Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Организованная образовательная деятельность по экспериментированию проводилась с детьми старшей группы. В количестве 8 детей.
По теме: «В гостях у Феи Волшебства»
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
- мышление.
- Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
- Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде, извержение вулкана, танцующее молоко).
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
- Познакомить со свойствами воды.
Воспитательные:
- Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
- Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе
на тему: «В гостях у Феи Волшебства»
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
- мышление.
- Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
- Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде, извержение вулкана, танцующее молоко).
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
- Познакомить со свойствами воды.
Воспитательные:
- Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
- Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: плакат «Волшебный город», макет вулкана, миска с молоком.
Практические: физминутка, исследование предметов.
Оборудование: свиток с волшебной палочкой, золотой воздушный шар, игрушка Фея цветов, разнос с водой, набор бумажных цветов, мешочек с крупами, сито, миска для просеивания манки, кукла Балерина, молоко, тарелки по количеству детей, пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло, туча, воздушные шары, сода, уксус, пластиковые бутылочки, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, волшебное семя, ведерко с землей, лейка, изображение цветущего дерева, веселые и грустные волшебные человечки.
Ход занятия:
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Организационный момент
Дети с воспитателем заходят в зал.
Воспитатель обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
В: Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Внимание! Внимание!
Дорогие гости,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
В: – Посмотрите, что это лежит на полу?
(ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю).
В: – Давайте посмотрим, что это. (Это волшебная палочка).
В: - Ребята, на волшебной палочке есть надпись!!! Это же палочка Феи Волшебного города. Наверное, она ее обронила. И теперь не может ее найти. Нам срочно нужно найти ее хозяйку. Согласны? Отправляемся в путь.
-Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (воздушный шарик на полочке или гелиевый). Встаньте в круг вокруг меня, закройте глаза и возьмитесь за руки. (идут по кругу и говорят слова)
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Прям в Волшебный город, шарик золотой.
Где чудеса волшебные, где превращения интересные.
Закружи нас, заверти и в Волшебный город нас отнеси.
Пока дети произносят слова нужно повесить плакат «Волшебный город». В зал входит Фея, становится с краю.
В: - Ой, ребята, посмотрите вот мы и оказались в Волшебном городе.
Фея: - Что же делать? Что же будем с моим Волшебным городом? Как же я буду управлять Волшебным городом без волшебной палочки?
В: - Ребята, посмотрите, вот мы и нашли владельца палочки. Фея, не расстраивайся! Мы нашли твою палочку и принесли ее тебе.
Фея радуется.
Фея: - Спасибо, вам ребята. За это я приглашаю вас в путешествие по Волшебному городу.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Фея: - Начнем мы путешествие с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов. Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.
(на цветке висят карточки с загадками, воспитатель их зачитывает детям)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
Ответ: Одуванчик.
Звоночек синенький висел.
Ни разу в жизни не звенел.
Ответ. Колокольчик.
Золотая шапочка, белая рубашка.
Как зовут цветок?
Ответ. Ромашка.
Фея: - За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов дарит вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).
В: - Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.
1. Опыт «Цветок расцвел»
Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».
Фея: - Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха)
В: - Я знаю, откуда он взялся. Это феечка, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.
2. Опыт «Поможем Золушке»
(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)
Фея: - Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито.
В: - Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?
Дети: - Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.
Дети просеивают крупы.
Фея: - Ребята, молодцы! Крестная фея будет очень рада. Мне кажется, я слышу музыку. Да, это наша Фея Балеринка снова танцует. Она умеет танцевать самые разные танцы: вальс, польку, танго и танец со странным названием ча-ча-ча!
У каждого из Вас обязательно есть какая-то любимая вкусность. Я, например, просто не могу жить без шоколада. А Балеринка очень любит молоко.
В: - Давайте поговорим немного о молоке.
1. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?
Ответ: из сказок.
2. Кто дает нам молоко?
Ответ: корова, коза.
3. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?
Ответ: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики киты, дельфины.
4. Какое молоко называют «парным молоко»?
Ответ: это молоко, которое только что дала корова.
4. Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?
Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная часть молока из неё просто вытечет.
Фея: - А наше молоко не только умеет « бегать» но еще и «танцует». Пока Балеринка репетирует, оно потихоньку танцует.
В:- Так как мы находимся в Волшебном городе, то все здесь волшебное. И даже любимое Балеринкино молоко. Я предлагаю, вам подойти к столу и мы будем учиться волшебству.
3.Опыт «Танцующее молоко».
В: - Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «волшебство в молоке».
В: - Почему так получилось, как вы думаете?
Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.
В: - Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)
В: - Мы немного устали. Пора и нам размять свои ножки и станцевать.
Физкультминутка (на экране)
Во время физминутки Фея готовит следующий волшебный уголок.
Фея: - На этом волшебство не заканчивается. Пришла пора заглянуть в гости к волшебнику Громушке - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к нему с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой).
Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан и разноцветные шары. Это напоминание о детстве, все мы в детстве любим шарики. Да только Громушка так занят, что ему просто некогда их надувать.
В: - Но это не беда! Шары сами умеют надуваться. Ребята, Давайте, поможем волшебнику Громушке надуть шары.
4. Опыт «Надувание шарика». В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.
Фея: - Какие вы ребята молодцы! За то, что вы помогли надуть шары, Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.
В: - Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
5. Опыт «Извержение вулкана»
Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.
Фея: - Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.
В: - Оказывается чтобы, надуть шар и «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.
Фея: Наше путешествие по Волшебному городу подходит к концу.
В: - Осталось еще одно важное дело. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.
Объясните мне немного,
Если знаете ответ.
Почему считает кто-то,
Что чудес на свете нет.
Если семечко живое
Посадить и поливать -
Будет дерево большое,
Надо только подождать!
В: - Ребята, у меня есть волшебное семя. Давайте в память о нашем путешествии мы посадим его и когда вернемся в детский сад мы ухаживать за ним и наблюдать за его ростом.
(Воспитатель берет в руки ведерко с землей и «сажает» семя, поливает из лейки и показывает на изображение цветущего дерева на стене.)
Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в наши двери
Волшебство и чудеса!
В: - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад и прощаться с Феей.
(дети благодарят Фею и прощаются с ней)
Фея: - До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства.
В: - Вспомним наши волшебные слова:
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Прямо в детский садик, наш родной.
Закружи нас, заверти и в детсад нас отнеси.
В: - Ребята вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего?
- На прощанье я решила подарить вам волшебных человечков. Кому было сегодня интересно – возьмет улыбающегося, а кому скучно – грустного. Дети выбирают человечка по настроению.
В: - А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
И какие же слова
Говорим мы уходя?
Дети: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух вокруг нас»
Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»...
Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе "Мы спасаем воду"
Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе "Мы спасаем воду"...
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе "Необыкновенный и удивительный магнит "
Знакомство детей с понитиями "магнит", "магнитная сила". Дать представление о свойствах магнита. Обогащать словарь детей (притягивает, примагничивает, магнетические, нем...
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе "В гостях у капельки"
конспект открытого занятия по экспериментирванию в старшей группе...
Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды
Цель занятия: Познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:-познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это ...
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Как устроены перья птиц?»
Цель: развитие познавательно - исследовательскойактивности детей,формирование навыков экспериментирования.Задачи: закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать ...
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Занимательные эксперименты»
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе«Занимательные эксперименты»...