Методическая разработка "Юный краевед"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Юный краевед | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида
Калининского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Юный краевед»
Направленность: познавательная
Вид деятельности:
познавательно-исследовательская
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Составитель:
Виноградова Т.А.
Санкт – Петербург
2018
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности.
Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.
Актуальность
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей родине.
Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Одной из задач является развитие у дошкольников представлений о человеке в истории культуры, любви семье, к окружающей природе.
Новизна и оригинальность состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно - образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.
Объектом обобщения опыта, система работы по формированию у детей представлений у детей о человеке в истории и культуре старшего дошкольного возраста. Предметом обобщения является организация краеведческой работы воспитателя в группе.
Здоровьесберегающая функция при реализации программы заключается в формировании у детей знаний безопасности во время работы с объектами живой и не живой природы. Структура занятий соответствует требованиям СаНПиН.
Цель программы – содействовать развитию интереса детей к жизни города в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе родного города, воспитанию патриотических чувств и любви к родине.
Задачи программы
Обучающие:
- Познакомить детей с обычаями и традициями, с народным творчеством нашего народа.
- Расширять представления детей о том, что делает родину, город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного города.
- Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
Развивающие:
- Развивать у старших дошкольников интерес к культуре и традициям русского народа, событиям прошлого и настоящего, учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц)
- Развивать чувство гордости за свою родину, бережное отношение к родному городу.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного города, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
- Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к традициям нашего народа, города.
Принципы реализации программы
Принцип энциклопедичности
Краеведческий (региональный) принцип
Принцип интеграции
Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры
Тематический принцип,
Принцип наглядности.
Направленность – познавательная.
Учебно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Содержание работы |
Октябрь | Тайна моего имени | *Кто я? *Где я живу? Задачи: Помочь детям осознать их социальные роли Расширять представление о значении имени ребенка. Оптимизировать знания детей о самом себе в семье, в детском саду, малой родине, стране, планете. Дошколенок, сын (дочь, внук, внучка), россиянин, землянин. |
Ноябрь | Мой дом | *Дом, в котором я живу. *Моя улица Задачи: Расширять представление детей о домах, их особенностях (внешний вид, материал, назначение). Задачи: Учить составлять план – маршрут, уметь читать маршруты. |
Декабрь | Мой детский сад | *Детский сад и я *Мои друзья Задачи: Дать знания детям о назначении помещений ДОУ. Закреплять правила комфортного проживания в группе. |
Январь | Мой город. | *Улицы города *Профессии наших родителей |
Февраль | Мой край. Достопримечательности | *История игрушки Задачи: Познакомить с историей игрушки. Расширять представления о музеях, их назначении. |
Март | Мой край. История | *Игра - путешествие Задачи: Закреплять и уточнять знания детей о прошлом и настоящем города Санкт-Петербурга. Развивать пространственное восприятие, зрительную координацию. |
Апрель | Мой край. Таланты | *Наш город в творчестве поэтов и художников *Почетные граждане города Задачи: Формировать чувство патриотизма к родному краю, его жителям. |
Май | Мой край в разное время года | *Водоемы *Парки *Экология края |
Условия реализации
Для успешной реализации требуются специальные условия:
Занятия проходят в групповом помещении ДОО.
Детям так же понадобится:
Цветная бумага.
Цветной картон.
Ножницы.
Кисти для клея.
Клей – карандаш.
Образцы – оригиналы художественных работ.
Аудиозаписи классических произведений композиторов
Методы, используемые на занятиях
· экскурсии;
.беседа, рассказ, сказка;
· рассматривание иллюстраций;
.наблюдение;
Форма занятий – групповые.
Типы планируемых занятий –
изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний;
практические задания;
комбинированные занятия.
Ожидаемые результаты
К концу года дети могут знать:
Об истории родного города, его достопримечательностях;
О людях, живущих здесь, их талантах.
К концу года дети могут уметь:
Вести диалог. Рассказать об интересном объекте, событии, истории.
Работать в команде сверстников.
Участвовать вместе со взрослыми в проектной деятельности.
Работа с родителями предполагает: подготовку материалов для наглядной информации (папки раскладушки, информационные стенды), индивидуальные консультации, мастер - классы, родительские встречи, встречи с людьми разных профессий и талантов, организация экскурсий в библиотеку, музеи.
Методическое обеспечение
Педагогическое сопровождение:
Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками Интернет – сайтов, составление карт –схем, встреча с интересными людьми, практикуется посещение краеведческих музеев.
Дидактический материал: при работе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Санкт-Петербурге ( об истории города, о природных особенностях, о знаменитых людях ).
Организационное сопровождение: для осуществления целей и задач необходимы условия: помещение, Интернет, книги, газеты.
№ | Раздел | Цель | Методы и приемы |
1 | Тайна моего имени | Расширять представление детей о себе. Значение своего имени. | Беседы, игры, упражнения, этюды, наблюдения, экскурсии, встречи с интересными людьми |
2 | Мой дом | Оптимизировать знания детей о доме как строении и о доме как месте, где живут близкие люди | |
3 | Мой детский сад | Формировать у детей опыт социального взаимодействия | |
4 | Мой город. | Уточнять знания детей о родном городе, его прошлом, настоящем и будущем. Традиции края – праздники, обычаи. Люди родного края – почетные и знаменитые. | |
5 | Мой край. Достопримечательности | ||
6 | Мой край. История | ||
7 | Мой край. Таланты | ||
8 | Мой край в разное время года | Особенности природы края, климатические |
Используемая литература
- «С чего начинается Родина» - Под ред.Л.А. Кондрыкиной.- М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Матова В.Н. «Краеведение в детском саду» - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2014 г.
- Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью и окружающим.Старшая и подготовительная группа»- М: Элизе Трейдинг, ЦГЛ 2004 г.
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009 г.
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. «Развитие связной речи по теме «Человек»»- М. «Издательство ГНОМиД», 2001 г.
- Дмитриев В.К. «Санкт-Петербур» моя первая книга о городе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейное краеведение в ДОУ на примере создания мини-музея "Краевед" в подготовительной группе
В статье представлен опыт работы по созданию краеведческого мини-музея в подготовительной группе детского сада. Даны рекомендации по организации работы в мини-музее с детьми дошкольного во...
Рабочая программа кружка «Юный краевед»
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и при...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности
Презентация на тему "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности" Из опыта работы...
Конкурс-викторина "Юные краеведы"
Закрепление знаний детей о родном городе...
дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Маленькие краеведы"
«Маленькие краеведы» дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности для детей 5-7 лет...
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...
Кружок "В гостях у деда Краеведа!"
Перспективный план кружка...