Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с социальным миром для детей подготовительной группы "Кладовая Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Викторовна Жигулова

Данная деятельность направлена на создание условий для формирование у детей представления о подземных богатствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_kladovaya_zemli.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с социальным миром для детей подготовительной группы

«КЛАДОВАЯ ЗЕМЛИ»

                                                        Жигулова Елена Викторовна        

                                                       МБДОУ – детский сад № 27 «Сказка»

                                                       Муниципального образования

                                                        г.Саяногорск                

Цель: Создание условий для формирование у детей представления о подземных богатствах.

Задачи:

     1. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта:

а) причинно-следственных

б) схематизации, символизации связей и отношений между предметами окружающeгo мира.

     2.  Развитие познавательной инициативы ребенка.

     3. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.

     4. Способствовать формированию интереса к исследуемому объекту.

      5. Воспитывать трудолюбие, уважение к окружающему миру природы

     

ХОД ООД:

I. Организационный момент:

Приветствие:

Станем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте! Друг другу

Нам здороваться ни лень

Всем «привет» и «добрый день»

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

— ДОБРОЕ УТРО!!!

II. В.:- Дети, мы с вами уже узнали, сколько неразгаданных тайн хранит наша необъятная прекрасная Земля (природные явления: радуга, вулкан и т.д.).

- А хотите узнать ещё одну тайну?

- Хотите познакомиться, что хранится в нутрии Земли?

- Приготовьтесь, сегодня мы отправляемся в путешествие в её недра.

В.:- Под землей существует целый мир! Да еще какой!

 - Вот посмотрите (картинки: подземных пещер, сталактитов).

- Как вы думаете что это? (Да, это пещеры).

- Вам понравились эти чудесные пещеры?

- А откуда произошли пещеры?

-  Как они появились?

В.:- По пещерам можно попасть глубоко под землю.

-Ребята, эти пещеры сделала вода.

- Даже не верится,  что такая  ласковая и мягкая вода может быть такой сильной и могучей. Вода может вымывать и промывать  среди скал целые залы пещер.

- А вот эти камни красивые тоже сделала вода (показ драгоценных камней).

- Посмотрите, это агат, топаз, аметист и т.д.

- Посмотрите, какие необыкновенно красивые формы, какие переливы цвета.

Это наша матушка – Земля с помощницей Водой создали такие чудеса.

В.:- Дети, мы с вами знаем, что без воды нет жизни на Земле.

- Представьте, если бы на земле не стало воды.

- Что случится? Правильно, все        погибнет, можно сказать, не будет и самой жизни.

-  А откуда всё-таки берется вода?

В.:- Оказывается, вода берется тоже из - под земли.

Глубоко под землей существуют водоносные слои. Из них пробивается на поверхность земли - родники, ручейки, которые образуют реки, те сливаются в моря, моря соединяются в целые океаны. В разных местностях Земли водоносный подземный слой находится на разной глубине.

- Если мы возьмём лопату и будем долго-долго копать?

Через 5-6 метров мы дойдем до воды.

- Дети, кто – нибудь из вас видел, как на дачах бурят колодца?

- Колодцы бывают разной глубины.

 - Если мы будем копать в пустыне?

- Да,  до воды вряд ли докопаемся.

- Почему? (Потому что она находится очень глубоко).

- Корни кустарников и деревьев не достают до воды в пустыне, поэтому там нет растительности, одно только палящее солнце да сухой песок.

- Поэтому и пустыня,  какая? (Безжизненная, пустынная, горячая, сухая).

В.:- А что же ещё находится под землей?

- Точно так же слоями хранятся месторождения: нефти, газа, каменного угля, железной руды и многие другие полезные ископаемые.

Давайте познакомимся с ними поближе

- Кто знает, что такое нефть?

Ученые считают, что нефть образовалась из растений и животных, живших много    миллионов лет назад в тёплых водах океанов, покрывавших земную поверхность. Отмирая, они накапливались. Со временем их накрыло тоннами песка  и земли. Под давлением ил и песок превратились в твёрдые породы.  Останки растений и животных превратились в тёмную жидкость, собранную в порах породы. Перемещение земной коры превратило часть морского дна в сушу. Некоторое количество этой жидкости появилось на земной поверхности, где её и обнаружил человек.

 - А  как вы думаете, для чего нефть человеку?

- Нефть приносит пользу человечеству.

- С её помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, самолёты, корабли.

- Из неё получают технический спирт, парафин, топливо, технический жир, асфальт и т.д.

 Само слово «нефть» обозначает «каменное масло». 

В.:- Еще в кладовой Земли хранится каменный уголь.

-Как человек использует каменный уголь?

- Правильно, уголь – это основной источник тепла. Используя уголь, человек научился сохранять главное богатство Земли – лес.

- Как же появился каменный уголь?

250 тысяч лет назад вот такие растения росли на земле, они тоже отмирали, падали, гнили слой за слоем образовался каменный уголь.

- Вот это каменный уголь. Его ещё называют – антрацит.

Он иссиня-черный и блестит на солнце.

В.:- Полезных ископаемых, которые хранятся в кладовой Земли, множество: нефть, газ, золото, железная руда, алмазы, мел, песок, глина и т.д.

- Всё это приносит пользу людям.

- А что это такое? (мел).

- Где же он используется?

- Мелом белят стены, добавляют в зубной порошок, в удобрения.

- Кто из вас знает его происхождение?

 В.:- Я раскрою секрет образования мела. Мелкие животные  с панцирем жили когда-то в морях и океанах. Отмирая, они опускались на дно слой за слоем и накрывало илом, грязью. Так и получился твердый  белый мел.

 Иногда мел появляется на поверхности это значит здесь когда-то в древности было море.

В.:- Как ни странно песок и глина это также полезные ископаемые.

- Где мы можем встретить песок?

- Что мы делаем из песка?

- А ещё песок используют для благоустройства пляжей, строительства дорог, для раствора, с помощью которого кладут стены зданий.

В.:- А для чего человек добывает глину?

Глина – это осадочная горная порода,  образующаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

- Изделия из глины мы видим каждый день:  посуд, игрушки,  скульптуры и многое другое.

- Используют глину при строительстве домов, плотин и т.д.

В кладовой Земли хранятся многие соли, минеральные вещества, которыми питаются все растения. Это в земле созревают и растут наши овощи: морковь, свёкла, картофель и т.д. Через свои корни каждая травинка, каждое дерево черпают жизнь из недр матушки – Земли.

Земля нас кормит, одевает, греет, даёт нам всё необходимое для жизни.

В.:- Ребята, запомните, что Земля без нас  будет жить, а вот мы без Земли жить не сможем. Это было, это есть и это будет всегда.

Земля щедро наградила человека всеми несметными богатствами, и мы должны научиться благодарить её, беречь её разумно пользоваться кладовой Земли.

III. Итог занятия:

- С какими  полезными ископаемыми мы сегодня познакомились?

Что означает кладовая Земли?

Понравилось ли вам занятие и чем именно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы на тему: Светлое Христово Воскресение.

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром предназначен для знакомства детей с православным праздником Светлое Христово Воскресение - Пасха, его историей, ...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников подготовительной к школе группы «Это День Победы»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миромдля воспитанников подготовительной к школе группы«Это День Победы»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Осень»

Программные задачи:1. Систематизировать знания детей об осени2. Уточнить представление о признаках осени3. Закрепить осенние месяцы4. Развивать умение рассуждать по теме5. Воспитывать умение видеть кр...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Грибы, ягоды»

Цель:учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность.Виды деятельности:игровая, двигательная, восприятие художествен...

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы "8 Марта - Международный Женский день!"

Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе уточнения и расширения представлений о   заботливом отношении к близким людям....

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы "Спорт"

Создание условий для формирование у детей  потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, желании заниматься спортом....

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы "Эти мудрые сказки"."

Данная деятельность направлена на создание условия для привития у детей интереса к богатству русской народной культуры - сказкам....