Дополнительная общеразвивающая программа "Маленькие исследователи"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит   метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследователи23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

кружка «Маленькие исследователи»

в средней группе

Авторы: Микова М. Д.

Чурсина Н. Е.

2017-2018

Пояснительная записка.

«Умейте открыть перед ребенком

в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

Детство – пора удивительная и уникальная. В ней все возможно: самое скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.

Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Пожалуй, нет   ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира.  За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, Н.Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Актуальность

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит   метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка,  на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Таким образом,  экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

   Новизна программы заключается:  

в поэтапном     развитии    умственных     способностей     дошкольников путем  вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

в создании специально  организованной предметно-развивающей среды.

Цель: 

развитие познавательного интереса детей среднего  возраста в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о неживой природе.

2. Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности,

наполненной экологическим содержанием.

3. Развить и обогащать образную память, мышление.

4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.

Методы и приемы работы.

  1. Постановка вопросов проблемного характера.
  2. Наблюдения.
  3. Опыт.
  4. Рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки.
  5. Дидактические игры.
  6. Трудовые поручения.

Учебно-методическое обеспечение.

Оборудование в уголке экспериментирования.

  • Природный материал: камешки, глина, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, султанчики, трубочки, губки, мука, соль, сахар, сито, одноразовая посуда, целлофановые пакеты.

Занятия кружка проводятся I раз в неделю: среда во второй половине дня.

Время работы: 16.30 – 16.45 ч

Количество детей в подгруппе: 8 – 10 человек.

Ожидаемые результаты.

Использование дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.

Изменения качества умственной деятельности детей дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).

Повышение уровня познавательных способностей детей.


 

месяц

Темы занятий

Сентябрь

Составление плана работы кружка, обследование детей.

Октябрь

  1. «Что в пакете? »

Цель: познакомить детей с воздухом и его свойствами (прозрачный, невидимый, легкий) ; обогащать словарь детей: воздух, легкий, невидимый;

2. Прозрачная вода.

Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, принимает форму сосуда, в который она налита).

 3. Откуда берётся песок.

Цель: выяснить, откуда в природе берется песок.

4. Каменная дорога.

Цель: Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок.

Ноябрь

1.Надувание мыльных пузырей.

Цель: познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь; закреплять знания детей о воздухе;

2. Вкусная водичка.

Цель: Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять.

3.Играем с песком.

Цель: Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка.

4. Сказка о камешке.

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Декабрь

1. Этот удивительный воздух. Сказка о ветерке.

Цель: Познакомить детей с понятием воздух, дать понятие ветра.

2.Вода-наша помощница.

Цель: дать представление о значении воды для человека.

3. Теплый — холодный.

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

4. Ледовая фантазия.

Цель: Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле).

 

Январь

1. Движение воздуха. Куда дует ветер.

Цель: Формировать у детей представление о ветре как о явлении природы.

2.Водопад.

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

3.Разные ножки топают по снежной дорожке.

Цель: научить детей получать четкие следы на снегу.

Февраль

1. Ветер, ветер, ветерок.

Цель: Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра.

2.Рыбалка.

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

 3.Снежное покрывало для Земли.

Цель: Формировать у детей представление о снеге как о «шубе» для Земли.

 4. Куда исчезла вода.

Цель: показать, что песок легко впитывает воду.

Март

1.Почувствуй воздух. Воздух работает. 

Цель: Дать представление о том, что воздух двигает предметы.

2.Цветная водичка.

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды.

3.Лед и соль.

Цель: показать детям, что соль может «проедать» лед.

4.Я пеку, пеку, пеку.

Цель: закрепление знаний детей о свойствах мокрого песка.

 

Апрель

1. Почему кораблики не плывут.

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

2. Сказка о том, как радуга в воде купалась.
 Цель: 
познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

3. Можно ли менять форму камня и глины? 

Цель: Выявить свойства глины и камня.

4.Сыпучий песок.

Цель: Закрепление знаний детей о свойствах сухого песка.

 

Май

1. Мыльные пузыри.

Цель: Закрепление представлений о свойствах воздуха.

2. Горячо – холодно.

Цель: Определение температуры веществ и предметов.

3.Цветной песок. 

Цель: Познакомить детей со способом изготовления цветного песка, научить пользоваться теркой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"

Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)

Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Юный исследователь»для детей 6-7 лет  (срок освоения – 1 год)...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5-6 лет «Маленькие исследователи»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юные исследователи"

Данная программа разработана для  дополнительного образования детей 5-6 лет по познавательно-исследовательской деятельности....

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы исследователи»

Цель программы кружка:Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.Задачи:Развивать умение обследовать предметы и явлени...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...