Система работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию на три года.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию, спланированное на три года, начиная со среднего возраста. Планирование составлено на основе программы С.Н.Николаевой "Юный эколог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_na_tri_goda.docx | 55.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с детьми среднего дошкольного возраста(4-5 лет) по экологическому воспитанию | ||||
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Источник |
Сентябрь | 1 | Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке? | Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые; на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 7 |
2 | Наблюдение «Все цветы разные»
| Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов , их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 7. | |
3 | Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу»
| Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; доброе отношение к людям и желание делать им приятное; учить украшать помещение цветами. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 13. | |
4 | Наблюдение «Как ухаживать за букетом»
| Воспитывать у детей желание и умение продлевать красоту срезанных цветов. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 14. | |
Октябрь | 1 | Образовательная ситуация «Фрукты и овощи»
| Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе , запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способ-ности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 22. |
2 | Образовательная ситуация «Вершки и корешки» | Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 26. | |
3 | Образовательная ситуация «Что растет в лесу?» | Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 29. | |
4 | Чтение стихов, рассказов про лес. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 57 | ||
Ноябрь | 1 | Образовательная ситуация «Кто живет в лесу?»
| Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 33. |
2 | Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы»(знакомство с коровой, козой и свиньей) | Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 39. | |
3 | Чтение стихов про домашних животных | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 42. | ||
4 | Образовательная Ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой) | Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 46. | |
Декабрь | 1 | Наблюдение «Как узнать ель?» | Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному -двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 49. |
2 | Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой) | Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 51. | |
3 | Коллективное изготовление альбома «Елочка» Наблюдение «Поможем нашей елочке» | Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее; упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей. Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 54. 57 | |
Январь | 1 | Наблюдение «Делаем цветные льдинки» «Как лед превращается в воду» | Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается. Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 61.62 |
2 | Наблюдение «Что находится в шишках ели» Образовательная ситуация « В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором) | Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели; показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве (в холоде) висит в закрытом виде, в тепле (в помещении) раскрывает чешуйки, из-под которых выпадают семена. Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 63-64 | |
Февраль | 1 | Образовательная ситуация «Путешествие в зимнем лесу» | Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод , отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия). | Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 74. |
2 | Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей» | Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 78. | |
3 | Образовательная Ситуация «Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран) | Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося ролевые слова). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 85. | |
4 | Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран» | |||
Март | 1 | Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта» | Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 89. |
2 | Образовательная ситуация «Где обедал воробей?» | Познакомить детей с произведением С.Я.Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 91. | |
3 | Беседа «Март – первый месяц весны» | Воспитатель сообщает детям, что сейчас идет март – первый месяц весны. Обращает их внимание на то, что солнце яркое, стало греть сильнее, небо голубое , снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. Дети самостоятельно ищут признаки ветра, определяют его силу. Воспитатель ходит с ними по участку и измеряет снегомером глубину снега. Отмечает, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка. Привлекает внимание детей к их одежде – некоторые ребята сменили зимние шубы на куртки, комбинезоны. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 92-94. | |
4 | Образовательная ситуация «Советы Айболита» | Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло; во время роста растение меняется (появляются и становятся все длиннее корни и листья), комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени») | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 96. | |
Апрель | 1 | Наблюдение «Мать-и-мачеха – что это за цветы? В каких местах растет мать-и-мачеха?» | Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, радоваться этому раннему весеннему цветку, определять его особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, листьев нет. Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 100. |
2 | Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?» | Продолжать развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов на каждом кустике, что на них садятся насекомые. Во время наблюдения воспитатель поясняет: весенние цветы нужны насекомым – мухам, пчелам, шмелям и др. – они пьют сок цветов, кормятся на цветах. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 103. | |
3 | Досуг «День Земли» | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 107. | ||
4 | Образовательная ситуация «Весна в лесу» | Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, снег тает, образуется много воды, которая впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, крапива, мать-и-мачеха) Формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается емай ж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть , заяц становится серым, а белка - рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детскогосада»,стр. 110. | |
Май | 1 | Тематическая прогулка к реке Бердь |
Система работы с детьми среднего дошкольного возраста(5-6 лет) по экологическому воспитанию | ||||
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Источник |
Сентябрь | 1 | Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября? Какие они – цветущие растения?» | Осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.5) |
2 | Наблюдение «Что сначала, что потом? Соберем семена садовых цветов» | Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.6) | |
3 | Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» | Нахождение семян созревающих трав(подорожник, вьюн и т.д.) . Установка , что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.7) | |
4 | Образовательная ситуация «Как заполнять календарь природы?» | Ознакомление детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учение рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскашивать квадратики, обозначающие дни недели; развитие интереса к наблюдениям за природой. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.8) | |
Октябрь | 1 | Образовательная ситуация «Делаем книгу «Приключения мышонка Пика»» | Ознакомление с людьми, создающих книгу, -писателе и художнике-иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и иллюстрациями); объяснение, что книгу можно сделать самим. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.13) |
2 | Образовательная ситуация «Овощи и фрукты на нашем столе»
| Уточнение представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах их употребления в пищу; закрепление представлений о значении свежих плодов для здоровья людей; формирование умения готовить салат. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.15) | |
3 | Экскурсия в библиотеку | Познакомить детей с библиотекой – учреждением, в котором имеется собрание книг для всех желающих; книги выдают на дом, после прочтения их возвращают; за книгами следит и выдает их библиотекарь; он может посоветовать , какую выбрать книгу, рассказать о писателе. Познакомить детей с творчеством Виталия Бианки. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.18) | |
4 | Образовательная ситуация «Растения в нашем уголке природы» | Уточнить представление детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях и учить распознавать их. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.20) | |
Ноябрь | 1 | Образовательная ситуация «Корова и коза – домашние животные» | Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике), не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу; коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботиться о них, создает все условия для жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.25) |
2 | Образовательная ситуация «Для чего животным хвосты?» | Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.27) | |
3 | Образовательная ситуация «Как лесные жители белка и медведь готовятся к зиме?» | Дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год ( они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство; осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период: медведь отъедается, подыскивает место для берлоги, поздней осенью залегает в нее, белка делает запасы орехов, желудей, грибов). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.31) | |
4 | Образовательная ситуация «Лошадь и овца – домашние животные» | Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные; закреплять представление о том, что корова и коза – домашние животные. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.34) | |
Декабрь | 1 | Образовательная ситуация «Письма заболевшим детям» | Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям – взрослым и детям; подсказать, что больному ребенку бывает очень приятно получать письма от ребят из группы – оно помогает ему выздороветь. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.39) |
2 | Образовательная ситуация «Станем юными защитниками природы» | Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветки. Ели можно помочь : прикопать к стволу снег, бережно с ней обращаться. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.42) | |
3 | Образовательная ситуация «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу?» | Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.45) | |
Январь | 1 | Наблюдение «Какие птицы летают? Когда птицы бывают заметны?» | Обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья: хвост, шея и ноги вытянуты. Познакомить детей с явлениям затаивания птиц, с их маскировочной окраской. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.51) |
2 | Образовательная ситуация «Лес – это дом многих животных» | Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.53) | |
Февраль | 1 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Вызвать познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.55) |
2 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий –воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании и связывать ее с тем, что все луковицы находятся в разных условиях. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.58) | |
3 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени, корней), связывать их с условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры, пользуясь трафаретами; отмечать истекшую неделю в календаре «плоской времени». | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.64) | |
4 | Образовательная ситуация «Праздник, посвященный творчеству Виталия Бианки» Образовательная ситуация «Прошла зима холодная» | Повторить инсценировку «Хвосты», разучить подвижную игру-сказку «Лис и мышонок» Уточнить представления детей о зиме как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растения и животных в природе; побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.59) (стр.66) | |
Март | 1 | Образовательная ситуация «Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке» | Воспитывать доброе отношение к близким людям; побуждать к отражению в подарке ярких впечатлений о природе; познакомить детей с произведениями искусства, в которых запечатлена собака. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.71) |
2 | Образовательная ситуация «Наши четвероногие друзья» | Формировать у детей представления о том, что собака -умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак используют на разных службах – для охраны частных домов, учреждений, для охраны стада, в качестве поводырей, для розыска правонарушителей; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.69) | |
3 | Образовательная ситуация «Как люди заботятся о своем здоровье весной» | Уточнить представления детей о человеческом теле, о названии отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.73) | |
4 | Образовательная ситуация «Мать – и – Мачеха – первые цветы на участке», | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с их названиями, с особенностями строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.76) | |
Апрель | 1 | Наблюдение «В каких местах растет мать-и-мачеха? Мать – и-мачеха – что за цветы?» | Развивать наблюдательность – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег; учить устанавливать причинно-следственные связи. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.100) |
2 | Образовательная ситуация «Сравним кошку с собакой » | Уточнить представления детей о кошке как домашнем животном. Кошка отличается от собаки :она по-другому ведет себя и по-другому общается с хозяином. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.77) | |
3 | Образовательная ситуация «Весна в жизни лесных зверей» | Уточнить и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.82) | |
4 | Образовательная ситуация «Люблю березку русскую»
| Заучивание хороводных песен, стихотворение С.Есенина «Береза» | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.85) | |
Май | 1 | Праздник юных любителей природы | Рисование на тему «Земля – наш дом». Заучивание песен, чтение Б.Заходера «Про все-все на свете», С.Маршака «Праздник леса» | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.91)) |
Система работы с детьми подготовительной группы по экологическому воспитанию(6-7лет) | ||||
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Источник |
сентябрь | 1 | Образовательная ситуация «Планета Земля в опасности!» | Дать детям представление о том, что планета Земля- это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой- океанами и морями. Кроме воды, есть материки - твердая земля- суша, где живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней общаться. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 11) |
2 | Образовательная ситуация «Простые и ценные камни в природе» | Развивать у детей интерес к камням, сенсорное ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности (крепкий, гладкий, неровный, тяжелый и др.). Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, реках и морях, поэтому их называют речными и морскими; их легко узнать: речные камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские камни всегда округлой формы, гладкие- такими их сделали морские волны; камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому используются в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений. Дать первое представление о ценных камнях, которые применяются для украшения построек, изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать изделия из драгоценных камней (женские украшения, броши, браслеты и пр.). | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 29) | |
3 | Образовательная ситуация:«Почему белые медведи не живут в лесу?» . | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни (крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана; у медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой).Белые медведи приспособлены к жизни в суровых северных условиях: у них густая, теплая шерсть, в том числе и на подошвах лап,- она спасает их от мороза; белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять, плавать, затаиваться, тихо подкрадываться к добыче; сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы помогают поедать еѐ. Белый медведь занесен в Красную книгу, находится под охраной государства | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.32) | |
4 | Образовательная ситуация «Что человек делает из глины?» | Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). Ждать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству; из хорошей глины делают столовую посуду. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой- дымковской, филимоновской. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.40) | |
Октябрь | 1 | Образовательная ситуация «Сравнение песка, глины и камней» | Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени, творчество в лепке, умение правильно называть разные явления, объяснять их. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 43) |
2 | Образовательная Ситуация «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения» | Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать; другие растения засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 44) | |
3 | Образовательная ситуация «Где у саксаула листья?» | Дать детям первоначальное представление о пустыне как большом пространстве земли, песчаном или каменистом, где летом очень жарко и сухо, так как редко идут дожди. В пустыне мало растительности, там растут только засухоустойчивые растения: дерево саксаул, колючие кустарники. Обозначить закон природы: все растения и животные живут в тех местах, к которым они приспособлены, где они себя чувствуют как дома. Уточнить представления детей о приспособленности знакомых им животных: белого медведя, крота, лягушки, рыб. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 46) | |
4 | Целевая прогулка по территории детского сада: «Растет ли у нас саксаул?» | Дети обходят территорию детского сада и осматривают деревья, отыскивая среди них саксаул. Воспитатель время от времени провоцирует их: «Вот голое дерево- это наверное, саксаул!». Дети должны узнать дерево (по коре, плодам, веткам) и доказать, что это не саксаул. Дети объясняют, что ель- это не саксаул, у нее не колючки, а иголки. Воспитатель предлагает всем ребятам день- другой подумать, почему же листья со всех деревьев опали, а хвоя на ели и сосне осталась. В конце прогулки все вместе делают вывод: на участке нет саксаула и быть не может, так как это дерево приспособлено жить в пустыне. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»(стр.49) | |
Ноябрь | 1 | Образовательная ситуация «Слепые землекопы » | Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота. Расширять знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 37-38) |
2 | Образовательная ситуация «Беседа об осени» | Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года : заметно меняются условия жизни для живых существ , укорачивается день, становится холоднее и др.; растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края). Учить по значкам и рисункам календаря описывать события природы. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 50) | |
3 | Образовательная ситуация «Через добрые дела можно стать юным экологом». | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах. Что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог- это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 55) | |
4 | Наблюдение «Чем ель не похожа на другие деревья? | Как различить ель, сосну и лиственницу? У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель - хвойное дерево. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 57) | |
Декабрь | 1 | Наблюдение «Чем лесная ель отличается от игрушечной елки?» | На улице живая ель: у нее в земле корень, который в теплое время года всасывает воду и питательные вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняются иголки- старые опадают, новые отрастают . Каждую весну и лето ель растет, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее. Ель живая, о ней надо заботиться: стряхивать тяжелый снег с ее лап, поливать в засуху. Игрушечная елка маленькая и неживая, с ней можно играть. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 57) |
2 | Образовательная ситуация «Беседа о лесе» | Уточнять и расширять представление детей о лесе. : В лесу растет много разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. В лесу живут разные животные. Лес- это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд и нор. Леса бывают разные. Смешанные,лиственные и хвойные деревья. Бывают березовые, дубовые рощи, сосновый бор, тайга. Лес по-разному выглядит в разное время года. Он всегда красив, поэтому многие художники любят рисовать лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 59) | |
3 | Изготовление плакатов на тему: «Сохраним елку – красавицу наших лесов!» | Познакомить с плакатом, как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 62) | |
Январь | 1 | Образовательная ситуация «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. (Солнце- это звезда: огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются Планеты - твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий, затем идет Венера, потом наша Земля, далее Марс и другие планеты. Каждая планета вращается вокруг солнца по своей орбите. Орбита- это путь планеты вокруг Солнца. У планеты Земля есть свой спутник- это планета Луна, которая вращается вокруг Земли.) | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 67) |
2 | Образовательная ситуация «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (Стр. 77) | |
Февраль | 1 | Наблюдение «Снежинки очень красивы» (проводится во время снегопада) | Уточнить у детей знания о строении снежинок, их разнообразии и неповторимости. Формировать представление о том, как получаются снежинки. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (Стр. 79) |
2 | Наблюдение«Зимние узоры на окне» (задание детям для самостоятельного наблюдения и объяснения) | Воспитатель загадывает детям 2-3 загадки про узоры на окне. Например: «какой это мастер на стекло нанес и листья, и травы, и заросли роз?»; «Дремучий лес к стеклу прирос, нарисовал его…»; «Вырос лес, белый весь, пешком в него не войдешь, на коне не въедешь». Дает задание: дома, в детском саду или в других местах (например, в транспорте) найти замершее окно, рассмотреть узоры, объяснить, как они получились. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (Стр. 79) | |
3 | Образовательная ситуация «Земля – живая планета» | Уточнить представления детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. (На ней есть жизнь (растения, животные, человек, потому что на планете есть вода, воздух, тепло- эти условия нужны всем живым существам. Земля- это дом для всех людей, его надо любить, не разрушать, содержать в чистоте. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (Стр. 79 | |
4 | Образовательная ситуация «Волк и лиса – хищные животные» | Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи . Упражнять в умении сравнивать и описывать животных. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (Стр. 84 | |
Март | 1 | Образовательная ситуация «Подарок любимому человеку к 8 Марта» | Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим близким людям. Учить выражать это отношение к окружающим близким людям. Учить выражать это отношение готовностью сделать приятное- изготовить подарок своими руками и преподнести его в праздничный день. Продолжать знакомить с произведениями искусства, на которых изображена природа. Показать, что художественные произведения созданы руками человека на основе впечатлений от природы, радостного переживания ее красоты. Учить осмысливать свои впечатления от природы, совершенствовать эстетическое видение ее красот; выражать свои впечатления изобразительными средствами, доводить работу до конца. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.102) |
2 | Наблюдение за луком . | Уточнить представления детей о том, что из луковицы- репки можно вырастить зеленый лук, если создать благоприятные условия, то есть посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. Зеленый лук полезен людям (особенно зимой и весной), так как в нем много витаминов. Чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях. Педагог рассматривает с детьми (в зависимости от варианта опыта) 2-4 одинаковых луковицы. Обращает внимание на сухие чешуйки, старые корни, плотность луковицы. Обсуждает условия, при которых из луковиц будет расти зеленый лук. Дети наклеивают на банки цветные кружки, обозначающие различное сочетание условий, зарисовывают банки с луковицами на странице календаря, ставят их в соответствующие места. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 88) | |
3 | Образовательная ситуация «Цепочки в лесу» | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса- растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес-это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 89) | |
4 | Наблюдение за луком | Выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю, зарисовать увиденное в календаре. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.91) | |
Апрель | 1 | Образовательная ситуация «Кто главный в лесу?» | Уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу- растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представление о леснике- человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 92) |
2 | Наблюдение за ветками в вазе | Показать детям, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода). Свет на первых порах не нужен. Эти условия должны повлиять на стояние веток. Наблюдение организуется в три этапа: ветки кладут в прохладное помещение и отмечают, что в нем теплее, чем на улице, поэтому ветки должны оттаять. Затем помещают их в ванну и уточняют, что вода очень теплая - она хорошо прогреет ветки снаружи и внутри, если сделать так, чтобы она не остывала 8 часов. И наконец, ветки ставят в нормальные комнатные условия. Воспитатель предлагает детям самим высказывать предложения: что же будет с ветками через неделю? Не уточняя их ответы, просит ребят зарисовать 2-3 ветки. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 101) | |
3 | Образовательная ситуация «Что мы знаем о птицах» | Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Формировать обобщенное представление о птицах как о животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают, потому что у них: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полным стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.) | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 108) | |
4 | Образовательная ситуация «Сравнение домашних и диких животных» | Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве.. Показать, что домашние животные отличаются от диких- они не приспособлены самостоятельно жить в лесу; не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов. Упражнять умственные умения (объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях). | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 110) | |
Май | 1 | Образовательная ситуация «Зеленая служба» Айболита» - весенний уход за комнатными растениями. | Учить детей определять по внешним особенностям растений их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 118) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы по реализации задач экологического воспитания дошкольного возраста»
Презентация к занятию по экологическому воспитанию...
«Система работы по реализации задач экологического воспитания дошкольного возраста»
презентация по экологическому воспитанию...
Система работы дошкольного учреждения по экологическому воспитанию
Данный материал адресован воспитателям и старшим воспитателям дошкольных учреждений, раскрывает систему работы работы с воспитателями и детьми ДОУ по экологическому воспитанию...
визитная карточка "Система работы по реализации задач экологического воспитания в ДОУ"
В визитной карточке отражена система работы по реализации задач экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении...
Система инновационной работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в моей работе. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше ...
Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»...
Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»...