Конспект занятия " Сравнение воды, льда и снега"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сырчик Гузель Каюмовна

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Березка»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по развитию познавательных способностей и речи

Тема: «Сравнение воды, льда, и снега»

(подготовительная группа)

Подготовила:

воспитатель Сырчик Г.К.

        

г. Нижневартовск 2014 г.

Программное содержание:

1. Развитие познавательных способностей:

1.1. Закрепление знаний детей о зимних явлениях, о свойствах снега, льда, воды.

1.2. Формирование умений находить общие признаки, выделяя различия.

2. Развитие связной речи:

2.1. Учить делать правильные умозаключения.

2.2. Формировать навыки доказательной речи.

2.3. Воспитывать наблюдательность, память и интерес к явлениям природы.

Материал. Розетки со льдом, поднос со снегом, вода в прозрачных сосудах разной формы, небольшие подносы для снега на каждый стол.

Предварительная работа. Наблюдения в природе за снегом, льдом и водой; ознакомление с трудом взрослых зимой, чтение детской художественной литературы, знакомство детей с загадками, пословицами и поговорками.

Ход занятия

Воспитатель.  Дети, отгадайте загадку:

Кто поляны белит снегом

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Дети. Зима, метель, пурга.

Воспитатель. А какие зимние явления вы знаете?

Дети. Снегопад, метель, пурга, лед, вьюга, снег, иней, гололед ...

Воспитатель. Сегодня я приготовила снег, лед и воду. Очень интересно, что вы знаете о них, а что еще не знаете. Как вы думаете, почему в загадке так сказано:

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло?

Дети. Реки зимой замерзают, покрываются сверху льдом. Получается, что лед в водоеме как крыша.

Воспитатель.  Вполне убедили. Молодцы! Подвиньте - к себе розетки, достаньте лед. Потрогайте и подумайте, что можно сказать про него.

Дети. Холодный, прозрачный, твердый, гладкий, скользкий, голубоватый, хрупкий.

Воспитатель.  Докажите, что он хрупкий. Ходят же люди зимой по льду?

Дети. Хрупкий он только тогда, когда тонкий. Льдинка падает и разбивается, крошится. Можно под лед провалиться.

Воспитатель.  Верно, лучше не ходить по льду на реке, чтобы избежать опасности. Подумайте и скажите, используют ли люди лед в быту.

Дети. Да, используют для охлаждения чего-нибудь. Например, лед кладут - в стакан с водой, и она становится холодной. А еще лед накапливается в холодильнике. Там продукты лежат, долго не портятся.

Воспитатель.  А где еще человек использует лед для своей пользы?

Дети. А можно горки ледяные делать, чтобы дети катались. Спортсмены катаются на коньках и соревнуются.

Воспитатель. Вы, конечно, знаете, что бывает, когда лед тает?

Дети.  Конечно, знаем, получается вода, и на улице лужи, а горки уже не будут скользкими.

Воспитатель. А сейчас для вас очень трудное задание: подумайте и скажите, есть ли у воды какая-то конкретная форма и как это доказать.

Дети. Наверное, у воды нет формы. Все зависит от того, во что ее налить. В банке ее мало, а в пруду, море или озере воды много. Она бесформенная.

Воспитатель. А какую воду можно назвать прозрачной?

Дети. Чистую, не мутную. Вода может быть разного цвета, но если она прозрачная, то сквозь нее все видно.

Воспитатель. Разве розовый морс не может быть прозрачным?

Дети. Может. А в море вода зелено-голубая, так как ее там много, но когда она не мутная и у берега, то все дно просматривается.

Воспитатель. Да, вода бывает разного цвета и прозрачной тоже бывает. Давайте сделаем «ледоход». Каждый сделает «ледоход». Что надо делать? (Дети бросают льдинки в воду.)

Дети. И у меня тоже «ледоход». И у меня.

Воспитатель. Если лед плавает, то как про него можно сказать, сравнивая с водой?

Дети. Он легче воды. Он не тонет.

Воспитатель. Теперь подумайте, как сделать лед цветным.

Дети. Покрасить воду чем-нибудь. Можно краской.

Воспитатель. Но это же будет цветная вода. А нужен лед.

Дети. Цветную воду надо заморозить в морозилке.

(Далее педагог предлагает сделать цветные льдинки)

Дети гуашью подкрашивают воду и разливают ее в формочки (розетки ставятся на поднос, и помощник воспитателя уносит их в холодильник).

Воспитатель. Теперь расскажите друг другу, чем похожи и не похожи вода и лед. Слушайте и дополняйте.

(Дети, стоящие рядом, могут объединиться в пары и рассказывать друг другу, что они узнали.).

Все готово, можно сесть на стулья.

Многие дети уже хорошо знают, для чего человеку нужна вода. Сейчас можно перечислить все, что вы знаете. Итак, вода нужна для ...

Предполагаемые ответы детей:

Вода нужна человеку для питья, приготовления пищи.

Вода нужна для поддержания чистоты в доме.

Вода нужна для умывания и мытья посуды.

Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток.

Вода переносит тепло по трубам и обогревает жилище. Вода нужна в хозяйстве, животным, растениям.

Воспитатель. А вот для вас сюрприз. (Отодвигает ширму на столе и открывает игрушечного снеговика, на подносе у которого много снега; обходит детей, все берут с подноса немного снега.)

Трудный вопрос для тех, кто может сравнить лед, воду и снег: чем они различаются?

Предполагаемые ответы детей:

Лед твердый, вода жидкая, а снег рыхлый.

Вода, лед, снег разные по качеству.

Снег скрипит, лед скользкий, а вода жидкая, может переливаться.

Из снега можно лепить, а из воды и льда нет. Снег, вода, лед полезны людям и природе.

Воспитатель. Да, дети, снег, вода и лед - это разные состояния воды. При замерзании вода превращается в снег, а потом в лед. Все, что вы рассказали, правильно. А сейчас вспомните загадки про воду, лед или снег.

Дети. В огне не горю, в воде не тонет. (Лед.)

Вился, вился белый рой, сел на землю - стал горой. (Снег)

Что в решете не унесешь? (Воду)

Воспитатель. Молодцы! Занятие закончено. Будем собираться на прогулку и возьмем с собой цветные льдинки для игр и наблюдений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - экспериментирования «Свойства льда»

Конспект занятия-экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.Продолжать формировать у детей умение выявлять и называть качества и свойства льда....

"Сравнение воды, льда и снега"

конспект  занятия по развитию речи и познавательных способностей...

Конспект занятия - экспериментирования «Свойства льда» с детьми старшего дошкольного возраста .

Способствовать созданию условий для познавательной и исследовательской деятельности детей в процессе изучения свойств льда....

Исследовательская деятельность на тему: "Свойства воды, льда и снега."

Выдержка из Программы кружка по исследовательской деятельности "Очумелые ручки"....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и реси. "Сравнение вод, льда и снега"

Программное содержание:1. Развитие познавательных способностей:1.1. Закрепление знаний детей о зимних явлениях, о свойствах снега, льда, воды.1.2. Формирование умений находить общие признаки, выделяя ...