Конспект занятия "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Вода»
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Основные задачи:
1.Образовательные:
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
- Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете;
- Формировать словарь детей: лаборатория, опыты, оборудование;
- Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течет, смачивает, впитывается, растворяет;
- Вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе;
- Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснение воспитателя;
- Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми.
2.Развивающие:
- Способствовать развитию любознательности;
- Развивать внимание детей, логическое мышление;
- Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
3.Воспитательные:
- Продолжать воспитывать культуру поведения, самостоятельность и инициативу;
- Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.
Оборудование и материалы: письмо от почтальона, карточки с загадками, «снежинки».
Раздаточный материал (на каждого ребенка): халат, лоток для раздаточного материала, одноразовые стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.
Предварительная работа: занятие по блоку «Вода», беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку».
Методические приемы: беседа, вопросы, совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность), загадки, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика.
Ход занятия:
I.Первая часть: (информационно-познавательная)
Дети стоят полукругом в группе.
Приветствие гостей.
В группу заходит почтальон и приносит письмо.
Воспитатель открывает и читает его:
«Здравствуйте, ребята! Я Великий учёный. Слышал, что вы много знаете и умеете. Злой волшебник запер в волшебной коробке мои сокровища. Коробка откроется только тогда, когда вы разгадаете секреты воды, ответите на все вопросы и соберете все волшебные «снежинки». Торопитесь, у вас мало времени. Если успеете, сокровища будут ваши. Удачи!»
Воспитатель: Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А какие секреты воды хочет узнать наш ученый? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! А где работают ученые? (в научной лаборатории)
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
Ну что, ребята, поможем учёному найти сундук с сокровищами и открыть его? (Да). Покружись, покружись и в ученых превратись. (Дети и воспитатель одевают халаты)
Воспитатель: Ребята отправимся в волшебную лабораторию, но для начала нужно отгадать загадку.
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- А что такое глобус?
(Глобус – это модель Земли).
Дети подходят и становятся полукругом возле стола, на котором стоит глобус, накрытый тканью.
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный.
- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше)
- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.
- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
Воспитатель: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-… (дождь)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки)
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней. (снег)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет. (сосулька)
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)
- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)
-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (Ответы детей)
- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.
- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.
Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 3-4недели.
Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.
(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1. «Вода - жидкость».
Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).
Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
Вывод: вода – жидкость. (После каждого опыта дети получают «снежинку»)
Опыт№ 2. «Вода бесцветная»
- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.
- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?
Вывод: вода – прозрачная жидкость.
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».
- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.
(У воды нет запаха).
- Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).
Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».
- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).
- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Опыт 5. «Вода превращается в лед».
- Ребята, а какое сейчас время года? (Зима).
-А почему мы зимой тепло одеваемся, когда идем на улицу? (Потому что холодно)
-Молодцы правильно. А как вы думаете, что происходит с водой, когда холодно? (Вода замерзает).
-А во что она превращается (В лед).
- Я вам раздам по кусочку льда. Потрогайте и скажите какой он? (Ответы детей).
-А что с ним происходит в тепле? (Он тает).
Вывод: Вода на морозе превращается в лед.
Лед холодный и у вас, наверное, замерзли руки. Давайте их согреем.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой
Я зиму, и снег, и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по
Но где же снежинки? Ладони правой руки. Ритмичные
В ладошке вода, удары пальцами правой руки, начиная
Куда же исчезли снежинки? Куда? С указательного по левой руке.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи… Сжать кулаки, разжать.
Как видно, ладошки мои горячи. Потряхивать расслабленными ладонями.
Опыт 6. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
III часть. Подведение итогов.
В: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня, вы расскажете своим друзьям и родителям. Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад, нас там ждет сундук с сокровищами. Покружись, покружись в детском саду все окажись. (Дети снимают халаты).
Дети подходят к сундуку, на котором лежит записка:
Дорогие, ребята! Я рад за вас! Вы все справились с моими заданиями, раскрыли все секреты воды, вам удалось собрать все «снежинки» и за это я вас награждаю своими сокровищами. Для того, чтобы коробка открылась, нужно сказать волшебные слова: «Рабле - крабле, бум!» (дети открывают коробку и находят в ней сюрприз).
Воспитатель благодарит всех детей за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....