Центр природы, как средство экологического воспитания старших дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Чугунова Екатерина Эдуардовна

Дошкольный возраст — важный этап встановлении экологического воспитания личности. В данном возрасте малыш начинает выделять себя из находящейся вокруг среды, у него появляется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, создаются азы нравственно-экологических позиций личности.

Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые ориентируются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. [43]

М.В. Лучич полагает: «Убеждение человека формируются с детства. Одна из основных нравственных задач, стоящих перед педагогами - прививать любовь и чувства к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Добиться этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире животных и растений, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест. Формированию любви к родному краю, селу, городу, к родине особое внимание уделяется в детских садах». [6]

Чтобы правильно относиться к природе, сознательно с ней взаимодействовать, соблюдать природный баланс, общество должно знать эти нехитрые законы. Простое знание основ экологии есть необходимый компонент экологической культуры любого человека. Подтверждено, что формирование данного знания проще начинать в дошкольном детстве в определенных случаях близкого к ребенку природного окружения.

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях. В ряде исследований созданы системы знаний и изучены возможности их усвоения дошкольниками о неживой природе (Т. В. Земцова, Л. И. Мищик, И. С. Фрейдкин), о растительном мире (Н. К. Постникова, И. А. Хайдурова и др.), о животном мире (С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, А. М. Федотова и др.).

Воспитанию осторожного и бережливого отношения к природе (на примере растительного и животного мира) приурочены к изучения В. Г. Грецовой, М. К. Ибраимовой, 3. П. Плохий, И. А. Комаровой. Рассмотрены вопросы формирования экологических представлений об экосистеме (О. Ю. Тютюнник), биоценозе (В. П. Арсентьева). [5]

Основная направленность исследований - отбор и классификация экологически важного содержания знаний о природе для дошкольников. Авторами доказано, что дети 5-7 лет готовы приобретать знания, отражающие закономерные явления природы связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней, рост и развитие, некоторые биоценологические связи в сообществах живых организмов.

На современном этапе создана Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста, в которой конкретизированы суть, содержание и пути реализации нового направления дошкольной педагогики (С. Н. Николаева). [33]

Методика и содержание экологического воспитания дошкольников представлены в ряде авторских программ «Мы» Н. Н. Кондратьевой, «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Планета - наш дом» И. Г. Белавиной и Н. Г. Найденской, «Паутинка» Ж. Н. Васякиной, «Мы – земляне» Н. Н. Вересова, «Семицветик» В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой и др. Экологизированы разделы по ознакомлению с природой в новых вариативных программах развития дошкольников «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой и др.), «Истоки» (науч. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук и др.), «Радуга» (сост. Т. Н. Доронова), «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.), «Я – Человек» (С. А. Козлова) и др.

М.М. Марковская убеждает, что познакомить детей с природой, воспитывать любовь к ней поможет центр природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. [27]

Несмотря на имеющиеся успехи в области научно-методических основ экологического воспитания детей дошкольного возраста, до нынешнего времени есть не изученные вопросы, связанные как с самим понятием «культура взаимодействия с природой» применительно к дошкольнику, так и с выяснением условий, обеспечивающих ее становление у детей.

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы был выделен ряд противоречий:

- между требованиями, предъявленными Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования в области экологического воспитания и реальными недостаточно высокими результатами экологической воспитанности дошкольников;

- между достаточной теоретической изученностью проблемы экологического воспитания дошкольников и трудностями в отборе действенных педагогических средств экологического воспитания старших дошкольников;

- между необходимостью использования центра природы как средства экологического воспитания старших дошкольников и недостаточностью методического обеспечения работы в центре природы ДОУ.

На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема:

Проблема исследования: при каких педагогических условиях центр природы будет способствовать экологическому воспитанию дошкольников в образовательной деятельности?

Выявленная проблема позволила определить тему исследования, определить объект и предмет.

Тема исследования: «Центр природы, как средство экологического воспитания старших дошкольников».

Объект курсового исследования: процесс экологического воспитания старших дошкольников.

Предмет курсового исследования: центр природы, как средство экологического воспитания старших дошкольников.

Цель курсовой работы: на основе анализа психолого – педагогической литературы определить возможности центра природы, как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть особенности экологического воспитания у старших дошкольников.

2. Определить на теоретическом уровне возможности центра природы как средства экологического воспитания старших дошкольников.

3. Проанализировать имеющийся педагогический опыт применения центров природы направленных на экологическое воспитание старших дошкольников.

4. Разработать план опытно – поисковой работы по экологическому воспитанию старших дошкольников посредством центра природы и обосновать способы оценки результативности исследовательской работы.

В основу исследования была положена гипотеза: экологическое воспитание у старших дошкольников посредством центра природы будет возможна, при следующих условиях: если

- будут созданы все педагогические условия организации центра природы для экологического воспитания дошкольников;

- в работе с детьми по формированию экологического воспитания будут использоваться разнообразные методы и приемы;

- работа по экологическому воспитанию будет вестись систематически в повседневной жизни во всех режимных моментах

- работа в центре природы будет иметь у детей положительных эмоциональный отклик.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что в работе систематизирован теоретический материал по вопросам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, определено понятие «центр природы», его составляющие, возможности использования как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что созданные методические рекомендации по использованию центра природы как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, могут быть использованы в практической деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по ознакомлению с миром природы.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, освоение и обобщение опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст — важный этап встановлении экологического воспитания личности. В данном возрасте малыш начинает выделять себя из находящейся вокруг среды, у него появляется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, создаются азы нравственно-экологических позиций личности.

Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые ориентируются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. [43]

М.В. Лучич полагает: «Убеждение человека формируются с детства. Одна из основных нравственных задач, стоящих перед педагогами - прививать любовь и чувства к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Добиться этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире животных и растений, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест. Формированию любви к родному краю, селу, городу, к родине особое внимание уделяется в детских садах». [6]

Чтобы правильно относиться к природе, сознательно с ней взаимодействовать, соблюдать природный баланс, общество должно знать эти нехитрые законы. Простое знание основ экологии есть необходимый компонент экологической культуры любого человека. Подтверждено, что формирование данного знания проще начинать в дошкольном детстве в определенных случаях близкого к ребенку природного окружения.

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях. В ряде исследований созданы системы знаний и изучены возможности их усвоения дошкольниками о неживой природе (Т. В. Земцова, Л. И. Мищик, И. С. Фрейдкин), о растительном мире (Н. К. Постникова, И. А. Хайдурова и др.), о животном мире (С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, А. М. Федотова и др.).

Воспитанию осторожного и бережливого отношения к природе (на примере растительного и животного мира) приурочены к изучения В. Г. Грецовой, М. К. Ибраимовой, 3. П. Плохий, И. А. Комаровой. Рассмотрены вопросы формирования экологических представлений об экосистеме (О. Ю. Тютюнник), биоценозе (В. П. Арсентьева). [5]

Основная направленность исследований - отбор и классификация экологически важного содержания знаний о природе для дошкольников. Авторами доказано, что дети 5-7 лет готовы приобретать знания, отражающие закономерные явления природы связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней, рост и развитие, некоторые биоценологические связи в сообществах живых организмов.

На современном этапе создана Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста, в которой конкретизированы суть, содержание и пути реализации нового направления дошкольной педагогики (С. Н. Николаева). [33]

Методика и содержание экологического воспитания дошкольников представлены в ряде авторских программ «Мы» Н. Н. Кондратьевой, «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Планета - наш дом» И. Г. Белавиной и Н. Г. Найденской, «Паутинка» Ж. Н. Васякиной, «Мы – земляне» Н. Н. Вересова, «Семицветик» В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой и др. Экологизированы разделы по ознакомлению с природой в новых вариативных программах развития дошкольников «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой и др.), «Истоки» (науч. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук и др.), «Радуга» (сост. Т. Н. Доронова), «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.), «Я – Человек» (С. А. Козлова) и др.

М.М. Марковская убеждает, что познакомить детей с природой, воспитывать любовь к ней поможет центр природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. [27]

Несмотря на имеющиеся успехи в области научно-методических основ экологического воспитания детей дошкольного возраста, до нынешнего времени есть не изученные вопросы, связанные как с самим понятием «культура взаимодействия с природой» применительно к дошкольнику, так и с выяснением условий, обеспечивающих ее становление у детей.

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы был выделен ряд противоречий:

- между требованиями, предъявленными Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования в области экологического воспитания и реальными недостаточно высокими результатами экологической воспитанности дошкольников;

- между достаточной теоретической изученностью проблемы экологического воспитания дошкольников и трудностями в отборе действенных педагогических средств экологического воспитания старших дошкольников;

- между необходимостью использования центра природы как средства экологического воспитания старших дошкольников и недостаточностью методического обеспечения работы в центре природы ДОУ.

На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема:

Проблема исследования: при каких педагогических условиях центр природы будет способствовать экологическому воспитанию дошкольников в образовательной деятельности?

Выявленная проблема позволила определить тему исследования, определить объект и предмет.

Тема исследования: «Центр природы, как средство экологического воспитания старших дошкольников».

Объект курсового исследования: процесс экологического воспитания старших дошкольников.

Предмет курсового исследования: центр природы, как средство экологического воспитания старших дошкольников.

Цель курсовой работы: на основе анализа психолого – педагогической литературы определить возможности центра природы, как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть особенности экологического воспитания у старших дошкольников.

2. Определить на теоретическом уровне возможности центра природы как средства экологического воспитания старших дошкольников.

3. Проанализировать имеющийся педагогический опыт применения центров природы направленных на экологическое воспитание старших дошкольников.

4. Разработать план опытно – поисковой работы по экологическому воспитанию старших дошкольников посредством центра природы и обосновать способы оценки результативности исследовательской работы.

В основу исследования была положена гипотеза: экологическое воспитание у старших дошкольников посредством центра природы будет возможна, при следующих условиях: если

- будут созданы все педагогические условия организации центра природы для экологического воспитания дошкольников;

- в работе с детьми по формированию экологического воспитания будут использоваться разнообразные методы и приемы;

- работа по экологическому воспитанию будет вестись систематически в повседневной жизни во всех режимных моментах

- работа в центре природы будет иметь у детей положительных эмоциональный отклик.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что в работе систематизирован теоретический материал по вопросам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, определено понятие «центр природы», его составляющие, возможности использования как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что созданные методические рекомендации по использованию центра природы как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, могут быть использованы в практической деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по ознакомлению с миром природы.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, освоение и обобщение опыта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников

Данный опыт работы представлен воспитателем МОУ СОШ №37 (детский сад №123) Тимофеевой Мариной Борисовной в системе работы по экологическому воспитанию старших дошкольников.     В э...

Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников

Тема: «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г.Алексеевки  Белгородской обл....

Уголок природы как средство экологического воспитания дошкольников

Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией...

Опыт работы по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников".

Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения  к природе у ребенка  дошкольного возраста  является экспериментирование. Это очень интересное и по...

«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».

Материал предоставлен для воспитателей. Эксперименатальная деятельность  в детском саду....

«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

"Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников", 2017/2018 г.

Ниже представлена работа по самообразованию за период 2017-2018 уч. год.  Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников....