Конспект НОД по познавательному развитию (экология) в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_belogo_snega_2.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект НОД по познавательному развитию (экология) в старшей группе

Тема: «Тайны белого снега».

Цель: Расширять у детей собственные познавательные способности в процессе получения информации о свойствах снега, путем поэтапного решения поставленной проблемы.  Углублять представления о значении снега в жизни природы и человека.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить и расширить представления детей о снеге; вызвать радость от открытий, полученного из опыта; учить детей анализировать, делать выводы.

Развивающие:

Развивать мышление, наблюдательность, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ.

Воспитательные:  

Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства.

                                         Материалы и оборудование:

 Снег, пейзажные картины, календари наблюдения за изменениями природы и погоды, загадка, вода холодная и горячая, энциклопедия.

                                              Словарная работа:

сыпучий как сахар, белый как белое покрывало, искристый, блестящий, теплый как пуховый платок.

                                         Предварительная работа: 

Дидактические игры: «Какой снег?», «Что делает снег?» и т.д. Рассматривание пейзажных картин, рисунков. Чтение стихотворений о весне. Заучивание пословиц, примет.

Ход занятия

1. Вводно – мотивационная часть.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в гостях загадка. Сумеем ли ее разгадать?

Он черной тучей был сначла

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом

А по весне совсем исчез.

Интересно, что бы это могло быть?

Дети: Это снег.

2. Основная часть.

Воспитатель: Какие слова в загадке вам подсказали, что это снег?

Дети: белый как пух, покрыл землю одеялом, весной совсем исчез, он растаял.

Воспитатель: Предлагаю поговорить о снеге, о его свойствах и качествах.

Мы уже из загадки немного узнали о снеге.

Скажите, какой он?

Дети: Пушистый.

Воспитатель: А по цвету?

 Дети: Белый.

Воспитатель: Значит, о том, что снег белый и пушистый мы узнали, послушав загадку.

Воспитатель: Я знаю, что у снега есть тайны, может ли снег сам о них рассказать? Как вы, думаете?

Дети: Может, наверное.

Воспитатель: А, чтобы ответить точно, давайте вспомним наше наблюдение за снегом.

Дети: Мы, когда наблюдали, то видели, что снег не везде растаял на крыше.

Воспитатель: И я видела, с одной стороны было много снега, а с другой уже не было. Значит, где-то снег таял быстрее, а где-то медленнее.

Интересно, почему снег тает не везде одинаково? Предлагаю найти ответ на этот вопрос в нашей лаборатории.

3. Экспериментирование

Воспитатель: Что вы видите в лаборатории?

Дети: Баночки с водой, снег.

Воспитатель: Как думаете вода в баночках, какой температуры?

Дети: Мы ее потрогали и узнали, что в синей баночке вода холодная, а в красной горячая.

Воспитатель: Давайте же выясним, почему снег тает не везде одинаково? Предлагаю опустить снег в баночку с холодной водой? Что заметили?

Дети: Снег плавает.

Воспитатель: А теперь отпустим в горячую воду. Как себя ведет снег?

Дети: Он быстро тает.

Воспитатель: Где быстрее снег тает в горячей воде или в  холодной?

Дети: Снег тает быстрее в горячей воде.

Воспитатель: Давайте, сделаем вывод.

Дети: Быстро снег тает  там, где тепло, а медленнее   там,  где холодно.

Воспитатель: И эту тайну нам рассказал сам снег. Как мы ее узнали?

Дети: Мы проводили опыт.

4. Дидактическая игра «Где водичка?

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, снежинка, роса, мороз и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где водичку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор.

Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где водичку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняют выбор.

5. Работа с энциклопедией.

Воспитатель: Всегда ли снег тает, как думаете?

Дети: Думаем всегда.

Воспитатель: Давайте ответ найдем в нашей библиотеке. Знакомы ли вам эти книги?

Дети: Знакомы, это энциклопедии.

Воспитатель: Вот в этой книги мы и найдем ответ на вопрос. Давайте послушаем, есть ли такие места, где снег не тает совсем.

В горах снег никогда не тает, там низкая всегда держится температура. И этот снег называют ледником. Ледник- это огромная масса спрессованного снега, который в лед превратился. Когда солнце чуть пригревало, снег начинал таять, а потом опять замерзал и превращался в лед.

Скажите, где снег никогда не тает?

Дети: В горах.

Воспитатель: А, что там происходит со снегом?

Дети: Он превращается в лед.  В горах и становится твердым и скользким.

Воспитатель: Что нам помогло узнать это свойство снега превращаться в лед?

Дети: Энциклопедия.

6. Физкультминутка

Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          (приседаем)
И на елке снег, снег,               (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.           (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,     (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь            (пальчик к губам, шепотом)

7. Работа по картине.

Воспитатель: Интересно, а поэты, каким видели снег. Давайте послушаем какого цвета снег в стихотворении Н. Брауна.

«Весь игольчатый с мороза,

 На заре он нежно- розов.

Давайте пройдем на вернисаж, чтобы полюбоваться нежно-розовым снегом.

Нежно - розовые блики на снегу бывают от солнечных лучей, когда солнце    восходит.  

А вот еще одна цветовая гамма в его стихотворении.

Вдали- в тени, в низине-

Голубой и даже синий.

Что можете сказать о снеге на этой картине?

Дети: На этой картине снег синий.

Воспитатель: Вот такая голубизна снега, бывает, когда   чистое голубое небо и это отражается на белом снегу. И все это увидел художник. Давайте это запишем, чтобы запомнить, элементами снежинок. Как вы узнали о цвете снега?

Дети: Мы слушали стихи, рассматривали картины.

Воспитатель: Когда снег бывает темным и серым?

Дети: Такой снег можно увидеть в марте.

Воспитатель: Верно, снег серым бывает в марте, весной когда он начал таять. Каким мы еще видели снег? После первого снегопада снег, какой?

Дети: Белый, пушистый, мягкий, сыпучий.

Воспитатель: Мы лепили снежную бабу.

Снег, был какой?

Дети: липкий, мокрый.

Когда гуляли в морозную погоду?

Дети: Скрипучий.

Когда солнечные лучи попадают на снег и он?

Дети: Искристый, блестящий.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: Вот оказывается какими удивительными тайнами обладает снег.   Теперь когда нам все тайны снега  известны, думаю можно о нем полностью рассказать.

Дети: Снег белый как сахар, пушистый как одеяло, серый, темный, розовый, синий и т. д.

Воспитатель: Как вы узнали о тайнах снега?

Дети: Разгадывали загадку, проводили эксперимент, анализировали текст,   находили ответ в  энциклопедии, слушали стихотворение и сравнивали с картинами, смотрели передачи,  наблюдали.

Воспитатель: И вы сегодня, были настоящими исследователями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по познавательному развитию (экология) в средней группе. Тема: ”Воздух – какой он?”

Конспект мероприятия по познавательному развитию (экология)в средней группе.Тема: ”Воздух – какой он?”Цель: расширить знания детей о свойствах воздуха.Задачи:Образовательные:- дать представление о том...

Конспект по ОО «Познавательное развитие» (Экология) в подготовительной группе по теме: «Путешествие во времени»

Закрепить представления об изменениях продолжительности дня и ночи в течении осенне-зимнего периода....

НОД по познавательному развитию (экология) в старшей группе на тему: « Как дикие животные готовятся к зиме».

Цель: Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знания признаков живой и неживой природы. Тренировать в отгадывании загадо...

ОД по познавательному развитию (экология) в старшей группе "Красная книга природы: Амурский тигр"

Цели: Формировать у детей бережное и доброе отношение к природе.Задачи:- Познакомить детей с образом жизни амурского тигра, средой его обитания, привычками , действиями людей по его защ...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» (Экология) в старшей группе по теме « Экологическая викторина «Знатоки природы»

Экологическая викторина "Знатоки природы" является итоговым занятием по экологии за первое полугодие с сентября по декабрь. В игровой форме, дети вспоминают то, что изучили за этот отрезок в...

Конспект занятия познавательного развития - экология в старшей группе на тему «Сохраним свою планету»

В дошкольном детстве закладывается начальное восприятие окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе.По мнению С.Н.Николаевой  «В предметное окружение ...