Дополнительная общеразвивающая программа "Маленькие исследователи"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследователи | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
кружка «Маленькие исследователи»
в средней группе
Авторы: Микова М. Д.
Чурсина Н. Е.
2017-2018
Пояснительная записка.
«Умейте открыть перед ребенком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы
ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней все возможно: самое скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, Н.Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Актуальность
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Новизна программы заключается:
в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Цель:
развитие познавательного интереса детей среднего возраста в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о неживой природе.
2. Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности,
наполненной экологическим содержанием.
3. Развить и обогащать образную память, мышление.
4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
Методы и приемы работы.
- Постановка вопросов проблемного характера.
- Наблюдения.
- Опыт.
- Рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки.
- Дидактические игры.
- Трудовые поручения.
Учебно-методическое обеспечение.
Оборудование в уголке экспериментирования.
- Природный материал: камешки, глина, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, султанчики, трубочки, губки, мука, соль, сахар, сито, одноразовая посуда, целлофановые пакеты.
Занятия кружка проводятся I раз в неделю: среда во второй половине дня.
Время работы: 16.30 – 16.45 ч
Количество детей в подгруппе: 8 – 10 человек.
Ожидаемые результаты.
Использование дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
Изменения качества умственной деятельности детей дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).
Повышение уровня познавательных способностей детей.
месяц | Темы занятий |
Сентябрь | Составление плана работы кружка, обследование детей. |
Октябрь |
Цель: познакомить детей с воздухом и его свойствами (прозрачный, невидимый, легкий) ; обогащать словарь детей: воздух, легкий, невидимый; 2. Прозрачная вода. Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, принимает форму сосуда, в который она налита). 3. Откуда берётся песок. Цель: выяснить, откуда в природе берется песок. 4. Каменная дорога. Цель: Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок. |
Ноябрь | 1.Надувание мыльных пузырей. Цель: познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь; закреплять знания детей о воздухе; 2. Вкусная водичка. Цель: Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять. 3.Играем с песком. Цель: Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка. 4. Сказка о камешке. Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми. |
Декабрь | 1. Этот удивительный воздух. Сказка о ветерке. Цель: Познакомить детей с понятием воздух, дать понятие ветра. 2.Вода-наша помощница. Цель: дать представление о значении воды для человека. 3. Теплый — холодный. Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка. 4. Ледовая фантазия. Цель: Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле). |
Январь | 1. Движение воздуха. Куда дует ветер. Цель: Формировать у детей представление о ветре как о явлении природы. 2.Водопад. Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения. 3.Разные ножки топают по снежной дорожке. Цель: научить детей получать четкие следы на снегу. |
Февраль | 1. Ветер, ветер, ветерок. Цель: Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра. 2.Рыбалка. Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок. 3.Снежное покрывало для Земли. Цель: Формировать у детей представление о снеге как о «шубе» для Земли. 4. Куда исчезла вода. Цель: показать, что песок легко впитывает воду. |
Март | 1.Почувствуй воздух. Воздух работает. Цель: Дать представление о том, что воздух двигает предметы. 2.Цветная водичка. Цель: продолжать знакомить со свойствами воды. 3.Лед и соль. Цель: показать детям, что соль может «проедать» лед. 4.Я пеку, пеку, пеку. Цель: закрепление знаний детей о свойствах мокрого песка. |
Апрель | 1. Почему кораблики не плывут. Цель: обнаружить воздух, образовать ветер. 2. Сказка о том, как радуга в воде купалась. 3. Можно ли менять форму камня и глины? Цель: Выявить свойства глины и камня. 4.Сыпучий песок. Цель: Закрепление знаний детей о свойствах сухого песка. |
Май | 1. Мыльные пузыри. Цель: Закрепление представлений о свойствах воздуха. 2. Горячо – холодно. Цель: Определение температуры веществ и предметов. 3.Цветной песок. Цель: Познакомить детей со способом изготовления цветного песка, научить пользоваться теркой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"
Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)
Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5-6 лет «Маленькие исследователи»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные исследователи"
Данная программа разработана для дополнительного образования детей 5-6 лет по познавательно-исследовательской деятельности....
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы исследователи»
Цель программы кружка:Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.Задачи:Развивать умение обследовать предметы и явлени...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...