авторская программа "Мой Нижнекамск"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Она написана для ознакомления детей с городом, его достопримечательностями, улицами, парками. в программе так же предусмотрены занятия по патриотическому, толерантному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_nizhnekamsk_2.docx | 89.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
На авторскую программу «Мой Нижнекамск» воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №39 Зайнуллиной Фариды Фаритовны.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре, поэтому дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Программа Зайнуллиной Ф.Ф., построена на последовательной передаче знаний, формировании на их основе отношения и организации доступной возрасту деятельности. Большая роль в реализации программы отводится интеграции педагогических возможностей воспитателей детского сада и родителей. Это ежедневное, постоянное общение значимых взрослых с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родине.
Программа построена в соотношении с методическими требованиями: во введении последовательно аргументируется актуальность, цель, задачи патриотического воспитания дошкольников. В разделе «Методический аспекты организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников» обосновывается содержание и дидактические приемы организации воспитательной работы в течении двух лет.
Эффективному внедрению программы способствует наличие поэтапного плана реализации через: построение развивающей предметной – пространственной среды; обеспечение разнообразия дидактического материала и условий для ознакомления детей с историей города; повышение уровня психической, интеллектуальной, познавательной деятельности детей, родителей; проведение занятий и других направлений воспитательно – образовательной деятельности по реализации задач проекта; организацию экскурсий и посещение достопримечательностей города; вовлечение в процесс воспитания родителей; привлечение общественных организаций.
Педагогической ценностью программы является обогащение содержания патриотического воспитания посредствам включения в него культурно – исторического, духовно – нравственного регионального компонента об истории и культурных традициях родного края, города Нижникамска.
Авторская программа «Мой Нижнекамск», соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, имеет практическую ценность и рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад общеразвивающего вида №39”
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Согласовано: Ст.воспитатель МБДОУ №39 ______________ Н.Р. Мирхазова “_____” _______________ 2018 ел | Утверждено: Заведующий МБДОУ №39 ___________ М.Х.Рахматуллина “____” _______________ 2018 ел |
ПРОГРАММА «МОЙ НИЖНЕКАМСК»
(Для детей дошкольного возраста)
Автор программы: воспитатель
Зайнуллина Фарида Фаритовна
г.Нижнекамск, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 9
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 10
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 22
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 25
Пояснительная записка
Научное обоснование Теоретические основы нравственно- патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
нравственно – патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно – нравственного обогащения;
понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;
нравственно – патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;
в роли первоосновного субъекта нравственно –патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной. Духовной и иной принадлежности к Родине;
истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно –нравственного и культурного развития.
Социальные потребности. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому- то все, что усвоено в этот период, знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с заинтересованностью детей происхождением улиц на которых они проживают.
Актуальность. Дети, начиная с дошкольного возраста, интересуются происхождением названий улиц, где они проживают, делятся впечатлениями о парках; проявляют интерес к памятникам. В тоже время выявляется не достаточная информированность родителей и не способность их донести необходимую информацию о достопримечательностях города до детей. На основе этих проблем, познакомившись с литературой, методическими разработками, выбрав интересующие детей вопросы, решила изучать и применять в своей работе данную тему, которая привлекла своей:
Актуальностью и перспективностью;
Новизной материала;
Высокой результативностью, доступностью понимания;
Стабильностью, системностью, возможностью творческого применения.
Цель: нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории города, знакомство с прошлым и настоящим; -становление у дошкольников научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.
Задачи:
воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
формирование экологических и краеведческих знаний; системно и углубленно познакомить детей с историей и культурой родного города;
формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
знакомство с муниципальными символами: флагом, гербом;
формирование чувства уважения и симпатии к другим людям и традициям.
Работая по данной программе, будет более эффективной при создании в группе тематического центра. Этот центр включает: фотографии города в разные сезоны, фотографии памятников и достопримечательностей, книги о Нижнекамске, карта города. Использую собранный материал дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть книги о городе о его строительстве; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта). Расположив его рядом с центром «Моя семья», где дети могут собирать свои семейные фотографии, но и составить альбом с фотографиями где они семьей посетили те или иные достопримечательности не только своего города; или наоборот уединится одному, рассматривая фото. Рядом можно так же организовать центр для экспериментальной работы по созданию нового Нижнекамска. В котором будут находиться: карандаши, ножницы и др. принадлежности для свободного творчества;-Сменные стенды «Россия — большая страна».
Особенностью нравственно-патриотического воспитания и обучения в рамках программы является тесная связь дошкольного учреждения и семьи. Чтобы воспитывать духовно- нравственное чувство в раннем возрасте, а оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает малую Родину в своей семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «дом», «долг», «честь». Развитие любви и привязанности к родному дому, к семье — первая ступень духовно- нравственного воспитания детей. Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребенка первые чувства духовно – нравственного воспитания. Как раскрыть перед таким маленьким человечком содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»? Оно включает в себя:— отношение к себе как к личности;-семью, где ребенок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, культурой;-дом, в котором ребенок живет;-родная улица, детский сад. Успех духовно- нравственного воспитания наших детей, я повторюсь, во многом зависит, от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. С родителями полезно проводить консультации, беседы, давать им рекомендации о том, как следует общаться с ребенком в плане патриотического воспитания, а также рекомендовать художественные произведения с указанием того, на что следует обращать внимание. Все это будет способствовать продолжению занятий, начатых в детском саду, их закреплению. Что же нужно сделать, чтобы получить желаемый результат? Во-первых, самому быть грамотным, повысить нравственно — патриотическую грамотность и родителей; во-вторых, соблюдать последовательность и системность. Учитывая возрастные особенности дошкольников, содержание программы представлено не в виде традиционных занятий, а в виде циклов учебных ситуаций, которые могут быть использованы целиком или частями, в зависимости от форм и видов работы, которым отдается предпочтение в детском саду, в данной возрастной группе.
Принципы
- Принцип гуманности – формирование гуманных черт личности дошкольников в отношении к природе, воспитание радости восприятия жизни.
- Краеведческий принцип – организация экологического образования на краеведческой основе, исходя из восприятия локальных (местных) объектов и явлений природы, позволяющего организовать не только процесс, но и выявление экологических проблем и способов участия дошкольников в их решении. Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Ожидаемый результат: Воспитание интереса к истории малой родины, потребность находить новую информацию.
Система отслеживания результатов
1.Первоначальная диагностика.
Цель: определить начальный уровень развития ребенка до освоения содержания программы.
2.Оновная диагностика.
Цель: Определить итоговый уровень развития ребенка в результате освоения программных задач. Результатом уровня освоения программы является диагностика, в которую вошли следующие параметры:
Все программные задачи охватывают дошкольный период с 5 – х до 7 лет. Старший возраст (от 5 – 6 лет) – старшая и подготовительная группа (от 6 – 7 лет).
При проведении занятий необходимо руководствоваться рекомендациями:
1.Занятия проводятся в непринужденной, естественной форме, используются игры и развлечения.
2. Обеспечивается благоприятный психологический климат; оказывается детям своевременная помощь. Работая по программе, предусматривает наличие технического оснащения занятий, большого подбора дидактического, демонстрационного и наглядного материала.
Приемы обучения:
- наглядно – слуховые,
- визуальные,
- звуковые,
- методические указания.
Для реализации программы предлагаем следующие методы и формы:
- Чтения педагогом рассказов;
- Наблюдения;
- Рассматривания иллюстраций;
- Целевые прогулки;
- Беседы с просмотром фотографий, иллюстраций, фильмов;
- Наглядный метод используется вовремя;
- Экспериментально – творческая деятельность.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- Чтение литературных произведений, стихотворений;
- Проведение разнообразных игр;
- Загадывание загадок;
- Проведение конкурсов, тематических вечеров, конкурсов;
Практический метод используется, когда необходимо:
- Организовать продуктивную деятельность;
- Изготовление наглядных пособий для занятий;
Формы работы с детьми:
- Занятия,
- Беседы;
- Игры – путешествия,
- Викторины;
- Проведение совместных праздников;
- Целевые прогулки;
- Выставки детских рисунков.
Каждое последующее занятие продолжает и конкретизирует главную тему, заканчивая творческую деятельность, где высказывают свои впечатления, отражают в рисунках, чертежах, картах – схемах, изготавливают макеты. Во время таких занятий дети наблюдают явления природы, знакомятся с объектами, упражняются в освоении туристических навыков и умений, учатся контактировать друг с другом и взрослыми. Большое значение в экологическом воспитании ребят имеет среда, в которой они проводят длительное время, в частности, среда нашего дошкольного учреждения. Поэтому в первом блоке «Детский сад» идет оценка экологической ситуации, в которой находится детский сад и составляется «Экологический паспорт». Во втором и третьем блоке итоговые занятия. Программа «Мой Нижнекамск» может использоваться дошкольными учреждениями любого типа.
Пути реализации. Большая часть работы по ознакомлению с родным краем проходит вне занятий. Начинать работу следует с целевых прогулок по ближайшим улицам; беседы об увиденном, наблюдаемом; совместный просмотр иллюстраций о городе, совместный труд по озеленению родного города (участок группы); закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Работу по каждой теме можно условно разделить на 3 этапа:
На первом дети накапливают впечатления, получаемые на основе предметно- чувственного опыта, делают простейшие предложения, используют доступные им средства и способы познания.
На втором этапе работа расширяется и углубляется: проводятся наблюдения и эксперименты, сравниваются и сопоставляются причинно-следственные связи, объясняющие характер познанного.
На третьем этапе детям предоставляется возможность использовать обобщенные способы решения задач.
Развивающие и дидактические игры:
«Кому спасибо говорим»
«Зоопарк»
«Спрячь зверюшку»
«Зайцы и волк»
«Звери в лесу»
«Собери птицу»
«Виды города» (разрезные картинки)
«Герб г. Нижнекамска» (разрезные картинки с гербами др. городов)
«Район, в котором мы живем» (настольная игра)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения (старшая группа)
№ | Тема занятий | Количество занятий | |
Сентябрь | Мой замечательный город (просмотр фильма) | 1 | |
Памятники города (экскурсия по городу) | 1 | ||
Октябрь | История названия улиц нашего района | 1 | |
Знакомство с картой – схемой «Наш – город» | 1 | ||
Ноябрь | Экскурсия к учреждениям микрорайона «Мы по улице пойдем» | 1 | |
Декабрь | Природа родного края | 1 | |
Реки и озера | 1 | ||
Январь | Нарисуем карту мы | 1 | |
Февраль | Экологическая тропа | 1 | |
Март | Как растения дают нам кислород (опыты) | 1 | |
Апрель | Нам поможет компас (составление плана – схемы) | 1 | |
Май | Зачем беречь болота | 1 | |
Всего: 1 занятие в месяц Всего: 12 занятия в год
Второй год обучения (подготовительная группа)
№ | Тема занятий | Количество занятий |
Сентябрь | Детский сад наш дом | 1 |
Помощники в пути: компас, карта | 1 | |
Как живут наши друзья (минипрогулка по территории детского сада, условия для жизни растений) | 1 | |
Октябрь | Почва: свойства песка (опыты) | 1 |
Запыленность территории (опыт) | 1 | |
Шумовой фон (опыт) | 1 | |
Экологический паспорт ДОУ | 2 | |
Ноябрь | Д\И «Найди, где я живу» | 1 |
Природа и ближайшее окружение | 2 | |
Улицы нашего микрорайона | 2 | |
Декабрь | Москва – столица Родины | 1 |
Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз» | 1 | |
Январь | Рождение города (фотографии старого и нового города) | 1 |
Музыкально – литературная гостиная «Песни и стихи для тебя Нижнекамск» | 1 | |
Макет города (изготовление) | 1 | |
Февраль | «Любимый город» | 2 |
«Достопримечательности города» | 2 | |
Март | Д/и «Растения нашего леса» | 1 |
Полезные богатства (нефть, торф, газ) | 3 | |
Герб Нижнекамска | 1 | |
Апрель | Животные нашего леса | 1 |
Река нашего города | 1 | |
Май | Итоговое занятие «Что? Где? Когда? | 1 |
Всего: 1 занятие в неделю 4 занятия в месяц
Всего: 32 занятия в год
Месяц | Перспективный план по нравственно – патриотическому воспитанию ( старшая гр.) | литература | ||||||||||
«Я в мире людей». сентябрь | 1.Занятие «Как мы живем в детском саду». Цель: Воспитание уважения к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять им радость. 2.Экскурсия по территории детского сада. Цель: Бережное отношение к д. саду. | 1.Занятие «Мои друзья- товарищи». Цель Закрепить понятие дружба, восп-вать чувство взаи-ручки. 2.Беседа « Что значит имя мое» Цель: Вызвать у детей интерес к теме и желание правильно обращаться к людям. | 1.Мои семейные корни. Занятие «О происхождении фамилии». 2.Рисование « Мое семейное дерево» Цель: Воспитывать интерес к своей родословной. | 1.Фотовыставка с участием родителей | Художественные произведения Драгунский В. « Сестра моя», Серова Е. «Стирка» «Па- Па дома»; Мошковская Э «Трудный день»; и др. Пословицы, поговорки. | |||||||
«Родной край». Октябрь | 1.Занятие « Люби и знай родной край» Цель: Показать то, что Россия тесно связана с родным краем. Прививать любовь к родным местам 2. «Путешествие по родному району». Цель: Расширить представление детей о районе города, его досто примечательностях. | 1.Занятие комплексно Знакомство с историей основания г.Нижнекамска, его гербом 2.Занятие «Осень в нашем городе». Цель: Уточнить знания детей о жизни природы осенью. 3.Праздник « Осенние путешествие по родным краям». | 1.Занятие «Город над Камой». Цель: Формировать знания детей о родном городе, его уникальности, социальной структуре. Воспитывать познавательный интерес к родному городу. 2.Просмотр видеофильма «Нижнекамскев осеннем наряде». | 1.Игра «Район, в котором мы живем» Цель: Обобщить знания детей о районе города. 2.Игра- лото «История родного города». Цель: Закрепить у детей представление об истории родного города
| Рассматривание книг о г.Нижнекамске; Чтение стихов. Рассказы и стихи о России; песни, гимн России | |||||||
«Что такое Родина» Ноябрь | 1.Занятие «Россия на шаре земном». Цель: Расширить представление детей о Родине, ее месте на планете Земля. | 1.Занятие комплексное «Государственные символы России. Создадим эмблему группы». Цель: Формировать элементарное представление о символике нашей страны; развивать познавательный интерес к истории государства. | 1. «Эй, народ, собирайся, на ярмарку отправляйся!» Цель: Дать сведения о русском костюме, его особенностях, об использовании разных видов транспорта в разные времена года; познакомить с русской традицией – ярмаркой. | 1.Занятие «История русского государства». Цель: Вызвать интерес к истории возникновения России; воспитывать желание знать как можно больше о своей Родине. 2.Игра «Заколдованный город». | . | |||||||
«Достопримечательности города». Декабрь «Нижнекамск в первые годы строительства» Январь «Защитники Родины» Февраль «Я в мире людей» Март «Мир вокруг дома-мир при-роды и людей в их единстве» апрель «Этот день Победы» проект май | 1.Беседа « Музеи города ». 2.Посещения краеведческого музея. Цель: Познакомить детей с культурным отдыхом горожан и гостей города, с музеями. Дать представление о том, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины. «Первопроходцы» Цель: Познакомить детей с первой бригадой прибывшей на место будущего города Занятие « Моя милиция меня бережет». Цель: Рассказать о роли милиции в жизни людей. 2.Занятие «Наши защитники». 1. Занятие «Моя семья» Цель: Учить ориенти- роваться в родственных отношениях; формировать способность использовать символические средства в играх и деятельности. 2.Аппликация праздничных открыток для мам. 1.Занятие интегрированное «Все про ветер». Цель: Формировать представление детей о физическом явлении в природе. 1.Занятие «Пришла весна-земля прос -нулась». Цель: Воспитывать интерес к родной природе. 1.Занятие комплексное «Великий и светлый день Победы». Цель: Обогатить знания детей о Великом и светлом празднике –Дне Победы». 2.Семейный маршрут по памятным местам нашего города Цель: помощь семье в организации полезного отдыха вместе с детьми. | 1.Беседа « Театры нашего города». Цель: Продолжить знакомить с культурным отдыхом горожан, театрами. 1.Занятие «Архитектура города». Цель: Познакомить с памятниками архитектуры. 2.Выставка- стенд «Нижнекамск 1970 –х и 2017». Цель: Сравнить архитектуру прошлого и настоящую Занятие «Летят самолеты». Цель: Воспитывать в детях чувство гордости за наших славных воинов-летчиков; привлечь внимание к празднику –Дню защитника Отечества.2.Занятие «Знакомство со службой пограничников». Цель: Воспитывать чувство гордости за воинов-защитников. 1.Занятие «Моя мама –лучше всех». Цель: Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. 1.Занятие комплексное «Ледоход на Камы». Цель: Познакомить с при- родными особенностями родного края. 2.Рисование «Ледоход на Камы» Цель: уметь передать свои впечатления о Каме. 1.Праздник, посвященный Дню Победы «Ваш подвиг будит жить в веках». Цель: Обеспечить активное участие детей в празднике, создать атмосферу проникновенности, высокой духовности, поэтичности, песенности. .2.Эстафета «Партизан» | 1.Беседа «Улицы родного города». Цель: Продолжить знакомить с местами отдыха горожан. 2.Эксскурсия с родителями «Парки города». Цель: Развивать чувство уважения к труду создателей современных парков в городе, бережливость к красивым местам. 1.Беседа – рассказ «Путешествие в прошлое города». Цель: Провести анализ, между прошлым и современным Нижнекамска. 2.Фотовыставка « Мой любимый Нижнекамск 1.Конструирование из бумаги «Военная техника». Цель: Подарки для пап. 2.Праздничный досуг « Радуга мира». Цель: Воспитывать желание детей бороться за мир; познакомить с песнями военных лет. 3.Выставка «Есть такая профессия – защищать Родину». 1.Рекомендации по составлению генеалогического дерева с использованием фото из семейных архивов. 2.Придумывания герба для своей семьи. Составление рассказа о семье. 1.Занятие «Красная книга России». Цель: Прививать любовь и уважение к природе; вызвать желание беречь и приумножать природу. 2.Игра- викторина «Животные нашего края». Цель: Закрепить знания детей о животных наших лесов. 1.Занятие «ВОВ в изобразительном искусстве». Цель: Подвести детей к восприятию худ. произведенний о ВОВ. 2.Чтения стихотворения наизусть В. Берестова «Мир». | 1.Занятие комплексное «Наш город – город красавец, город труженик». Цель: Рассказать о местной промышленности, уточнить в каких районах города она Цель: Обобщить представления детей о промышленности города, на примере родителей или близких родственников. 3.С/Р игры «Строители, «Больница» «Театр» и др. 1.Занятие «Жизнь на Руси в старину». Цель: Вызвать интерес к жизни наших предков; дать элементарное представление о Христианстве. 2.Занятие «Комнатные растения в старину в наше время». Цель: Закрепить понятие о том, что человек-часть природы, уточнить знания о назначении комнатных растений. 1.Командно-спортивная игра «А ну-ка, мальчики!». 2.Концерт для мужчин «Благодарим, солдаты,Вас». 1.Занятие «Мужчины и женщины в семье». Цель: акрепить знания детей о родственных отношениях, познако- мить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и в семье. Путешествие по территории детского Цель: осмотреть все деревья, по необходимости оказать помощь. 1.Создание медалей- подарков для ветеранов ВОВ. | Чтение Маршак С. «Февраль», «Пограничник. Орлов В. «Кому что снится» Аким Я. «Мужчина в доме»; Берестов В.«Богатыри», С.Черный «Когда нет никого дома»; Л.Толстой «Отец и сыновья»; А.Аким «Моя родня»; М.Шварц «Какие вы родители»; В.Драгунский «Тайное становится явным». Пословицы, поговорки и загадки о природном мире. С.Михалков «День Победы»; С.Щипачев «1941г.»; А.Смирнов «Кто был на войне»; Е.Благина «Шинель»; Е.Трутнева «Победа»; В.Берестов «Военная игра»; В.Орлов» Рисунок»; С.Алексеев «Последние метры». | |||||||
Месяц | Перспективный план по нравственно- патриотическому воспитанию (подготовительная группа) | Литерату-ра | ||||||||||
«Родной край» Сентябрь | 1.Экскурсия по городу и микрорайону детского сада 2.Слушанье песен о городе Цель: Закрепить знания о родном городе, об улицах города. | 1.Занятие комплексное« Люби и знай родной край». ( конспект) 2.Оформление альбома « Природа родного края». Цель: Знакомить детей с природой родного края, с достопримечательностями г.Нижнекамска | 1.Рассматривание альбома, заучивание стихотворения о Нижнекамске «Мой Нижнекамск» 2.Конкурс знатоков родного края. Цель: Закрепить знания детей о городе. Город в прошлом и настоящем. Д\и «Собери город» (разрезные открытки). | 1.Занятие интегрированное «Мы живем в городе». 2.Фотовыставка (привлечение родителей)«Я расту вместе с Нижнекамском». Цель: Дать понятие о том, что мы, горожане. Учить оставлять рассказы на тему « Я расту вместе с Нижнекамском». 3.С./Р игра « Горожане» | «Рассказы о Нижнекамске»; «Исторические сведения о Нижнекамске»; «Нижнекамск в стихах и легендах». | |||||||
«Что такое Родина» Октябрь | 1.Занятие интегрированное «Россия на карте мира» (конспект). Цель: Дать представления о планете Земля; уточнить, что такое Родина; расширить кругозор детей. 2.Путешествие по карте Нижнекамска). | 1.Занятие « Что мы знаем о нашей Родине» (конспект). Цель: Пробуждать интерес детей к истории культуре России. 2. Игра « Где это находится». Цель: Закрепить знание, ориентирование на карте- схеме. | 1.Занятие «Наша Родина – Россия, наш язык- русский». Цель: Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу; активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками. | 1.Занятие «Россия – родина моя».( конспект) Цель: Формирование патриотических чувств. 2.Участок наш – часть ДОУ, ДОУ – часть города, город часть страны…(размышление детей). | Стихи о России; Поговорки; Песни. | |||||||
Столица нашей Родины- Москва. Ноябрь. | 1.Занятия «Москва-столица нашей родины». (конспект) 2.Рассматривание иллюстрации, фотографий. Целей: Знакомить детей со столицей нашей Родины. | 1.Занятие «Как возникла Россия. Символика страны-герб, флаг, гимн». 2.Рисование Красная площадь. | 1.Чтение С.Баргузин «Страна, где мы живем»», «Волга кормилица». Цель: Дать понятие- с чего начинается Родина. | 1.Занятие «История России-царь Петр1». Цель: Поддерживать интерес детей к истории своей Родины; учить детей рассуждая, оценивать ситуацию, поступки. 2.Рассматривание фото других городов Росси. | Стих С.Михалков «Родина» С.Барузин «Страна где мы живем». | |||||||
Мир вокруг дома- мир природы и людей в их единстве. Декабрь. | 1.Занятие интегрированное « Что такое Заповедник» Цель: Познакомить детей с Корабельной рощей. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. 2.Ручной труд «Кормушки для наших пернатых друзей». | 1.Занятие комплексное «Земля- мать, умей за нее постоять».(конспект) Цель: Воспитывать интерес к жизни природы, стремление беречь и приумножать богатство родного края. 2.Д/игры «Перелетные птицы»; «Кто где живет»; | 1.Занятие « Чудо – деревья ». Цель: Продолжить знакомить детей с ценностями, с ее богатствами. 2.Клуб знатоков леса Цель: Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособление животных и растений к условиям жизни. | 1.Викторина « Знатоки природы родного края». (конспект) Цель: Закрепить знания детей о природе родного края. 2.Изготовление панно «Дерево и все вокруг него». (посезонное заполнение панно в течение года, по мере усвоения детьми определенных знаний). | Чтение книг Г.Я.Федотова «Волшебный мир дерева»; Сказки, легенды народов поволжья; Поговорки, загадки о природе; русские народные приметы. | |||||||
«Строился город на Каме» Январь | 1.Занятие « Нижнекамск и Нижнекамцы». Цель: Продолжить углубленную работу по изучению родного края. | 1.Занятие «Город химиков». Цель: познакомить детей с градообразующими заводами, воспитывать чувство гордости за свой край и любовь к своей Родине. 2.Рассматривания альбома « Город на Каме» Цель: Подвести детей к понятию « Гражданин- Достойный сын Отечества». | 1.Занятие « Мы расскажем о нашем городе». Цель: Учить отражать свои впечатления о городе в рисунке. 2.Рисование на тему «Томск старинный и современный». | 1.Экскурсии по памятным местам родного города ( с помощью родителей). 2.Конкурс « Папа, мама, я – семья» ( лучший видеофильм о прогулках с семьей, по родному городу, рассказы о городе). Цель: Привлечение Родителей для более эффективного способа-Познать свой родной край. | Чтение стих. | |||||||
«Защитники Родины» Февраль | 1.Беседа « Интернационалисты защитники Родины». Цель: Углубить знания детей о защитниках нашей Родины, напомнить о памятных местах, посвященные им. 2.Оформление стенда « Они служили в мирное время». | 1.Рассказ о героях интернационалистах. Рассматривание фотографий, наград. 2.Лепка « Солдат на посту». Цель: Знакомить детей с героями ВОВ, чьи имена носят наши улицы. | 1.Праздник Пап « День защитника Отечества» 2.Аппликация «Подарок папе» Цель: Учить радовать своих близким. | 1.Занятие « Мир –это главное слово на свете». Цель: Ознакомить со стихами и пословицами о мире, солдатским письмом – треугольником. Воспитывать у детей уважение к защитникам нашей Родины. 2.Экскурссия в музей славы школы. | Серия картин, Стихотворения. | |||||||
« Моя мама» Март | 1.Оформление альбома «Мамы всякие нужны». Цель: Знакомство с различными профессиями. 2.С/р.игра «Больница-Аптека-Лаборотория-Семья». 3.Рассказы детей « Наши славные женщины» (с использованием фото из семейных альбомов). | 1.Рисование « Моя мама» 2.экскурсия на кухню детского сада. Цель: Воспитывать уважение ко всем профессиям. 3.Д.игры на закрепление женских профессий. | 1.Беседа на тему « Во что одевались татары». Цель: Вызвать интерес к национальному костюму. 2.Досуг на тему «Тепло любимых песен наших бабушек» с использованием русского национального костюма. | 1.Занятие « Город - мастеров». Цель: расширять знание детей о назначении разных сфер деятельности взрослых и социальной направленности городских предприятий и служб; воспитывать интерес к разным профессиям и ответственность за порученное дело | Фотоальбомы, Стихи. | |||||||
«Народная культура» проект. Апрель | 1.Занятие комплексное Путешествие по святым местам Нижнекамска»(Храмы и мечети). Цель: формировать в детях толерантное отношение к разным конфессиям | 1.Комплексное занятие Путешествие на святой источник» Цель: Приобщение детей к истокам православной и мусульманской культур. | 1.Беседа «Праздник Пасха».(конспект) Цель: Формировать представление о том, что праздники бывают разными: семейными, общенародными, спортивные, церковные. Воспитывать духовность, доброту, трудолюбие. | 1.Просмотр видеофильмов, фотоальбомов, иллюстративных книг. «Навруз» Цель: Познакомить с национальным праздником весны, прививать уважение к культуре разных народов. | Чтение: Библейские легенды в пересказе Бартенева М.; | |||||||
«Этот день Победы» Проект. Май | 1.Рассказ – Беседа о Дне Победы «Никто не Забыт, Ничто не Забыто». конспект Цель: Обогатить знания детей о великом и светлом празднике — Дне Победы. 2.Оформление стенда «Никто не Забыт, ничто не забыто». Цель: Пробудить у детей интерес к истории своего района, города, страны; воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, гордости ее историческим прошлым. | 1.Экскурсия к Вечному огню. Возложение цветов. Цель: Продолжить знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. 2.Досуг, посвященный Дню Победы. Выставка репродукций художников, писавших о Великой Отечественной войне (А.Пластов, К.Васильев) 3.Слушание песен военно-патриотической тематики. | 1.Занятие «Худой мир лучше доброй славы». Цель: Формировать правильное отношение детей к войне; учить рассуждать, договариваться с другими, решать все сообща. 2.Беседа по теме «Да сохранится шар земной!» Цель: Подвести детей к пониманию, что мир и красота, которую мы лицизреем, бесценна. | 1.Занятие « Ордена и медали Великой Отечественной Войны». Цель: Показать детям фотоматериалы с изображением орденов и медалей. 2.Экскурсия в музей боевой славы( на базе школы) Цель: Продолжить знакомить детей с защитниками города; воспитывать любовь к людям старшего поколения, интерес к героической истории. 3.Просмотр видеофильмом о ВОВ («Маленький сержант»). 4.Викторина « Мир за мир» Цель: Закрепить знание боевых традиций нашего народа, воспитывать. | Чтение рассказов и стихотворений Д.Чибис, С.Михал-ков, М.Джумаева, О.Воробьев и др. | |||||||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПО ПРОГРАММЕ «МОЙ НИЖНЕКАМСК»
Старшая группа.
Город. Знать, что рядом с Нижнекамском находятся другие города. Иметь представление о некоторых исторических и культурных местах города, о значении символов гербов и их назначении, о некоторых традициях.
Нижнекамск. Иметь представление о том, что Нижнекамск является частью Нижнекамского муниципального района. Район имеет большую территорию, в ней много деревень. Знать, что Нижнекамский муниципальный район называется по главному городу – Нижнекамску. Знать, что люди, живущие в районе называются Нижнекамцами. Представлять символику города и района. Проявлять интерес к познанию своего района. Проявлять интерес к познанию своего края. На эмоциональном уровне проявлять привязанность к родным местам.
Природа. Неживая природа: Знать особенности неживой природы; Живая природа. Иметь представление о некоторой экосистеме родного края: Растения, деревья хвойные, кустарники, травы, грибы, животные, растения. Подготовительная группа.
Город, район. Проявлять стойкий интерес к истории и традиции города. Понимать, что место, где он родился, вырос, дорого для каждого человека. Это его малая родина. Испытывать чувство гордости за нее.
Россия. Иметь элементарные представления о том, что наша страна – Россия, она большая. Татарстан– часть России. В России много краев и областей. Знать государственную символику России: герб. Флаг, гимн. Понимать, что есть Родина большая и малая: Россия – это большая Родина. Всех, кто живет в России, называется россиянами. Знать, что Москва – главный город, столица России. Иметь представление о некоторых культурных и исторических местах Москвы. Проявлять интерес к познанию свое Родины, испытывать чувство гордости за нее.
Природа. Продолжить знакомство с природой родного края, растительным и животным миром, природной зоны региона, страны.
Низкий | Средний | Высокий |
Ребенок знает некоторые потребности растений и животных, устанавливает частные связи объектов со средой обитания. Сложились некоторые существенные представления о живом. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения к природе ситуативно. Знаком с правилами личной безопасности: не пить грязную воду, не есть грязными руками. Знает историю города. | Знает признаки живого, устанавливает частные и некоторые общие связи объекта со средой обитания. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, но не достаточно результативно. Замечает нарушения правил поведения в природе, мотивирует необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов – практической пользой, красотой. Имеет представление о природных богатствах недр родного края. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные России занесены в нее. | Легко устанавливает частные и общие связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеет первоначальными обобщенными представлениями о живом. Умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений, называет всю совокупность существенных признаков. Гуманно относится к природе, охотно и качественно выполняет трудовые процессы. По собственной инициативе длительно наблюдает за природой. Моделирует признаки объектов и связи. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Имеет навыки безопасного движения. Знает обычаи, традиции русского народа. Историю возникновения, символику, столицу Родины – Москву. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1..Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей.- Санкт-Петербург :изд.: «Детство-Пресс»,2006.
2.Карта Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района.
3.Модонова Л.П. Беседа с детьми о нравственности и экологии.- М.: изд. «Росмэн», 2009.
4.Маневцева М.Г.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников.- М.: изд. «Росмэн», 2009.
5.Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.- Санкт-Петербург., изд.: «Детство-Пресс»,2006.
6.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- М., «Линка-пресс»,1999.
7.Конюхова А., Сабанова В., Малина Т. Нижнекамск – судьба моя и вдохновенье. 2016
8.Мирхазова Н.Р. Хыялга канатлар куючы. Нижнекамск 2011.
9.Русс .А. Город химиков – волшебников.-ООО «Типография «НП-Принт», 2017.
10.Сборник прозы, поэзии, музыкального творчества «Нижнекамск в сердце моем», 2011
11.Сборник прозы, поэзии, музыкального творчества «Нижнекамск в сердце моем», 2016
12. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.- М.: изд. «Росмэн», 2001.
13. Юрков П.И. Родной край. Краеведческая пособие из. «Просвещение»-.М.,1980.
14. По страницам красной книги, справочник.- изд. «Томск» ,1987.
15.Хабибуллина Х. Ак йолдызым синең..2001
16.Хабибуллина Х. Могҗиза тудыручылар.-Ниңнекамск., типография“Гузель”,2006
Приложение
Анкета
Готовность к работе по духовно- нравственному воспитанию
1.Какой смысл вы вкладываете в понятие « гражданин», «гражданское воспитание»? _____________________________________________________ _________________________________________________________________
2.Считаете ли вы необходимым и возможным начинать духовно- нравственное воспитание с раннего дошкольного детства? Почему?_________________________________________________________ _________________________________________________________________
3.Достаточно ли хорошо вы знаете культурно- историческое наследие города, края (в рамках дошкольного возраста), чтобы обеспечить знания детей? _________________________________________________ _________
4.Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города, края?_____________________________________________________________
5.Как вы думаете, с какого лучше возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?__________________________________________________________ ___
6.Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом, краем? Перечислите известные вам источники. _____________________________________________________ ___ ____________________________________________________ _____________
7.Какую развивающую среду вы бы сделали (или имеется) по данной теме? Перечислите. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
8.Какими профессиональными умениями по данной теме Вы могли бы поделиться? _________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы любим город Нижнекамск
1)Учить делать звуковой анализ слова; сложить слово из счетных палочек; способствовать развитию фонематического слуха.2)Развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные...
Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с родным городом «Нижнекамск мой – частица Отчизны…»
В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности регио...
Мой любимый Нижнекамск.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группы....
Нижнекамск - город, в котором мы живем
Занятие по ознакомлению с достопримечательностями города Нижнекамска...
Герои города Нижнекамск и Нижнекамского района
Презентация...
Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"
Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...