Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек».
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1«РОСИНКА»
Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек».
Воспитатель:
Яструбенко В.Н
с. Кочубеевское
Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек».
Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщенными, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.
Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. К тому же многие исследования доказывают, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм.
Ни для кого не секрет, что существуют и новые технологии, которые позволяют дошкольнику знакомиться с книжной культурой, литературой. Об одной из них я с вами подробнее хотела бы поговорить. Технология Сторисек.
Сторисек - в переводе с английского языка означает «мешок историй». В понимании автора технологии Нейла Гриффитса, сторисек - это большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.
ИДЕЯ Сторисека заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей или воспитателей. Взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (игрушек, аудиозаписи и др.).
Изобретатель сторисека, Нейл Гриффитс, родился в 1965 году в Лондоне, 13 лет проработал завучем начальной школы, много лет занимал должность работы директора школы. Он является соавтором книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте, автором книг о влиянии игры на ребёнка, разработчиком программ для детских садов и материалов для Центра раннего развития. Нейл Гриффитс создаёт игры, консультирует разработчиков детских игрушек, выступает на телевидении и радио. Им написано более двадцати художественных детских книг, а его книги для взрослых уже начали переводить на русский язык.
По мнению Нейла Гриффитса, обучая ребёнка читать, взрослые должны сами много читать ему вслух. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребёнку стать читателем?», а только потом «Как научить ребенка читать?».
В 2004 году состоялся Всероссийский конкурс «Мы и книга». Первое место заняла областная детская библиотека им. В Маяковского из г. Челябинск и наградой послужил комплект книг «Сто лучших британских книг для детей». Среди них оказался комплект с методическими материалами Нейла Гриффится в авторском исполнении и его Сторисек. Молодая библиотекарь Людмила Николаевна Мутав сумела перевести эти материалы и использовать их в работе в библиотеке. Затем технология Сторисек стала популярна в начальной школе и в детских садах.
Основная цель Сторисека – получение удовольствия от общения с книгой и от совместного чтения.
Задачи Сторисека:
-позитивная социализация дошкольников посредством привития интереса к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
-развитие кругозора, пополнение и расширение словарного запаса;
-формирование навыков обсуждения художественного произведения и стимулирования интереса к книге;
- формирование чувства уверенности ребенка в себе
Каждый мешок историй создают все участники образовательной деятельности – дети, родители, педагоги. Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и т.д. Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации, аудио и видео ресурсов. Дети - предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн -проекте по его оформлению.
Формы работы со Сторисеком разнообразны, его можно провести:
- НОД (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи;
- кружковой работы,
- культурных практик;
- культурно-досуговой деятельности совместно с родителями, а именно экскурсии в библиотеку, оформление тематических выставок, макетов, организация «больницы для книг», проведение недели детской книги, игровая деятельность и т.д.
Подготовку к Сторисеку можно разбить на несколько этапов:
I этап-подготовительный, который включает в себя:
- Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек»; согласно программе, по которой работает ДОУ
- подготовка мешка для комплекта материалов;
3. подбираются основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты:
-игрушки (мягкие, от «киндер-сюрприза», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т.д.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения; (эти реквизиты помогают оживить художественную книгу, развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев)
-научно-популярная литература на тему, близкую к художественному произведению (например, к книге «Маугли» - энциклопедия животных); (НП литература вложена с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке)
- аудиокнига по выбранному произведению; (позволяют детям прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания.
-DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению.
-дидактические и словесные игры являются великолепными средствами выражения мысли, занимательны и увлекательны, развивают новые навыки, расширяют словарный запас.
4. Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона, формирование навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков и самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание; «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге; «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения; «найди пословицу» - подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения; Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам книги.
В итоге в каждом «Сторисеке» должно содержаться не менее трех разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются: списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге «сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематики книги.
6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
II этап – Продвижение
На этом этапе подготавливаются объявления мероприятий по «Сторисекам»; приглашаются родители и педагоги для «вводной беседы»; раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка и т.д.
III этап – Основной (примерное содержание, которого выглядит так):
- Работа с художественным произведением
-работа с книгой предполагает громкое чтение в группе детей.
-организация беседы до, во время и после прочтения книги. Обсудите с детьми: Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? И другие вопросы.
-При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
- проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки и сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
- поговорите о реквизитах, спосите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать. Попросите их подавать вам нужные реквизиты во время чтения
-просмотр мультфильма
-слушание аудиозаписи
2.работа с научно-популярной книгой
-познакомить с книгами, (обложка, содержание, иллюстрации, как нужно ориентироваться в книге и т.д.)
-выписать понравившиеся детям факты, красиво оформите их и раздайте родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.
3. Работа с аудиокнигой
-организуйте коллективное прослушивание с одновременным/предваряющим/завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.
IV Завершающий этап
-передайте «сторисек» на дом.
- соберите письменные отзывы родителей о новой форме работы «Сторисек»
-обогащение содержания игровой деятельности, продуктивной деятельность: (рисование, аппликация, лепка), речевой деятельности.
Я познакомлю вас с проведением технологии Сторисек по книге К.Чуковского «Федорино горе» для детей 2-младшей группы (четвертого года жизни). Участниками являлись – дети, родители и педагог.
Компоненты мешка:
- художественная книга,
- мягкие игрушки и атрибуты для игры по сюжету книги,
- аудиозапись сказки «Федорино горе»
- д/и “что лишнее?”-д/и “узнай посуду по силуэту” -упражнение “сосчитай посуду Федоры” -д/и “дорисуй узор” -“закончи картинку”
С детьми проводилось:
- интегрированное НОД “Вслед за посудой Федоры”
-эмоциональное чтение книги, заучивание наизусть отрывков
-Аппликация и лепка “Чайный сервиз”
-игровая ситуация “подготовим стол к празднику”
- инсценировки по произведению
- -нравственно-этические беседы и беседы о чистоте и гигиене.
- Подвижная игра «Посуда» (по принципу «У медведя во бору») Таракан сидит на стульчике, остальные дети – посуда. Дети направляются к таракану, говоря слова: «Мы – Федорина посуда, у Федоры было худо. Ой, смотрите, таракан, разбегайтесь по домам».
-декоративное рисование “Распиши посуду для Федоры”
Таким образом, произошло приобщение, повышение интереса детей и родителей к книге, активизация поисковой, творческой деятельности детей.
Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей и интересов детей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.
А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с художественной литературой посредством музыкального воспитания дошкольников
В статье идёт речь о воздействии музыки на ребёнка в дошкольном возрасте и ее роли в ознакомлении с художественной литературой....
Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе...
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством «Сторисек»
Статья на тему "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством "Сторисек"...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.
Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...
Формирование речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой посредством технологии моделирования
В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сф...
Консультация для педагогов: «Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек»».
Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской ре...
Консультация для педагогов: «Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек»».
Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух...