Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в новогоднюю Японию»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Белова Елена Владимировна

В рамках проекта "Новогодние традиции разных странмира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_novogodnyuyu_yaponiyu_otkrytoe_zanyatie.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ РАЗНЫХ СТРАН МИРА»

КОНСПЕКТ НОД  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В НОВОГОДНЮЮ ЯПОНИЮ»

Цель: познакомить детей с традициями празднования Нового года  в Японии.

Задачи:

1. Обучающие: формировать элементарные представления о Японии; закреплять навыки работы с глобусом.

2.Развивающие: развивать связную речь; развивать зрительное внимание и восприятие; развивать общую моторику; развивать мышление и память;

3.Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; стимулировать и поощрять уважительное отношение к другим национальностям и народам.

Материалы и оборудование: презентация, глобус,  конверты с картинками, ветки сосны , ели, бамбук,  цветная бумага, ножницы; клей, фломастеры, заготовка для открыток, ширма для теневого театра, фигуры на палочках.

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Воспитатель встречает детей в групповом помещении,  предлагает им встать в круг на ковре.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас.  Мы совершим сегодня виртаульное путешествие в другую страну мира и узнаем, какие там существуют традиции встречи Нового года.

Слайд 1.

Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на экране? За прямоугольниками спрятаны подсказки, которые вам помогут определить страну. (Дети открывают и называют страну, комментируют свои предположения)

 Слайд 2. Звучит японская музыка.

-Ребята, что вы знаете про Японию? В Японии живут… японцы. В Японии говорят … по-японски. Здороваются японцы …поклонами.

-Поздороваемся с гостями по-японски.

Кто был в Японии?

 Япония находится очень далеко от нас (показываю местоположение Японии на глобусе).

- Если мы с вами полетим в Японию на самолете, то мы будем лететь 9-10 часов.

-Хотите узнать, как встречают Новый год в Японии? Найдите в группе по одному конверту на каждого из вас, но не открывайте сразу.

II. Основная часть

В конвертах находятся картинки-подсказки, по которым мы с вами откроем секреты Японского Нового года. На конвертах записаны числа, мы будем их открывать в порядке возрастания от 1 (японские иероглифы)

-Посмотрите, у кого в руках конверт под №1.

Слайд 3. Цифры и иероглифы.

-Что изображено на картинке 1 конверта? Что это обозначает?

Слайд 4. Кадомацу

Вместо привычной елки с разноцветными шарами, жилища этого народа украшают так называемые кадомацу, что в переводе означает «сосна у входа».

-Рассмотрим веточки ели и сосны. Чем они отличатся?

Изготавливается оно, как правило, из сосны и бамбука, которые сплетены рисовой соломенной веревкой.

-Рассмотрим ствол бамбука

Дома японцы украшают букетами из бамбуковых или ивовых веток, на них подвешивают моти (изделия из теста) в виде цветов, рыбы или фруктов.

-Составим японское украшение дома – кадомацу.

Слайд 5. Цифры и иероглифы.

-У кого конверт №2? Что изображено на картинке? Что это за традиция?

Слайд 6. Нэнгадзё (открытки)

  Важным новогодним ритуалом перед Новым годом является отправка новогодних поздравительных открыток с изображением символа наступающего года. Такие открытки рассылаются всем родственникам, друзьям, знакомым и коллегам, чтобы пожелать им счастья, здоровья и успехов в новом году. Причем, если однажды отправили открытку человеку, ее принято отправлять каждый год. Японцы до сих пор пишут пожелание на открытке от руки и ставят каллиграфическую подпись - это считается особым знаком уважения.

-Предлагаю вам сделать открытку со свинкой в японской технике – оригами.

Слайд 7. Цифры и иероглифы.

-Ребята, найдите конверт №3. Как вы думаете, что это значит?

Слайд 8. Колокол

Мы привыкли под бой курантов поджигать листок бумаги, на котором пишем желание. У японцев не 12 ударов курант, а 108 ударов колокола. Откуда взялось число 108? По древнему поверью, каждый звон «убивает» один из человеческих пороков. По мнению японцев их всего 6 - злость, жадность, зависть, глупость, нерешительность и легкомыслие, но у каждого из этих пороков имеется 18 оттенков. Итого, 6 пороков на 18 оттенков, получаем 108 ударов. Пока бьет колокол дети заняты рисованием. Здесь живет предание, что если положить под подушку рисунок с изображением того, о чем мечтаешь, то желание исполнится.  

С последним ударом полагается ложиться спать, чтобы встать перед рассветом, выйти на улицу и встретить Новый год с первыми лучами солнца. Новый год в Японии не просто праздник, а как будто общий день рождения. Сто восьмой удар новогоднего колокола добавлял год каждому японцу.

Слайд 9. Цифры и иероглифы

Конверт №4 открываем (улыбка)

Слайд 10. Все японцы смеются.

В первые секунды Нового года  в Японии принято смеяться – это приносит удачу.    

-Поиграем в веселую японскую игру «Нос, нос, рот»

Игроки сидят кружком, посредине водящий. Он говорит: нос, нос, нос, рот. При трех первых словах, произнося их, он берется за нос, а при четвертом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие кружком должны делать все, как говорит, а не как делает водящий, и не дать себя сбить. Кто ошибется, выбывает из игры. Один, самый внимательный, остается последним, он и выигрывает.

Слайд 11. Цифры и иероглифы

-Конверт №5 (Дед Мороз)

Слайд 12. Сегацу-сан и Одзи-сан.

Имя этого Деда Мороза происходит от названия первого месяца года — января, который по-японски звучит как «сегацу».

-Чем отличается от нашего Дедушки Мороза?

Начнём с того, что одеваться Дед Мороз Страны Восходящего Солнца предпочитает преимущественно в зелёное кимоно. Также следует отметить, что Сегацу-сан обходит дома людей не одну ночь, а целую неделю, которую японцы называют «золотой».  Но главное отличие от Деда Мороза состоит в том, что Сегацу-сан не дарит подарки, а просто ходит по домам и поздравляет всех с Новым Годом.

В настоящее время Сегацу-сан всячески притесняется сравнительно молодым Дедом Морозом — Одзи-саном. Сейчас всё больше детей отдают предпочтение Одзи-сану, и это неудивительно: Одзи-сан, в отличие от своего «старшего брата», навещает Японию всего одну ночь в году, а именно в период с 31 декабря на 1 января, перевозя подарки по морю и даря их ребятам. Одзи-сан одет в традиционный красный тулупчик.

Слайд 13. Цифры и иероглифы

Конверт №6 (танцы)

Слайд 14 . Японская физминутка

Слайд 15. Цифры и иероглифы

Конверт №6 (подарок)

-Что принято дарить в Новый год в нашей стране?

Слайд 16. Грабли

Кумаде - это грабли, талисман японского нового года, который символизирует медвежью лапу. Каждый японец считает, что иметь их необходимо, чтобы на Новый год было чем загребать счастье. Эти грабли делают из бамбука и украшают разнообразными талисманами, и хозяева дома целый год будут «грести» счастье в дом.

Слайд 17. Цифры и иероглифы

Конверт №7 (игры детей)

Слайд 18. Игра «Ханэцуки» и «Тако»

Эту игру можно сравнить с нашим бадминтоном: также используются ракетки и разноцветные воланы с оперением ханэ.

-Поиграем? (деревянные лопатки и 1 воздушный шарик, перекидываем, чтобы не упал)

Уже за несколько недель до праздника дети начинают запускать воздушных змеев. На японском «воздушный змей» звучит как тако, что в переводе означает «осьминог», или ика – «каракатица». Запускание змеев — излюбленная забава мальчиков.

Фукувараи

Фукувараи в переводе с японского означает «счастливый смех», и играть в неё могут даже самые маленькие японцы. Суть игры проста: Вам дают большое изображение с чистым овалом лица и отдельно от него глаза, рот, щёки, брови, уши и другие положенные вещи. Задача проста – восстановить справедливость и приклеить недостающие части обратно. Однако, чтобы было интереснее и веселее, вам завязывают глаза и предлагают творить.

Слайд 19. Цифры и иероглифы

Конверт №8 (театр)

Слайд 20. Теневой театр

Есть японское поверье,

Сказка, проще говоря…

Собрались однажды звери

Выбирать себе царя.

Собрались под Новый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот.

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух —

Мчались во весь дух.

Стали выть, мяукать, лаять.

Спор и крики до зари:

Все хотят друг другом править,

Все хотят попасть в цари.

Подрались под Новый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух —

Шерсть летит и пух!

Но с небес на это строго

Посмотрел японский бог.

И сказал: «Пора, ей-богу,

Прекратить переполох!

Будут править каждый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух —

Каждый в свой черёд!»

И пошли царить по кругу,

Соблюдая календарь,

Звери, птицы — все друг другу

Друг, товарищ, брат и царь.

Встали в дружный хоровод

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух —

Встали в общий круг!

III. Итог.

- Вам понравилось наше путешествие?

- В какой замечательной стране мы побывали?

- Что вам запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект развлечение старшей группы «Путешествие на крайний север»

Цель: Обобщать знание детей о животных и птицах Севера.• Развивать познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран;Задачи:• Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнег...

Конспект в старшей группе "Путешествие в лес! "

Путешествие в лес. Цель: Обобщить и систематизировать представление об экосистеме – лес.Задачи:  1. Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому...

Конспект занятия старшая группа "Путешествие в прошлое телефона"

В данном заяние представленно путешествие в прошлое телефона. с помощью его дети узнают способы передачи информации из поколения в поколения....

Конспект в старшей группе-" Путешествие в страну математики."

Конспект в старшей группе-"  Путешествие в страну математики."...

Конспект занятия старшей группы "Путешествие в космос"

Закрепление знаний детей о космосе...