"Формирование ЗУН в опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста."
статья по окружающему миру (средняя группа)

Рящина Виктория Романовна
"Формирование ЗУН в опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста."

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ НАВЫКОВ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

Богданова В.Р.

Воспитатель

МДОУ д/с №25 «СОЛНЫШКО»

с.Покойное

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я

пойму». Китайская пословица

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и благополучно используются новейшие разработки, технологии,  которые позволяют поднять уровень дошкольного образования в наиболее значительную и высококачественную стадию. Одной  из форм  методов познания закономерностей и явлений  окружающего мира считается

 опытно-экспериментальная деятельность. Известно, то, что изучение с каким-либо объектом или явлением представляет более приемлемый итог, в случае если оно носит действенный вид. Один из подобных видов работы считается эксперимент.

Определение понятия «эксперимент», «опыт».

В настоящее время мы являемся очевидцами того, как в концепции дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «опыт».

«Эксперимент...планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек формирует возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении» .Итак, как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как способ обучения, в случае если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться равно как форма организации педагогического процесса, в случае если он основан в методе экспериментирования. И, в конечном итоге, эксперимент считается одним с видов познавательной деятельности детей и взрослых. Экспериментальная работа дошкольников в соответствии с возрастными особенностями. В опытно-экспериментальной деятельности  достаточно отчетливо  представлен момент саморазвития: перед ребенком  раскрываются  новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; однако их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка задерживается .В дошкольном воспитании экспериментирование является тем  методом обучения, который позволит ребенку моделировать свою картину мира, основанную в собственных наблюдениях,

опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Экспериментальная деятельность в соответствии с возрастными особенностями.

В работах многих российских педагогов (Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л.Панько) говорится, то, что детское экспериментирование претендует на роль основной работы в период дошкольного развития, и акцентируют главную особенность данной познавательной работы: дошкольник познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия осуществляют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, формируя требование, в которых выявляется

сущность этого предмета. Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает решить ряд задач и отвечать требованиям ФГОС, в соответствии с которым, ребенок  обязан владеть подобными свойствами как, любознательность, активность, которые стимулируют проявлять интерес  к новому, незнакомому в окружающем мире.

В процессе экспериментальной деятельности ребенок учится наблюдать, рассуждать, отвечать на вопросы, делать заключения, определять причинно следственную взаимосвязь, соблюдать принципы безопасности.

Специально сформированная опытно-экспериментальная деятельность дает возможность ученикам самим узнавать данные о исследуемых явлениях или предметах, а педагогу  сделать процесс обучения предельно результативным и наиболее подробно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Так интерес как экспериментированию появляется с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию в детском саду начинают проводить со 2-й младшей группы. С помощью игровых персонажей детям предлагаются проблемные ситуации : Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть? Утонет ли бумажный кораблик?

Проводя с детьми занятия, опыты, эксперименты во 2-ой младшей группе они осваивают действия по переливанию ,пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся во свойствами живой неживой  природы: водой, снегом, льдом. Узнают новое об источниках света, и том, что ели посвятить на предмет ,то у него появится тень, о том что животные издают разные звуки и многое др.

На 5-м - 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например «Почему этот платочек высох быстрее?» (потому что он был на батарее); «Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему». Дети учатся сравнивать свойства песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

Во время совместного экспериментирования необходимо поставить цель, выдвигать гипотезы, совместно определять этапы работы, делать выводы.

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности.

В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. Организация работы по экспериментированию проводится по трем взаимосвязанным направлениям

- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций нужно обращать внимание детей на мнение других, учить слушать друг друга, предлагать более активным детям помочь застенчивым.

Так же учить детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?

После каждого эксперимента следует приучать детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

На 6-м, 7-м году жизни все более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения.

Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, «Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней».

Необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу результатов опытов, стремлению делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанников, самостоятельная деятельность детей.

Условия организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.

Мы в своей работе используем  проектную деятельность, где участвуют все участники  обучающего процесса.

Но все мы с вами знаем, что нормативная образовательная организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт.

В нашем ДОУ функционируют дополнительное образование  в форме кружковой деятельности кружок «Любознайка».Образовательная деятельность соответствует требованиям Сан.Пина. Так же  нашем ДОУ  по организации экспериментальной деятельности детей, создана в соответствии  возрастным особенностям детей картотека экспериментов и опытов, данный материал является основным помощником педагогу в подготовке организации детской деятельности . Значимость картотеки сложно переоценить, так как данный материал считается основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в любой из карточек отражена информация о целях и задачах эксперимента, его сущность, оборудование, которое необходимо для опыта и ожидаемый результат.

Кроме того, картотечный принцип позволяет нам  классифицировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики и программного содержания. Система разработанных форм экспериментальной деятельности считается составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса и включается в НОД.

Очень важным условием  по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду считается организация развивающей среды. Главными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Следовательно, оборудуя и организуя пространство с целью опытно – экспериментальной деятельности дошкольников следует обдуманно и продуктивно проанализировать её.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборотория) имеются:

1. Место для постоянной выставки, где размещают мини музей, в котором могут находиться разнообразные коллекции. Экспонаты, редкие вещи (раковины, камешки, кристаллы, перья и т.п.)

2. Место для приборов. Главным оснащением в уголке считаются приборы-помощники, такие как: весы, песочные часы, микроскопы, лупы, компас, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.

3. Место для хранения природного и «бросового» (камни, ракушки, шишки, перья, растение, листья и др.; материалов проволока, меха, ткани, пластмассы, пробки).

4. Место для выполнения опытов, которое должно быть достаточным и не загроможденным, таким образом для того чтобы за ним могли вместиться 2 человека как минимум.

5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются согласно следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Материал для выполнения экспериментов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы, темой работы.

Для поддержки заинтересованности к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

Так, к примеру, в лаборатории может жить Мудрейший Гномик, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, как-то раз ребята нашли конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?»

В ходе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, защищать собственную точку зрения, аргументировать её правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, выполнять элементарные заключения.

А грамотное использование  материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

И заключительное, известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и абсолютного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации склоняем на свою сторону родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений и участвовать в совместной деятельности, делаем дни открытых деверей, творческие конкурсы, фото отчеты.

Заключение.

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой более ярко выражены процессы образования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для формирования у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного заинтересованности, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями.

Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность непосредственно удовлетворить его любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут быть движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

метод экспериментирования дает возможность ребятам осуществить положенную в их план саморазвития и исполнять необходимость постижения результативным и легкодоступным с целью их методом -посредством независимого изучения общества. Познавательные круг интересов проявляют огромное побудительное воздействие в процедура и итог теории.

Это дает возможность в абсолютной грани создать у дошкольников посылы к тренировочной работе  в стадии окончания выделиться дошкольного создания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...

Консультация «Опытно-экспериментальная среда для детей дошкольного возраста»

Изучение окружения в детском саду и дома ребенком происходит через игру, общение и, конечно, эксперименты.  Наглядный  способ предоставления информации лучше запоминается и осваивается, вызы...

Формирование коммуникативной компетенции через игровую деятельность детей дошкольного возраста

Личностные  качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительност...

Влияние сказки на формирование художественного образа в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'fhka.trkg.ru\',\'48\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!wi...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...