Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек».
консультация

Яструбенко Виктория Николаевна
Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщенными, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1«РОСИНКА»

Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек».

                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                   Яструбенко В.Н

с. Кочубеевское

Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек».

Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщеннымиразвивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.

      Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. К тому же многие исследования доказывают, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм.

 Ни для кого не секрет, что существуют и новые технологии, которые позволяют дошкольнику знакомиться с книжной культурой, литературой. Об одной из них я с вами подробнее хотела бы поговорить. Технология Сторисек.  

Сторисек - в переводе с английского языка означает «мешок историй». В понимании  автора технологии Нейла Гриффитса, сторисек - это большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.

ИДЕЯ Сторисека заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей или воспитателей. Взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (игрушек, аудиозаписи и др.).

        Изобретатель сторисека, Нейл Гриффитс, родился в 1965 году в Лондоне, 13 лет проработал завучем начальной школы, много лет занимал должность работы директора школы. Он является соавтором книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте, автором книг о влиянии игры на ребёнка, разработчиком программ для детских садов и материалов для Центра раннего развития. Нейл Гриффитс создаёт игры, консультирует разработчиков детских игрушек, выступает на телевидении и радио. Им написано более двадцати художественных детских книг, а его книги для взрослых уже начали переводить на русский язык.

        По мнению Нейла Гриффитса, обучая ребёнка читать, взрослые должны сами много читать ему вслух. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребёнку стать читателем?», а только потом «Как научить ребенка читать?».

В 2004 году состоялся Всероссийский конкурс «Мы и книга». Первое место заняла областная детская библиотека им. В Маяковского из г. Челябинск и наградой послужил комплект книг «Сто лучших британских книг для детей». Среди них оказался комплект с методическими материалами Нейла Гриффится в авторском исполнении и его Сторисек. Молодая библиотекарь Людмила Николаевна Мутав сумела перевести эти материалы и использовать их в работе в библиотеке. Затем технология Сторисек стала популярна в начальной школе и в детских садах.

Основная цель Сторисека – получение удовольствия от общения с книгой  и от совместного  чтения.

Задачи Сторисека:

-позитивная социализация дошкольников посредством привития интереса к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

-развитие кругозора, пополнение и расширение словарного запаса;

-формирование навыков обсуждения художественного произведения и стимулирования интереса к книге;

- формирование чувства уверенности ребенка в себе

        Каждый мешок историй создают все участники образовательной деятельности – дети, родители, педагоги. Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и т.д. Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации, аудио и видео ресурсов. Дети - предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн -проекте по его оформлению.

Формы работы со Сторисеком разнообразны, его  можно провести:

- НОД (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи;

- кружковой работы,

- культурных практик;

- культурно-досуговой деятельности совместно с родителями, а именно экскурсии в библиотеку, оформление тематических выставок, макетов,  организация «больницы для книг», проведение недели детской книги, игровая деятельность и т.д.

Подготовку к Сторисеку можно разбить на несколько этапов:

I этап-подготовительный, который включает в себя:

  1. Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек»; согласно программе,  по которой работает ДОУ
  2. подготовка мешка для комплекта материалов;

      3. подбираются  основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты:

-игрушки (мягкие, от «киндер-сюрприза», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т.д.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения; (эти реквизиты помогают оживить художественную книгу, развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев)

-научно-популярная литература на тему, близкую к художественному произведению (например, к книге «Маугли» - энциклопедия животных); (НП литература   вложена с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке)

- аудиокнига по выбранному произведению; (позволяют детям прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания.

-DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению.

-дидактические и словесные игры являются великолепными средствами выражения мысли, занимательны и увлекательны, развивают новые  навыки, расширяют словарный запас.  

       4. Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона,  формирование навыков  обсуждения художественного произведения, социальных навыков и самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание; «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге; «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения; «найди пословицу» - подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения; Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам книги.

В итоге в каждом «Сторисеке» должно содержаться не менее трех разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.

       5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются: списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге «сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематики книги.

         6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».

                                           II этап – Продвижение

На этом этапе подготавливаются объявления мероприятий по «Сторисекам»; приглашаются родители и педагоги для «вводной беседы»; раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка и т.д.

                                         

                        III этап – Основной (примерное содержание, которого выглядит так):

  1. Работа с художественным произведением

-работа с книгой предполагает громкое чтение в группе детей.

-организация беседы до, во время и после прочтения книги. Обсудите с детьми: Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? И другие вопросы.

-При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.

- проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки и сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.

- поговорите о реквизитах, спосите детей, кому они принадлежат, как и  когда нужно их использовать. Попросите их подавать вам нужные реквизиты  во время чтения

-просмотр мультфильма

-слушание аудиозаписи

2.работа с научно-популярной книгой

-познакомить с книгами, (обложка, содержание, иллюстрации, как нужно ориентироваться  в книге и т.д.)

-выписать понравившиеся детям факты, красиво оформите их и раздайте родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.

3. Работа с аудиокнигой

-организуйте коллективное  прослушивание с одновременным/предваряющим/завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.

IV Завершающий этап

-передайте «сторисек» на дом.

- соберите письменные отзывы родителей о новой форме работы «Сторисек»

-обогащение содержания игровой деятельности, продуктивной деятельность: (рисование, аппликация, лепка), речевой деятельности.

           Я познакомлю вас с проведением технологии Сторисек по книге К.Чуковского «Федорино горе» для детей 2-младшей группы (четвертого года жизни). Участниками являлись – дети, родители и педагог.

Компоненты мешка:

- художественная книга,

- мягкие игрушки и атрибуты для игры по сюжету книги,

- аудиозапись  сказки «Федорино горе»

- д/и “что лишнее?”-д/и “узнай посуду по силуэту” -упражнение “сосчитай посуду Федоры” -д/и “дорисуй узор” -“закончи картинку”

С детьми проводилось:

- интегрированное НОД “Вслед за посудой Федоры”

-эмоциональное чтение книги, заучивание  наизусть отрывков

-Аппликация и лепка “Чайный сервиз”

-игровая ситуация “подготовим стол к празднику”

- инсценировки по произведению

- -нравственно-этические беседы и беседы о чистоте и гигиене.

- Подвижная  игра «Посуда» (по принципу «У медведя во бору») Таракан сидит на стульчике, остальные дети – посуда. Дети направляются к таракану, говоря слова: «Мы – Федорина посуда, у Федоры было худо. Ой, смотрите, таракан, разбегайтесь по домам».

-декоративное рисование “Распиши посуду для Федоры”

Таким образом, произошло приобщение, повышение интереса детей и родителей к книге, активизация поисковой, творческой деятельности детей.

         Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей и интересов детей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.

А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с художественной литературой посредством музыкального воспитания дошкольников

В статье идёт речь о воздействии музыки на ребёнка в дошкольном возрасте и ее роли в ознакомлении с художественной литературой....

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством «Сторисек»

Статья на тему "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством "Сторисек"...

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.

Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...

Формирование речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой посредством технологии моделирования

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сф...

Консультация для педагогов: «Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек»».

Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской ре...

Консультация для педагогов: «Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек»».

Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух...