Конспект НОД "Свойства снега и льда"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.

Программные задачи:

Обучающие:

-систематизировать представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность;
 - упражнять детей в умении моделировать последовательность проведения опыта, через знаковую систему;
- обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий;
- активизировать речь детей через познавательные вопросы.
Развивающие:

 - способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность;

- развивать у детей умение наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.

Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность;
- воспитывать взаимопомощь при проведении опытов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_svoystva_snega_i_lda.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчёлка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей

среднего дошкольного возраста

«Свойство снега и льда»

     

                     

                                             Выполнила: воспитатель

                                                        Маркеева Ольга Александровна

                                           г. Бердск

Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.

Программные задачи:

Обучающие: 

-систематизировать представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность;
 - упражнять детей в умении моделировать последовательность проведения опыта, через знаковую систему;
- обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий;
- активизировать речь детей через познавательные вопросы.
Развивающие: 

 - способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность;

- развивать у детей умение наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.

Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность;
- воспитывать взаимопомощь при проведении опытов.

Предварительная работа: наблюдение за явлениями неживой природы во время прогулки – морозы, метели, снегопады, вьюги, замерзание воды. Рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской.

Оборудование и материалы: камера, микрофон, ложечки, дощечки, лупа, снег, лед, 2 таза, холодная и теплая вода, аудиозапись физминутки, ноутбук (магнитофон), одинаковые емкости (баночки, стаканчики), фен, белое полотно (ткань).

Содержание непосредственно - образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие друзья! Ребята, сегодня нам на почту сада пришло письмо от детей, которые живут в Африке. Они спрашивают у нас о снеге, ведь вы помните мы с вами говорили о том, что в Африке никогда не бывает снега. И вот дети из Африки хотят, как можно больше узнать, что такое снег. Они просят нас с вами снять фильм про снег. Будем с вами сегодня снимать фильм про снег?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы будете актерами, а я оператором. Вот моя волшебная камера и микрофон. Знаете, почему моя камера волшебная? Потому что она снимает сама, но только тех ребят, кто ведет себя хорошо. Для того, чтобы начать снимать фильм, нужно сначала отгадать загадки.

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? 
(Зима)

Схватил за щеки, кончик носа,
Раскрасил окна все без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос!
Все это делает… 
(
Мороз)

Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала. 
(
Снежинка)

На всех садится,

никого не боится.

 (Снег)

Воспитатель: Молодцы! Лихо справились с загадками. Ребята, а давайте сейчас вместе проведем опыты и узнаем, какими же секретами обладает снег. Но прежде я должна сказать правила поведения при проведении экспериментов:

1. не нарушать тишину

2. не перебивать друг друга

3. работать дружно

4. бережно обращаться с оборудованием.

Опыт №1.  «Наблюдение за снегом через лупу на темной дощечке»

Дети выкладывают ложечками снег на темную дощечку и смотрят через

лупу. Объясняют свои наблюдения: снег белый, рыхлый, снежинки

соединились между собой, тает и с него течет вода.

Опыт №2. «Снег лепится или нет?»

Дети трогают снег, лепят из него комочки и опять объясняют свои

наблюдения, делают выводы. Снег холодный, а в помещении тепло

и снег тает, становится мокрым, хорошо лепится.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы настоящие исследователи!

Опыт №3 «Снег – не тонет»

На столе 2 таза: с холодной и теплой водой.

Дети опускают руки и определяют t воды.

Воспитатель: Сейчас мы слепим снежки и опустим их в холодную и теплую воду. И понаблюдаем, тонет снег или нет. Что произошло со снегом?

Ответы детей.

Вывод: Снег не тонет, он выплыл на поверхность, потому что снег легче воды.  А в какой воде снег растаял быстрее?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, в теплой.

Воспитатель: А в какой медленнее?

Ответы детей.

Воспитатель: Все верно, в холодной.

Физкультминутка.

Давайте теперь немного отдохнем и поиграем. Выходите в круг.

(Дети выполняют имитационные движения по тексту)

Снег руками нагребаем (по очереди движения обеими руками к себе)

Лепим, лепим ком большой (фонариками рисуем большой круг, приседая)

И ещё раз нагребаем (по очереди движения обеими руками к себе)

Лепим, лепим ком другой (фонариками рисуем поменьше круг)

 Лепим ручки (ручками лепим пирожок)

Лепим ножки (ручками лепим пирожок)

Чтобы бегал по дорожке (бег на месте)

Лепим глазки (указательными пальцами показываем по очереди глаза)

Лепим бровки (показываем брови)

И длиннющий нос морковкой (выстаиваем ладошки друг к другу)

Опыт №4 «Определение прочности»

Потрогать пальцами снег и лед.

Воспитатель: Как можно назвать это свойство снега?

Ответы детей.

Воспитатель: Снег мягкий, белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, а лед?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята. А еще лед -  это замерзшая вода, бесцветный, прозрачный, хрупкий. Приступаем к следующему опыту.

Опыт №5 «Таяние снега»

Необходимо разложить снег в три емкости одинакового объема.

Дети сначала наблюдают за таянием снега без каких-либо манипуляций, потом под феном (под руководством взрослого), потом в горячей воде. Вывод: чем горячее среда, тем быстрее тает снег.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на получившуюся воду из снега. Скажите, ребята, сначала снег был какого цвета? А вода какая?.

А как вы думаете чистая она или нет?

Дети, скажите мне, а получившаяся вода и снега, какая она?

Ответы детей.

Мы сейчас и узнаем, какая на самом деле вода, получившаяся из снега. Нам необходимо пропустить воду через белое полотно.

(Воспитатель накидывает на пустой таз полотно и приглашает нескольких детей вылить талую воду в таз.Потом все вместе рассматривают полотно, можно через лупу, по необходимости, и делают вывод, что снег с примесями песка и пыли.)

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас пробовал снег есть?

Ответы детей.

Воспитатель: Но мы с вами убедились, что снег какой?

Ответы детей.

Воспитатель:  Правильно ребята, снег грязный и есть его нельзя

Снег очень замечательный, ведь с ним можно играть, как?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, прям настоящие исследователи.

Дети, а  вам было интересно сегодня?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нового узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Фильм наш снят. Я думаю, что он очень понравится детям из Африки.
(Камера выключается)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста "Свойства снега и льда"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего возраста с использованием проблемных ситуаций и познавательно- исследовательской деятельности...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ТЕМА: «СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА»

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе (зима)...

Конспект занятия " Сравнение воды, льда и снега"

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по познавательному развитию "Тайны снега и льда"

Конспект для детей подготовительной группы....

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса построек из снега и льда на участках детского сада «Чудеса из снега» 19-20

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса построек из снега и льда на участках детского сада «Чудеса из снега»...

Познавательно-исследовательский проект: "Снег и лёд" (исследование удивительных свойств снега и льда).

Неожиданно в группе появились загадочные варежки! Одна варежка была наполнена снегом, а в другой была льдинка!!!...