проект "Весна идет! Весне дорогу"
проект по окружающему миру (старшая группа)
ознакомительный проект для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vesna_starshaya_gruppa.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Теремок»
Курского муниципального района Ставропольского края
Утверждаю:
Заведующая МДОУ №8
«Теремок»
А.Ю.Джиоева______
Проект
« Весна идёт! Весне дорогу»
(Старшая группа)
Воспитатель:
Биганова И. А.
2019г.
«Весна идет! Весне дорогу!»
Старший дошкольный возраст.
Вид проекта: познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца)
Сроки реализации: с 01.04.19г. по 30.05.19г.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители,
Тематическое поле: познание
Цель проекта: повышение познавательной активности и формирование экологического сознания детей старшего возраста посредством исследовательской и художественно-эстетической деятельности, а также через активное взаимодействие семьи и детского сада.
Мир окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы: Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного. Дети очень наблюдательны. Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
Проблема: Весна — прекрасная пора пробуждения природы после зимнего сна. В это время в воздухе действительно пахнет весной, солнышко все чаще улыбается нам и вся природа вокруг как будто оживает. Но, проживая в условиях Крайнего Севера, мы находимся в особых климатических условиях. Здесь очень мало цветущих растений. Весна на Севере скоротечна и своеобразна. В связи с этим хотим узнать: «Как выглядит настоящая весна и как цветут деревья?»
Задачи:
- Расширять знания детей о весне, ее признаках и явлениях, с учетом региональных особенностей..
- Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
- Расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
- Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны
- Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.
- Способствовать развитию памяти, восприятия.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
- Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию
При решении поставленных задач используется интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Формы и методы реализации проекта
- непосредственно образовательная деятельность;
- наблюдения на прогулках, целевые прогулки;
- рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
- чтение художественной литературы о природе, о временах года;
- утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
- выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
- индивидуальная работа с детьми;
- взаимодействие с семьей.
Предполагаемые результаты:
- Расширится кругозор детей об особенностях растительного мира, о мире живой природы и сезонных изменениях.
- Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
Этапы проведения проекта:
Этапы проекта | Содержание | |
1 | Подготовительный |
|
2 | Практический |
|
3 | Итоговый |
|
Ресурсное обеспечение проекта
- Методический инструментарий: каталог игр, папки-передвижки, рекомендации для родителей и т.д.
- Подборка художественной и методической литературы.
- Материал для художественного творчества.
- Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей
1.Этапы проведения проекта
«Весна идет! Весне дорогу!»
№ | Этапы проекта | Участники |
I. | Подготовительный этап | |
1. | Изучение методической литературы | Воспитатель |
2. | Консультации в родительский уголок:
| Воспитатель |
II | Практический этап | |
1. |
| Воспитатели и родители |
2. | Непосредственно образовательная деятельность
| Воспитатели и дети |
3. | Дидактические игры:
| Воспитатели и дети |
4. | Составление загадок с использованием символов | Воспитатели и дети |
5. | Наблюдения за деревьями и другими растениями. | Воспитатели |
3 | Итоговый этап | |
1. | Выставка творческих работ детей и родителей «Весна идет, весне дорогу!» | Воспитатели, родители, дети |
2.Работа с детьми
Образовательная область | форма | тема | Место проведения |
Познание | Наблюдения | «За деревьями», «Какие почки на деревьях» Наблюдение за солнцем, небом. За птицами на участке. | Участок ДОУ |
Дидактические игры | «Узнай дерево», «Собери дерево», «От какого дерева листок?», «Узнай по описанию», «Чем отличаются и чем похожи деревья?» «Загадай загадку» | Группа, участок ДОУ | |
Рассматривание альбомов, фотографий | «Деревья», «Цветущие сады» «Природа Севера» | группа | |
Коммуникация | Речевые, пальчиковые, дидактические игры | Подбираются по теме проекта | группа |
Пересказ рассказа | На весеннюю тематику | группа | |
Составление творческих, описательных рассказов. | «Опиши дерево», «Опиши листок», «Моя весна» | Группа, участок ДОУ | |
Чтение художественной литературы | Заучивание стихотворений | Подбираются по теме проекта | группа |
Чтение стихов, загадок, рассказов | Подбираются по теме проекта | группа | |
Рассматривание иллюстраций | Подбираются по теме проекта | группа | |
Художественное творчество | Рисование, аппликация, лепка. | Рисование:«Ветка вербы», , «Цветут сады», «Бабочки летают над лугом», «Проснувшиеся насекомые», Аппликация: «Весенний ковер»,»Солнышко», «Подснежники». Оригами «Бабочка», | группа |
Рассматривание репродукций пейзажей | Подбираются по теме проекта | группа | |
Беседы | Тематические | «Весна – красна», «Птицы прилетели», Приметы весны» | группа |
3. Работа с родителями.
Консультации для родителей «Наблюдаем вместе», «Одень по сезону», «Развиваем речь ребенка на прогулке», «Весенние игры вместе с детьми».
Совместная работа детей и родителей по художественному творчеству «Весна в нашем дворе»
Выводы и результаты:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с признаками природы, дети проявляли интерес и желание участвовать в изобразительной, познавательно – исследовательской деятельности, с удовольствием ухаживали за растениями, деревьями.
Дети научились составлять рассказы про весну, научились бережно относиться к природе.
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его) .
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся подснежник В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
Пальчиковая игра «Весна»
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
Рассыпала подснежники (трем ладошки друг о друга)
Посеяла траву (раздвигаем и сдвигаем пальцы рук)
Теперь зовет со всех сторон (руки согнуть в локтях, пальцы открыты)
Гусей, стрижей и аистов
Кукушек и скворцов (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
Загадки, пословицы, поговорки, стихи о весне.
Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня ...
(весна)
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
(Весна)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ...
(весна)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Весна)
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...
(Весна)
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Весной)
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(Весна)
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
(Весна)
Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
Пословицы, поговорки, приметы о весне
Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.
Весна длинным днем красна.
Весна красная, а лето страдное.
Весна на тепло щедра, да скупа на время.
Весна и осень на пегой кобыле ездят.
Весна красна, на все пошла.
Весна говорит - гнило! А лето - мило, лишь бы было!
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весной безпольище, летом страдные работушки, осенью-то бездорожица, зимой зимушка студеная.
Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
Весенний день – что ласковое слово.
Весною день упустишь, так годом не вернешь.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
Весной часом отстанешь — днем не догонишь.
Весной и заяц на слуху сидит.
Весной, что рекой прольет - капли не видать; осенью ситцем просеет - хоть ведром черпай.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Вешний ледок, что чужой избы порог.
Вешняя пора - поел да и со двора.
Весенний день целый год кормит.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.
Как не злись метелица, всё весною пахнет.
Кто спит весною - плачет зимою.
Прилетела бы чайка, а весна будет.
Матушка – весна всем красна.
Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.
Готовь сани с весны, а колёса с осени.
Одна ласточка весны не делает.
Май, май, да шубу не снимай.
Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.
Хоть весна пришла, марток – надевай двое порток.
Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Апрель с водой, а май с травой.
Приметы о весне
Весною день с ночью меряется, равняется.
Если ранней весной облака плывут быстро и высоко — жди хорошую погоду.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
Из березы течет много сока — лето будет дождливым.
Случившийся в марте гром — признак плодородия.
Синие облака в апреле — к теплу и дождю.
Мокрое Благовещенье — грибное лето.
Коли ночь на Благовещенье теплая — весна будет дружная.
Если весной снег тает быстро, вода бежит дружно — к мокрому лету.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.
Мокрый апрель — хорошая пашня.
Весна рано пришла - летом будет много непогожих дней.
Май холодный — год хлебородный.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Стихотворения о весне.
Вадим Косовицкий «Цвет весны»
На дворе стоит весна!
После зимней лютой стужи
Просыпается от сна
Вся природа. Даже лужи
Не покроет лед за ночь,
Гонит солнце зиму прочь!
Набухают соком почки,
И зеленые листочки
Скоро в струях ветерка
Заиграют! А пока
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!
Все! Закончились морозы!
Распускаются мимозы!
Н. Родивилина «Весне мы очень рады!»
Пускай сугробы во дворе
И снег почти не тает,
Сегодня март в календаре –
Весна в права вступает!
Готовы прыгать к небу мы
И щебетать, как птички, –
Последний день прошёл зимы,
Оторваны странички!
Теплее стало на душе,
Веселью нет преграды,
Улыбки наши до ушей –
Весне мы очень рады!
И. Токмакова «Весна»
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
В. Берестов «Песенка весенних минут»
Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку,
Прогоняем зиму
Прочь.
Н. Гончаров «Весной»
На деревьях –
Ты взгляни, -
Там, где были почки,
Как зеленые огни,
Вспыхнули листочки.
Г. Ладонщиков «В апрельском лесу»
Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют;
На полянах медуница
Выйти к солнышку стремится,
Между травами сморчки
Поднимают колпачки;
Набухают веток почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравью
Поправлять дворцы свои.
В. Степанов «Чудеса»
По опушке шла весна,
Ведра с дождиком несла,
Оступилась на пригорке —
Опрокинулись ведерки.
Зазвенели капли,
Загалдели цапли.
Испугались муравьи:
Двери заперли свои.
Ведра с дождиком весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло.
Чу-де-са!
С. Капутикян «Май»
Зелёный, красный,
Яркий май,
С ребят пальтишки
Поснимай,
Деревья
В листики одень,
Звени ручьями
Целый день!
Куда я в мае
Ни пойду,
Везде я солнышко
Найду!
Рассказы для детей о весне, природе и животных весной.
Весна! Весна! И всё ей радо!
Автор: Гоголь Николай Васильевич
Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик... Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними вдогон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. И все собиралось поближе смотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах!..
Весна
Автор: Толстой Алексей Николаевич
На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.
Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды — ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, — суетясь, свистела медовым голосом.
Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, — пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.
И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еше не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков;
— Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку...
Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, — все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еше веселее засвистал весь сад, зашумел листьями... Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы... До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.
Пришла весна
Автор: Толстой Лев Николаевич
Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.
В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.
Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.
Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
Весна
Автор: Толстой Лев Николаевич
Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная морозная погода. Днем на солнце таял снег. Вдруг потянуло теплым ветром. Надвинулся густой серый туман. В тумане полились воды. Затрещали льдины. Двинулись мутные потоки. К вечеру туман ушел. Небо прояснилось. Утром яркое солнце быстро съело тонкий лед. Теплый весенний воздух задрожал от испарений земли. Залились жаворонки над бархатом зелени и жнивьем. Высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревели на выгонах коровы. Пришла настоящая весна.
Степь весною
Автор: Куприн Александр Иванович
Раннее весеннее утро — прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке, там, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые, предрассветные тучи. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени.
Высоко в воздухе, не видные глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню.
Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.
Список использованной литературы и интернет ресурсов.
- В. А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М. : ТЦ «Сфера С
- НиколаеваТ. Теория и методика экологического образования. Пособие для высших педагогических учебных заведений. М, 2002г.;
- Николаева С. Методика экологического воспитания Учебное пособие.М., 1999г. В.
- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2005 г.
- В. Ашиков, С. Ашикова "Семицветик". Программа культурно-экологического образования дошкольников. М., 1999г.
- Н. Виноградова, Т. Куликова. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г. 5. О.ЗебзиваОформа и методах экологического образования дошкольников. "Дошкольное воспитание" № 7 1998 г.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учебноепособие под редакцией Саморуковой. М, 1992г.
- Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2010год.
- http://www.maam.ru/detskijsad/kalendarno-tematicheskii-plan-nedelja-vesna-starshaja-grupa.html
- http://dohcolonoc.ru/planirovanie/4259-perspektivnyj-plan-k-tematicheskoj-nedeli-vesna-8-marta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей логопедической группе "Весна идет,весне дорогу" с презентацией
Данный конспект НОД с презентацией позволит разнообразить приемы организации деятельности детей на занятиях по обучению грамоте и активизировать их мыслительные операции, речевые высказывания...
НОД "Весна идет - весне дорогу"
Конспект комплексного занятия по изодеятельности в подготовительной логопедической группе "Весна идет - весне дорогу" Расширение и активизация речевого запаса на основе углубления представлений о вес...
Совместная деятельность детей и педагога "Весна идет - весне дорога"
Совместная деятельность детей и педагога"Весна идет - весне дорога"Средняя группаДети с общим недоразвитием речи и дети с нарушенным слухом....
НОД "Весна идет, весне дорогу!"
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Весна идет, весне дорогу!»Цели.Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о в...
Весна идет, Весне дорогу..."
Организованная образовательная деятельность по художественному творчеству...
Положение о творческом конкурсе "Весна идет-весне дорогу!"
Конкурс проводится в целях укрепления взаимодействия семьи и детского сада, приоритета семейного воспитания детей...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (интеграция образ. обл.) с детьми старшего дошкольного возраста "Весна идет, весне дорогу!"
Предлагаю для использования в работе воспитателей и музыкальных руководителей конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Весна идет, весне дорогу!" Н...