Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной группе «Удивительный мир насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью
в подготовительной группе
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности
«Удивительный мир насекомых»
Задачи:
- Создать условия для побуждения детей к речевой активности, умению выражать свои мысли;
- Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор, выбирать стиль общения;
- Способствовать развитию навыков взаимодействия детей с воспитателем, друг с другом;
- Развивать умение совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;
- Уточнить и обобщить знания детей о насекомых, формировать представление о пользе насекомых для людей и растений.
Материалы: картинки времена года - зима, весна, лето, осень; картинки насекомых, 5-6 картинок животных, «чудесный мешочек», желтый круг «солнышко и лучики – голубые и желтые».
Ход образовательной деятельности:
Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) | ||
Организационный момент: Воспитатель предлагает детям положить руки на плечи впереди стоящему ребенку, по команде воспитателя дети выполняют задание. «Гуляем» - идем; «Яма» - приседаем; «Гора» - поднимаем руки вверх; «С горы»- бежим; «Гуляем» - идем; «Кочки» - садимся. После игры пройти и сесть на стульчики. На доске висят картинки животных и паука. - Ребята, посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему? (ответы детей) это паук, он не относится к насекомым, потому что у насекомых 6 ног; есть голова, грудь и брюшко; 2 или 4 крыла; усики. - Правильно. - Скажите, как вы относитесь к ним? (ответы детей, предположения, выводы) Вы все правильно сказали, но мнения ваши разделились. - А хотите вы разобраться полезные насекомые или нет? (ответы детей) - Для этого мы с вами превратимся в энтомологов. Это люди, которые изучают насекомых. - Согласны? (ответы детей) - Каждый из вас сможет показать свою эрудицию, смекалку, знания, но есть одно условие - вы будете работать в группах, то есть сообща. | ||
Основная часть | ||
1. Работа в командах - Посмотрите на столах лежат 4 картинки. Подойти к той, на которой изображено ваше любимое время года. - Сейчас я вас прошу сесть за столы и начнем. Каждой группе нужно будет ответить на вопрос, который я задам. Помните, когда один отвечает из группы, то другие его слушают, не перебивают, если нужно, то дополняют. - Как вы думаете, с какой группы начнем? (ответы детей) с зимы. Правильно. - Почему? (ответы детей) потому что зимой начинается новый год. 1 группа - зима: - Как насекомые переносят зиму? (ответы детей) (осенью они прячутся под опавшими листьями, под кору деревьев, в щели и засыпают, многие погибают) 2 группа - весна: - Что объединяет насекомых и птиц? (ответы детей) У птиц, как и у насекомых, есть крылья и ноги. Основным рационом питания большего количества птиц являются насекомые, которые зимой или впадают в спячку или вообще погибают. От этого птицам все труднее становится добывать себе пропитание. Вот именно поэтом на зимовку на юг улетают ласточки, утки, журавли и дрозды, улетают в далекие южные страны. Эта же причина заставляет покидать родину и диких гусей. 3 группа - лето: - Чем питаются насекомые? (ответы детей) нектаром, кровью, листьями, другими насекомыми 4 группа - осень: - Как защищаются от врагов? (ответы детей) маскировка в виде окраски: рисунок и цвет под цвет коры, травы и т. д., некоторые насекомые замирают, другие издают треск, например жук-бомбардир, чтобы испугать. - Молодцы! Все хорошо поработали. 2. Музыкальная игра. Включается музыка, дети танцуют по группе, смешиваясь. Когда музыка останавливается – дети образовывают пару с рядом стоящим ребенком. Воспитатель задает проблемные вопросы. - Начинает говорить тот, кто выше ростом.
- Начинает говорить тот, кто родился зимой.
- Начинает говорить тот, кто самый младший в семье
3. Чтение сказки «Спор насекомых» Бабочка: - Я - самая красивая. Посмотрите на мои крылышки – разве они не прекрасны?! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я – лучшее украшение природы! Кузнечик: - Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение – стрекотание. Меня называют скрипачом. Я – чудесная скрипка природы! Божья коровка: - Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу – уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я – нужнее вас. Пчелка: - Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики – ульи. Нужнее меня никого нет! Комарик: - Нам особо нечем похвастаться. Муха: - Да. Муха и комар - Без нас, поверьте, природе тоже будет плохо. Все насекомые - Ха-ха, хи-хи. Божья коровка: - От вас только вред. Бабочка: - Недаром вас люди не любят. Кузнечик: - Вы кусаетесь и болезни разносите. Пчела: - Вы никому не нужны. Комар: - Я кусаюсь не со зла, а чтобы род свой продолжить. Муха: - И болезни я не специально разношу. Комар и муха - Без нас многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы нас обожают. Значит, мы тоже нужны. Пчела - Получается, что все мы лучшие и нужные. Божья коровка: - Да, и каждый в чем-то своем. Бабочка: - А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным. Кузнечик: - А от этого станет плохо и людям. Комар и муха: - Если мы есть, значит, это надо природе. Все насекомые - Мы – часть природы. Люди, не обижайте нас! 4. Игра «Чудесный мешочек» - Сейчас мы поиграем в игру «Чудесный мешочек». Ваша задача: по очереди достаете из мешочка картинку с насекомым, и доказывает пользу или вред насекомого (дети сидят в кругу на ковре) 1. Тля (ответы детей) (вредное – поедает растения; полезное – еда для божьей коровки) 2. Шмель (ответы детей) (полезное – опыляет растения) 3. Божья коровка (ответы детей) (полезное – ест тлю) 4. Пчела (ответы детей) (опыляет цветы, приносит мед) 5. Таракан (ответы детей) (вредное – разносит инфекцию) 6. Комар (ответы детей) (вредное - больно кусается, но это еда для птиц и рыб, медведей) 7. Муравей (ответы детей) (полезное – рыхлит землю, очищает лес) 8. Муха (ответы детей) (вредное - разносит микробы; полезное ей питаются птицы, пауки) 9. Медведка (ответы детей) (полезное - рыхлит землю) - Ребята, скажите, поменялось у вас отношение к насекомым? (ответы детей) - Почему? (ответы детей) Нет бесполезных насекомых. Каждое насекомое в природе важное и нужное. Одни являются пищей для других животных рыб, жаб, ящериц, пауков, птиц, барсуков, медведей. Другие опыляют растения. А третьи сами уничтожают вредных насекомых. | ||
Заключительная часть | ||
- Дети, чем мы сегодня с вами занимались? - Ребята, на доске прикреплён круг - это солнышко. На столе лежат лучики желтого и голубого цвета. Вам нужно прикрепить лучики к солнышку. - желтого цвета, если занятие понравилось, получили много интересной информации; - голубого цвета – занятие было не интересное, не было никакой полезной информации. Дети берут лучики, соответствующие их настроению и оценке занятия. Ребята, всем спасибо за занятие, все молодцы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной группе «Зачем человеку нужен отдых?»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16270404","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"314","width":"480"}}]]...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной группе
laquo;Все профессии нужны, все профессии важны»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16662554","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"298","width":"440"}}]]...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной группе «Весенние заботы птиц»
https://deti-online.com/pesni/zvuki-prirody/penie-ptic-dlya-detey/ [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17173642","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"205","width"...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной группе «Юный пекарь»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17306360","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"353","width":"480"}}]]...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в средней группе Беседа «Ядовитые растения и ягоды»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21158243","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в средней группе Беседа «Чем отличаются полезные сладкие продукты, от сладких вредных продуктов"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21315098","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21314848","attri...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в средней группе «Беседа о зимних видах спорта»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21692633","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21692580","attributes":{"alt":"","class"...