Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края
статья
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то,
что запечатлено народом, сохранено, то,
что народ пронес через столетия»
Михаил Иванович Калинин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 171.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Ознакомление дошкольников с народными
промыслами русского народа и родного края»
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то,
что запечатлено народом, сохранено, то,
что народ пронес через столетия»
Михаил Иванович Калинин
На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с культурой, историей, традициями, народными промыслами русского народа и родного края. Изучение культуры русского народа в целом и родного края в частности вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. И в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое мы знаем поверхностно. Целесообразно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа и родного края. Поэтому важным моментом в воспитании детей становится целенаправленное возрождение народных ремесел и помыслов русского народа и родного края. Большая часть народной культуры тесно связанна с народными промыслами.
Осознание того, что утрата многих народных занятий привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связей времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным промыслам нашего региона на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. В дошкольной педагогике выполнен ряд работ отечественных и зарубежных педагогов, посвященных исследованию влияния промыслов родного края на развитие творческих способностей ребенка.
Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности. Для решения этой задачи, как нельзя лучше подходит знакомство детей с промыслами родного края.
Народные промыслы невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни нашего края, демонстрирует художественные вкусы, эстетическую красоту и является частью его истории.
В процессе ознакомления с народными промыслами интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов. Наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.
Красочный мир народного промысла раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того, чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как рождаются картины, как расписывают свои изделия художники, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор елецких кружев, как расцветают яркие цветы на вышивке и как через чудное сплетение лозы появляются предметы быта, педагог сам должен хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Много интересного и полезного можно почерпнуть из книг, рассказывающих о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами. Богат наш край и музеями, где можно дети могут не только услышать рассказ об искусстве, но и наглядно увидеть работы наших елецких мастеров, изделия старинных елецких фабрик.
Для работы по проблеме творческого развития детей дошкольного возраста в ДОУ, определены несколько целей:
- развитие творческих способностей детей,
- создание условий для развития творчества,
- организация сотворчества детей и педагогов,
- проявление своей фантазии, изобразительности,
- воспитание творчески активной личности.
Достижение этих целей возможно при решении таких задач, как:
- привитие интереса и любви к народным промыслам;
- восстановление связи поколений;
- развитие стремления к достижению высокого совершенства и завершенности в работе;
- изучение народных промыслов;
- создание условий для развития и сотворчества детей и взрослых.
Выстраивание модели образовательного процесса ведется в нескольких направлениях:
1. Изучение имеющегося теоретического и практического материала по данной теме;
2. Разработка собственного перспективного плана работы на учебный год;
3. Организация предметно-развивающей среды в группе;
4. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе;
5. Разработка консультативного материала для семинаров и консультаций с педагогами.
6. Исследование результатов работы за год и подведение итогов.
Во время эксперимента в работе с детьми широко используются различные материалы: глина, ткани различных фактур и расцветок, лоза, гуашевые краски, цветные мелки, пастель.
Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка.
Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.
Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны и малой родины.
Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. И именно в народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, городки и т. д. Ребёнка привлекает именно предельная простота и ясность игрушки.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.
По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.
В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь – могущества и пробуждения природы, баран или корова – изобилия и плодородия, козел – добра, олень – удачного брака.
Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.
Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками – землю и зерна; капли, наклонные линии – дождь; спираль – ход солнца; ромб – плодородие, крест – веру.
Значение того или иного элемента узора зависело и от цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный – дом.
Ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
Во время образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.
А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.
Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа “ткани” (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).
Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними – листья, решетки и травинки.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:
создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).
Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/05/picture-420830-1396691512.jpg)
Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами".
Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-204620-1360940258.jpg)
творческий проект" Применение техники квиллинга при ознакомлении дошкольников с народными промыслами России"
Цель данного проекта: научить детей выполнять поделки в стиле русских народных промыслов с использованием техники квиллинга( бумажной филиграни). Квиллинг-один из эффективных способов развития творчес...
Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края"
Консультация для воспитателей включает в себя информацию о необходимости знакомства детей с русской народной культурой и традициями....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-409054-1393212019.jpg)
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с народными промыслами
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с народными промыслами...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/22/picture-1251514-1590148106.jpg)
Картотека загадок по ознакомлению дошкольников с народными промыслами
Картотека загадок по ознакомлению дошкольников с народными промыслами...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-1322643-1663944818.jpg)
Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа»
В консультации для педагогов говориться о том, что знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-1114770-1549728439.jpg)
Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53 Консультация для воспитателей«Ознакомление дошкольников с народными промысл...