НОД в старшей группе по ФЦКМ "В деревенской избе, светлой горенке"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бологова Юлия Вячеславовна

Конспект занятия для знакомства с предметами стариныяяяя. а также равития творчества дошкольников (знакомство детей с соленым тестом)

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

                                    «В деревенской избе, светлой горенке»

Подготовила и провела воспитатель: Бологова Ю.В.

Образовательные области: познавательное, речевое , художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Программные  задачи:

Образовательные задачи: прививать чувство любви к родной деревне. Закреплять знания об окружающем мире, о зависимости состояния природного окружения от дел рук человеческих. Учить делиться полученными впечатлениями  со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий труд. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает, добрые чувства друг к друг другу., желание общаться, выполнять работу сообща.

Оборудование и материалы: клубки шерсти, вязаные изделия, мисочки с зернами и одноразовые тарелки по количеству детей. Емкость с влажной салфеткой для проращивания овса; поднос, клеенка, ножички, соленое тесто и мука.

                                                                         Ход занятия:

1. В групповой комнате дети наводят порядок после игр. Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, скажите пожалуйста, кто из вас принес  клубок? Я нашла его в раздевалке. (ответы детей) -Если  он ничей, значит он не просто так закатился сюда. Видимо он прикатился к нам из прошлого. А как вы думаете, что такое прошлое? (ответы) Я предлагаю смотать ниточку и посмотреть , куда же она  нас приведет? А вы потихоньку идите за мной(подходим к двери в Р.Н .избу).

-Ребята, куда нас привел клубок? Давайте войдем , присядем на скамейки и посмотрим на вещи, которые нас окружают. Вам что-то из них знакомо? А для чего они нужны все? Пользуются ли ими люди сейчас? Вот видите, я же говорила, что этот клубочек не простой, он действительно из прошлой  жизни.

А вот это прялка, от слова пряжа или прясть. На ней наши бабушки и прапрабабушки пряли пряжу- шерстяные нитки, а затем вязали из них теплые вещи(показ вещей). Эти вещи из чистой шерсти, значит они какие?(шерстяные). А раз их вязали, значит они какие?(вязаные) Потрогайте какая шерсть на ощупь(мягкая, теплая, немного колючая).

Давайте посмотрим как интересно устроена сама прялка:

Здесь огромное колесо, вот это катушка, на нее наматывается нитка-пряжа-через головку и крючки вдоль лапок. А вот эта часть называется рычаг, а ниже педаль. Нажимаем ногой на педаль , приходит в движение рычаг- он и помогает вращать колесо, и прялка начинает работать.(показ).

Ребята, вы запомнили как называется этот предмет? А как называются его части? Что на нем делали? Да ,ребята, раньше людям в деревне жилось нелегко, но они были очень трудолюбивые, а женщины большие мастерицы и рукодельницы. Посмотрите какие вещи получались с помощью простой иголки и ниток. Кто из вас знает, что такое вышивка? С ее помощью вещи получались очень нарядными и красивыми.

Мы с вами уже знаем названия старинной посуды. Суп и кашу готовили в чугунке. А чтобы удобно было ставить его в печь и доставать из нее горячее, чем пользовались?(ухватом) А сейчас с помощью загадок, я хочу проверить как вы запомнили названия предметов  в нашей избе и для чего они нужны были  человеку.(загадки)

Молодцы, ребята, вы были очень внимательными и правильно все отгадали.

2. Особенно много было работы в деревне у людей в теплое время года. Кроме домашнего хозяйства они еще очень много трудились на земле. Как вы думаете, дети, что они делали в поле? И тоже все приходилось делать своими руками. Давайте попробуем поиграть в игру «Сортировщики». Чтобы выполнить хорошо задание нужно сперва размять пальчики .(пальчиковая гимнастика  «помощник»). Посмотрите, что лежит в этих баночках? Кто знает как она называется? Кто знает, что получают из этих сортов зерна? А из муки что пекут? А что пекут  из овсяной муки? Овсяное печенье из какой муки? Овсяная мука из какого зерна? Наши повара тоже готовят для вас овсяную и геркулесовую кашу.  У вас в коробочках смешаны разные крупы. Необходимо их отсортировать на 2 тарелки. Приступаем к работе.

Ребята, в народе всегда гласила поговорка: «Труд человека кормит, а лень портит». Как вы думаете, это так? У всех вас трудятся родители, поэтому и вы старайтесь быть похожими на них. А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (ответы)    А теперь, когда вы все сделали, возьмите несколько зерен овса и положите в баночку с мокрой тряпочкой. Прикроем сверху еще одной и через несколько дней посмотрим, что же с ним стало.

3. Ребята, мы не просто так пришли в нашу русскую избу, предлагаю вам представить, что мы живем в деревне и готовимся к приходу гостей. А гостей всегда на Руси встречали и угощали хлебом-солью. Давайте вспомним, какие хлебобулочные изделия мы знаем. ( ответы) Хотите принять участие в приготовлении угощения? Тогда одеваем передники и приступаем к работе.

Ребята, сейчас мы с вами приготовим рабочее место. Что нам нужно для лепки?(ответы) Из чего готовят хлеб, булку, пирожки, печенье? У нас сегодня тесто не простое, а соленое. Из него мы будем лепить печенье.  Когда все будет готово, мы положим его сушиться. Через несколько дней оно затвердеет и  мы сможем взять наше печенье для игры в группе.

Дети лепят печенье, а воспитатель рассказывает историю о том, где впервые изготовили хлеб.

Ребята, вам понравилось путешествие в прошлое? А что особенно запомнили? Я желаю, чтобы вы смело шагнули в будущее с таким же прекрасным настроением, с желанием делать добро и для себя и для окружающих.

                                                         Ноябрь 2018года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка детского проекта в старшей группе "Мини-музей "Русская изба"

5 лет работаю над детскими проектами. Предлагаю вам , коллеги, свою разработку. Может она кому то поможет в работе....

Фольклорное развлечение в старшей группе "Посиделки в русской избе"

Фольклорное развлечение знакомит детей с русской избой, бытом русских людей, их праздниками, занятиями. Воспитывает нравственно-патриотические чувства детей дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Моздок - мой добрый светлый город»

Цели и задачи: Познакомить с историей возникновения города Моздока. Вызвать желание у детей рассказать о родном городе, его культуре, исторических местах, достопримечательностях. Закрепить назван...

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Проектная деятельность в подготовительной группе "Сердце простой деревенской избы"

Тип проекта: информационно-творческийПродолжительность проекта:среднесрочный (1 месяц)Участники проекта: дети подготовительной группы,воспитатели,руководитель музея "Русской старины" в детск...

Конспект "В деревенской избе, светлой горенке"

Конспект "В деревенской избе, светлой горенке"...