НОД: знакомство с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД
Тема: Волшебница Зима в город к нам пришла.
Цель: - удовлетворить естественное детское любопытство и любознательность, потребность в игре и новых впечатлениях.
Контингент: воспитанники средней группы
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Задачи:
Общеобразовательные:
- Закреплять представления детей о зиме в городе и ее характерных признаках;
- Закреплять умение детей отражать в речи результаты своих наблюдений в природе.
Развивающая:
- развивать креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации;
Воспитательная:
- воспитывать разностороннюю творческую личность,
- воспитывать способность взаимодействовать друг с другом в совместных, увлекательных играх.
Оборудование: Презентация о зиме в лесу и городе, макет с городской улицей ( дорога с лужами, деревья, дома.), бумажные салфетки, белая гуашь, кисточки, прозрачные стаканы закрытые крышками с трубочками и шариками пенопласта, калька с нарисованными по образцу лужами, ножницы, салфетки для рук.
Ход занятия.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята.
Собрались мы с вами в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
У вас хорошее настроение?
Я очень рада. Сегодня прекрасная погода, давайте посмотрим?
Педагог подводит детей к окну.
Кто знает. какое сейчас время года? (ответы детей) А какое время года было да этого? Расскажите мне, пожалуйста , как вы узнали, что сейчас зима?
Дети перечисляют признаки зимы.
Молодцы ребята, а если снега нет, это значит , что и зимы нет?
Дети высказывают свои предположения.
Сюрпризный момент:
Ребята, я хочу показать вам маленький фильм о том . какая бывает зима. Посмотрим?
Дети проходят и садятся на стульчики.
Происходит показ мультимедиа о зиме в лесу и городе. ( во время показа делается акцент на различия погодных проявлений в городе и лесу)
Основная часть:
Вам понравился мой фильм? Расскажите, чем отличается зима в городе и лесу.
-в лесу много снега, а городе мало
- в городе снег быстро тает, его убирают специальные машины
- в лесу снег лежит долго и образует сугробы
- и в лесу и в городе деревья покрыты снегом
- и в лесу и в городе лужи покрыты льдом
- часто бывает метель и вьюга.
Мне понравились ваши ответы. А сейчас я вам предлагаю поиграть. Я буду говорить разные предложения, если они будут про зиму, то вы будете хлопать в ладоши, а если нет, то подпрыгивать. Хорошо?
- зимой я люблю купаться
- зимой падает снег
- зимой очень тепло
- зимой часто падают листья
- зимой можно ходить без куртки
- зимой можно сажать капусту
- дети ездят на санках и коньках
- птицы прилетают с юга
Вам весело было играть? Теперь внимательно послушайте и отгадайте загадки:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (зима)
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый… (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой… (снежинки)
Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? — Вот вопрос.
Их нарисовал… (мороз)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья… (вьюга)
Молодцы! Вы отгадали все загадки. Давайте с вами отдохнем .
Физминутка
Зимушка-зима
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
И студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. ( Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети останавливаются)
Отдохнули? Я приготовила для вас еще один сюрприз.
Завершающая часть:
Педагог подводит детей к столу, на котором стоит макет города, белая гуашь, кисточки, бумажные салфетки, стаканы с трубочками и пенопластом, калька, ножницы.
Ребята я приглашаю вас посмотреть на мою поделку. Как вы думаете, что это такое? (ответы детей, педагог выслушивает варианты и выбирает правильный).
Хорошо, вы правильно догадались ,что это город. А скажите мне чем мой город отличается от того который у нас за окном? Молодцы. В мой город еще не пришла зима. Дети , вы можете мне помочь и сделать так , чтобы в моем городе наступила зима? Как вы думаете, что для этого надо? Давайте превратимся в волшебником и придумаем, как это сделать.
Педагог выслушивает ответы и если дети затрудняются с ними подводит их к мысли, что снег можно сделать из бумажных салфеток, гуашью покрыть деревья(иней), из кальки вырезать лед для луж, в стаканах можно изобразить вьюгу и т.д.
Дети разбиваются на группы и выполняют задание.
А теперь посмотрите, какая красивая зима пришла в наш город. Вы справились с заданием и из вас получились прекрасные волшебники. Сегодня мы покажем этот город вашим родителям и расскажем, как можно сделать зиму, договорились?
Подведение итога.
- О каком времени года мы говорили?
- Какие задания выполняли?
Правильно, мы говорили о зиме и ее приметах, о том, что в городе и в лесу зима бывает разная, отгадывали загадки, играли, превращались в волшебников и заколдовали целый город.
Вы сегодня большие молодцы, старались и у вас все получилось. Похлопайте себе.
Пояснительная записка.
В конспекте используется интеграция таких образовательных областей как социально-коммуникативное, речевое и познавательное развитие.
Ребенок - вечный исследователь, ему интересно все и именно это его свойство дает возможность педагогу развивать его. От того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает постоянную вовлеченность ребенка в совместную и самостоятельную деятельность для развития его воображения и любознательности.
В нашем учреждении все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Для эффективного развития познавательной сферы малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
Можно отметить, что в данном конспекте решается несколько задач ,заданных ФГОС, таких как:
-Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
-Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
-Развитие творческих задатков и воображения.
-Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
Данный конспект разработан для средней группы « Полянка». Она состоит из 22 воспитанников . самым младшим детям только исполнилось 4 года, старшим 5. Именно поэтому для охвата ближайших зон развития всех детей были введены игры разных уровней сложности. Это является главным условием работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.
Могу отметить, что в своей работе я постаралась использовать все основные формы направленные на познавательное развитие. К ним можно отнести :
- личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
- применение различных дидактических заданий и игр;
- использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса,
- формирование мышления и памяти.
Для развития ребенка необходимо, чтобы он сомневался и задавал вопросы. Современный ФГОС в ДОУ говорит о том, что надо перестать давать знания «на блюдечке». Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации , а значит независимости и самодостаточности. Сегодня главной задачей родителей и воспитателя является научить ребенка высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация занятия по знакомству с окружающим миром "Зимние забавы на Руси"
Материал для знакомства детей с зимними забавами наших предков...
Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".
Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...
Конспект занятия по знакомству с окружающем миром на тему:"Ах,картошечка,картошка""
занятие по позновательному развитию детей старшей группы...
«Кто не знает белку?» ( знакомство с окружающим миром в подготовительной группе)
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе в живом уголке о белке....
Знакомство с окружающим миром на основе развития речи. "Парикмахерская"
Комплексное занятие с использованием загадок, стихов, рассказов по картине....
Занятие в средней группе. Знакомство с окружающим миром Тема занятия: Знакомство с деревом (как материалом)
Цели:— знакомить со свойствами дерева (твердость, прочность, мягкость) и структурой его поверхности (гладкая, шероховатая);— воспитывать бережное отношение к деревьям и лесу.Словарная рабо...
Занятие во второй младшей группе. Знакомство с окружающим миром Тема: Знакомство с профессией водителя (шофера)
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...