Конспект ООД на тему "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ОООД по окружающему миру на тему "Воздух-невидимка" (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воздух и его свойства»
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия.
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь;
- воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов;
- ветер - движение воздуха,
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций,,Дела ветра,,,беседа,,Как воздух надо охранять,, наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование: сундучок с письмом, письмо- маршрут поиска клада, весы самодельные, звукозапись «звуки ветра», свечка, фарфоровое блюдце, спички, иллюстрация «планета Земля», музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка; киндеры с «запахом» и без запаха по одному на ребенка, миски с водой на каждого ребёнка, картинки «красивый двор» и картинка «дым идёт из трубы», соломинки для коктейля, бумажные веера, снежинки из салфеток, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки- кружочки( зелёные и красные), панно «Чистый воздух вокруг нас», для «Ракеты»: шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.
Изготовление «ракеты»:
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край.
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам ( я привязала к ручкам дверей)
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру,, Найди клад,, Поможет нам схема поиска.
( Дети по схеме ищут клад, находят сундучок)
В: -Интересно, что в нём?( открывают сундучок, в нём-письмо-загадка)
В:-Ребята,что это может быть? Я ничего не вижу, а вы?
( варианты ответов)
На обратной стороне письма- подсказка-рисунок,,весёлые человечки-газообразные и ещё одна загадка
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не сможем
Дети:-Воздух.
В:-Правильно.Теперь мы знаем, что в сундучке находится воздух.
Я такой большой, что нахожусь везде
Я такой маленький, что в любую щель пролезу.
Отгадайте. что я
Узнайте, какой я.
Расскажите, для чего я
В:-Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтобы исследовать воздух.
Эксперимент мы проведём-воздух мы везде найдём!
-Присядьте, пожалуйста, на стулья. Выставить на доску картинку с изображением планеты Земля.
Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар.
Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть! (Ответы детей)
В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. (Поймаем воздух)
В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Д: В пакете ничего нет, он пустой.
В.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Д:Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете.
В.: Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
Д: Из пакета выходит воздух
В: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Д: В нём нет воздуха, он весь вышел.
В.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
^Опыт 2 (Воздух в человеке)
В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули ? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Д: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
В. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
В. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Опыт 3 (Воздух можно услышать.)
В. Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
Д: он внутри шариков.
В. Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Опыт 4 (Ветер – это движение воздуха)
В.: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?
-Ребята, нам сегодня пригодиться веер, который мы с вами когда-то мастерили.
А теперь помашите веером перед лицом.
В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
В.: Какой делаем вывод?
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.
В:-Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет со снежинкой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой-снежинкой. Почему снежинка движется?Устроим метель?(дети машут веерами над салфетками-снежинками-получился снегопад.
Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу снежинку. Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.
Физминутка «Ветерок»
-Ребята, я предлагаю поиграть в игру «ветерок». Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
. Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает.
-Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.
Опыт 5 (Воздух не имеет запаха)
В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Д: Если воздух чистый, то он не имеет запаха.
В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.)
В.: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
В.: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт 6 (Воздух легче воды)
В. Ребята, у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте их "утопить". Почему они не тонут?
Д: Внутри киндеров и игрушек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт 8 (Воздух занимает место)
В:Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.
Опыт 7. (Воздух может двигать предметы)
В. Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
В.: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?
Д: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.
Вывод. Воздух может двигать предметы.
Итог.
В. - Итак, что же такое ВОЗДУХ?
Дети: воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.
Игра «Условные знаки»
В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
●Воздух окружает нас со всех сторон.
●Воздух можно услышать.
●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
●Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.
●Человек может жить без воздуха.
● Ветер – это движение воздуха.
● Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
● Воздух может двигать предметы.
● Воздух тяжелее воды.
Игра «Собери картинки»
В: ребята, посмотрите, у меня есть картинки их надо собрать помогите мне, пожалуйста.
(Дети собирают картинки)
В: посмотрите внимательно, чем они отличаются?
Дети: на одной завод с трубами, которые дымят, а на другой красивый двор.
На какой улице вы бы хотел жить и почему?
Д:: на второй, где красивый двор и нет дыма.
В: а как вы думаете к чему может привести дым и грязный воздух?
Дети: к гибели
Опыт8 (Пламя загрязняет воздух)
Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнить воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел- покрылся слоем копоти.
- Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух.
Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?
Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины.
Предложите варианты очистки воздуха.
Ответы: на заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух; необходимо вовремя убирать мусор; специальные машины поливают тротуары и дорожки; люди сажают деревья, цветы и т. д.
- Да, ребята, важными очистителями воздуха и поставщиками кислорода являются растения.
В:Ребята, вы молодцы, хорошо работали . Предлагаю вам закончить панно «Чистый воздух вокруг нас» (на готовом панно дети зачёркивают те объекты, которые загрязняют воздух.)
На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете родителям всё. Что вы узнали о воздухе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....