Проект «Секретная лаборатория Деда Мороза»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Творческо-исследовательский проект для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_laboratoriya_deda_moroza.docx | 34.78 КБ |
prezentatsiya_proekta_sekretnaya_laboratoriya.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к проекту
«Секретная лаборатория Деда Мороза»
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Как происходит реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках муниципальной системы образования?
«Новая школа - это школа, где ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
«…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…» Основы этих качеств закладываются и развиваются в дошкольном детстве. Как показывают исследования, эти способности с возрастом падают, что приводит к снижению учебной мотивации, а в дальнейшем к неумению адаптироваться к социальной жизни.
Все вышесказанное говорит об актуальности вопроса развития детской познавательной активности.
Перед педагогами стоит задача - поиск путей улучшения качества образовательных услуг
Детские исследовательские проекты – эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников.
Работа над проектом проводилась в преддверие Нового года. Всем известно, что самый любимый праздник у детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма деду Морозу, украшение ёлки, подарки под ней - всё это не сравнится даже днём рождения. При подготовке к Новому году возникает много вопросов:
- Почему украшают ёлку?
- Почему Дед Мороз носит меховую шубу?
- Где живёт Дед Мороз?
- Откуда берётся снег?
Во всех странах веками бережно охраняются своя история, культура, свои традиции и корни. К сожалению, в определённый момент Россия отошла от этого пути, стала утрачивать свои корни, заменяя опыт и мудрость своих предков на западные идеалы и потребительское отношение ко всему.
На данный момент мы уже столкнулись с ситуацией, когда герои наших былин и сказок отходят на второй план. Спросите своих детей, кто их герои? Скорее всего вы услышите в ответ, что это Человек-паук, Бэтмэн, Винкс и т.д. А где же наши сказочные герои, которые раскрывают и воспитывают разные стороны народного характера: здесь и благородство, и самоотверженность, и смекалка, и хитрость, и особый героизм, и мудрость.
Вот поэтому цель моего проекта: приобщение детей к традициям и культуре русского народа; способствование развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей в процессе экспериментально – исследовательской деятельности.
Передо мной встала задача: построить модель познавательно – исследовательской деятельности в мини-лабораториях группы через интеграцию опытно-экспериментальной и художественно-творческой деятельности детей
Задачи проекта:
- формировать познавательный интерес к традициям и обычаям празднования Нового года в России: оформить фотоальбомы, разработать конспекты занятий и развлечений.
- расширить представления о зиме, зимних явлениях в природе, оформить альбом « Зимние загадки», «Зимние викторины», «Новогодняя азбука»
- познакомить детей с родиной Деда мороза - Великий Устюг. Подготовить презентации
- совершенствовать познавательные и конструктивные умения детей – сравнивать, рассматривать, анализировать, отражать результаты исследований в творческой деятельности. Выставки творческих работ.
- способствовать развитию связной речи, воображения (Сочинение сказок, загадывание загадок, разучивание стихов, постановка спектаклей)
- обогащение экспериментального уголка в группе (пополнение необходимым оборудованием для проведения экспериментов, создание картотеки экспериментов)
- формировать интерес к совместному творчеству детей и родителей .
- подготовить выставку «Парад новогодних ёлочек», новогодний праздник
с участием родителей.
Ожидаемый результат:
- Расширение знаний детей о традициях и культуре русского народа
- Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.
- Отражение результатов исследований и экспериментов в творческой деятельности
Используемые методы:
- Игры
- Опыты и эксперименты
- Презентации, альбомы, фотоматериалы
- Беседы, викторины
- Игры - путешествия
- Использование художественной литературы
- Организация выставок
- Развлечения и праздники
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Секретная лаборатория Деда мороза» |
Адресация проекта | Дети, воспитатели и родители воспитанников |
Руководитель проекта | Крысько С.Б., .- воспитатель подготовительной группы |
Участники проекта | Воспитатели, дети, родители |
Возраст воспитанников | 6-7 лет |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: Творческо-исследовательский По количеству участников: групповой; По продолжительности: краткосрочный (2недели); По профилю знаний: межпредметный По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения. |
Цель проекта | - Приобщение детей к традициям и культуре русского народа; способствование развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей в процессе экспериментально - исследовательской деятельности. |
Задачи проекта | - формировать познавательный интерес к традициям и обычаям празднования Нового года в России: оформить фотоальбомы, разработать конспекты занятий и развлечений. - расширить представления о зиме, зимних явлениях в природе, оформить альбом « Зимние загадки», «Зимние викторины», «Новогодняя азбука» - познакомить детей с родиной Деда мороза - Великий Устюг. Подготовить презентации - совершенствовать познавательные и конструктивные умения детей - сравнивать, рассматривать, анализировать, отражать результаты исследований в творческой деятельности. Создание в группе мини - лаборатории. Выставки творческих работ. - способствовать развитию связной речи, воображения (сочинение сказок, загадывание загадок, разучивание стихов, постановка спектаклей) - обогащение экспериментального уголка в группе (пополнение необходимым оборудованием для проведения экспериментов, создание картотеки экспериментов) - формировать интерес к совместному творчеству детей и родителей родителе - подготовить выставку «Парад новогодних ёлочек», новогодний праздник с участием родителей. |
Ресурсы проекта | Необходимое обеспечение: - методические материалы. - художественная литература: «Медвежонок», «Путешествие с Дедом Морозом» А. С. Пушкин «Зима», Т.Снигирёва «Как птицы и звери готовятся к зиме», Н.А. Некрасов «Мороз – воевода», А.Дудин «Я и снег», А. Каменчук «Письмо на снегу», Б. Белова «Вьюга – пряха», И. Суриков «Зима», р-н-сказка «Снегурочка», «Морозко», «Двенадцать месяцев», И. Бажов «Серебряное копытце» - Большая книга экспериментов - электронные ресурсы (материалы сети интернет); |
Предполагаемые продукты проекта | Ожидаемые положительные результаты проекта: Продукты деятельности педагога: - Поэтическая галерея. Зима. Духовное богатство России. - Создание Новогодней азбуки - Презентация о Великом Устюге - Конспекты занятий и развлечений - Копилка игр от Деда мороза - Зимние викторины - Картотека экспериментов - Альбомы «Клуб путешественников», «Новогодние поздравления от сказочных героев» Продукты деятельности детей: - Детские рисунки. - Поделки. - Карнавальные маски Продукты деятельности родителей: - Выставка «Парад новогодних елок» - Костюмы - Новогодние украшения для группы - «Большая книга экспериментов» - Диск «Новогодние песни», Новогодние мультфильмы. |
Этапы работы над проектом.
Этапы работы | Содержание работы | Предполагаемый результат |
Первый этап: Подготовительный Цель: способствовать развитию интереса к деятельности Второй этап: Основной Цель: способствовать накоплению опыта и необходимой информации о празднике
Третий этап Творческий Цель: способствовать развитию, творчества, фантазии, необходимых практических навыков в художественно-творческой , театрализованной деятельности детей | Содержание: Вводная беседа с детьми «Что такое новый год?» Воспитатель рассказывает о том, что утром пришло письмо от Деда мороза с пометкой на конверте «тайное» Предлагает детям распечатать конверт и прочитать письмо. Дети открывают конверт и видят чистый лист бумаги. Что же это за письмо? (дети высказывают свои варианты) Воспитатель говорит, что слышала про такие письма, которые написаны непростыми чернилами, и рассказывает как можно их прочитать:
Дети проводят эксперимент (проглаживают письмо утюгом) и видят, как появляются буквы. Читают письмо сами, с помощью воспитателя: «Дорогие ребята, спешу сообщить вам, что до Нового 2015г. Осталось две недели. Я очень волнуюсь, успеете ли вы хорошо подготовиться, что бы праздник получился красивым и весёлым. Только перед Новым годом настоящие почемучки смогут посетить секретную лабораторию Деда мороза. Там вы узнаете секреты приготовления северного сияния, морозного тумана, цветного льда и др.
Дети вместе с воспитателем составляют план подготовки к Новому году и распределяют обязанности. В группе развешивается импровизированная гирлянда-ниточка. Каждый день, как только ребята выучат новые стихи, песенки, сделают поделки или проведут эксперимент и узнают что-нибудь новое , на ниточке будут загораться разноцветные огоньки. Исследовательская лаборатория «Новогодняя азбука» «Заседание клуба путешественников» «Где живет Дед Мороз?» КВН «Тайны зимнего леса» «Путешествие к Деду Морозу в Великий Устюг» Духовное богатство России. Поэтическая галерея «Русская зима» Беседы: «Праздники в моей семье», «Откуда ёлка к нам пришла», «Без чего не бывает зимы», «Русские традиции», «Что за праздник – Новый год». Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки, фольклор, А. С. Пушкин «Зима», Т.Снегирёва «Как птицы и звери готовятся к зиме», Н.А. Некрасов «Мороз – воевода», А.Дудин «Я и снег», А. Каменчук «Письмо на снегу», Б. Белова «Вьюга – пряха», И. Суриков «Зима», р-н-сказка «Снегурочка», «Морозко», «Двенадцать месяцев», И. Бажов «Серебряное копытце» «Мороз Иванович». Экспериментальная лаборатория Наблюдения на прогулке Опыты и эксперименты Творческая мастерская Деда мороза Рисование: «Дед Мороз спешит на елку», «Новогодняя ёлка», «Веселые снеговики», «Расстелила Зимушка-зима белоснежное покрывало» Аппликация: «Зажглась огнями яркими зеленая красавица», «Зимние узоры». Ручной труд: «Фонарики», «Гирлянды», «Ажурные снежинки». Лепка: «Снегурочка», «Снеговики», «Звери в зимнем лесу», «Карнавальные маски» Игровая Деда мороза Подвижные игры: « Мороз Красный нос», «Два Мороза», «След в след», «Снежный боулинг», «Заморожу», «Угадай чей след», «Ледяные фигуры», «Снежки», Русские народные игры: «Ищи», «Оленьи бега», «Перетягивание», «Волк», «Казаки - разбойники» Зимние забавы: « Снежная карусель» «Хвост дракона», «Точно в цель» «Я мороза не боюсь». Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Приглашаем гостей», «Магазин», «Детский сад», «Идём в гости», «Украшаем группу к празднику». Дидактические и речевые игры: «, «Что это значит», «Расскажи стихи руками», «Кто больше вспомнит», «Выложи снежинку», «Смешной рисунок», «Чем украсим нашу ёлку», «Рукавички». Пальчиковые игры: «Чудные игры», «Семья», «На ёлке», «Оленьи рога», «Ёлочка», «Наша группа» Лаборатория сказок - Сочинение с детьми рассказов и сказок «Моя семья готовиться к празднику», «Если бы я был дедом Морозом…», «Как мы группу украшали», «Как украшен наш город к празднику». - Интервьирование «Какой подарок ты бы хотел получить от деда мороза?» - Слушание Новогодних песенок - Просмотр мультфильмов про новый год - Развлечение «Чудо-валенки» - Драматизация сказки «Спесивая коза» - Итоговое мероприятие. Праздник «Новогодние приключения Маши и её друзей» (актёры - родители и дети) - Новогодние поздравления от сказочных героев Творческая мастерская Деда мороза - Конкурс в ДОУ «Парад Новогодних ёлочек» - Посещение выставки совместных работ детей и родителей; Присуждение номинаций; - Украшение группы к Новому году: изготовление украшений, масок, игрушек, пригласительных открыток Секретная лаборатория Деда мороза - Подарок от Деда мороза на утреннике – чашка с фотографией ребёнка и сотрудников ДОУ в сказочных костюмах (фотошоп) и конечно же сладкий подарок. | Конспект беседы «Тайное письмо» для группы «Почемучки» Схема тропинки к секретной лаборатории Новогодняя азбука Конспекты НОД Альбом «Чем славятся города» Презентация Видео-сказка Альбом Книжная выставка Картотека экспериментов Выставка творческих работ Копилка игр от Деда мороза Почта Деда мороза Диск с песнями Диск Сценарии Диск Альбом Выставка |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К.А. Тимирязев
Приобщение детей к традициям и культуре русского народа, развитие познавательных и интеллектуальных способностей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности Цель проекта
Формировать познавательный интерес к традициям и обычаям празднования Нового года в России Познакомить с Родиной Деда Мороза Расширить представление о зиме и зимних явлениях Обогатить экспериментальный уголок в группе Отражать результаты исследований в творческой деятельности Задачи проекта
Подготовительный Цель: способствовать развитию интереса к деятельности Основной Цель: способствовать накоплению опыта и необходимой информации о празднике Творческий Цель: способствовать развитию творчества, фантазии. Отражать результаты своих исследований в творческой деятельности Этапы проекта
Почта Деда Мороза
Схема путешествия
Новогодняя азбука Заседание клуба путешественников Зимние викторины «Путешествие к Деду Морозу в Великий Устюг» Беседы «праздники в моей семье», «Откуда ёлка к нам пришла?» и др. Чтение художественной литературы Исследовательская лаборатория
Экспериментальная лаборатория
Наблюдения на прогулке
Опыты и эксперименты. Зачем Деду Морозу шуба?
Волшебные снежинки
Бумажный мостик
Где быстрее замёрзнет вода?
Творческая мастерская Деда Мороза
Парад новогодних ёлочек
Игровая Деда Мороза
Итервьюирование
Лаборатория сказок
Развлечение «Чудо-валенки»
Новогодний праздник
Секретная лаборатория Деда Мороза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в образовательной области "Познание" по теме "Лаборатория Деда Мороза"
Конспект поможет познакомить детей с происхождением снежинок...
Исследовательско - творческий проект «День рождения Деда Мороза»
Исследовательско - творческий проект «День рождения Деда Мороза»...
Исследовательско - творческий проект «День рождения Деда Мороза»
18 ноября День рождения Деда Мороза...
Познавательно-творческий проект «День Рождение Деда Мороза».
- Познакомить детей с историей происхождения Деда Мороза.- Историей Дед Морозов из других стран. Знакомство с фольклором наших далеких предков .- Коррекция речевых нарушений путем заучивания стихов, з...
Краткосрочный проект "День рождения Деда Мороза"
«День рождения Деда Мороза»18 ноября у всеми любимого Деда Мороза день рождения.Несколько лет назад в Великом Устюге, в резиденции доброго волшебника, решено было отмечать его день рождения 18 н...
Лаборатория Деда Мороза
практическая работа для дошкольников старшего возраста...
Презентация "Лаборатория Деда Мороза"
Презентация знакомит детей со свойствами снега и льда....