конспект образовательной деятельности "Экспедиция в горы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный конспект предназначен для ознакомления детей с окружающем миром в подготовительной группе. Образовательная деятельность происходит в виде заседания клуба" Почемучек"члены клуба воспитанники, совершают научную экспедицию в горы совместно с педагогом, знакомятся с вулканами,с историей возникновения вулканов, исследуют вулканические камни, все свои открытия заносят в журнали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_ekspeditsiya_v_gory_podg.gr_.docx | 198.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное учреждение
« Яйский детский сад «Солнышко»
Конспект
Организованно - образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы « Экспедиция в горы»
Подготовила воспитатель: Ахмадеева С.Н
Цель: ознакомление дошкольников с природным явлением – вулканом.
Программные задачи:
- обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
- расширить словарный запас на основе формирующихся у детей разнообразных представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.
- воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира; создать условие в рамках регламентированной образовательно-самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;
Оборудование: картинки с изображением вулканов; поддоны; презентация о вулканах; сода; уксусная кислота; сухая красная краска (или сок свеклы); моющая жидкость; чайные ложки; пипетки; стаканчики; салфетки, блокноты, карандаши, лупы, рюкзаки, кочки , пеньки, деревья, камни, пемза.
Ход занятия:
В: добрый день уважаемые коллеги, я очень рада видеть вас на очередном заседании клуба « Почемучка». Я приглашаю вас в экспедицию, но для начало нам нужно наметить маршрут. Перед нами карта, но она нарушена, её необходимо восстановить. Помогите мне это сделать, ( собирают карту).
В: давайте внимательно посмотрим на карту , что мы можем увидеть?
В: Что обозначено голубым цветом?
Д: вода, реки, озера, моря, океаны.
В: что обозначено на карте зеленым цветом?
Д: лес, растения, трава, деревья.
В: Что обозначено коричневым?
Д: суша.
В:ребята , а что мы можем увидеть на суши?
Д:лес, пустыни, они обозначены желтым или светло коричневым цветом.
В: а кроме пустынь, леса, что мы еще можем увидеть на суши?
Д: горы.
В: я вам предлагаю сегодня побыть немного вулканологами, вы знаете кто такие вулканологи? (Д: люди изучающие вулканы.) и отправиться в экспедицию в горы.
В: а как вы думаете, что нам нужно взять с собой?
Д: фотоаппарат, блокноты, лупы, компас, аптечку, карту.
В: все собрали свои рюкзаки? Вот мы и готовы в путешествие, но прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения во время похода;
- Идем строго друг за другом, след в след,
- Если кто-то отстал нужно подождать,
- В лесу не кричим, ничего не ломаем, не рвем.
В: вот мы и готовы, отправляемся в путь.
В: ребята перед нами непроходимое болото. Его нужно перейти осторожно по этим кочкам, идти нужно след в след строго за мной. Ну что все переправились? Никто не провалился?
Д: да.
В: на нашем пути еще одно препятствие это трапа из пней , идем высоко поднимаем ноги что бы не травмироваться. Молодцы все препятствия прошли. Смотрите перед нами лес и нам нужно пройти через лес вот по этой тропинке из следов, идем осторожно глядим себе под ноги.
В: вот мы и пришли с вами к горам. На этой полянке мы с вами можем отдохнуть, присаживайтесь, снимайте с плеч рюкзаки.
В: ребята, а хотите я вам расскажу одну очень интересную легенду о вулкане?
Д: да.
В: "Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди Средиземного моря. Когда Вулкан работал молотом. гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами".
В: а теперь давайте рассмотрим вулкан поближе, (дети вместе с воспитателем подходят к макету вулкана и его рассматривают).
В: ребята какой формы вулкан? ( конус, похож на треугольник).
В: верно вулкан имеет конусообразную форму. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, которая уходит глубоко в землю – это жерло вулкана.
Когда вулканы « спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они « просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана, и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. А когда лава застывает, то образуются новые камни.
В: ребята вам хотелось бы одним глазом взглянуть на извержение вулкана?
Д:да.
В: тогда смотрите, что я буду делать:
- Насыпаю ложку крашенной сады, добавляю 5 капель средства для мытья посуды и 5 капель уксуса.
В: смотрите что происходит?
Д: происходит извержение вулкана.
В: давайте представим, что мы это маленькие вулканы и покажем, как мы будем извергаться.
Физкультминутка
Спустя века закашлял злой ( руки медленно поднимаем в стороны ,пальцы
Вулкан и пеплом и залой. (растопырены, пыхтят, двигают руками,
Вулкан гремит, вулкан пыхтит, ( приседают медленно, выдох, засыпают).
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать –
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул
И на десятки лет уснул.
В: молодцы прям настоящие маленькие вулканы. А как вы думаете, что остается после извержения вулкана?
Д: сгоревшие деревья, пепел.
В: посмотрите ребята, во что превращает раскаленная лава все на своем пути конечно в пепел. Еще когда лава застывает, то образуются камни. Что бы рассмотреть их поближе возьмите свои рюкзаки и проходите сюда, достаньте лупы.( дети рассматривают природный камень: он гладкий, тяжелый, нет трещин, если они есть то маленькие).
В: ребята посмотрите это пемза камень вулканического происхождения, образовался от застывшей лавы. Он какой?
Д: легкий, пористый, в нем много дырочек.
В: а как вы думаете, эти дырочки пустые или нет? Мы сейчас это и проверим опустим камни в воду и что видим?
Д: камень утонул, а пемза нет, потому что в пемзе спрятался воздух.
В: давайте запишем в блокноты то что мы узнали про камни.( дети делают зарисовки).
В: вот и подошла к концу наша экспедиция, и нам пора возвращаться. Собираем свои вещи и отправляемся в путь. Через лес, пеньки, болото.
В: вот мы и вернулись с вами. Ребята мы ведь не просто так ходили в экспедицию, а наблюдали и изучали вулканы были вулканологами. И мы теперь должны сделать записи в специальном журнале и провести исследования. Согласны?
Д: да
В: тогда проходите в лабораторию, лаборанты нам все уже приготовили для проведения опыта, надевайте халаты, присаживайтесь. Пододвигайте поближе оборудование. Но прежде чем приступить к исследованию необходимо вспомнить правила проведения опытов:
- Не пробуем на вкус, 2.не нюхаем,3.работаем аккуратно, 4. При необходимости пользуемся салфетками.
В: все готовы, тогда приступаем к опыту.
Дети самостоятельно насыпают саду в готовые вулканы, добавляют 5 капель средства для мытья посуды.
В: а эту жидкость я вам сама добавлю, эта жидкость отмечена специальным знаком ( опасно для жизни) и брать ее детям нельзя.
В: что у вас происходит?
Д: извержение вулкана.
В: как извергаются ваши вулканы?
Д: спокойно.
В: молодцы ребята, вы были внимательны, работали активно, аккуратно и все у вас получилось, замечательно мои коллеги.
А сейчас давайте сделаем зарисовки и заполним нашу папку « Юного исследователя». Я надеюсь, что вы поделитесь своими знаниями и расскажите об этом своим родным, друзьям, товарищам все о вулканах.
В: скажите пожалуйста, а куда бы вы хотели бы отправиться в следующий раз? В какую экспедицию?
Д: в морское ( исследовать подводный мир, изучить жизнь растений, животных, рыб,воду).
Д: в космическую ( изучить планеты, звезды, кометы и узнать есть ли жизнь в космосе).
В: конечно коллеги ваши предложения очень интересны , но ведь скоро праздник «День космонавтики» и я предлагаю следующую экспедицию в космос. На этом заседание нашего клуба объявляю закрытым. До свидания. До скорых встреч.
Муниципальное казённое дошкольное учреждение
« Яйский детский сад «Солнышко»
Конспект
Организованно - образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в музей природы»
Подготовила воспитатель: Ахмадеева С.Н
Цель: обучать способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Задачи:
1. Развивать умение видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, выражать это в связной речи.
2. Учить концентрировать свое внимание на 1 2 предметах (сравнение, рассказ о происходящем явлении).
3. Воспитывать нравственные чувства у дошкольников путем приобщения к природе.
Ход занятия
В. Давайте встанем в круг и вспомним игру (дети встают в круг, берутся за руки), “В этот день и в этот час все получиться у нас”.
Интересная игра будет сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Собирайся детвора,
Путешествовать пора.
В. Вам интересно, куда же мы сегодня отправимся в путешествие? Мне тоже. А для того, что бы узнать маршрут нужно выполнить задание.
Среди букв находятся два нужных слова, отыщите их.
А Ф М У З Е Й Б У С
Ы И Т О Д Э Ф С Щ У
Й В Р Д Ц М Х Ж Г Э
П Р И Р О Д Ы О Е Р
М Т П А Ф Э Л Р О Т
В. Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?
Д. В музей природы.
В. Совершенно верно, а вы согласны?
О том в какой именно зал мы отправимся, вам помогут догадаться загадки. Сообразите, о чем идет речь.
Он вошел – никто не видел
Он сказал – никто не слышал
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес………(мороз).
В. Объясни, почему ты так думаешь?
В белом бархате деревья
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет………(иней).
В. Почему ты считаешь, что это иней?
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту ………..(снег).
В. Объясни, почему это снег?
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром,
Поспешила к нам сама
Белоснежная……….(зима).
Молодцы! Конечно, наш путь лежит в Зимний зал музея природы.
(Дети проходят и садятся на стулья, на экране слайд с зимнем пейзажем).
В. Ребята, тише! Иначе вы не сможете услышать прекрасные звуки зимы. (звучит музыка – фортепианная миниатюра “Утро” С. Прокофьева).
В. Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?
Д. Ветер дует, деревья скрипят, трещат от мороза, птички щебечут, голоса животных, скрип снега.
В. Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух?
Д. Холодный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.
В. Как вы думаете, о чем ведут разговор зимой птицы?
Д. Холодно, скорей бы весна, нужно выводить птенцов, очень ветрено.
В. Какой бывает зимний ветер?
Д. Сильный, студеный, тихий, жесткий, колючий.
Физминутка.
- Сейчас мы превратимся с вами в ветер. Все встанем и подуем так , как дует сильный студеный ветер (дети надувают щеки и дуют изо всех сил).
- Покажите, как делают люди, когда на них дует такой ветер (дети поеживаются, постукивают ногами).
- А как дует слабый зимний ветерок? На севере нашей страны такой ветерок называют ласковым словом “Сиверко” (дети показывают, как дует такой ветерок).
В. А сейчас сядем на свои места. Скажите, а как у нас называется сильный ветер со снегом?
Д. Вьюга, метель, пурга.
В. А что является самым главным признаком зимы?
Д. Снег.
В. От куда же берется снег?
Д. Он подает из тучи, снег это замерший дождь.
В. А вот кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами? (ответы детей).
В. Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.
- Сейчас я вас приглашаю в лабораторию музея (Дети проходят к столам, встают вокруг. На экране слайд со снежинками.)
Опыт “Замерзание жидкости”.
В. Давайте вспомним какой опыт мы делали сегодня утром?
Д. Сегодня утром мы заморозили воду, соленую воду и растительное масло.
В. Да, мы с вами замораживали жидкости. Давайте сейчас посмотрим, что у нас получилось (дети рассматривают емкости с замороженными жидкостями).
- Вода замерзла. Соленая вода замерзла, но не совсем. Растительное масло не замёрзло, а лишь загустело.
Вывод: значит простая вода замерзает быстрее, чем соленая, а для замораживания растительного масла потребуется еще больше времени.
- У меня есть 3 схемы, они рассказывают нам о том, как заморозить воду, соленую воду и растительное масло. Сейчас посмотрите внимательно, подумайте какая схема подходит к какому виду жидкости (дети читают схемы).
(Новый слайд – зимний пейзаж ).
В. Посмотрите на картину, изображающую зиму. Как преобразилась земля!
А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужечек
Всех спрятала зима.
В. Подумайте и скажите, кого и куда спрятала зима в лесу?
Д. Насекомых в кору деревьев, змей, мышей в норы, медведь в берлоге, зайцы и белки поменяли шубки.
В. Очень постаралась зима. Только вот птицам и животным, не уснувшим под песню ветра, трудно и голодно в эти месяцы.
- Почему?
Д. Очень холодно, много снега, нахватает корма, образуется наст.
В. Вывод: значит зимой всем животным очень трудно жить.
Сюрпризный момент (звуковое письмо, на экране птица).
В. Посмотрите ребята! У меня для вас письмо. Прочтем? (воспитатель открывает конверт с изображением птицы и достает от туда аудиокассету).
- Что это, послушаем?
“Дорогие ребята! Я прилетела к вам из леса за помощью. Вы же поможете птицам?”
В. Ребята, как можно помочь птицам зимой?
Д. Повесить кормушки, каждый день кормить птиц, синицам давать сало, снегирям ягоды рябины.
“Спасибо вам за знания и заботу о нас и я вас приглашаю на птичий танец”.
Звучит музыка.
Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там,
Все порхают, поют,
Гнезда теплые вьют.
Дети танцуют, по окончанию танца садятся на стулья.
В. Ребята вам интересно в музее природы? А что нового и интересного вы сегодня узнали? Каждый ли может удивиться богатству этого музея?
Д. Нет, это могут сделать только внимательные, чуткие ребята.
В. Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные (задание на внимание).
(слайд с зашифрованными животными).
В. В лесу спрятались животные, посмотрите внимательно и найдите их.
(белка, лиса, волк, заяц, ласточка, бабочка).
В. Как вы думаете, кого из этих животных можно увидеть зимой в лесу? А каких зимой в лесу нет?
Творческая работа. (Звучит инструментальная музыка, на экране слайд “Зимний пейзаж”)
В. Что ж, пришла пора оставить в книге отзывов музея природы очередную запись. Что вам понравилось в музее природы, что для вас было сложным, а что было легко?
Д. Высказывают свои ответы.
В. Давайте в память об этой экскурсии оставим на кормушке птиц (дети наклеивают на кормушку силуэты птиц - коллективная работа).
Молодцы! Очень постарались. А сейчас наша экскурсия подошла к концу. До новых встреч в музее природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в рамках проекта «Горы Хакасии»
Цель: создание социальной ситуации развития посредством коммуникативной деятельности в процессе путешествия в горы...
КОНСПЕКТ Образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Жигулевские горы» (региональный компонент)
v Дать представление о Жигулевских горах.v Знакомить с природой родного края.vПродолжать знакомить с растительностью Жигулевских гор, с животным миром....
Конспект образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по сказке «Федорино горе».
Занятие для дете среднего дошкольного возраста по сказке "Федорино горе"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Федорино горе"
Цели занятия:Закрепление представлений о посуде, ее многообразии и назначении; расширение словарного запаса; развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия; воспитание эмоциональной...
Конспект образовательной деятельности "Путешествие в горы"
Конспект образовательной деятельности по физкультуре для старших дошкольников с использованием элементов здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие физических качеств и укрепление ...
Конспект образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в горы»
Конспект образовательной деятельности по физической культуре с элементами детской оздоровительной йоги...