Приобщение детей к эколого-географическим открытиям (практический материал к фильму)
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
В современных условиях глобального экологического кризиса необходим переход к новому типу взаимодействия человека и природы – научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Осознание этого и попытки решить экологические и социальные проблемы политическими, командно-административными, технократическими и другими путями на основе рационального природопользования не принесли желаемого результата – глобальный экологический кризис из техногенного, обусловленного естественноисторическим процессом развития цивилизации, фактически превратился в мировоззренческий кризис.
В ходе реальной деятельности в природе дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важным являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает взаимодействие с природой не созерцательным, а осознанно-действенным.
Публикация подготовлена с воспитателем Черминской Мариной А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_ekologo-geograficheskim_otkrytiyam_prakticheskiy_material_k_filmu.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях глобального экологического кризиса необходим переход к новому типу взаимодействия человека и природы – научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Осознание этого и попытки решить экологические и социальные проблемы политическими, командно-административными, технократическими и другими путями на основе рационального природопользования не принесли желаемого результата – глобальный экологический кризис из техногенного, обусловленного естественноисторическим процессом развития цивилизации, фактически превратился в мировоззренческий кризис.
В ходе реальной деятельности в природе дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важным являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает взаимодействие с природой не созерцательным, а осознанно-действенным.
Что детей всего мира связывает с индейцами? Шоколад, попкорн, жвачка и умение свободно бегать с боевыми кличами по любому пространству! Все перечисленные вкусности придумали индейцы: попкорн - обнаружив в зернах маиса способность «самовзрываться», жвачку из сока гевеи (каучук), а слово «шоколад» впервые прозвучало из уст племени майя. Самобытная культура индейцев привлекает и взрослых: во всем мире регулярно проводятся фестивали, во время которых взрослые мужчины и женщины наряжаются в национальные индейские костюмы и реконструируют их быт.
Признаюсь, мы тоже неравнодушны к индейской теме, и нам захотелось побыть немного "вождем краснокожих" в своей детсадовской группе.
Вообще, работая экологом, я уже давно ввожу в свои занятия и проекты этническую тематику: сказки разных народов о природе, народные поверья, приметы, сезонные праздники и обряды. Это поистине неиссякаемый источник творчества, фантазии. А сколько загадок несут в себе национальные орнаменты!
Этническая тема очень тесно связана с экологией, т.к. жизнь любого народа в старину подчинялась законам природы, её сезонным изменениям. Все предметы быта, одежда, жилище, наконец, изготавливались из местных природных материалов. Для лечения тоже применялись доступные лекарственные растения. Многие из этих растений мы до сих пор успешно используем. Так, препараты на основе эхинацеи пурпурной стали сейчас особенно популярны, т.к. укрепляют иммунитет во время эпидемий различных вирусных инфекций, а вирусные инфекции, как известно, не поддаются лечению антибиотиками.
Вот так и родилась сама собой тема для проекта: с одной стороны, знакомство с самобытной культурой индейцев Северной Америки, а с другой - с удивительным и красивым лекарственным растением.
Оказывается, родина эхинацеи - американские прерии. И индейцы первыми научились использовать её целительные свойства. В Европу эхинацея была завезена уже после открытия Америки, как в прочем, и многие другие популярные ныне растения.
Как обычно, проект мы начали с изучения "теории": рассматривали иллюстрации о жизни индейцев, читали их народные сказки и легенды, слушали музыку. Естественно, особый интерес вызвали национальные костюмы, всевозможные украшения из перьев, бисера, кожи. Совершенно особенные, ни на что не похожие орнаменты, созданные из геометрических фигур, так напоминающих детям их любимые мозаики. Особенные "природные" сочетания коричневого, бежевого, терракотового, поскольку использовались только натуральные красители. Дети с удовольствием рассматривали эти орнаменты и старались воспроизвести их сами на бумаге при помощи обыкновенных акварельных красок. Мы полностью "погрузились" в индейскую тему и наслаждались ею!
Наконец, пришло время вырастить эхинацею самим.
Эхинацея - очень неприхотливое растение, оно полностью приспособилось к нашему суровому российскому климату, его легко вырастить из семян. Выращивание рассады на окне в мини-парничках - это наше любимое занятие с детьми каждую весну. Каждый год мы выбираем какое-нибудь особенное растение: редкое краснокнижное, либо лекарственное, пряное, ароматное.
В этот раз у нас был девиз: "Эхинацею - в каждую семью!" Целью было не просто вырастить рассаду для украшения территории детского сада, но и раздать саженцы детям домой. Для этого мы запаслись маленькими торфяными горшочками. Как только рассада достаточно подросла, мы занялись ее пикировкой по отдельным горшочкам. И дети это прекрасно освоили! Каждый получил возможность унести с собой растение, посаженное собственными руками. Родителям раздали специальные инструкции по выращиванию и использованию эхинацеи. Многие из них потом присылали мне фотографии цветущей эхинацеи со своих дачных участков. Но горшочков с рассадой оказалось намного больше, чем детей в группе, поэтому мы с удовольствием ходили с детьми по другим группам и раздавали рассаду эхинацеи всем желающим. Кажется, наш проект удался!
Чем займемся в этом учебном году? Пока секрет! Но парнички для рассады уже готовы и ждут весны...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей с трудом взрослых (подборка практического материала по теме "Труд взрослых")
Данная подборка материлов подходит для ознакомления детей с трудом взрослых на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в течении дня....
Статья «Практические вопросы приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной русской культуре»
Статья представляет практические советы по планированию целенаправленой работы по знакомству дошкольников 6-7 лет с деревьями русского леса и элементами традиционной русской культуры....
Конспект практического семинара для педагогов ДОУ "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Конспект практического семинара для педагогов ДОУ"Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В практическом материале предлагается для педагогов деловая игра, презентация, анализ тематичес...
Практический опыт воспитателя по приобщению детей к своей культуре
Современные дети не знают культуры своего народа. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Я считаю, что приобщая дошкольников к культурно-историческим ценностям, вз...
Обучение чтению детей с тяжелыми нарушениями речи. Практический материал.
В статье предложены этапы работы по обучению чтению детей с тяжелыми нарушениями речи, к каждому этапу подобран практический речевой материал, который может быть использован в работе....
Республиканская научно-практическая конференция "Приобщение детей и школьников к культурно историческим традициям семейских Бурятии"
Организация духовно-нравственного воспитания и народно художественного на основе приобщения детей к культуре семейских Республики Бурятия,...
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе детей с общим недоразвитием речи. Практический материал из опыта работы детского сада.
У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения матери...