«Жители водоемов. Рыбы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Павлушина Виктория Владимировна

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Обитатели водоёмов». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки сходства всех рыб, формируем умение зарисовывать их на бумаге, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanatie.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Жители водоемов. Рыбы»

Возрастная группа: Подготовительная группа.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной  деятельности «Жители водоемов. Рыбы»

Задачи:

- Создать условия для развития умения обращаться к собственному опыту, имеющимся знаниям, умениям.
-  Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор.

- Создавать условия для развития умения выражать словами свои мысли, чувства, результаты.
- Создать условия для развития умения комментировать свои действия.

-  Создать условия для умения сотрудничать в предложенных формах.

- Создать условия для свободного выбора детьми материалов и форм для продуктивной деятельности.


Ход образовательной деятельности.
 
 Воспитатель входит в зал.


Воспитатель: Здравствуйте, ребята!  Ко мне в группу ходят малыши, они намного младше вас. И однажды они мне задали очень интересный и сложный вопрос, а какой я скажу позже. А сейчас я хочу вас позвать в волшебный мир. Давайте встанем в круг, закроем глазки. Звучит фонограмма « Шум моря»

Слышите шум воды? Представим, что мы плывем по чистой, прозрачной воде.

«Нам реки, озера знакомы.

Любим мы край наш родной,

Изучаем свои водоемы

И загадки природы родной»

Открываем глаза, ребята, где вы себя представляли? Кто из вас окунулся в водоем? Кого вы там увидели?

Ответы детей

 Может вы увидели такую рыбку карася? Или золотую? Или щуку? Может окуня? Или рыбу – попугай? Посмотрите, какие они все разные. Вот и дети моей группы, когда увидели, что все рыбы разные, спросили «Почему их всех таких разных называют – рыбы?

И если честно, я не знала что ответить. Я просмотрела много книг, задала этот вопрос в интернете и еще больше запуталась. И тогда мне подсказали, что в г. Саяногорске в детский сад «Сказка» ходят очень умные дети, вот я к вам и приехала за помощью. Поможете мне ответить вопрос моих детей? Почему рыб называют рыбами, хотя они все такие разные.

Ответы.

Воспитатель: Ой сколько разных признаков вы мне сказали, я столько и не запомню. Надо это как- то зафиксировать, записать или ….

Дети: нарисовать…

Воспитатель: И правда, можно все зарисовать, тогда я точно не забуду.

У меня есть листки разного цвета, вы сказали, что рыбы живут в воде, значит, какой фон можно выбрать?

Дети выбирают фон

Воспитатель: В сети интернет я нашла много подсказок, а как в них разобраться не знаю, давайте вместе. Изображения с компьютера я выведу на экран, чтобы вам было лучше видно.

(Включает презентацию)1 слайд

«Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком»

«По земле не ходят,

На небо не смотрят,

Звезд не считают

Людей не знают»

Про кого эти загадки?

Ответы

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разных рыб я вам принесла. Какой формы тело рыб? Да, тело рыб обтекаемой формы, чтобы удобно было плавать.  Как плавают рыбы? Давайте это зарисуем. Я знаю один прием, как двумя движениями нарисовать контур рыбы. Показать? (Дети рисуют). Все рыбы имеют голову, туловище и хвост, шеи у рыб нет.

Воспитатель: Вот мы нашли уже два общих признака. Посмотрим еще один слайд.

«Глаза есть, да не мигает,

Крылья есть, да не летает,

                 Ног нет, да не догонишь.»

 Воспитатель: «Глаза есть, да не мигает». Что это значит?

Ответы

Воспитатель: У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Так как рыбы живут в воде, вода увлажняет и очищает им глаза.

Воспитатель:  Этот признак надо зафиксировать. Как можно отметить глаза

Ответы: Нарисовать, приклеить

Воспитатель: Я своей рыбе сделаю глаза из пластилина.

Хотя у рыб нет век, когда стемнеет, они спят. Некоторые ложатся даже на бок. У большинства рыб глаза расположены по обеим сторонам головы, по одному с каждой. Причем рыба умеет видеть каждым глазом в отдельности. Она видит и перед собой, и над, и сзади, и под собой. Давайте, попробуем поводить глазами как рыбы. (Гимнастика для глаз). Вот и третий признак давайте отметим это на нашей работе.

Воспитатель: В загадке сказано, что «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

Рассматривают плавники, высказывают мнения.

Воспитатель: Вот и еще один признак – у всех рыб есть плавники. Из чего мы можем сделать плавники, смотрите, сколько на ваших столах интересного материала, я сделаю плавники из бумаги, а хвост из ленточек.

Воспитатель: Рыбы прекрасно приспособлены к жизни в воде. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник не дает ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что я еще нашла в сети интернет.  

Воспитатель: Следующий слайд

«Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой»

«У родителей и деток

Вся одежда из монеток»

Ребята, что это за одежда такая «из монеток»?

Ответы детей.

Воспитатель: Да почти все рыбы покрыты чешуей. Чешуйки округлой формы, очень плотные они защищают рыбу. Вот и еще один признак – у рыб есть чешуя. Из чего можно сделать чешую? Я буду делать из пайеток, буду накладывать их друг на друга начиная с хвоста. (приклеивают пайетки, методом наложения) Чешуя может быть самой разной окраски. У большинства рыб спинка темнее, чем брюшко, так они сливаются с темным цветом дна. А рыбы, которые живут ближе к поверхности водоема, где много солнечного цвета имеют чешуйки светлые, иногда очень яркие, как например, у рыбы – попугая.

Песня «Рыбка, рыбка где ты спишь?»

Воспитатель: Чем дышат рыбы?

Ответы:

Откуда в воде кислород?

Ответы:

Правильно в воде тоже есть растения – водоросли, которые выделяют кислород. Давайте нарисуем водоросли и пузырьки воздуха. Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и рыбы получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода же выходит наружу сквозь жаберные щели.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, зарисовывая общие признаки рыб, у нас получились замечательные картины. Свою картину я увезу детям в свой детский сад и расскажу, почему при всех отличиях, у рыб есть основные схожие признаки, которые и позволяют их отнести к классу рыб. А также расскажу, что дети из г. Саяногорска помогли мне во всем разобраться. А что сделаете вы со своими работами?

Ответы:

Воспитатель: Правильно, с помощью своих работ вы можете рассказывать малышам о рыбах, показать и рассказать о схожих чертах всех рыб, также поделиться этой информацией с другими детьми вашей группы. Что во время нашей игры для вас было самое сложное? Что нового вы узнали? А за вашу помощь от меня и от детей моего детского сада примите небольшие подарки. Спасибо, до свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая беседа по теме : Водоемы, обитатели водоемов, рыбы (викторина).

Формироваybt  знаниq детей о некоторых видах природных водоемов. Закрепить знания об  их обитателях, внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания. Прививать бережное отношение к...

Логопедические консультации на стенд для родителей по теме "Обитатели водоемов. Рыбы"

Логопедические консультации на стенд  для родителей по теме "Обитатели водоемов. Рыбы"...

Рекомендации для родителей, по теме: "Водоемы. Жители водоемов"

Рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу, как занимать по лексическим темам дома....

Рекомендации для родителей по теме: "Водоемы. Жители водоемов"

Рекомендации по закреплению материала для родителей по лексической теме "Водоемы", для домашнего использования, в речевой группе....

Календарно-тематическое планирование " Водоемы,жители водоемов"

перспективный план на неделю  игры, наблюдения, нод, беседы....

Тематическая неделя в 1 младшей группе "Жители водоемов"

Перспективный план тематической недели в 1 младшей группе "Жители водоемов"....

Конспект ОД "Обитатели водоемов-рыбы"

Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть ос...