История бумаги.
занимательные факты по окружающему миру
Изучить виды и свойства бумаги, а также способы её изготовления в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_bumagi.docx | 45.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ БУМАГИ
Цель работы: Изучить виды и свойства бумаги, а также способы её изготовления в домашних условиях.
Задачи:
- изучить специальную литературу;
- познакомиться с видами бумаги;
- изучить свойства бумаги;
- попробовать изготовить бумагу в домашних условиях;
- составить коллекцию разных видов бумаги.
Нет ничего более простого и привычного в нашей жизни, чем бумага. Не проходит ни одного дня, чтобы мы ее не подержали в руках газеты, книги, упаковки, письма, тетради, открытки и так далее, и так далее. Бумага настолько прочно вошла в нашу жизнь, что порой забываешь: ведь было время, когда о бумаге люди и не слышали.
« Разговор проходит, как ветер; бумага и кисть тверды, как горы и реки».
« Бумага терпелива: от стыда не краснеет».
« Где бумажное царство, там волокита — король».
Много пословиц и поговорок о бумаге можно вспомнить. Нельзя отрицать того, что производство бумаги — одно из величайших достижений человечества. На бумаге можно написать прекрасное стихотворение или нарисовать рисунок, можно написать сказку или записку другу, а ещё обратиться с поздравлением к любимым и родным на красочной открытке. В любом случае трудно переоценить роль бумаги в развитии человечества. К тому же бумага используется не только как носитель письменной информации, но и как упаковочный материал, средство гигиены, строительный материал, платежное средство и так далее.
Вообще-то, само слово «бумага», как считается, произошло от итальянского слова «bambagia», что в переводе означает «хлопок». Странно, конечно. Ведь первые писчие листы делали совсем даже не из хлопка, а из папируса. Papyros – это гигантское многолетнее травянистое растение высотой до 5 м, и стебли у него до 7 см в диаметре. Папирус растет в тропической Африке вдоль берегов рек и озер.
Заросли папируса
Именно его и облюбовали древние египтяне для производства писчего материала. Сердцевину свежих стеблей разрезали вдоль на узкие полоски и складывали в два слоя: один слой вдоль, второй поперек. Затем их сильно сдавливали, слои между собой склеивались и получались тонкие эластичные листы. Их высушивали на солнце, полировали раковинами и склеивали в свитки шириной 20-30 см и длиной до 10, а иногда и больше, метров.
Но к XII веку производство папируса как писчего материала полностью прекратилось, а его место прочно заняла бумага. Изобретение бумаги приписывают китайцам. Вначале сырьем для бумаги служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда. Но этого материала было слишком мало, и для изготовления бумаги стали использовать особый вид крапивы – крапива коноплевая.
Но китайская бумага, изготовленная из крапивы, была не слишком качественной. Листы были шершавые, неровные, разной толщины. И китайцы не остановились на этом. Они в качестве сырья стали брать луб тутового дерева и довели технологию выработки бумаги до совершенства.
Долгое время китайцы держали секрет изготовления бумаги в тайне. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Секрет изготовления стал известен миру. История рассказывает, что произошло это не совсем красивым способом. «Несколько китайцев, мастеров бумажного дела, попали в 751 году в плен к арабам и под пытками выдали свой секрет. Дело происходило в Туркестане, в котором не росло китайской крапивы. Для изготовления бумаги стали использовать тряпье, которое перетирали в ступах, размешивали с водой и выливали в формы. Для склеивания стали использовать крахмал или желатин».
А от арабов секреты изготовления бумаги распространились и по остальным странам. Первая бумажная фабрика в Европе появилась в Германии в 1290 году. На Руси производство бумаги началось в 80-х годах XVII века. Бумагу из тряпья, т.е. изношенных хлопчатобумажных, льняных и шелковых тканей, изготовляли вплоть до начала XIX века. Но бумаги требовалось все больше, и сырья стало не хватать. Начались поиски нового материала. И он был найден. В качестве сырья стала применяться древесина.
Полагают, что русское слово бумага происходит от татарского слова ”бумуг”, что значит хлопок. Вероятно, что первое широкое ознакомление народа Руси с бумагой, произошло в середине 13 века. Хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаги, которая в то время употреблялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях.
Но в самой же России бумагу начали делать значительно позже. Имеются сведения, что бумага собственного производства в России появилась в середине 16 века при Иване Грозном. Мощный толчок к развитию бумажного производства в России дал Пётр Первый. Такие его преобразования, как замена сложной старославянской азбуки на более простую, схожую с латинской, выпуск с 1703 года первой русской газеты и большого числа книг по различным вопросам науки и техники, требовали много бумаги. Для поощрения бумажного производства в России он запретил применять в канцеляриях заграничную бумагу. По указу Петра было построено несколько бумажных предприятий под Москвой и Петербургом. Первая бумагоделательная машина в России была изготовлена русскими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 году пущена в работу на Петергофской бумажной фабрике. Для производства бумаги и картона используют следующие основные виды сырья: древесная целлюлоза и древесная масса, бумажная макулатура.
Для придания бумаги белизны, гладкости и других свойств используют наполнители: гипс, мел, каолин, тальк.В производстве бумаги применяют красители. Она бывает окрашена с одной или двух сторон, одноцветная или многоцветная.
ВИДЫ БУМАГИ
Бумажная промышленность выпускает около 600 видов и сортов бумаги, имеющих различное название и свойства.
Бумага для печати:
Газетная бумага — рассчитана на кратковременное пользование. Изготовляется из небеленой целлюлозы и древесной массы.
Книжно-журнальная бумага, как говорит само наименование, предназначается для печатания книг, журналов. В розничной продаже такой бумаги нет.
Обложечная, или упаковочная, бумага выпускается для книжных, журнальных, альбомных, тетрадных обложек.
Крашеная бумага:
Настольная бумага — изготавливается из обложечной или оберточной бумаги, имеет одностороннюю окраску, как правило, мягких тонов.
Глянцевая бумага — получается изписчей путем одностороннего крашения с последующим лощением, что создает блестящую, яркую поверхность разных тонов и оттенков..
Мраморная бумага — отличается от глянцевой лишь своеобразием обработки ее поверхности мраморным рисунком — разводами, смывами разных тонов одного и того же цвета, что напоминает мрамор.
Шагреневая бумага — обрабатывается так же, как и мраморная, но ее дополнительно подвергают тиснению, чтобы придать вид кожи.
Обойная бумага — с рисунчатой поверхностью может найти самое широкое применение в конструировании поделок крупного масштаба или служить фоном для размещения тематических композиций.
Упаковочная и оберточная бумага — бывает общего и специального назначения. Бумага общего назначения используется как упаковочный материал.
Бумага для письма:
Писчая, потребительская бумага, почтовая бумага — наиболее высококачественная бумага, изготовляемая из тряпья и целлюлозы. Хорошо поддается обработке: легко складывается, хорошо окрашивается в любой цвет.
Бумага чертежно-рисовальная — выпускается как высшего качества, так и обыкновенная.
Калька— это бумага, пропитанная для прозрачности воском и маслом.
Бумага впитывающая:
К этому виду бумаги относят фильтровальную, промокательную, пергаментную, креповую, папиросную. Вся она отличается мягкостью, даже пушистостью, приглушенными цветовыми оттенками.
Картон — плотная многослойная бумага. Существует несколько видов различного картона.
К санитарно – гигиеническим изделиям из бумаги относят салфетки бумажные, дорожные, скатерти, полотенца бумажные в рулонах и листовые, платки носовые, туалетную бумагу.
Изучение свойств бумаги
Опыт № 1. Влагостойкость бумаги.
Оборудование: ёмкости с водой, различные виды бумаги картон, бумажная салфетка, писчая бумага, обойная бумага, калька, газетная бумага.
Методы: в ёмкость с водой на 1 мин. опускаем бумагу и наблюдаем, что будет происходить.
Виды бумаги. | Время эксперимента. | Состояние бумаги. |
Картон. | 1 минута | Намокла, но не полностью, начала расслаиваться, так как состоит из слоёв, плывёт по воде. |
Бумажная салфетка. | 1 минута | Промокла полностью, стала рыхлой, потеряла прочность, деформировалась. |
Писчая бумага. | 1 минута | Промокла полностью, потеряла прочность, деформировалась, в воде не тонет, плавает на поверхности. |
Обойная бумага. | 1 минута | Влагостойкая, плохо впитывает воду, не тонет, плавает на поверхности. |
Калька. | 1 минута | Не впитывает, отталкивает воду, так как она промасленная, плавает на поверхности. |
Газетная бумага. | 1 минута | Промокла полностью, стала рыхлой, потеряла прочность, деформировалась, в воде не тонет, плавает на поверхности. |
Вывод: из проделанного опыта видно, что разная бумага имеет разные свойства. Одна хорошо впитывает воду (салфетка, писчая бумага, газетная бумага), а другая более влагостойкая (калька, обойная бумага, картон). Вся бумага впитывает воду, но в воде не растворяется, эти свойства бумаги и используют люди в своих целях.
Опыт № 2. Горение бумаги.
Оборудование: разные виды бумаги: картон, бумажная салфетка, писчая бумага, обойная бумага, калька, газетная бумага, спички, блюдца.
Методы: берём шесть блюдец на них кладём кусочки бумаги, поджигаем и наблюдаем, что будет происходить в течение минуты.
Виды бумаги. | Время эксперимента. | Состояние бумаги. |
Картон. | 1 минута | Долго загорается, сгорела не полностью. |
Бумажная салфетка. | 1 минута | Быстро загорелась, сгорела дотла, остался один пепел. |
Писчая бумага. | 1 минута | Быстро загорелась, сгорела полностью, после сгорания на блюдце осталось маслянистое пятно. |
Обойная бумага. | 1 минута | Плохо горит, много едкого дыма, за отведённое время вся бумага не сгорела. |
Калька. | 1 минута | Хорошо горит, сгорела полностью. |
Газетная бумага. | 1 минута | Быстро загорелась, сгорела полностью, после сгорания на блюдце осталось маслянистое пятно. |
Вывод: вся бумага горит. Но у разной бумаги разная скорость горения. Картон за отведённое время сгорел не полностью, обойная бумага выделяла много едкого дыма и не сгорела, бумажная салфетка, писчая бумага, калька, газетная бумага сгорели дотла.
Опыт № 3. Прочность бумаги.
Оборудование: разные виды бумаги картон, бумажная салфетка, писчая бумага, обойная бумага, калька, газетная бумага.
Методика: берём кусочек бумаги и начинаем тянуть его в разные стороны. При этом наблюдаем, что будет происходить с бумагой.
Виды бумаги. | Состояние бумаги. |
Картон. | Рвётся трудно, потому что состоит из нескольких спрессованных слоёв. |
Бумажная салфетка. | Легко рвётся. |
Писчая бумага. | Хорошо рвётся. |
Обойная бумага. | Достаточно прочная, но рвётся. |
Калька. | Хорошо рвётся. |
Газетная бумага. | Хорошо рвётся. |
Вывод: разная бумага имеет разную прочность. Картон прочный, обойная бумага менее прочная, писчая и газетная бумага хорошо рвётся, а санитарно-гигиеническая вообще не прочная.
Опыт № 4. Прозрачность бумаги.
Оборудование: разные виды бумаги картон, бумажная салфетка, писчая бумага, обойная бумага, калька, газетная бумага.
Методика: берём кусочек бумаги двумя руками, подносим его к лампочке и пробуем рассмотреть через него предметы.
Виды бумаги. | Состояние бумаги. |
Картон. | Не прозрачный, плотный, многослойный. |
Бумажная салфетка. | Не прозрачная. |
Писчая бумага. | Не прозрачная. |
Обойная бумага. | Не прозрачная. |
Калька. | Прозрачная. |
Газетная бумага. | Не прозрачная. |
Вывод: картон, бумажная салфетка, писчая бумага, обойная бумага, газетная бумага не прозрачны, через них мы не можем рассмотреть предметы, а калька прозрачна, через неё мы видим предметы.
Опыт № 5. Мягкость бумаги.
Оборудование: разные виды бумаги картон, бумажная салфетка, писчая бумага, обойная бумага, калька, газетная бумага.
Методика: берём разные кусочки бумаги, мнём их в руках. С силой сжимаем и наблюдаем, что будет происходить.
Виды бумаги. | Состояние бумаги. |
Картон. | твёрдый. |
Бумажная салфетка. | мягкая, приятная на ощупь. |
Писчая бумага. | твёрдая на ощупь. |
Обойная бумага. | гладкая, твёрдая. |
Калька. | гладкая, твёрдая. |
Газетная бумага. | на ощупь твёрдая. |
Вывод: картон, писчая бумага, обойная бумага, калька, газетная бумага не мягкие, а салфетка мягкая приятная на ощупь.
Опыт № 6. Способность сохранения тепла.
Оборудование: два стакана, лист газетной бумаги, водный термометр, часы, горячая вода.
Методика: возьмём два стакана, один обернём листом газетной бумаги, нальём в оба стакана одинаковое количество горячей воды. И измерим температуру воды в начале опыта, через 10 мин., 20 минут и сравним.
Опыт | Время опыта | Температура воды | ||||
№ 1.Стакан (без бумаги) | 10мин. | 20мин. | 70 | 60 | 51 | |
№2Стакан обёрнутый бумагой | 10мин. | 20мин. | 70 | 66 | 59 |
Вывод: данный опыт показывает, что бумага также является хорошим утеплителем. Она способна сохранять тепло.
Свойства бумаги.
Виды бумаги | прочность | влагостойкость | горючесть | непрозрачность | мягкость |
санитарно-гигиеническая | легко рвётся, не прочный, мягкий на ощуп | В воде не растворяется, быстро намокает, хорошо впитывает влагу, теряет форму, легко рвётся | легко воспламиняется, быстро сгорает до тла | непрозрачная, но на свет видны контуры и очертания предметов | Мягкая на ощупь, приятная для тела. |
картон | прочный, трудно рвётся, плохо сгибается | В воде не растворяется, долго не намокает, при намокании теряет прочность, теряет форму, уменьшается в размере, плохо впитывает воду | долго не загорается, сгорает до тла | непрозрачен | твёрдый |
газетная | не прочная, легко сгибается, мнётся, рвётся | В воде не растворяется, быстро впитывает воду, быстро намокает, становится тонкой, легко рвётся | хорошо горит | непрозрачная | мягкая,хорошо мнётся |
обойная | достаточно прочная, долговечная, хорошо рвётся | В воде не растворяется, есть влагостойкая не боится воды, но при намокании рвётся легче | долго не загорается | непрозрачная | плотная |
писчая | не прочная, хорошо складывается, легко рвётся | в воде не растворяется, быстро намокает, становится тонкой, | хорошо горит | непрозрачная | немягкая |
Вывод: разные виды бумаги обладают разными свойствами, существует большое множество бумаги. Человеку нужна разная бумага.
3.2 Получение бумаги из макулатуры
Оборудование: старые газеты, проволочная сетка, ткань впитывающая воду, большая чашка, крахмал, деревянная ложка, полиэтиленовый пакет, груз (например, тяжёлые книги).
Ход работы:
Берём старые газеты и бумажные салфетки, рвём их на кусочки и помещаем в ёмкость с водой на ночь. На следующий день сливаем воду и с помощью миксера превращаем размокшую бумагу в однородную массу, добавляем для прочности крахмал. Затем выкладываем однородную массу на сетку, сверху накрываем тканью, плотно прижимаем сетку и осторожно ее снимаем. Бумажная масса остается на ткани. Накрываем массу вторым куском ткани и снова плотно прижимаем. Затем все это накрываем полиэтиленовой пленкой и поверх нее кладем груз. Через сутки осторожно снимаем листы и располагаем их на газеты для полной просушки. Бумага готова.
Вывод: Исследование показало, что из обычной макулатуры в домашних условиях с помощью простых экологических опытов можно сделать полезные различные материалы, например – картон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История бумаги
Бумага получила свое название от водяного растения – папирус, из которого еще в Древнем Египте делали листы, используемые для письма.Долгий и тернистый путь прошла бумага, прежде чем стала такой, како...
История бумаги
Программное содержание: познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении. Дать знания о свойствах бумаги в процессе оп...
Интегрированное занятие "История бумаги".
Задачи:-познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и её качества, рассказать о её назначении и изготовлении;-дать знания о свойствах бумаги, делать опыты с бумагой;-активизиро...
Экспедиция в историю бумаги Одд по ознакомлению с окружающим в старшей группе
Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем дошкольного образования. Так или иначе, но для дошкольников каждое занятие является новым открытием взро...
НОД "История бумаги"
уточнить и расширить представления детей о бумаге, е видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека;познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой;развивать исследовательские...
История бумаги
....
Путешествие в прошлое "История бумаги"
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по изобразительному искусству...