Конспект занятия «Живая природа» для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Артемьева Мария Юрьевна

Форма проведения викторина.                         

Цель: Обобщить и уточнить знания детей о природе.                                             

Задачи:

  • Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.
  • Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.
  • Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое  мышление, речь, умение слушать друг друга.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_zhivaya_priroda.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ «Детский сад №118 г. Санкт-Петербурга Выборгского района»

КОНСПЕКТ НОД

для детей подготовительной к школе группы

Образовательная область Познание

(Формирование целостной картины мира)

Тема: «Живая природа»

Воспитатель: Артемьева М.Ю.


Конспект занятия «Живая природа» для детей подготовительной к школе группы.

Форма проведения викторина.                                                                                        Цель: Обобщить и уточнить знания детей о природе.                                              Задачи:

  • Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.
  • Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.
  • Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое  мышление, речь, умение слушать друг друга.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы.

 Образовательные области:

  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Художественная литература.
  • Физическое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие:

 Технологии:

  • Здоровьеформирующие.
  • Игровая.
  • CD- музыкальное воздействие.

Оборудование и материалы:  Иллюстрированный материал (дикие животные леса, зимующие и перелетные птицы, слайдовые картины  леса, животных); игра Лото « Кто – где живет», «Чей след», эмблемы для команд;  компьютер, телевизор ,запись музыки  из телепередачи «В мире животных», фонограмма песни из мультфильма «Маша и медведь» , спокойная музыка с пением птиц.

 Предварительная работа: занятия по познавательному развитию о лесе и его обитателях, занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных), беседы об охране и бережном отношении к природе, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры, изготовление поделок совместно с родителями.

Участники викторины: дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, члены жюри.

Ход

Воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Воспитатель: Сегодня мы проводим викторину «Живая природа». В соревновании примут участие две команды – это команды «Медвежата» и «Зайчата». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки «Зайчата» - морковку, «Медвежата» - малинку. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает. Оценивать соревнование будет опытное и знающее жюри.

Приветствие команд:

«Зайчата»:

Мы зайчата не простые,

Мы  зайчата  озорные.

Вместе гуляем, вместе играем,

Учимся вместе и отдыхаем.

«Медвежата»:

Мы - ребята медвежата,

Есть мальчишки и девчата.

Здесь мы учимся считать,

Бегать, петь и танцевать.

   

Воспитатель:

Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.

 Молодцы, ребята, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!

1 конкурс «Разминка» (загадки). 

Команде «Медвежата»

1) Кто зимой холодной.

    Бродит злой голодный.(Волк)

2) Зимой спит,

    Летом улья ворошит. (Медведь)

3) То рыжая, то серая,

    А названием белая. (Белка)

4) Лесом катится клубок,

    У него колючий бок,

    Он охотится ночами

    За жуками и мышами. (Еж)

5) Как ветви у него рога!

    Он благородный. Он пятнистый.

    Обходит сочные луга,

    В жару идёт же в лес тенистый. (Олень)

Команде «Зайчата»

1) Хвост пушистый мех золотистый.

    В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

2) Косоглазый, маленький.

    В белой шубке, валенках. (Заяц)

3) Он берлоге спит зимой.

    Под большущею сосной. (Медведь)

4) Из малых кошек, из пятнистых,

А на ушах, представьте, кисти!

Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

Она ведь хищник грозный. (Рысь)

5) Хвост веслом! Пловец отменный!

    Да и мех имеет ценный,

    Строит «хатки» и плотины

    Из ветвей, камней и тины. (Бобр)

Молодцы! Все мои загадки отгадали.

Наше уважаемое жюри оценивает первый конкурс.

Воспитатель: Ребята ответьте, пожалуйста, что обязательно должно расти в лесу, без чего не бывает леса? (без деревьев) А сможете ли вы узнать деревья в лесу?

2конкурс «Назови ветку и найди дерево»

Командам раздаются картинки с изображением веток  деревьев и картинки с изображением самих деревьев. Дети составляют пары: ветка – его дерево и называют их.

Воспитатель: В нашей стране очень много лесов. Растут они и на севере и на юге, на горах и по берегам рек. И леса эти самые разные, потому что в них разные деревья и кустарники. Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы по слайдам определить лес по его разновидностям и временам года.

3конкурс «Определи вид леса и его время года»

Детям показываются слайды с разновидностями леса и разными временами года. Каждая команда определяет по 2вида и 2 времени года.

4 конкурс «Ответь на вопросы»

Команде «Зайчата»

1) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)

2) Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла)

3) Ласточка остаётся зимовать или нет?

 4) Какой лесной житель и для чего сушит себе на зиму грибы на деревьях? (белка)

5) Зачем заяц следы запутывает? (чтобы его хищники не нашли)

6) Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

Команде «Медвежата»

1) В какое время года с деревьев опадает листва  (осенью)

2) В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)

3) Кто в лесу зимою спит? (медведь, еж, барсук)

4) Как называется дикая свинья? (кабан).

5) Какие цветы расцветают весной? (мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник.)

6) Зачем лисе нужен такой пушистый хвост (заметать следы)

Воспитатель: Ребята, мы говорили, что в нашей стране очень много лесов и даже определили на какие виды они делятся, а кто же живёт в этих лесах?  (ответы детей). Вот сейчас мы поговорим о диких животных. На какие 3 вида они делятся – травоядные, хищники и всеядные. И в следующем конкурсе вам нужно разделить животных на 3 этих вида.

5конкурс «Раздели животных на хищников и травоядных»

Детям показывают слайды с изображением животных, каждой команде по 5 животных, дети их запоминают и делят на виды.

Физкультминутка “Дикие животные”:

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

Воспитатель: А вы знаете, что у животных, как и у людей есть свои дома. Сейчас каждой команде нужно расселить каждого животного в своё жилище и назвать его.

6 конкурс « Найди дом для каждого животного».

Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары « зверек - его дом».

Воспитатель: Ребята, интересно, а сможете ли вы угадать животного по его описанию? Вот мы сейчас и проверим.

7 конкурс «Угадайте по описанию».

 

«Медвежатам» “Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”. Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.

  “У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

«Зайчатам» “Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).

Ответ: лиса.
«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже  ловит рыбу. Зимой впадает в спячку».

Подсказка: очень любит мед и малину.

Ответ: медведь.

Подвижная игра «Зайцы и волк».

Воспитатель: «В игре один волк и много зайцев. Волк ловит зайцев, а зайцы убегают. У каждого зайца есть свой дом - это обруч. Пока волк спит, зайцы на лужайке щиплют травку (имитируют движения) и произносят слова:

Зайцы скачут: скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

По команде: "Волк идет!", из своего домика выбегает волк, а зайцы убегают, каждый в свой домик - обруч.

Воспитатель: Молодцы! Все повеселились на славу! А сейчас, назовите сказки в которых могут жить эти животные.

8 конкурс «Кто в какой сказке живёт?»

«Медвежатам» – заяц, волк

«Зайчатам» лиса, медведь

«Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Мешок яблок», «Лиса и журавль», и др.

Включается запись песни «Про следы» (из мультфильма «Маша и медведь»)

Воспитатель: Ребята, из какого мультфильма эта песня? Правильно. Маша никак не могла определить следы на снегу, которым её обучал медведь, но вы  дети смышленые и обязательно справитесь со следующим заданием.

8конкурс «Угадай следы»

Каждая команда получает карточки с изображением следов животных и картинки соответствующих животных. Дети составляют пары.

Воспитатель: Ребята, а кто кроме животных живёт в лесу? А вы когда ни будь слышали, как поют птицы в лесу? Их завораживающее пение можно слушать бесконечно. А сможете ли вы определить, какая птица как поёт?

9конкурс «В гостях у птиц»

Каждая команда прослушивает запись с голосами птиц и называет их. (кукушка, дятел, соловей, филин по 2 записи каждой команде).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие).   А птиц, которые улетают на юг осенью и прилетают к нам весной? (перелётные)

10 конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц».

На полу расположены картинки зимующие и перелетные птицы, одна команда собирает зимующих птиц, другая – перелетных.

Воспитатель: Ну что ж, ребята наша викторина подошла к концу, вы были все большие молодцы, а жюри осталось подвести итоги и объявить победителей.

Подведение итогов, награждение.

 

Воспитатель: А напоследок хотелось прочитать вам такое стихотворение

Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы

Занятие по экологическому воспитанию, направленное на формирование у детей представлений о состоянии деревьев зимой. Закрепление знаний о плодах и семенах некоторых деревьев. Уточнение и закрепление з...

Конспект занятия по математике для детей подготовительной к школе группы "Путешествие на планету Знаний"

Конспект непосредственной образовательной деятельностиОбразовательная область: Познание (ФЭМП) - коммуникацияНа тему: «Путешествие на планету Знаний»для подготовительной к школе группы (6-7 лет)...

Конспект занятия по математике для детей подготовительной к школе группе: «На помощь шахматному королю»

Задачи которые решает педагог:1.     Побуждать понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, закрепить умение решать арифметические задачи по рисунку, записывать реше...

Конспект занятия по математике для детей подготовительной к школе группе: «Целое и части»

Задачи  которые решает педагог на занятии:Ввести понятие целое и части.Сформировать представление о сложении, как объединении частей в целое.Развивать логическое мышление средствами математически...

Конспект занятия по логоритмике для детей подготовительной к школе группы для детей с ТНР «Весенняя прогулка»

Цель: координация речи с движениями и музыкой.Задачи:Коррекционно-образовательные:Актуализация, пополнение, расширение запаса знаний детей о признаках весны.Учить отгадывать загадки, отвечать полным п...