Конспект НОД по познавательному развитию (экология) в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_belogo_snega_2.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию (экология) в старшей группе
Тема: «Тайны белого снега».
Цель: Расширять у детей собственные познавательные способности в процессе получения информации о свойствах снега, путем поэтапного решения поставленной проблемы. Углублять представления о значении снега в жизни природы и человека.
Задачи:
Обучающие:
Уточнить и расширить представления детей о снеге; вызвать радость от открытий, полученного из опыта; учить детей анализировать, делать выводы.
Развивающие:
Развивать мышление, наблюдательность, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства.
Материалы и оборудование:
Снег, пейзажные картины, календари наблюдения за изменениями природы и погоды, загадка, вода холодная и горячая, энциклопедия.
Словарная работа:
сыпучий как сахар, белый как белое покрывало, искристый, блестящий, теплый как пуховый платок.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Какой снег?», «Что делает снег?» и т.д. Рассматривание пейзажных картин, рисунков. Чтение стихотворений о весне. Заучивание пословиц, примет.
Ход занятия
1. Вводно – мотивационная часть.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в гостях загадка. Сумеем ли ее разгадать?
Он черной тучей был сначла
Он белым пухом лег на лес,
Покрыл всю землю одеялом
А по весне совсем исчез.
Интересно, что бы это могло быть?
Дети: Это снег.
2. Основная часть.
Воспитатель: Какие слова в загадке вам подсказали, что это снег?
Дети: белый как пух, покрыл землю одеялом, весной совсем исчез, он растаял.
Воспитатель: Предлагаю поговорить о снеге, о его свойствах и качествах.
Мы уже из загадки немного узнали о снеге.
Скажите, какой он?
Дети: Пушистый.
Воспитатель: А по цвету?
Дети: Белый.
Воспитатель: Значит, о том, что снег белый и пушистый мы узнали, послушав загадку.
Воспитатель: Я знаю, что у снега есть тайны, может ли снег сам о них рассказать? Как вы, думаете?
Дети: Может, наверное.
Воспитатель: А, чтобы ответить точно, давайте вспомним наше наблюдение за снегом.
Дети: Мы, когда наблюдали, то видели, что снег не везде растаял на крыше.
Воспитатель: И я видела, с одной стороны было много снега, а с другой уже не было. Значит, где-то снег таял быстрее, а где-то медленнее.
Интересно, почему снег тает не везде одинаково? Предлагаю найти ответ на этот вопрос в нашей лаборатории.
3. Экспериментирование
Воспитатель: Что вы видите в лаборатории?
Дети: Баночки с водой, снег.
Воспитатель: Как думаете вода в баночках, какой температуры?
Дети: Мы ее потрогали и узнали, что в синей баночке вода холодная, а в красной горячая.
Воспитатель: Давайте же выясним, почему снег тает не везде одинаково? Предлагаю опустить снег в баночку с холодной водой? Что заметили?
Дети: Снег плавает.
Воспитатель: А теперь отпустим в горячую воду. Как себя ведет снег?
Дети: Он быстро тает.
Воспитатель: Где быстрее снег тает в горячей воде или в холодной?
Дети: Снег тает быстрее в горячей воде.
Воспитатель: Давайте, сделаем вывод.
Дети: Быстро снег тает там, где тепло, а медленнее там, где холодно.
Воспитатель: И эту тайну нам рассказал сам снег. Как мы ее узнали?
Дети: Мы проводили опыт.
4. Дидактическая игра «Где водичка?
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, снежинка, роса, мороз и т. д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где водичку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор.
Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где водичку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки, и объясняют выбор.
5. Работа с энциклопедией.
Воспитатель: Всегда ли снег тает, как думаете?
Дети: Думаем всегда.
Воспитатель: Давайте ответ найдем в нашей библиотеке. Знакомы ли вам эти книги?
Дети: Знакомы, это энциклопедии.
Воспитатель: Вот в этой книги мы и найдем ответ на вопрос. Давайте послушаем, есть ли такие места, где снег не тает совсем.
В горах снег никогда не тает, там низкая всегда держится температура. И этот снег называют ледником. Ледник- это огромная масса спрессованного снега, который в лед превратился. Когда солнце чуть пригревало, снег начинал таять, а потом опять замерзал и превращался в лед.
Скажите, где снег никогда не тает?
Дети: В горах.
Воспитатель: А, что там происходит со снегом?
Дети: Он превращается в лед. В горах и становится твердым и скользким.
Воспитатель: Что нам помогло узнать это свойство снега превращаться в лед?
Дети: Энциклопедия.
6. Физкультминутка
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
7. Работа по картине.
Воспитатель: Интересно, а поэты, каким видели снег. Давайте послушаем какого цвета снег в стихотворении Н. Брауна.
«Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно- розов.
Давайте пройдем на вернисаж, чтобы полюбоваться нежно-розовым снегом.
Нежно - розовые блики на снегу бывают от солнечных лучей, когда солнце восходит.
А вот еще одна цветовая гамма в его стихотворении.
Вдали- в тени, в низине-
Голубой и даже синий.
Что можете сказать о снеге на этой картине?
Дети: На этой картине снег синий.
Воспитатель: Вот такая голубизна снега, бывает, когда чистое голубое небо и это отражается на белом снегу. И все это увидел художник. Давайте это запишем, чтобы запомнить, элементами снежинок. Как вы узнали о цвете снега?
Дети: Мы слушали стихи, рассматривали картины.
Воспитатель: Когда снег бывает темным и серым?
Дети: Такой снег можно увидеть в марте.
Воспитатель: Верно, снег серым бывает в марте, весной когда он начал таять. Каким мы еще видели снег? После первого снегопада снег, какой?
Дети: Белый, пушистый, мягкий, сыпучий.
Воспитатель: Мы лепили снежную бабу.
Снег, был какой?
Дети: липкий, мокрый.
Когда гуляли в морозную погоду?
Дети: Скрипучий.
Когда солнечные лучи попадают на снег и он?
Дети: Искристый, блестящий.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Вот оказывается какими удивительными тайнами обладает снег. Теперь когда нам все тайны снега известны, думаю можно о нем полностью рассказать.
Дети: Снег белый как сахар, пушистый как одеяло, серый, темный, розовый, синий и т. д.
Воспитатель: Как вы узнали о тайнах снега?
Дети: Разгадывали загадку, проводили эксперимент, анализировали текст, находили ответ в энциклопедии, слушали стихотворение и сравнивали с картинами, смотрели передачи, наблюдали.
Воспитатель: И вы сегодня, были настоящими исследователями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мероприятия по познавательному развитию (экология) в средней группе. Тема: ”Воздух – какой он?”
Конспект мероприятия по познавательному развитию (экология)в средней группе.Тема: ”Воздух – какой он?”Цель: расширить знания детей о свойствах воздуха.Задачи:Образовательные:- дать представление о том...
Конспект по ОО «Познавательное развитие» (Экология) в подготовительной группе по теме: «Путешествие во времени»
Закрепить представления об изменениях продолжительности дня и ночи в течении осенне-зимнего периода....
Образовательная деятельность по познавательному развитию (экология) в старшей группе на тему «Цветы»
конспект...
НОД по познавательному развитию (экология) в старшей группе на тему: « Как дикие животные готовятся к зиме».
Цель: Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знания признаков живой и неживой природы. Тренировать в отгадывании загадо...
ОД по познавательному развитию (экология) в старшей группе "Красная книга природы: Амурский тигр"
Цели: Формировать у детей бережное и доброе отношение к природе.Задачи:- Познакомить детей с образом жизни амурского тигра, средой его обитания, привычками , действиями людей по его защ...
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» (Экология) в старшей группе по теме « Экологическая викторина «Знатоки природы»
Экологическая викторина "Знатоки природы" является итоговым занятием по экологии за первое полугодие с сентября по декабрь. В игровой форме, дети вспоминают то, что изучили за этот отрезок в...
Конспект занятия познавательного развития - экология в старшей группе на тему «Сохраним свою планету»
В дошкольном детстве закладывается начальное восприятие окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе.По мнению С.Н.Николаевой «В предметное окружение ...