Проект "Рыба - сахалинское богатство!"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Материалы по проекту. Фото
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Положение об индивидуальном педагогическом проекте "Рыба - сахалинское богатство!" | 17.97 КБ |
Описание проекта | 28.87 КБ |
Конспект НОД по теме "Рыбы" | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»
г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Россия, 694620, Сахалинская обл., тел./факс (42433)2-01-98
г. Холмск, Восточный пер., дом 18 E-mail:dou-2skazka@mail.ru
УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МБДОУ д/с № 2 «Сказка»
№42 от 20.01.2019 г.
Положение
об индивидуальном педагогическом проекте
«Рыба-сахалинское богатство!»
воспитателя МБДОУ д/с № 2 «Сказка» г. Холмска
Подойницыной Е.В.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 2 «Сказка» города Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законом «Об образовании в Сахалинской области», Федеральным государственным образовательным стандартом от 17.10.2013 г. №1155, основной образовательной программой МБДОУ д/с №2 «Сказка»
г. Холмска принятой Педагогическим советом ДОУ, протокол №1 от 14.08. 2018 г.
1.2. Настоящее Положение определяет условия работы педагога старшей дошкольной группы «Мышата» МБДОУ д/с № 2 «Сказка» Подойницыной Е.В. по реализации инновационного педагогического проекта «Рыба-сахалинское богатство», а также участия младшего воспитателя в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
2.1. Основными целями проекта являются:
- создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса к морской фауне Сахалинской области;
- формирование осознанно-правильного и бережного отношения к рыбным ресурсам родного края;
- воспитание у обучающихся потребности в познании доступных их пониманию экологических проблем водоёмов;
- формирование представлений о профессиях и увлечениях людей, связанных с ловлей рыбы;
- знакомство с различиями и общими свойствами морской и речной воды, их обитателями;
- пополнение активного и пассивного словаря воспитанников по тематике проекта.
2.2. Приоритетным направлением проекта является формирование знаний о разновидностях морской рыбы водоёмов, окружающих остров Сахалин: Японского, Охотского морей и Татарского пролива.
2.3. Основные задачи проекта:
- сформировать у детей представление о различных способах познания окружающего мира;
- расширить и систематизировать представления детей о морских обитателях акватории Тихого океана;
- способствовать расширению кругозора воспитанников о способах ловли рыбы и трудовых действиях с ней связанных;
- сформировать знания об основных разновидностях морской рыбы, их общих и отличительных чертах;
- вовлекать детей в опытническую и продуктивную деятельность;
- развивать наблюдательность: умение замечать изменения в развитии морской фауны и связывать эти изменения с экологической обстановкой;
- устанавливать причину и следствие, учить делать простейшие выводы:
- формировать знания детей о пользе рыбы для здорового питания человека;
- вызвать у детей интерес к процессу познания и испытывать радость от совместной работы;
- воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение;
- создать условия для совместной природоведческой деятельности (ребенок, родитель, воспитатель);
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
3.1. Статус индивидуального педагогического проекта определяется при наличии следующих локальных актов и организационных моментов:
- приказа по образовательному учреждению о сроках реализации проекта;
- Положения об индивидуальном педагогическом проекте;
- подготовленной программы (стратегии) образовательной работы;
- разработанного проекта, его аналитического обоснования, ожидаемых результатов, определением цели и задач;
- разработанных конспектов организованной образовательной деятельности
по теме проекта и отражение данной работы в календарном плане воспитателя.
3.2. Данный проект рассчитан на реализацию в течении одного календарного месяца во второй половине учебного 2018-19 года.
Реализация задач проекта осуществляется в процессе:
- организованной образовательной деятельности:
- в совместной со взрослыми деятельности в ходе наблюдений, образовательных ситуациях, режимных моментов, индивидуальной работе;
- подготовку и проведение образовательной деятельности осуществляет основной воспитатель группы в тесном взаимодействии с младшими воспитателями и родителями воспитанников.
3.3. Результаты достижений воспитанников заслушиваются на административном заседании при заведующем.
3.4. Деятельность в рамках проекта регламентирована требованиями образовательной программы ДОУ, содержанием образовательной области «Познавательное развитие», самостоятельным выбором воспитателем направления деятельности по достижению цели проекта.
3.5. Контроль за реализацией индивидуального педагогического проекта осуществляется администрацией ОУ.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования Холмский городской округ» Сахалинской области
ТЕМА: «Рыба – сахалинское богатство»
педагогический
иccледовательский проект
воспитателя старшей группы
«Мышата»
МБДОУ д/с №2 «Сказка»
Подойницыной Е.В.
г. Холмск
2019 г.
Участники проекта: воспитанники старшей группы «Мышата», воспитатели и родители.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, долгосрочный, групповой, творческий.
Срок реализации: краткосрочный с 01.02.2018 г. по 01.03.2019 г.
Проблема проекта. Экологическое состояние сахалинских рек не позволяет выживать всему рыбному молодняку. Как могут дети и взрослые внести свой вклад в защиту окружающей природы от негативного влияния продуктов человеческой деятельности?
Цель. Воспитание бережного и рационального отношения детей к рыбным ресурсам родного края.
Задачи:
- содействовать осознанию детьми причастности человека к миру природы;
- познакомить детей со средой обитания рыб и общими условиями их обитания;
- познакомить детей с семейством тихоокеанских лососей;
- познакомить с экологическими угрозами для мест обитания и численности рыб;
- развивать у детей навыки правильного поведения к отдыху у воды;
- формировать навыки бережного отношения к рыбным ресурсам родного края;
- познакомить детей с профессиями людей работающих в рыбной отрасли, сравнить деятельность рыбаков-любителей, профессионалов и браконьеров;
- вовлекать детей в опытническую деятельность;
- устанавливать причину и следствие, учить делать простейшие выводы;
- способствовать расширению кругозора воспитанников;
- создать условия для совместной природоведческой деятельности (ребенок, родитель, воспитатель);
Идеи проекта:
Все совместные дела воспитателя и детей в ходе реализации проекта подчинены единой теме, работая над которой, дети и родители активно включаются в познавательный процесс.
Взаимодействие детей старшего возраста с родителями и педагогами в рамках проекта представляет собой необходимое условие формирования рачительного отношения к окружающему миру, природным ресурсам.
Мероприятия проекта основываются на познавательном интересе и понимании детьми того, что в природе всё взаимосвязано. И что человек должен быть постоянно в практической готовности бережно обращаться с дарами природы потому, что они небезграничны…
При реализации проекта создаётся познавательно-исследовательская атмосфера, способствующая развитию в детях неприятия варварского отношения к живой природе и её дарам.
Планируемые результаты:
В результате проведения данного проекта обучающимися будут достигнуты следующие результаты.
Знать:
- основные разновидности рыб, обитающих в сахалинских водоёмах;
- основные виды лососей Сахалинской области;
- стадии жизненного цикла рыб и влияние деятельности человека на их среду обитания;
- правила поведения в природе;
Иметь представления:
- о круговороте воды в природе;
- о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;
- о значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе;
- о природоохранной деятельности человека.
Уметь:
- выполнять правила поведения на природе (в частности у воды);
- видеть, ставить цель и решать проблему;
- анализировать объект и явление; выделять существенные признаки и связи;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать простейшие выводы, умозаключения;
- изготавливать поделки и макеты из собранного природного материала.
Стратегия реализации проекта
I этап. Подготовительный
Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта.
Подготовка информационного пространства:
- издание приказа по образовательному учреждению о начале проектной деятельности;
- разработка Стратегии реализации проекта;
- разработка Положения проекта «Рыба – сахалинское богатство»;
- выбор содержания и мероприятий проектной деятельности;
- подбор научно-методической литературы по теме проекта;
- подбор инвентаря для исследовательской деятельности;
- сбор дидактического и наглядного материала по теме проекта.
II этап. Мероприятия и события проекта
Цель: практическая работа по развитию познавательно- исследовательских и творческих способностей, природоведческих знаний в совместной деятельности всех участников проекта.
Мероприятия и события | Задачи |
Первичная встреча с родителями | Ознакомительная беседа о целях и задачах проекта |
Комплекс утренней гимнастики «Рыбы» | Реализация принципа гармоничного развития ребенка. Совершенствование умений и навыков в основных видах движений. |
Рассматривание иллюстраций, альбомов сахалинских рыб, «Красной книги Сахалинской области» | Познакомить детей с разными видами рыб и их особенностями, сравнить внешний вид разных рыб. Познакомить детей с «Красной книгой Сахалинской области», развивать любознательность, интерес к окружающему их миру |
Образовательная ситуация (экспериментальная деятельность) «Какую воду предпочитают разные рыбы?» | Способствовать расширению детских представлений о среде обитания морской и пресноводной рыбы. |
Экскурсия в краеведческий музей «Флора и фауна Сахалина» | Обогащение знаний детей о разнообразии растительного и животного мира Холмского района |
Продуктивная деятельность: Изготовление макета «Чистая и грязная река» | Познакомить с качеством воды, необходимым для развития из икры мальков, ролью кислорода в воде. Развивать чувство сопереживания живым организмам и чувство ответственности за свою деятельность. |
Продуктивная деятельность ООД Лепка: «Стадии развития рыбы» | Стимулировать интерес ребёнка к природе и чувство взаимосвязи с ней, закрепить умение лепить предметы пластическим способом. |
Игровая деятельность. Подвижные игры: «Ручеёк», «Найди свой домик», «Шарики в гнезде», «Рыбаки и рыбки», «Хищники и пестрятки» | Знакомить детей с разными причинами, влияющими на выживание молодых рыб в водоёмах. В игровой форме закреплять знания полученные во время продуктивной деятельности. |
Викторина «По секрету всему свету» | Проанализировать степень усвоения детьми информации, полученной в разных видах деятельности. Уточнить знания детей о причинах влияющих на жизнедеятельность живых организмов в водоёмах Сахалина. |
Продуктивная деятельность Рисование пластилином «Рыбки» | Вызвать у детей желание создавать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Развивать мелкую моторику и творческие способности детей; чувство формы и композиции. |
Речевое развитие: придумывание сказки о камбале. | Учить придумывать сказку, используя предложенный педагогом сюжет, образно описывая место действия, настроение героя сказки. Формировать умение самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках. |
Приобщение к художественной литературе. Чтение рассказов сахалинских писателей: В. Санги, «Юкола», «Кета пошла на нерест», «У истока»; О. Туманов «На старом якоре…»; О. Кузнецов «Осьминог, бычок и правый ботинок»; И. Павловский «Траулер уходит в море» | Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, пополнять их литературный багаж разными литературными жанрами: рассказами, сказками, стихотворениями, загадками писателей и поэтов Сахалина. |
Заучивание стихотворений: И. Токмаковой «Где спит рыбка»; Н. Коржикова «Медуза», «Морская звезда»; Е. Замятин «Горбуща», А. Дёшин «Лов сайры», «Тихий океан» | Продолжение работы над развитием , памяти, мышления, умением воспитанников декламировать стихи, интонационной выразительностью, и артистическими способностями. Обогащать речь (активный словарь) детей существительными обозначающими объекты морской фауны, прилагательными, отражающие их характеристики. Словарь: рыболовство, рыбный промысел, рыболовные снасти, чешуя, жабры, нерест… |
Игровая деятельность. Игры народов Сахалина: - айнская подвижная игра «Попади в нерпу»; - корейская подвижная игра «Ловись, рыбка!» | Развитие интереса к традициям и играм народов Сахалина, двигательной активности. Воспитывать умение договариваться, дружеские взаимоотношения |
Познавательная беседа «Такие разные рыбаки…» | Познакомить детей с профессиями людей работающих в рыбной отрасли, сравнить деятельность рыбаков-любителей, профессионалов и браконьеров |
Продуктивная деятельность Ручной труд- «Лодка для рыбака, что дом родной» | Обучение изготовлению «рыбацкой» лодки из бросового материала. Воспитание старательности, развитие конструктивных способностей |
Образовательная ситуации «Кто в море-океане живет?» | Обобщение и систематизация полученных знаний по теме проекта. |
Итоговое мероприятие (досуговая деятельность) Праздник «Я здесь на острове- «рыбе» живу!» | Использование полученных знаний и умений в процессе досуговой деятельности, создание атмосферы эмоционально положительного отношения к происходящему |
III этап. Заключительный.
- Подведение итогов реализации проекта.
- Презентация проекта «Рыба – сахалинское богатство!»
- Выставка рисунков и аппликаций.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»
г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
старшего дошкольного возраста
МБДОУ д/с № 2 «Сказка»
Разработала: воспитатель
I квалификационной категории
Подойницына Елена Валерьевна
Холмск
2019 г.
Тема: «Рыбы»
Цель: обучение детей новому приёму рисования пластилином (пластилинография) кистевая роспись.
ИОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Образовательные задачи: познакомить детей с техникой рельефной лепки: учить создавать уплощённые силуэты обитателей моря (камбала, горбуша, сайра,), прикреплять к фону (основе); предложить на выбор приёмы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. Продолжить обучение составлению описательного рассказа в шутливой форме по созданной работе без наводящих вопросов. Расширять словарный запас детей терминологией относящейся к приемам лепки и названиям рыб сахалинских водоёмов.
Развивающие задачи: развивать чувство формы и композиции; комбинаторные способности;
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к миру природы, желание передавать её образы в художественной деятельности.
Материалы и оборудование: пластилин разных цветов, картон синего цвета, стеки, жёсткие кисточки (на каждого ребёнка); мелкие красивые пуговицы, бисер, семечки для оформления мелких деталей.
Предварительная работа: рассматривание изображений разных видов рыбы в атласах и на иллюстрациях книг сахалинских писателей, «Красной книги» Сахалинской области; чтение произведений сахалинских писателей о море и морских обитателях; составление фигур рыб из разных геометрических фигур; просмотр видиороликов о жизни рыб обитающих в море и реке.
Ход НОД:
Звучит музыка «Шум морского прибоя».
Воспитатель. Ребята, прислушайтесь, что это за шум?
Дети. Это шумит море.
Воспитатель. Предлагаю вам поиграть в знакомую игру «Море волнуется», а изображать мы будем знакомых вам рыб. Их повадки и движения.
Подвижная игра «Море волнуется»
Воспитатель. А вы любите загадки? У природы их много, отгадайте несколько:
Он в реке родился,
В океан скатился,
Там он откормился,
В реку возвратился. (Лосось)
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба… (Камбала)
Мы пугливы иногда,
Можем быть и храбрыми.
Окружает нас вода,
В ней мы дышим жабрами.
С чешуей и плавниками
Проплываем тут и там
И гуляем косяками
Мы по рекам и морям. (Рыбы)
Воспитатель. Ребята, а вы уже догадались, чем же мы сегодня будем с вами заниматься?
Дети. Мы будем сегодня лепить рыб?
Воспитатель. Мы будем их не просто лепить, а рисовать пластилином! Вот так (показ готовой работы). Хотите я вас научу создавать такую картинку? Вы уже знаете некоторые способы выполнения «картин» на плоскости.
Давайте их вспоминать.
Дети: налепы, прорезание, процарапывание стекой.
Воспитатель. А эта работа выполнена совершенно вам неизвестным способом и называется он – кистевая роспись. И название этого способа от слова «кисть». Используют художники жесткую кисть. А сейчас посмотрите как это сделать. (Воспитатель показывает способ выполнения «рисования» пластилином. Обсуждение сложностей возникающих при работе с жёсткой кистью на пластилине (налипание пластилина на кисть).
Выполнение фрагмента работы воспитателем на листе картона (воспитатель сопровождает комментариями каждое своё действие)
Воспитатель. Сейчас я приглашаю к мольберту Яшу.
- Яша, продолжи мою работу. Какую ты хочешь сделать рыбу?
Яков: мне нравится камбала. И хочу её изобразить.
Воспитатель. Какой формы туловище у камбалы и чем форма её туловища отличается от других морских рыб?
Яков: у камбалы плоское туловище и круглой формы, сплющено с двух сторон. А у сайры и горбуши – объёмное и овальной удлинённой формы.
Воспитатель. Яша, с чего ты начнёшь свою работу. (Ребёнок объясняет последовательность выполнения лепки плоской рыбы. Далее ребёнок прикрепляет свою рыбу рядом с уже имеющейся… и украшает «кистевой» росписью).
Воспитатель. А теперь, ребята, давайте повторим, с чего мы начинаем работу. (дети рассказывают о последовательности выполнения работы: лепка объемной формы выбранной рыбы, затем сплющивание и закрепление её на картоне; далее украшение рыбы с помощью приёма кистевой росписи).
Но прежде чем начать самостоятельную работу всем ребятам необходимо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли Пальцы обеих рук сложены «цепью». Руки
В чистой тёпленькой воде двигаются волной от плеча, изображая рыбок
То сожмутся - пальцы рук плотно сжимаются
Разожмутся, пальцы растопырить
То зароются в песке. руками делают «раскапывающие» движения
Воспитатель. Ну вот, теперь мы готовы к работе.
Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь затрудняющимся детям на своём материале.
Выставка и обсуждение готовых работ.
Рефлексия.
Очень интересная выставка у нас получилась. Вы настоящие художники и рыбки у всех разные.
- Как называется прием с которым вы сегодня познакомились?
- У кого возникли трудности при выполнении этого приёма декорирования?
- Какие?
- По вашему мнению, чья работа наиболее точно передаёт образ моря и рыб, обитающих в нём?
- Вам понравился новым способ рисования по пластилину?
Составление шуточных историй по сюжету своей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект при поддержке Компании Сахалинская Энергия
Логопедическая практика показывает, что в создании благоприятной эмоциональной атмосферы нуждаются дети с нарушениями в речевом развитии. Речевое развитие является одной из общих закон...
Музыкальная образовательная деятельность на тему: Юбилей - «Сахалинской области 70 лет»
Конспект музыкальной образовательной деятельности...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей группе «Песок. Свойства песка. Ди
Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей группе «Песок. Свойства песка. Дидактическая игра: Изготовление куличиков» Образовательные области: Социализация, коммуникация, познан...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Сценарий развлечения в 1-й младшей группе «Колобок для Сережи» - день рож
Сценарий развлечения в 1-й младшей группе «Колобок для Сережи» - день рождения Сережи по сказке «Колобок».Оборудование:Письмо, ширма, игрушки для показа кукольного театра &nda...
Сценарий итогового мероприятия "Путешествие Капельки и её друзей" в рамках проекта "Рыба - сахалинское богатство!"
Обобщение и закрепление полученных природоведческих знаний в рамках проектной деятельности...
Памятный знак Губернатора Сахалинской области "За вклад в развитие Сахалинской области"
quot;За вклад в развитие Сахалинской области" в честь 75-летия Сахалинской области....