Пошли дожди, река наполнилась, течение стало быстрым, и молодь лосося дошла до устья реки. Как и говорил Кислородик, наши рыбки к концу путешествия сильно изменились! Они щеголяли в серебристых нарядах и хвастались своими замечательными хвостами! Теперь они были готовы к серьёзному путешествию по океану.

Воспитатель.  Как мы, люди можем помочь лососю с наименьшими потерями пройти все жизненные этапы от маленькой икринки до взрослой рыбы? (ответы детей)

Воспитатель. После этого Капелька увидела, как её чудесный домик-облачко спускается вниз. Капелька обрадовалась встрече. Теперь ей было, что рассказать друзьям. После того, как Капелька поделилась своими впечатлениями от путешествия, все задумались, как помочь лососям. Капельки плыли по небу в облачке, смотрели вниз и размышляли. Они видели всё уже по-другому: вон там – поле, которое обрабатывает трактор, а дальше кто-то вырубает лес, а еще дальше строят дома, которые подходят к самой воде, недалеко от строительства расположилась свалка.

Капелька (с печалью в голосе) Как больно и грустно смотреть на то, как нашим друзьям трудно выживать и исполнять свой жизненный долг –

- Мы знаем! Знаем! – воскликнули её подружки. От неожиданности домик-облачко даже остановилось.

- Что вы такое придумали? – поинтересовалось оно.

- Нужно обязательно рассказать всю историю детям. Они смогут помочь рыбе, речке, лесу, насекомым. И нам, капелькам. Ведь мы -  капельки жизни! А жизнь - самое главное!

- Как же они смогут нам помочь? Они же очень маленькие!

- Это сейчас они маленькие - нежным голосом сказало облачко - А потом они станут взрослыми, но всегда будут помнить историю лосося. Они вырастут хорошими и добрыми хозяевами Земли!

Капелька, Кислородик, тётушка Капля и домик-Облачко прощаются с детьми.

Воспитатель. На этом наше путешествие заканчивается, а путешествие Капельки и её друзей продолжается. Но и нас, и их ждёт ещё много разных путешествий.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется – природа,

Давайте же всегда ее беречь!

Ты, Человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не растаптывай до дна,

И помни истину простую -

Нас много, а она одна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий итогового мероприятия в рамках проекта "Зима в музыке, литературе, живописи"

Данное мероприятие было подготовлено совместно с музыкальным руководителем в старшей группе....

Сценарий итогового мероприятия, в рамках тематической недели « Жители жарких стран» в средней группе. « Однажды в Африке»

Данный матеиал будет полезен воспитателям детского сада, развивающих центров. а так же родителям, которые хотят весело и с пользой провести время со своими детьми. В данном сценарии представлены разно...

Сценарий итогового мероприятия в рамках тематической недели «Культура поведения», для детей средней группы. " Баба Яга в детском саду"

Данный материал представлен в вде сценария развлечения для воспитанников средней группы.  В ходе данного мероприятия детив игровой форме закрепляют полученные ранее знания о культуре поведения.. ...

Проект "Рыба - сахалинское богатство!"

Материалы по проекту. Фото...

Сценарий итогового развлечения "В стране Дорожных знаков" в рамках тематической недели по ПДД

Сценарий итогового развлечения "В стране Дорожных знаков" в рамках тематической недели по ПДД...

Сценарий итогового развлечения "В стране Дорожных знаков" в рамках тематической недели по ПДД

Сценарий итогового развлечения "В стране Дорожных знаков" в рамках тематической недели по ПДД...