Занятие по Окружающему миру в средней группе "Путешествие в прошлое бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по НОД "Путешествие в прошлое бумаги". Поможет педагогам донести до дошкольников интересную информацию о прошлом и настоящем бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_v_proshloe_bumagi.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей 4-5 лет

«Путешествие в прошлое бумаги»

Задачи:

1.Образовательные:

-познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги;

- учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения.

2. Развивающие:

- развивать умение ориентироваться в прошлом бумаги;

- активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства различных материалов.

3. Воспитывающие:

-  воспитывать бережное отношение к бумаге.

Оборудование и материалы: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги, низшего качества, пергамент, образцы современных видов бумаг, мультимедийный проектор, экран, компьютер, фломастеры на каждого ребенка.

Ход занятия

 Воспитатель: 

На чем мы пишем что-нибудь,
На чем мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть
И даже трубочкой свернуть?
А ну, попробуй угадать!

Слайд 1 (Загадка о бумаге)

Воспитатель: Ребята , а вы любите рисовать? А на чем мы с вами рисуем? (Ответы детей). Правильно, на бумаге. А всегда ли люди рисовали на бумаге? Сегодня я предлагаю вам посетить музей, чтобы заглянуть в прошлое бумаги. А что такое музей? Вы знаете? (Ответы детей).

Для этого мы с вами закроем глазки, я расскажу стихотворение и, в тот же час мы с вами окажемся в музее.

Для чего нужны музеи?

Чтобы знанья нам давать,

Посещая их, мы будем

Обо всем на свете знать:

Быт, религия, искусство

И история Земли,

Открываются музеи,

 Чтоб узнать , мы все могли.

Слайд 2 (Музей)

Воспитатель: Вот мы с вами и в музее. Давайте посмотрим на первый экспонат. Что это? (Ответы детей)

Слайд 3 (Камень)

Воспитатель: Подумайте , а какое отношение камень имеет к бумаге? (Ответы детей).

Воспитатель: В давние времена, люди жили в пещерах,  и им нужно было как- то общаться между собой. И для этого они стали использовать камень. На камне высекали буквы, разные знаки и изображения. Как вы думаете , ребята, удобно писать на камне? (Ответы детей).

Педагог предлагает детям написать на камне.

Воспитатель: Конечно, нет. Камень – неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий и тяжелый. И его трудно переносить на дальние расстояния.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим следующий экспонат. Что это? Как вы думаете? (Ответы детей).

Слайд 5 (Глиняные дощечки).

Воспитатель: Конечно, это глиняные дощечки. Так как на камне писать неудобно и сложно, люди стали искать замену камню и решили использовать глину. Давайте сравним камень и глину, определим их свойства.

Педагог предлагает детям рассмотреть камень и глину.

Воспитатель: Ребята, камень какой? (Твердый, тяжелый) А глина?  ( Легче камня и пластичная). Из глины можно сделать книгу или тетрадь? (Ответы детей). 

Воспитатель: Конечно, глина легче камня, но она хрупкая, ломается и  поэтому из нее нельзя сделать тетрадь и книгу.

Воспитатель: Давайте пройдем к следующему экспонату. Посмотрите , что это за предмет? (Ответы детей). Правильно, это ткань.

Слайд 6 (Ткань)

Воспитатель: Я предлагаю вам обратить внимание на ткань.

Дети пробуют сложить ткань, написать на ней буквы, выясняют, что сделать это трудно : ткань растягивается, буквы расплываются, значит писать на ткани неудобно.

Воспитатель:  Обратите внимание на следующий экспонат музея – это береста. Наши предки, которые жили в древней Руси, писали на бересте. Береста – эта наружная часть березовой коры.

Слайд 7 (Береста)

Воспитатель: Предлагаю вам попробовать написать на коре. А затем сложить пополам и сделать из нее обложку для книги.

Дети рисуют на коре и пробуют сложить кору пополам.

Воспитатель: Удобно писать на бересте? (Ответы детей). А вот сложить кору пополам не получилось, потому что она ломается. Так ? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, ребята, писать на бересте было удобно, но для книг она не годилась, так как она хрупкая и ломается.

Тогда люди придумали делать листы из тонкой кожи животных – пергамент. Это очень прочный материал. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Для защиты от царапин их оковывали медью, и книга напоминала сундук.

Слайд 8 (Пергамент).

Воспитатель: Давайте пройдем к следующему экспонату.

Слайд 9 (Бумага, привезенная из Китая)

Воспитатель: В древние времена из далекой восточной страны – Китая – купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Чудесным изобретением восхищались многие страны, но китайцы держали в тайне рецепт изготовления первой бумаги. По качеству первая бумага была желтая, темная, плотная, шероховатая.  И человек стал думать, как проще изготовить бумагу, как улучшить ее качество?

Возьмите бумагу в руки и скажите мне, какая была по качеству первая бумага? (Ответы детей).

Воспитатель: Со временем появились новые сорта бумаги, удобные в использовании.

 Педагог показывает образцы современных видов бумаги.

Воспитатель: Чтобы узнать, как сейчас изготавливают бумагу, нам необходимо отправиться на бумажную фабрику,  туда привозят из леса бревна – в основном сосновые и еловые. На фабрике с них сдирают кору,

 Измельчают на щепки, которые затем сортируют и отправляют на варку.

Слайд 10 (Современное производство бумаги)

Затем древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков: одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так, переходя с валика на валик, древесина превращается в бумагу.

Слайд 11 (Современные виды бумаги)

Воспитатель: Как люди используют бумагу? ( Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. На бумаге пишут, рисуют; из нее делают тетради, газеты, журналы, книги; упаковывают продукты; другие товары. В бумагу упаковывают продукты. Вот она какая – волшебница – бумага!

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Вам понравилось сегодняшнее наше путешествие в музей бумаги? (Ответы детей).

Нам пора возвращаться из музея в детский сад. Встаем в кружочек, закрываем глазки, к кому я прикоснусь рукой, тот окажется в детском саду.

Ребята встают в круг, педагог прикасается к каждому ребенку со словами :

Вокруг вас я обойду

В детский сад всех я верну

Один, два, три, четыре, пять-

Начинаю возвращать.

Можно глазки открывать.

Воспитатель: Вот мы снова с вами в детском саду. Что вы узнали нового из путешествия? Что вам понравилось? Что вы запомнили? (Ответы детей).

 

Список использованных источников

1. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением [Текст] О.В. Дыбина.- М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.- с.58 – 59, 74 с.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа-  http://www.dityachi-zagadky.org.ua/%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0/

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа-    https://infourok.ru/konspekt-nod-po-formirovaniyu-celostnoy-kartini-mira-v-sredney-gruppe

4.  [Электронный ресурс]. Режим доступа-    http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-muzej/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла".

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему «Знакомство с миром профессий»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему«Знакомство с миром профессий»Программное содержание:познакомить детей с различными видами профессийЦель: ра...

конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"

  Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрачное, цветное, прочное, хрупкое, гладкое)....

Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему «Путешествие в прошлое лампочки» (старшая группа)

Подготовила: воспитатель Брюзгина Юлия Викторовна Цель занятия: Познакомить детей с историей электрической лампочки.Программные задачи.Познавательные задачи: -Создать условия для о...