Проектная деятельность в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект для старшей группы "Как разудить семечко"
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию садовых растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_razbudit.docx | 980.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Как разбудить семечко?»
Возрастная группа: старший возраст
группа №6
Реализация проекта 15.04.19-26.04.19
Воспитатели: Михайлова М.В., Тимофеева Е.Е.
Актуальность проекта:
Детский сад - это одно из первых звеньев, где ребёнок учится понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.
В ходе реализации данного проекта дети узнают много новых слов, понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов. Путем исследования мы познакомимся с садовыми растениями.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию садовых растений.
Понедельник- вторник. Актуализация проблематики недели.
Утренние обсуждения: Обсуждение прочитанных рассказов и сказок («Джек и бобовое зернышко», «Веселая фасоль», «Горошина», «Овощи – целители», «Не сей горох возле дорог») прочитанных ранее. Рассматривание дидактических картинок, альбомов по теме растения, дневники наблюдений за ростом семян.
Активизирующая ситуация: Какой рассказ (сказка) понравился больше всего? Чем похожи персонажи? Какие они? Чем отличаются? Чему учат? Развивать способность кратко пересказывать понравившиеся отрывки и эпизоды. Как вы думаете, а если посадить семечку, дорастет до неба? А может быть попробовать? А кто-нибудь знает, как разбудить семечку?
Игры – пантомимы: «Семечко проснулось», «Росток»,«Угадай, кем я стану?»
Возрастные особенности развития ребенка
К 5 годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней.
Дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний.
Возможности освоения старшими дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе. Дети 5-7 лет характеризуются особенно большими возможностями познания разнообразных зависимостей природы. В младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем — при последовательной работе — понимать связи комплекса признаков. При специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей внутри сообщества растений, способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей, связь комплекса признаков, зависимость жизни растений и животных одновременно от ряда факторов. То есть у них уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы.
Если в младшем возрасте среди мотивов обучения преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребенка, то в старшем при сохранении указанного мотива, появляются новые: мотивы известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определенных условиях приобретает достаточную устойчивость и активность.
Дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов природы, делать обобщения, выводы. В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.
Понедельник 15. 04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Познавательное развитие. Обсуждение прочитанных рассказов и сказок «Почему вернулась ласточка» (русская народная сказка), «Джек и бобовый стебель» (английская сказка), «Как появляется цветок» ( И. Гурина). Активизирующая ситуация: Какой рассказ (сказка) понравился больше всего? Чем похожи персонажи? Какие они? Чем отличаются? Можно ли вырастить «бобовое дерево»? Почему семена прорастают? | Разместить в РППС тематические альбомы «Тайны живой природы. Жизнь растений», атлас «Бобовые культуры», «Что потом?», «На свету и в темноте» и т. д. Подобрать художественную, научную литературу, дидактические и настольно - печатные игры: «Вершки и корешки», «Деревья, плоды, листья», «Чьи семена?» Работа с родителями: предложить детям совместно с родителями выбрать любимую книгу, в которой говориться о весне, пробуждении природы, посадке семян и растений и рассказать о ней. |
Вторник 16.04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Социально-коммуникативное развитие: Ситуативный разговор: «Как разбудить семечко?» Театрализованные игры: Игры – пантомимы: «Семечко проснулось», «Росток»,«Угадай, кем я стану?» | Обсудить о чем будет «Дневник наблюдений»? Выбрать семена для эксперимента. Установить последовательность различных событий: что будет если а) семена замочить и поставить в теплое светлое место б) оставить сухими в) поместить на холод Работа с родителями: Предложить найти информацию о посадке семян; пословицы, поговорки, приговорки, загадки о бобовых растениях; приметы, сказки, рассказы, стихи. |
Среда 17. 04 Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Художественно – эстетическое развитие Рисование иллюстраций на тему «Как разбудить семечко» Дети выбирают материалы и инструменты для зарисовок. Постараться передать в рисунках условия, необходимые для пробуждения семян (свет, тепло, влага) Активизирующая ситуация: Что нужно для того, чтобы семечко ожило? Что произойдет если уcловия будут неблагоприятными? |
Обсуждение последовательности событий, которые могут произойти с семечком (в зависимости от условий) - замерзнет на холоде - погибнет в темноте - прорастет, если будет влага и тепло
Работа с родителями: Фиксируем предполагаемый результат исследования в рисунках, схемах, рассказах. Учимся фантазировать: что было бы….
|
Четверг 18.04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Развитие речи Кроссворд «Жил-был Боб» Обсудить истории из опыта наблюдений. Выяснить какая из историй наиболее интересная? Что нужно делать, чтобы семечко не погибло? Активизирующая ситуация: Какие наблюдения самые интересные, почему? С чем связано набухание семян? | Уточнить чем зарисовки отличаются от иллюстраций. Выбрать нужные для «Дневника наблюдений» Изучить дидактический материал «Злаки в картинках» (зародыш, корешок, росток, стебель и т.д.) |
Пятница 19. 04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Художественно-эстетическое развитие. Дети договариваются, какие материалы им понадобятся для создания зарисовки, что на ней будет изображено? Активизирующая ситуация: Что изобразить на иллюстрации, чтобы было понятно, какие изменения произошли с семенами за определенное время (1 неделя) и в определенных условиях? (свет, вода, тепло, и т.д.) | Рассматривание объектов наблюдения. Обсуждение полученного промежуточного результата. Корректировка зарисовок: - семена, залитые водой и помещенные в тепло, хорошо набухли, увеличились в размерах, кожица сморщилась и потрескалась - сухие семена, стоящие в темноте не изменились - cемена, находящиеся в холоде, набухли меньше, кожица осталась целой и гладкой. |
Понедельник 22. 04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Познавательное развитие. Беседа «Растения как живые организмы: как они дышат, питаются, путешествуют. Развитие и потребности» Активизирующая ситуация: Где семечку лучше? - на свету или в темноте - в тепле или в холоде - с водой или без воды | Размещение в РППС изображений основных этапов развития растений «Модель роста» (семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод) Внести научную литературу, детские энциклопедии «Растения», «Большой атлас природы России», «Я познаю мир», дидактические и настольно – печатные игры. Наблюдения за объектами (семена бобовых) находящимися в различных условиях. Зарисовки сухих и набухших семян. |
Вторник 23.04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Социально-коммуникативное развитие: Ситуативный разговор: «Как помочь растению весной, или нужен ли корешкам воздух?» Театрализованные игры: инсценировка «Кому лучше?» (рассказ Семечка о своём пробуждении) | Провести сравнительный анализ наблюдений (математика) - размер семян (сухие меньше, чем набухшие) - цвет (набухли и потемнели) - форма (мухие семена продолговатые, набухшие – округлые) - сухие семена остались гладкими, (набухшие сморщились и потрескались) Сделать зарисовки для Дневника наблюдений Работа с родителями: предложить понаблюдать с ребенком за весенними изменениями в природе, сделать иллюстрации, фото отчет, придумать загадку, кроссворд, ребус. |
Среда 24. 04 Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Художественно – эстетическое развитие Дети выбирают материалы и инструменты для зарисовок в «Дневник наблюдений» Активизирующая ситуация: С помощью чего мы будем делать зарисовки в «Дневнике»? Что нам понадобиться для этого? | Постараться передать ИЗМЕНЕНИЯ происходящие с объектами наблюдений: а) нет изменений б) появился корешок в) семечко погибло Продумать зарисовки - это будет схема, изображение отдельного выделенного элемента (изменения) либо иллюстрация сюжета (действия). |
Четверг 25.04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Развитие речи Рассказ «Овощи – целители» Сценка «Спор органов растения». Активизирующая ситуация: Какие персонажи самые интересные, кто из героев вам понравился? Установить взаимосвязь строения и функций всех систем растения. | Наблюдение за объектами исследования. Зарисовки (схемы) : а) вода + свет + тепло = появились корешки и первый росток б) свет + тепло (без воды) = ? в) вода + свет (без тепла) = ? г) вода + тепло (без света) = ? |
Пятница 26. 04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Художественно-эстетическое развитие. Активизирующая ситуация: Что изобразить на обложке «Дневника», чтобы было понятно, о чем он? | Обсуждение полученного результата, сравнение с промежуточным. (При благоприятных условиях семечко проснулось на 5-й день, корешок появился на 7-й день, росток – на 10 день, на 12 – 13-й день корешки окрепли, семена можно сажать в землю) Выяснить соответствие (или не соответствие) с ПРЕДПОЛАГАЕМЫМ результатом. Выполнить зарисовки. Рассматривание, демонстрация «Дневника» родителям. |
Анализ проектной деятельности
Тема проекта была интересна детям и раскрыта полностью. РППС группы была пополнена художественной и научно - популярной литературой, дидактическим материалом , играми, моделями и схемами развития семян и роста растений.
Дети активно и с интересом рассматривали журналы и книги о многообразии мира растений. Вместе с родителями дома подбирали дополнительную литературу по теме проекта, наблюдали за изменениями в природе весной, делали иллюстрации.
Дети знают и различают семена бобовых культур, с удовольствием участвуют в экспериментировании с ними. Имеют представления об условиях, необходимых для пробуждения семян, их дальнейшего роста и развития (вода, свет, тепло).
Научились анализировать и оценивать рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. Продолжали совершенствовать диалогическую форму речи. Способны высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Могут , заранее продумывать содержание рисунка, находить выразительные средства для его выполнения. Умеют создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение.
Способны, не только видеть сходство предмета с геометрической фигурой и отличие от нее, но и передавать это в ХПД.
Больше всего в РППС группы детей привлекал уголок, в котором были представлены модели и схемы развития растений, а также экспериментальные образцы семян, они с удовольствием их рассматривали, обсуждали происходящие изменения и свои зарисовки.
Дети были увлечены процессом экспериментирования с семенами. Результаты проекта нашли отражение в зарисовках и схемах для «Дневника наблюдений».
Первая неделя эксперимента протекала более спокойно. Дети приносили из дома книги, энциклопедии, атласы растений, рассматривали их, делали иллюстрации к историям, фантазировали на тему, что могло бы случиться с семечком. В течение второй недели дети чаще наблюдали за развитием семян, помещенных в благоприятные и неблагоприятные условия. Учились анализировать свои наблюдения, обсуждать результаты наблюдений и делать выводы. Ежедневно делали зарисовки для «Дневника наблюдений»
Вопрос дня на неделе: « Почему корешки появились первыми?»
Дети сами придумали игру, в которой семена разных растений, улетевшие от родного дома, ищут своих родственников. Также инсценируют превращения семечка в растение.
Обсуждают: « Может ли вырасти бобовое дерево, как в сказке «Джек и бобовый стебель?» и «Какой у нас будет урожай?»
Строят: дачу, огород и грядки.
Рисуют: различные растения, семена, плоды, листья и их приключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в старшей группе
Воспроизведение генеалогии своей семьи, знать её историю, проследить развитие творческого человека от поколения к поколению....
Паспорт проектной деятельности в старшей группе "В гостях у хозяйки медной горы"
Проблема нравственно - патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране богатом полезными ис...
Проектная деятельность в старшей группе "Моя семья".
В проекте освещена работа с детьми по знакомству с семье, с историей ее происхождения....
Проектная деятельность в старшей группе "Остров здоровья".
Главная цель этого проекта - приобщение детей к здоровому образу жизни....
Проектная деятельность в старшей группе
Одним из перспективных методов, способствующих решению многих проблем, связанных с познавательно-речевой деятельностью, является метод проектов. Актуальность метода проектов за...
Проектная деятельность в старшей группе
Одним из перспективных методов, способствующих решению многих проблем, связанных с познавательно-речевой деятельностью, является метод проектов. Актуальность метода проектов за...
Проектная деятельность в старшей группе №4. Тема: Развитие речи детей в игровой деятельности.
Развитие связной грамотной речи детей....