Экологический проект в средней группе "Цветы вокруг нас".
проект по окружающему миру (средняя группа)

Новикова Ольга Александровна

Экологический проект в средней группе "Цветы вокруг нас"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_v_sredney_gruppe.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

         Экологический проект в средней группе "Цветы вокруг нас"  

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. 
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. 
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.

Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Участники. Воспитатели, дети 4 -5 лет, родители.

Взаимодействие педагогов: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Вид проекта:  творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, коллективный, индивидуальный (совместно с родителями).

Проблемный вопрос: «Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»

Цель: Активизация познавательной и творческой деятельности детей,

развитие творческого потенциала воспитанников и педагогов, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи:

· Дать понятие, что такое цветок.

· Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

· Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

· Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.

· Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

· Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

· Развивать умение сравнивать и анализировать.

· Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

· Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах лесных, луговых, садовых, комнатных.

· Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.

· Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Методы проекта:

· исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

· самостоятельное наблюдение;

· коллективное наблюдение;

· словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

· технология моделирования;

· релаксация;

· ароматерапия;

· слушание музыки.

Формы организации проекта:

· Познавательная непосредственно-организованная деятельность (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

· Экскурсии;

· Дидактические игры;

· Трудовая деятельность детей;

· Экологические  викторины.

Ресурсное обеспечение проекта.

· Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

· Методический инструментарий.

· Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, горшочки, баночки, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)

· Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного цветовода, альбом «Легенды о цветах».

 Оснащение природным и бросовым материалом.

Сроки реализации проекта: 1 месяц.

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о луговых, лесных, садовых и комнатных цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Этапы проекта.

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

4 этап. Подведение итогов.

Содержание.

1. Комнатные растения (средняя группа).

2. Садовые цветы (старшая группа).

3. Луговые и лесные цветы (средняя группа).

6. Бал цветов.

7. Выставка рисунков,  цветочный коллаж.

Этапы реализации проекта

Период

Мероприятия

Ответственные

I. Подготовительный этап

июнь
1 неделя

· Сбор и анализ литературы по данной теме;

· Разработка плана реализации проекта;

· Подборка музыкального репертуара и музыкальных игр, упражнений на релаксацию;

· Разработка дидактических игр, пособий;

· Подборка иллюстративного материала;

· Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;

· Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме;

· Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям;

· Подготовка семян цветов, рассадников.

· Задания родителям по оформлению экологической книги о цветах.

· Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.

Музыкальный руководитель.

Воспитатели.

II. Основной этап

 

июнь
1 неделя

2 неделя

· Экскурсия по территории детского сада, (старшая группа);

· Экскурсия на луг, возле реки Аркарка, в березовую рощу (средняя группа);

· Экскурсия в цветочный магазин (средняя группа)

Цель: знакомство с цветами нашего края и детского сада.

· Загадывание загадок, ребусов.

· Заучивание и чтение стихотворений.

· Чтение художественной, познавательной литературы,

· Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»

·  Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

· Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).

· Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).

· Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений).

· НОД «Тайны комнатных растений» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках;  закрепить знания об условиях роста комнатных растений;  развивать желания ухаживать за растениями).

· Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений», (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за уголком природы).Приложение 1.

· НОД «Золотой луг» (Познакомить детей с писателем М. Пришвиным; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения).

· Беседа об одуванчике (расширить и уточнить знания детей об одуванчике);Приложение 2.

· НОД «Бархатцы – садовый цветок»

Беседа «Что необходимо цветам для жизни» (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за садовыми цветами)Приложение 3.

· Подвижные игры.

· Слушание музыки:

цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей. 
Ю. Антонов “ Не рвите цветы”
П. И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
Ю. Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
З. Б. Качаева “Где же одуванчики?”

«Кактус – ёж», «Ромашки» Вихаревой

НОД ОО «Музыка» в средней группе по теме: «Он на ёжика похож» (расширять представления детей о кактусах);

НОД ОО «Музыка» в средней группе по теме: «Цветы нашего края» (расширять представления детей о луговых и лесных цветах нашего края, знать и называть их);

НОД ОО «Музыка» в старшей группе по теме: «Цветы вокруг нас» (расширять представления детей о садовых цветах, знать и называть их, воспитывать бережное отношение к природе)Приложение 4.


Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

· если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает.

· где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей);

· проращивание отростков цветов, рассматривание корешков.

Трудовая деятельность на участке, в группе – посадка цветов, поливка цветников, рыхление почвы, уход за комнатными цветами.

· Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов».

· Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?

Работа с родителями:

· Подготовка материала для экологических книг.

Художественно-творческая деятельность: 
а) активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»;
б) изготовление цветов из бумаги;
в) рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы: 
г) принимать участие в выставках в детском саду:
- «Одуванчик золотой» (закрепление знаний о строении цветка, лекарственных растениях ближайшего окружения)
- Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Рисуем толстянку» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).
 -  Портрет “ Растение улыбается”

· Картотека дидактических игр:

«Цветок – твой талисман»;
«Угадай цветок по описанию»;
«Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;
«Собери цветок из геометрических фигур»;
«Укрась цветами ковер».
«Посади луговой и садовые цветки»
«Назови лишний цветок»

· Наблюдения (пр: одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются), за цветами на рабатках.

· День поэзии «Красивый цветок» (развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).

· Вечер загадок «Загадки Лесной феи».

Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».

 Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми».

Консультация «Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком».

 

Музыкальный руководитель.

Воспитатели.

 

3 неделя

Оформление фотовыставки на тему: «Комнатные растения в саду и дома»;

 Оформление выставки рисунков на тему: «Цветы нашего края»;

Оформление выставки – коллаж: «Цветочный калейдоскоп».

Родители и воспитатели

 

III. Заключительный этап

 

4 неделя

Музыкальный праздник «Бал цветов».

Коллаж «Цветочный калейдоскоп»

Выставка рисунков «Цветы моего края»

Воспитатели, музыкальный руководитель

В ходе проекта: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. 
Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе «А» "Природа вокруг нас".

Проблема: экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранни...

Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе "Природа вокруг нас"

Долгосрочный познавательный экологический   проект в средней группе"Природа вокруг нас"....

Экологический проект на тему «Красота вокруг нас».

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общени...

Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе «Кораблик» "Природа вокруг нас".

потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засо...

Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе "Природа вокруг нас"

Актуальность: потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость пере...

экологический проект в средней группе "Вода вокруг нас"

Проект был разработан с целью расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, с целью воспитания бережного отношения к природным ресурсам....

Краткосрочный экологический проект в средней группе «Вода вокруг нас»

Дети часто задают вопросы такие как: Почему идет дождь? Как вода превращается в снег, лед? Кто живет в воде? и т. п. Поэтому мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах воды, расширить...