Конспект занятия "Космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шемякина Оксана Сергеевна

Конспект занятия "Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_zanyatie_kosmos.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №16

«Ручеек».

Непосредственно образовательная деятельность

по Формированию картины мира

с детьми старшего дошкольного возраста

«Космос»

Подготовила: воспитатель

                                                   разновозрастной группы

                                     Шемякина О. С.

2013

Программные задачи: Дать элементарные представления о строении Солнечной системы, звездах и  планетах. Уточнить представления о Луне как спутнике Земли. Расширить представление о движении воздуха; о таких природных явлениях как туман, облака, дождь.

Воспитание интереса к окружающему миру. Развитие познавательной активности. Развитие исследовательских способностей детей, формирование умений делать умозаключения и выводы на основе проведенного исследования.

Словарная работа: глобус, атмосфера, гидросфера, конденсироваться.

Демонстрационный материал и оборудование: глобус, фотографии с изображением планет, плакат с изображением солнечной системы, компьютер, презентация «Космос».

Оборудование для экспериментов: трехлитровая банка, противень, горячая вода, лед, модель солнечной системы.

Предварительная работа с детьми:

разгадывание загадок о Земле, Солнце, Звездах, дожде;

прослушивание песен «Разноцветная планета» (муз. Н.Лукониной, сл. Л.Чадовой), проведение дидактической игры с детьми на закрепление материала «Планета Земля». Тематическое рисование на занятиях ИЗО;

рассматривание схемы-плаката «Космос», беседы о Луне, Солнце, планетах Солнечной системы; чтение художественной литературы по теме «Космос»:

Работа с родителями: ознакомление родителей с программным содержанием занятия и обсуждение подготовительной работы в семье.

Ход занятия:

Педагог:  Я вам загадаю загадку:

Круглое и яркое,

Дарит всем тепло,

Встало утром рано,

По небу пошло.

Закатилось вечером за леском.

Угадайте, дети, говорю о ком?

Дети: Это солнце.

Педагог: Что вы знаете о Солнце? Верно, оно дает нам тепло и свет. В какое время суток мы можем увидеть солнце? Правильно, днем, утром. В какое время года солнце дольше всего бывает на небе? Молодцы, весной, летом. А можно ли ночью увидеть солнце? Нет.

А что мы с вами можем увидеть на чистом вечернем небе в хорошую погоду? (Звезды, Луну.)

Так что такое Солнце? Это большая звезда, огромный раскаленный шар, который имеет очень высокую температуру и посылает во все стороны большое количество тепла и света.

Мы живем на Земле, на одной из планет Солнечной системы. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются планеты. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца.  Их всего девять, а еще в Солнечной системе есть астероиды (малые планеты), кометы, метеориты.

 

Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите. Ближе всех к Солнцу расположен Меркурий , затем идут (по мере удаления от Солнца) Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Солнце оказывает  большое  влияние на планеты. Та, что ближе к Солнцу, получает больше тепла. На планетах, отдаленных  от Солнца, тепла меньше – там холоднее. Планеты по размеру все разные, но все они значительно меньше Солнца. У каждой планеты, за исключением Меркурия и Венеры, есть спутники. Какой спутник у Земли? Правильно, Луна является естественным спутником Земли.

А сейчас давайте посмотрим фильм. (Просмотр презентации «Космос»)

Педагог: Назовите третью от Солнца планету? Как она называется? Верно, Земля. Это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь. Земля – уникальная планета, на ней есть воздух, вода, достаточно тепла и света. Земля – наш с вами дом, который надо любить и беречь. Земля состоит из суши и воды, окружена воздухом. Воздушная оболочка называется - атмосферой , а твердый слой Земли земной корой.

Атмосфера защищает планету от слишком горячих лучей Солнца, определяет погоду на поверхности Земли, именно в атмосфере образуются облака, рождаются грозы, ливни и снегопады».

«Наблюдение и эксперимент»

Педагог: Мы узнали, что атмосфера определяет погоду, а нижний слой атмосферы мы называем воздухом. Давайте попробуем поэкспериментировать с воздухом и узнать, как образуются облака, откуда берется дождь.  

Нальем в трехлитровую банку горячую воду (примерно 2,5 см.). Положим на небольшой противень несколько кубиков льда и поставим его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться (сгущаться), образуя облако.

Проводится эксперимент.

 Педагог: Этот эксперимент показывает нам, как формируются облака при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Физкультминутка:

        Мы идем на космодром

        Дружно в ногу мы идем.

        Мы походим на носках.

        Мы идем на пятках.

        Вот проверили осанку

        И свели лопатки.

        Ждут нас быстрые ракеты,
        Для полета на планеты.

        На какую захотим,

        На такую полетим.

Педагог: Сегодня мы рассмотрели строение Солнечной системы, выяснили, что Земля вращается вокруг своей собственной оси. Вследствие своего вращения вокруг оси, Земля бывает обращена к Солнцу то одной, то другой своей стороной.

Следовательно, и солнечные лучи падают то на одну, то на другую сторону земной поверхности. На стороне, обращенной к Солнцу, мы имеем день, на противоположной стороне – ночь. Так происходит смена дня и ночи.

«Наблюдение и эксперимент»

Педагог: Перед вами глобус – модель Земли и лампа – модель Солнца. Скажите, где сейчас на глобусе день, а где ночь? Правильно, на освещенной части глобуса – день, а другая часть находится в тени, там ночь. У меня в руках игрушечный мальчик, его зовут Ваня. Ваню мы поставим на модели в город Москву. Какое время суток сейчас в Москве? Что делает Ваня?(Играет). А теперь?(Поворачивает Землю в тень от Солнца) Что Ваня делает сейчас? (Спит). В Северной Америке располагается другое государство – Соединенные Штаты Америки. Сюда мы тоже поставим игрушечного мальчика и назовем его Джон. Я начинаю вращать глобус, а вы мне скажите: где ночь, а где день? Что будет  делать Ваня?(Он спит у него ночь.) Что делает Джон? (Он играет, у него утро)

Значит, за сутки Земля совершает полный оборот вокруг себя. Это движение и приводит к смене дня и ночи. Вращаясь, планета подставляет солнечным лучам то одну, то другую свою сторону. На освещенной половине земного шара день, а на неосвещенной ночь. А за год Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Это движение приводит к смене времен года.

Педагог: Ребята, сегодня мы узнали много нового и интересного, но еще больше существует того, что мы не знаем о космосе. В ближайшем будущем мы узнаем больше  о необъятных возможностях нашей Вселенной.

Самоконтроль:

Педагог: А теперь проверьте себя сами. Для этого я предлагаю поучаствовать вам в викторине.

Викторина:

  1. Загадки со слайдов.
  2. Звезда - самая близкая к Земле? (Солнце)
  3. Сколько весит скафандр? (50 кг)
  4. Когда мы отмечаем день космонавтики? (12 апреля) Почему? (В этот день первый человек побывал в космосе)
  5. Первый космонавт побывавший в космосе? (Гагарин)
  6. Есть ли жизнь на других планетах? (Нет)
  7. В чем спят космонавты в космосе? (В спальных мешках, пристегнутых к кровати)
  8. Первые собаки, побывавшие в космосе? (Белка и стрелка)
  9. Спутник Земли? (Луна)
  10. Под его руководством созданы ракеты, космические корабли? (Коралев)
  11. Небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и газа? (Кометы)
  12. Необъятный мир за пределами Земли? (Вселенная)

Итог.

Педагог: Что на ваш взгляд вам показалось самым интересным?

Что запомнили?

А нужны ли человеку знания о космосе? Зачем?

        А когда мы подрастем

        Ждут нас настоящие ракеты.

        Для полетов на планеты.

        На какую захотим, на такую полетим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....