Конспект занятия "Космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №16
«Ручеек».
Непосредственно образовательная деятельность
по Формированию картины мира
с детьми старшего дошкольного возраста
«Космос»
Подготовила: воспитатель
разновозрастной группы
Шемякина О. С.
2013
Программные задачи: Дать элементарные представления о строении Солнечной системы, звездах и планетах. Уточнить представления о Луне как спутнике Земли. Расширить представление о движении воздуха; о таких природных явлениях как туман, облака, дождь.
Воспитание интереса к окружающему миру. Развитие познавательной активности. Развитие исследовательских способностей детей, формирование умений делать умозаключения и выводы на основе проведенного исследования.
Словарная работа: глобус, атмосфера, гидросфера, конденсироваться.
Демонстрационный материал и оборудование: глобус, фотографии с изображением планет, плакат с изображением солнечной системы, компьютер, презентация «Космос».
Оборудование для экспериментов: трехлитровая банка, противень, горячая вода, лед, модель солнечной системы.
Предварительная работа с детьми:
разгадывание загадок о Земле, Солнце, Звездах, дожде;
прослушивание песен «Разноцветная планета» (муз. Н.Лукониной, сл. Л.Чадовой), проведение дидактической игры с детьми на закрепление материала «Планета Земля». Тематическое рисование на занятиях ИЗО;
рассматривание схемы-плаката «Космос», беседы о Луне, Солнце, планетах Солнечной системы; чтение художественной литературы по теме «Космос»:
Работа с родителями: ознакомление родителей с программным содержанием занятия и обсуждение подготовительной работы в семье.
Ход занятия:
Педагог: Я вам загадаю загадку:
Круглое и яркое,
Дарит всем тепло,
Встало утром рано,
По небу пошло.
Закатилось вечером за леском.
Угадайте, дети, говорю о ком?
Дети: Это солнце.
Педагог: Что вы знаете о Солнце? Верно, оно дает нам тепло и свет. В какое время суток мы можем увидеть солнце? Правильно, днем, утром. В какое время года солнце дольше всего бывает на небе? Молодцы, весной, летом. А можно ли ночью увидеть солнце? Нет.
А что мы с вами можем увидеть на чистом вечернем небе в хорошую погоду? (Звезды, Луну.)
Так что такое Солнце? Это большая звезда, огромный раскаленный шар, который имеет очень высокую температуру и посылает во все стороны большое количество тепла и света.
Мы живем на Земле, на одной из планет Солнечной системы. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются планеты. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Их всего девять, а еще в Солнечной системе есть астероиды (малые планеты), кометы, метеориты.
Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите. Ближе всех к Солнцу расположен Меркурий , затем идут (по мере удаления от Солнца) Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
Солнце оказывает большое влияние на планеты. Та, что ближе к Солнцу, получает больше тепла. На планетах, отдаленных от Солнца, тепла меньше – там холоднее. Планеты по размеру все разные, но все они значительно меньше Солнца. У каждой планеты, за исключением Меркурия и Венеры, есть спутники. Какой спутник у Земли? Правильно, Луна является естественным спутником Земли.
А сейчас давайте посмотрим фильм. (Просмотр презентации «Космос»)
Педагог: Назовите третью от Солнца планету? Как она называется? Верно, Земля. Это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь. Земля – уникальная планета, на ней есть воздух, вода, достаточно тепла и света. Земля – наш с вами дом, который надо любить и беречь. Земля состоит из суши и воды, окружена воздухом. Воздушная оболочка называется - атмосферой , а твердый слой Земли земной корой.
Атмосфера защищает планету от слишком горячих лучей Солнца, определяет погоду на поверхности Земли, именно в атмосфере образуются облака, рождаются грозы, ливни и снегопады».
«Наблюдение и эксперимент»
Педагог: Мы узнали, что атмосфера определяет погоду, а нижний слой атмосферы мы называем воздухом. Давайте попробуем поэкспериментировать с воздухом и узнать, как образуются облака, откуда берется дождь.
Нальем в трехлитровую банку горячую воду (примерно 2,5 см.). Положим на небольшой противень несколько кубиков льда и поставим его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться (сгущаться), образуя облако.
Проводится эксперимент.
Педагог: Этот эксперимент показывает нам, как формируются облака при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Физкультминутка:
Мы идем на космодром
Дружно в ногу мы идем.
Мы походим на носках.
Мы идем на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Ждут нас быстрые ракеты,
Для полета на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Педагог: Сегодня мы рассмотрели строение Солнечной системы, выяснили, что Земля вращается вокруг своей собственной оси. Вследствие своего вращения вокруг оси, Земля бывает обращена к Солнцу то одной, то другой своей стороной.
Следовательно, и солнечные лучи падают то на одну, то на другую сторону земной поверхности. На стороне, обращенной к Солнцу, мы имеем день, на противоположной стороне – ночь. Так происходит смена дня и ночи.
«Наблюдение и эксперимент»
Педагог: Перед вами глобус – модель Земли и лампа – модель Солнца. Скажите, где сейчас на глобусе день, а где ночь? Правильно, на освещенной части глобуса – день, а другая часть находится в тени, там ночь. У меня в руках игрушечный мальчик, его зовут Ваня. Ваню мы поставим на модели в город Москву. Какое время суток сейчас в Москве? Что делает Ваня?(Играет). А теперь?(Поворачивает Землю в тень от Солнца) Что Ваня делает сейчас? (Спит). В Северной Америке располагается другое государство – Соединенные Штаты Америки. Сюда мы тоже поставим игрушечного мальчика и назовем его Джон. Я начинаю вращать глобус, а вы мне скажите: где ночь, а где день? Что будет делать Ваня?(Он спит у него ночь.) Что делает Джон? (Он играет, у него утро)
Значит, за сутки Земля совершает полный оборот вокруг себя. Это движение и приводит к смене дня и ночи. Вращаясь, планета подставляет солнечным лучам то одну, то другую свою сторону. На освещенной половине земного шара день, а на неосвещенной ночь. А за год Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Это движение приводит к смене времен года.
Педагог: Ребята, сегодня мы узнали много нового и интересного, но еще больше существует того, что мы не знаем о космосе. В ближайшем будущем мы узнаем больше о необъятных возможностях нашей Вселенной.
Самоконтроль:
Педагог: А теперь проверьте себя сами. Для этого я предлагаю поучаствовать вам в викторине.
Викторина:
- Загадки со слайдов.
- Звезда - самая близкая к Земле? (Солнце)
- Сколько весит скафандр? (50 кг)
- Когда мы отмечаем день космонавтики? (12 апреля) Почему? (В этот день первый человек побывал в космосе)
- Первый космонавт побывавший в космосе? (Гагарин)
- Есть ли жизнь на других планетах? (Нет)
- В чем спят космонавты в космосе? (В спальных мешках, пристегнутых к кровати)
- Первые собаки, побывавшие в космосе? (Белка и стрелка)
- Спутник Земли? (Луна)
- Под его руководством созданы ракеты, космические корабли? (Коралев)
- Небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и газа? (Кометы)
- Необъятный мир за пределами Земли? (Вселенная)
Итог.
Педагог: Что на ваш взгляд вам показалось самым интересным?
Что запомнили?
А нужны ли человеку знания о космосе? Зачем?
А когда мы подрастем
Ждут нас настоящие ракеты.
Для полетов на планеты.
На какую захотим, на такую полетим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....