Лаборатория Деда Мороза
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

практическая работа для дошкольников старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_deda_moroza.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка».

        

Конспект непосредственно образовательной деятельности  

по образовательной области «Познавательное развитие»

(Поисково-исследовательская деятельность)

в старшей группе «Сказка»

по теме «Лаборатория Деда Мороза»

Воспитатель:

Евстратова Елена Владимировна

г. Советский

декабрь, 2017 год

Виды детской деятельности:

Образовательная область

Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Беседа

Ситуативный разговор

Отгадывание загадки

Постановка вопросов

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская, деятельность

Речевое развитие

Коммуникативная

Формы работы и виды детской деятельности:

Виды детской деятельности

Формы работы с детьми

Познавательно – исследовательская

Игровая

Ситуативный разговор

Решение проблемной ситуации

Обсуждение

Продуктивная деятельность

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор

Отгадывание загадок

Постановка вопросов

Вид занятия: тематическое

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности.

Задачи:

Образовательные:

Формировать познавательно-исследовательскую активности у детей в процессе экспериментирования.

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Развивающие:

Развивать умение детей действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Словарная работа: лаборатория, ингредиенты

Предварительная работа: отгадывание загадок о зиме, рассматривание иллюстраций, картинки где используется вода, растительное масло, лимонная кислота, пищевая сода, пищевой краситель.

        

Оборудование:

Материалы: вода, растительное масло, лимонная кислота, пищевая сода, пищевой краситель, стаканы.

ТСО: ноутбук, интерактивная доска, колонки, мышка.

Методы обучения:

  • игровая мотивация;
  • создание проблемной ситуации;
  • словесные: вопрос-ответ, указания, исправления.

Приемы обучения:

  • словесная инструкция;
  • показ;
  • вопросы воспитателя.

Индивидуальная работа:

Помощь затрудняющимся детям в выполнении задания.

Место проведения: групповая комната.

Количество детей: 15 человек.

Ход НОД:

Вводно-организационный этап

Педагог собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

Воспитатель:

Все мы встали по местам, никому не тесно,

 По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом – 

Все покрыла серебром! 

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь. (дети присаживаются на стулья) Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?

Дети: Определения подходят, так как зимой все  припорошено белым снегом.

Воспитатель: На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

Дети:  Это зимние месяцы.

Воспитатель: Правильно. Вспомните их названия.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля.

Какой зимний месяц сейчас?

Дети: Декабрь.

Видеозвонок. Д.М.: «Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Сейчас самая тяжелая пора для меня. Я готовлю всем подарки и чудеса для детей и взрослых, и не успеваю их подготовить. Я приглашаю вас к себе в лабораторию помочь мне с подарками и чудесами».

Воспитатель: А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Лаборатория, это помещение, в котором проводят разнообразные опыты.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делает Дед Мороз в лаборатории?

Дети: Творит чудеса.

Воспитатель: А вы хотите научиться чудесам? Тогда посмотрим, что есть в лаборатории. Посмотрите, сколько разных ингредиентов для проведения опытов. Кто знает, что такое ингредиент? (части из которых состоит продукт) Здесь есть даже растительное масло, где оно применяется?

Дети: На растительном масле жарят.

Воспитатель: Какие ингредиенты используют при приготовлении теста для выпечки?

Дети: Мука, вода, яйца, дрожжи, соль, сахар, сода, лимонная кислота

Воспитатель: Где можно применить соду?

Дети: Ею можно почистить посуду.

Воспитатель: А где можно использовать пищевые красители?

Дети: Красителями красят пасхальные яйца, добавляют в тесто, подкрашивают крема.

Воспитатель: Для чего нужна вода?

Дети: Из воды готовят пищу, ею умываются, стирают одежду и т.д.

Воспитатель: А где же сам Дед Мороз?

Видеозвонок. Д.М.: Милые мои ребята, извините меня, но мне срочно пришлось уехать на Крайний Север за подарками для ребят. Но вы не унывайте, я научу вас одному чуду, с помощью которого вы сможете удивить своих родных и друзей.

Воспитатель: Ребята, сначала вспомним технику безопасности при работе с различными жидкими веществами.

Дети: Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество. Наливать аккуратно, четко следовать инструкциям воспитателя. Одеть фартуки.

Видеозвонок: Д.М.: И так, смотрите внимательно и запоминайте:

1.  В уже окрашенную воду наливаем растительное масло чуть больше половинки.

2. Всыпаем питьевую соду.

3. Добавляем лимонную кислоту.

Посмотрите, какая получилась красота. Теперь попробуйте сделать сами вместе с Мариной Владимировной.

Физминутка

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте встанем. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке и выполняют движения по тексту)

 Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Но сначала одевайте фартуки, ведь мы с вами будем творить чудеса.

Практическая деятельность детей.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним последовательность и нарисуем схему опыта.

1. Как вы думаете, что за жидкость в этом стакане? (вода) Да, это подкрашенная вода. (зарисовывают схему)

2. В уже окрашенную воду наливаем растительное масло чуть больше половинки. (Имя), найди схематическое изображение масла. Почему оно так изображено? (зарисовывают схему) Почему масло плавает по поверхности воды и не смешивается с водой ? (Масло легче воды, поэтому оно плавает по поверхности воды).

2 Всыпаем питьевую соду. (Имя), скажи, пожалуйста, почему мы соду изобразили в виде облака с пузырьками? (зарисовывают схему)

3. Добавляем лимонную кислоту и увидите, какая получилась красота. Объясните, почему так произошло? (зарисовывают схему) Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются вверх. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки воды поднимаются и снова спускаются в нижний слой. Что происходит с воздухом? (Воздух поднимается наверх и смешивает жидкости. Воздух легче воды и масла).

Воспитатель: А теперь вы сами постарайтесь сделать такой опыт сами по нарисованной схеме.

Продуктивная деятельность

Дети с помощью составленной ими схемы проводят опыт. Воспитатель выполняет индивидуальную работу, задает наводящие вопросы.

Итог:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие чудеса у нас получились.

Что нам помогло сделать это чудо?

С какими новыми словами вы познакомились?

Дети: Ингредиент – части, из которых состоит продукт. Лаборатория, это помещение, в котором проводят разнообразные опыты.

Воспитатель: Почему масло плавает по поверхности воды? 

Дети: Масло легче воды, поэтому оно плавает по поверхности воды. 

Воспитатель: Почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не остаются на дне?

Дети: Воздух легче воды и масла. 

Воспитатель: Сформулируйте вывод.

Вывод: Масло легче воды, поэтому оно плавает по поверхности воды. Воздух поднимается наверх и смешивает жидкости. Воздух легче воды и масла, поэтому пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Видеозвонок: Д.М.: Я очень рад, что вы нарисовали схему, которой сможете воспользоваться и познакомить с моим чудом своих родных. Надеюсь, что вы повторите это чудо вместе с родителями. С Новым годом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в образовательной области "Познание" по теме "Лаборатория Деда Мороза"

Конспект поможет познакомить детей с происхождением снежинок...

Проект «Секретная лаборатория Деда Мороза»

Творческо-исследовательский проект для детей подготовительной группы...

Проект "Создание мини - музея Деда Мороза" итоговое мероприятие«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ДЕДА МОРОЗА» подготовительная группа

Скоро Новый год постучится в двери каждого дома. И на пороге окажется Дед Мороз. В каждую семью в разных странах приходит этот долгожданный гостьВ ходе реализации проекта «Создание мини му...

Новогодняя массовая зарядка с Дедом Морозом «Раз, два, потянись! Деду Морозу улыбнись!»

Новогодняя массовая зарядка с Дедом Морозом «Раз, два, потянись! Деду Морозу улыбнись!»...

Презентация "Лаборатория Деда Мороза"

Презентация знакомит детей со свойствами снега и льда....